Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Схема психологического анализа сказок

2017-11-22 1929
Схема психологического анализа сказок 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Анализируя древние истории, мы не используем специальных схем, а просто стараемся, насколько это возможно, постичь знание и смысл, зашифрованные в них. В контексте проективной психодиагностики тре­буется структура, позволяющая систематизировать информацию, кото­рая содержится в авторской сказке.

Для того чтобы составить схему психологического анализа сказок, нам необходимо выделить ключевые характеристики сказки.

Под ключевыми характеристиками понимаются качественные пока­затели, с помощью которых можно описать авторскую сказку. Ключе­вые характеристики помогают психологу выявить отправные точки ана­лиза сказки и таким образом встать на путь понимания внутреннего мира клиента и особенностей его взаимоотношений с окружающим ми­ром.

Объем информации, содержащейся в сказке, огромен. Психолог спо­собен понять и осмыслить лишь некоторую его часть. Однако и эта часть сама по себе является достаточно объемной. Введение ключевых харак­теристик значительно облегчает процесс систематизации информации, а следовательно, помогает специалисту встать на путь понимания внут­реннего мира клиента.

Предлагаемый список ключевых характеристик сложился опытным путем. Не исключено, что со временем он дополнится новыми показате­лями.

Итак, ключевыми характеристиками сказки являются:

1) энергоинформационное поле сказки;

2) основная тема сказки;

3) сюжет сказки;

4) линия главного героя;

5) символическое поле.

1. Энергоинформационное поле. Это особая энергия сказки, оставляющая у слушателя определенное «послевкусие», состо­ящее из ощущений, чувств, мыслей и впечатлений.

Каждая сказка обладает частью энергии своего автора и содержит информацию о его внутренних процессах. Таким образом, каждый чело­век, читающий или слушающий сказку, соприкасается с ее энергоинформационным полем. Это поле может оказывать на нас определенное воздействие — влиять на психосоматическое состояние, настроение, мыслительные процессы.

Читая разные сказки, мы отмечаем изменения в своих ощущениях и впечатлениях. Сказкотерапевт обычно лишь фиксирует свою первую реакцию, но не следует за ней. Потому что, если подчиниться энергоин­формационной волне сказки, можно потерять объективность професси­онального взгляда. Особенно в случае, когда клиент имеет выраженные психопатологические особенности; как правило, «засасывающая» энер­гия таких сказок довольно велика.

Если первое впечатление от сказки оставило у психолога тяжелое ощущение, это верный показатель наличия у автора серьезных внутрен­них конфликтов.

Чаще всего у сказкотерапевта, психолога возникает адекватный от­вет на энергетику сказки, то есть включается некое «рабочее состоя­ние». Его первым признаком является искренний интерес к сказке.

Мы еще слишком мало знаем об энергоинформационном поле сказ­ки, но понимаем всю важность этой ключевой характеристики. Факти­чески энергоинформационное поле является главным хранилищем зна­ний об авторе, однако нам пока трудно формализовать это знание. Поэтому на помощь приходят другие ключевые характеристики.

2. Основная тема. Это идея, пронизывающая весь сюжет сказ­ки. Основная тема отражает актуальные жизненные ценности, потреб­ности, «зону ближайшего развития» автора. Иными словами, основная тема показывает нам то, что является для клиента наиболее значимым в данный момент. Над чем он сознательно или бессознательно «работа­ет», к чему стремится.

Наиболее распространенными темами сказок являются: тема любви, тема детско-родительских взаимоотношений и отношений в семье; тема личностного роста; тема основных жизненных ценностей (сказки с жиз­ненной моралью); тема дружбы.

Чтобы определить основную тему, нужно задать себе или автору во­прос: о чем эта сказка, чему она учит?

Основная тема может быть представлена на нескольких уровнях:

— ценностном;

— ментальном;

— эмоциональном;

— витальном.

Ценностный уровень содержит общие жизненные ценности, прояв­ленные в сказке.

Ментальный уровень отражает понимание, степень осмысления ав­тором событий, положенных в основу сюжета сказки.

