Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Психологическая интерпретация сказок о человеческих ценностях, пороках и добродетелях, несущих определенную мораль

2017-11-22 336
Психологическая интерпретация сказок о человеческих ценностях, пороках и добродетелях, несущих определенную мораль 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Сказки такого рода свидетельствуют о процессах приобщения и чув­ственно-смыслового проживания автором основных общечеловеческих ценностей, существа пороков и добродетелей, и сублимации этих пере­живаний в некую формулу, полезную в жизненной практике. Данная тема сказок становится актуальной в среднем с 10-11 лет.

Написание человеком сказки такого рода является указанием на то, что у автора активно происходит формирование или реконструкция его «нравственного иммунитета». В каком направлении происходит этот процесс, расскажет нам сюжет сказки.

Рассматривая сказки такого рода, мы условно разделили их на пять групп:

1. Сказки о приобретении жизненного опыта, «уроков жизни»;

2. Притчи о заботе о ближнем, с актуализированными альтруисти­ческими чувствами;

3. Поучительные истории о наказании порока;

4. Сказки про лень;

5. Сказки о средствах борьбы с пороком.

Сказки о приобретении жизненного опыта, «уроков жизни»

Илья, 10 лет

Кто умнее?

Однажды два друга Ваня и Петя шли мимо магазина и зашли. Мальчики переговаривались между собой, а продавец это слышал. Ваня сказал:

— Ой, Петь, а пошли через двор, там короче. Продавец сказал:

— Вы что, мальчики, там ведь пчелиный рой?!

— Да что мне пчелиный рой, — сказал Ваня. — Они меня ни разу не ку­сали.

Пошли они через двор, первым пошел Ваня, и его, конечно, искусали пчелы. Вот так Петя прошел через наставление, а Ваня через боль.

Комментарий к сказке Ильи. Сюжет этой истории имеет множество вариантов в притчах и баснях. Идея предупреждения об опасности и пренебрежения им лежит в основе разнообразных челове­ческих испытаний. У автора этой сказки активно идет процесс формиро­вания отношения к предупредительным словам старших. Вероятно, вну­три него есть противоречие между стремлением быть самостоятельным, приобретать опыт «на своих ошибках», с одной стороны, и здравым смыс­лом, который инициирует осторожность и гибкость, с другой. Важной психологической задачей в этом случае является формирование гибко­сти в принятии решений: есть ситуации, в которых необходима осторож­ность, но есть ситуации, в которых необходим риск. Обсуждение раз­личных ситуаций может стать предметом беседы с автором.

Гюляр, 14 лет

Жила-была одна лягушка. Решила она сходить к своей подружке. А под­ружка жила на другой стороне рельсов.

Идет как-то лягушка по рельсам. Вдруг проезжает поезд и отрывает ей задние лапки. Отползла лягушка немножко вперед. Посмотрев назад, она увидела свои красивые лапки и говорит: «Да, красивые были лапки, пойду-ка я за ними!»

Поползла она опять на рельсы. Вдруг опять проезжает поезд и отрывает ей голову.

Суть: так давайте помнить, чтобы мы не теряли голову из-за красивых ног.

Комментарий к сказке Гюляр. Эта история напоминает хо­роший тост. Форма тостов, застольных речей с жизненной моралью так­же эффективна в сказкотерапии. В действительности, идея соотно­шения в женщине красоты и ума представляет собой существенную жизненную ценность. В 14 лет у девушки идет активный процесс само­осознания женской индивидуальности, вероятно, он может проявлять­ся и в интересе к такого рода проблематике.

Вадим, 14 лет

Жил-был дед, который умел колдовать. Он знал много того, чего другие не знали.

Как-то ранним утром пришел к нему странник, который шел с далекого севера. Он хотел узнать, как стать таким же умным, как дед. На что мудрец ему сказал: «Иди назад, к себе домой, там найдешь ответ».

Придя к себе, он увидел на месте дома АЭС. Так как больше некуда ему было идти, ему предложили учиться на ученого.

В будущем он стал великим человеком, получившим Нобелевскую премию.

Не нужно никуда ходить.

Комментарий к сказке Вадима. Мораль этой сказки «Не нужно никуда ходить», является модификацией важнейшей жизненной ценности: «Человеку все дано изначально, все, что ему необходимо, на­ходится рядом с ним». В этой истории также есть указание на ресурсы автора: способность реагировать сообразно ситуации и достигать соци­ального успеха.

Марина, 15 лет

Жил-был дракон, его все боялись. Один раз мальчик по имени Ваня по­шел гулять по лесу и заблудился. Настал вечер, и он набрел на пещеру. Маль­чик решил там переночевать. Зайдя в пещеру, он увидел страшного дракона метрах в пяти от себя. Ваня испугался, но дракон его не стал трогать, даже улыбнулся и пригласил съесть пирожки с капустой, которые он недавно при­готовил.

С тех пор Ваня каждый день приходил в гости к дракону.

Вот и сказки конец, а кто слушал — молодец.

Смысл: суди не по внешности, а по поступкам.

Комментарий к сказке Марины. В этой истории также от­ражена важнейшая жизненная ценность, связанная с умением увидеть в другом его скрытую созидательную природу, под какие личины она бы ни была спрятана. Данная способность является условием гармоничной коммуникации.

Интересно, что в сказке девушки содержится архаический мужской сюжет: встреча героя с драконом. Возможно, таким образом проявилась созидательная ипостась Анимуса автора.

Анна, 15 лет

В одном далеком месте, где росли красивые и большие деревья, текли ручьи и бурные реки, пели птицы и жили прекрасные звери, было две дерев­ни. Деревня дураков и деревня умных. В деревне дураков всегда светило солнце и была хорошая погода, потому что все жители любили друг друга и помогали. Они жили одной семьей, занимались одним делом, и у них всегда были общие темы для разговоров. Но в деревне умных, хоть и светило солн­це, но также шли дожди и было холодно, потому что все жили по отдельно­сти и думали о разном.

Но как-то раз пришло в эти две деревни чудище и сказало: «Решите мне задачу, и я вас не съем, а кто не решит, будет гореть в моем желудке».

Тогда сидели деревни днями и ночами и думали, как же решить эту зада­чу. Но в конце концов решили эту задачу жители деревни дураков, потому что они решали эту задачу вместе и помогали друг другу. А жители деревни умных были съедены, но не все. Чудище не съело только тех, кто был вместе и помогал кому-то. Поэтому большая часть деревни умных была спасена.

Вот видите, все-таки наше сплочение помогает нам!

Комментарий к сказке Анны. Эта история иллюстрирует ценность сотрудничества и может оказаться «рабочей» для сказкотерапевта. В сказке также отражена идея приоритета способности к совме­стным действиям по отношению к интеллектуальному статусу.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.