Эмоциональный уровень показывает качество чувственно-смысло-bofo проживания основной темы.

Витальный уровень говорит о степени удовлетворенности автора в связи с актуализацией основной темы сказки; к этому уровню относит­ся влияние происходящих в сказке событий на жизнедеятельность ге­роев.

Для примера проанализируем с позиции основной темы следующую сказку.

Юля, 17 лет

Счастье и его поиски

Это было сотни лет назад, когда не было ничего - ни солнца, ни неба, ни песка, ни воды, ни людей. Была лишь одна Высшая сила, которая решила создать что-то, чтобы ей легко жилось. И вот создалось солнце и небо. Но Высшая сила получила сильный ожог, а небо стало слепить ей глаза сво­ей синевой. Потом создалась Земля — на ней Высшая сила поселила живот­ных, предоставила им пищу, пустила воду, построила горы. Но ей все время казалось, что чего-то недостает, и она все совершенствовала Землю, созда­вая новые виды растений и животных, пока не поняла, что совершенству нет предела. Но Высшая сила все еще не ощущала себя счастливой. Тогда она решила создать Человека. Так на Землю пришло удивительное существо.

Однако вскоре Человеку стало мало Земли, он захотел проникнуть во все тайны бытия. И он проник в них и низвергнул Высшую силу. Теперь она была вынуждена скитаться по миру и искать себе место. Она с болью в сердце вспоминала свое прежнее, счастье от созданного ею мира, — теперь он при­носил ей одни несчастья. И вот однажды она набрела на жилище Человека.

Вместо замечательного дворца, в котором Высшая сила некогда правила миром, она увидела развалины и посреди них ветхую хижину. На нее нахлы­нули воспоминания, и она решила зайти внутрь. На полу лежал ужасно ху­дой Человек, он уже не мог добывать себе пищу и готовить ее, потому что, изгнав Высшую силу, он утратил самое главное, что в нем было и за что его любили животные и растения, - совесть, счастье, покой и гармонию. Хрип­лым голосом он стал уговаривать Высшую силу вернуться на престол, а его возвратить на Землю. Высшая сила вспомнила, как, стремясь к совершенству, она пыталась пойти неверным путем создания лживого, — это отрази­лось в Человеке. Но предложение приняла. Нет, она не утратила свои пози­ции: она пытается совершенствовать то, что создала.

А Человек... Он расселился очень широко, но все ли люди были достойны звания Человека? Они забыли о проступке их прародителя и вновь стали по­сягать на престол. Высшая сила, стремясь и в этом увидеть положительные черты, наградила людей разумом, но также бросила в их душу смущение за низкие поступки.

Теперь люди со своим смущением уже не пытаются посягать на престо­лы, которые по праву должны принадлежать тем, кто их достоин, а не тем, кто их захватил.

Основная тема сказки — взаимоотношения Человека с Высшей си­лой, породившей его и весь мир.

На ценностном уровне проявлены:

— мысль о том, что человек не может претендовать на место силы, его породившей;

— важнейшие ценности: совесть, счастье, покой и гармония;

— понимание места человека в мире и смысла его существования. На ментальном уровне выражается степень осознания важнейших ценностей. Например, Бог представлен в образе некой Высшей силы, которая создала мир и Человека, которая стремится к совершенству. Высшая сила пыталась пойти неверным путем, и это отразилось в со­зданном ею Человеке в виде лживости, то есть ошибки Высшей силы проявились в пороках Человека. Здесь явно прослеживается философ­ская мысль: «что наверху, то и внизу». Имеющаяся у человека частица Высшей силы дает ему основания для претензий на престол. Налицо переживание автором идеи о Богочеловеке, причем в ее искаженном виде. Подобное искажение случалось в истории нашей страны: разру­шение церквей, желание «повернуть реки вспять» и др. Частица Бога помогает человеку стремиться к росту, но не дает ему право претендо­вать на престол своего Божественного отца. Человек, претендующий на роль Бога, абсолютно безосновательно считает себя всесильным и за­бывает о главных ценностях жизни. Это приводит к его краху и ставит мир на грань катастрофы.

Таким образом, на ментальном уровне Юля, глубоко осмысляя взаи­моотношения человека с Богом, находит истинное место и образ дей­ствий человека в мире.

На эмоциональном уровне отражается качество чувственно-смылового проживания основной темы. С одной стороны, это счастье творче­ства, созидания нового мира. С другой — боль от утраченного, разру­шенного, потерянного. Иначе говоря, на эмоциональном уровне данная сказка представляет счастье созидания и боль разрушения. Все это го­ворит о неравнодушии автора к проблемам бытия и смысла существова­ния человека.

Также на эмоциональном уровне представления основной темы сказ­ки проявляется и чувство-ограничитель — смущение за низкие поступ­ки, которое добавила в душу Человека Высшая сила.

Витальный уровень основной темы отражает физические ощуще­ния героя. Человек, захвативший престол Высшей силы, произведя раз­рушения, оказывается в ущербном положении. Он голоден, бессилен, немощен. Ему не хватает жизненных сил, и он просит вернуть все на свои места. Таким образом автор усиливает впечатление от основной темы, поскольку витальный уровень включает в себя все самое необхо­димое для жизни. Иными словами противоборство с Богом приводит к физическому уничтожению мира и самого человека.

Сказка Юли носит характер притчи. Истории такого рода могут быть проанализированы даже без учета всех ключевых характеристик, а толь­ко с точки зрения основной темы.

3. Сюжет сказки. Это изложение хода событий. Работая с сю­жетом авторской сказки, нужно обратить внимание на три момента:

1) оригинальность сюжета;

2) жанровая форма сказки;

3) последовательность событий.

Под оригинальностью понимается новизна, необычность сюжета, его непохожесть на популярные фабулы. Как правило, оригинальные сюжеты придумывают авторы с хорошо развитым воображением, склон­ные к индивидуализму, стремящиеся к новым ощущениям и пережива­ниям. Традиционные сюжеты свидетельствуют о вовлеченности автора во взаимодействие с пластами коллективного бессознательного. Если вернуться к сказке Юли, то можно отметить традиционность сюжета ее истории. Это говорит об актуализации во внутреннем мире девушки глу­бинных архетипических механизмов.

Жанры сказок могут быть разными, иногда совершенно нестандарт­ными. Например:

1. Авантюрно-приключенческий. В основу сюжета положены от­кровенные авантюры или приключения.

2. Мистический. Основу сюжета составляют мистические события.

3. Сентиментально-драматический. Основу сюжета составляет рассказ о трогательных взаимоотношениях, имеющих драматические аспекты.

4. Любовно-романтический. Основу сюжета составляет история любви.

5. Реально-драматический. В основе сюжета реальные взаимоот­ношения, драматически окрашенные.

6. Интрапсихический. В основе сюжета внутренние переживания автора, процесс рефлексии.

7. Морально-нравственный. В основе сюжета описание добродете­ли или порока, с непременным наказанием последнего.

8. Философский. В основе сюжета драматизация философской идеи, жизненного принципа или явления.

9. Истории жизни. 10. Смешанный.

Жанр сказки указывает на актуальный для автора характер пережи­ваний и область его интересов (табл. 2).

Приведенная выше сказка Юли создана в философском жанре, гово­рит об актуальности для нее переживаний, связанных с важнейшими жизненными ценностями.

Работая с сюжетом сказки, важно также проанализировать после­довательность событий в ней. Бывает, что в сюжете сказки автор «за­шифровывает» реальные события своей жизни. С другой стороны, ав­тор, описывая их в сказке, определенную последовательность событий может «программировать» в своей реальной жизни. В любом случае, это чрезвычайно важно, поскольку связано с судьбой автора.

Таблица 2. Актуальный характер переживаний и область интересов человека в зависимости от жанра сочиненной им сказки

Жанр Характер переживаний, актуальный для автора сказки Область интересов, актуальная для автора сказки
Авантюрно-приклю­ченческий Переживания ярких впечатлений, связанных с битвами, погонями, приобретением удивительных трофеев Все новое, неизве­данное, тайное;воз­можно, запретное
Мистический Переживания мистические, таинст­венные, волнующие; возможно, вызывающие страх Область ирреального, иррационального
Сентиментально-драматический Эмоции, связанные с конкретными ситуациями Взаимоотношения с кем-либо, чем-либо
Любовно-романти­ческий Переживания, связанные с влюблен­ностью, любовью, страстью, с пре­одолением препятствий между влюбленными Возлюбленный(ая)
Реально-драмати­ческий Эмоции, связанные с конкретными жизненными ситуациями, мысля­ми, идеями Реальная жизнь и взаимоотношения с другими людьми, чаще близкими
Интрапсихический Анализ внутренних ощущений и пе­реживаний, возникающих как ре­акция на события внешнего мира Собственный внутрен­ний мир
Морально-нравст­венный Переживания, связанные с проявле­нием человеческих пороков и до­бродетелей Пороки и добродетели человека
Философский Переживание экзистенциального плана, чувственно-смысловое пере­живание жизненных ценностей Философские аспекты жизни
Истории жизни Восстановление динамики пережи­ваний прошлых событий События собственной жизни и отношение к ним
Смешанный Разноплановые переживания Различные явления

4. Линия главного героя. Это ключевая характеристика, отражающая актуальное самоощущение и стремления автора.

Главный герой — это образ автора, либо реальный, либо идеальный. Поэтому, если мы имеем цель глубже понять личностные особенности автора, мы будем проводить психологический анализ именно с позиции этой ключевой характеристики.

Здесь для нас важно прояснить четыре момента:

1) Образ себя, отношение к себе, динамика изменений отноше­ния к себе. Это проявляется через характер описания главного героя: каким он перед нами предстает — красивым или безобразным, успеш­ным или неуспешным; меняются ли его статус и возможности в течение сказки.

2) Образ цели, к чему стремится главный герой. Это выясняется из финала сказки. Предполагается, что в финале реализуется если не сознательное, то бессознательное стремление героя. Зная финал, мы можем ответить на вопрос: чего герой хотел на самом деле?

3) Мотивы поступков главного героя. Определяются по сюжету сказки.

4) Отношения с окружающим миром. Определяются по поступ­кам героя и характеру влияния на него других персонажей. В этом ас­пекте также актуален критерий «разрушитель — созидатель».

5. Символическое поле сказки. Оно отражает инфор­мацию о внутреннем мире клиента, зашифрованную в образах и симво­лах. Иногда эта ключевая характеристика является наиболее привлека­тельной для исследователя.

Некоторые наши коллеги думают, что, пока они не будут знать зна­чения всех (!) символов, не стоит приступать к работе с проективным материалом сказки. Мы хотели бы развеять данное заблуждение.

Во-первых, просто «выучить» значения символов невозможно. Это дело всей жизни, это постоянный процесс осмысления, поиск новой ин­формации, анализ собственных наблюдений.

Во-вторых, кто рискнет утверждать, что знает истинное значение символа? Пожалуй, только А. Менегетти. Только он может быть крайне безапелляционен в собственных вольных трактовках символического значения наиболее распространенных образов.

Обычно для работы с символами рекомендуется использовать «юнгианскую» литературу. К.-Г. Юнг и его последователи были, помимо все­го прочего, энциклопедически образованными людьми. Их трактовки символического значения образа всегда многозначные, многоуровне­вые.

Таблица 3. Аспекты анализа авторских сказок в зависимости от задач психодиагностики

Основной аспект анализа сказки Основная задача психодиагностики
1. Основная тема 2. Образ цели главного героя 3. Мотивы поступков главного героя Определить ценностные ориентации личности (важные для автора в дан­ный момент ценности, стремления, образ цели)
1. Сюжет 2. Мотивы поступков главного героя Определить особенности ситуативного реагирования (особенности поведе­ния и реагирования автора, сцена­рии взаимоотношений с окружа­ющими)
1. Взаимоотношения героя с окружа­ющим миром и другими персонажами Определить психологическую резистентность (особенности проявления себя в мире, характер взаимоотношений с окружающими, оценка способно­сти к противостоянию неблагопри­ятным воздействиям внешнего мира)
1. Энергоинформационное поле 2. Символическое поле 3. Образ себя Определить наличие и содержание внутренних и внешних конфликтов

Работа с «юнгианской» литературой постепенно формирует культуру взаимоотношений с символами. И это, в свою очередь, является защитой от вульгарных интерпретаций.

Мы рекомендуем деликатно подходить к символическому анализу, защищая себя от избыточной информации. Дело в том, что «полное» знание символического значения всех образов сказки может перегру­зить информацией психолога и увести его от основных задач консульти­рования. Символический анализ чрезвычайно интересен, но не стоит им слишком увлекаться. Все хорошо в меру.

Анализ символического поля сказки дополняет информацию об ее авторе и должен «работать» на его благо. Анализ ради анализа может увести психолога от реальной помощи клиенту.

Работая с символическим полем сказки, мы выписываем наиболее яркие образы и исследуем их символическое значение на двух уровнях: личном и глубинном. Личное значение можно определить, задав автору вопрос: «Чем для вас является такой-то образ?» Глубинное значение выявляется путем размышлений и изучения специальной литературы (словарей символов).

Нередко встречаются истории, в которых нет ярких символов, дей­ствие происходит в реальном мире, в обыденной жизни. В этом случае символический анализ не проводится, используются другие ключевые характеристики.

После анализа сказки по ее ключевым характеристикам мы состав­ляем, заключение о конфликтном и ресурсном содержании сказки и определяем перспективные задачи психологической работы с авто­ром.

Под конфликтным содержанием сказки понимается совокупность деструктивных элементов, выявленных по каждой ключевой характери­стике.

Под ресурсным содержанием сказки понимается совокупность сози­дательных, конструктивных элементов (духовного, ментального, эмоци­онального, поведенческого плана), выявленных по каждой ключевой характеристике.

Итак, схема психологического анализа авторской сказки включает в себя семь шагов и выглядит следующим образом:

1. Определить энергоинформационное поле сказки. Необходимо прислушаться к собственным ощущениям и впечатлениям после прочте­ния сказки; зафиксировать и описать их.

2. Определить основную тему сказки. Необходимо задать себе вопрос: о чем эта сказка, чему она учит? Ответ рассмотреть с точки зре­ния четырех уровней: ценностного, ментального, эмоционального, ви­тального.

3. Проанализировать сюжет сказки. Необходимо определить сте­пень оригинальности сюжета и его жанр, проанализировать последова­тельность событий.

4. Проанализировать линию главного героя. Линия главного ге­роя рассматривается с четырех сторон: образ себя, образ цели, мотивы поступков героя, отношения с окружающим миром.

5. Проанализировать символическое поле сказки. Необходимо вы­делить наиболее яркие образы и определить их символическое значение на личном и глубинном уровне.

6. Составить заключение о конфликтном и ресурсном содержании сказки. Проанализировать ключевые характеристики с позиции отражения конфликтного и ресурсного содержания. Понять соотношение конфликтного и ресурсного аспектов. Определить степень сформи­рованное «нравственного иммунитета».

7. Сформировать перспективные задачи психологической рабо­ты с автором. Выявить «основную проблему» автора и найти ресурсы для работы с ней. Определить перспективы и индивидуальные средства формирования «нравственного иммунитета».

Данная схема может использоваться в полном и сокращенном виде.

Используя схему в сокращенном виде, психолог сделает основной акцент на определении общего конфликтного и ресурсного содержания сказки — это шаги б и 7.

Если перед психологом стоят конкретные задачи диагностики опре­деленных сторон личности автора через его сказку, можно руководство­ваться табл. 3.

Итак, сказки являются замечательным средством для понимания внутреннего мира их авторов и эффективным средством психодиагно­стики. Интерпретация сказки может быть проведена по схеме психоло­гического анализа, с учетом основных принципов анализа. Теперь пого­ворим о процедуре тестирования с помощью сказок.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.