Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Психологический анализ сказки А.

2017-11-22 297
Психологический анализ сказки А. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Энергоинформационное поле

Сказка трогает своей откровенностью, трепетом. Ощущается грусть, ностальгия. При исполнении воинского долга хочется домой. Однако подобное эмоциональное поле может стать проблемным для психолога, поскольку чрезмерное проникновение в него может лишить психолога объективности. Как уже говорилось, сказки, оказывающее сильное эмо­циональное воздействие, свидетельствуют о способности автора к вли­янию на других, и понимание этого факта может быть использовано пси­хологом как дополнительный ресурс.

Основная тема

Дом и внутреннее устремление к нему. Противоречие между желае­мым и реально необходимым. Фактически, мы имеем ситуацию ценност­ного конфликта между Эго и домом. Конфликт — всегда показатель рос­та, но чтобы понять, принесет ли он пользу, нужно проанализировать пути его разрешения. В данном случае мы не знаем, как разрешится конфликт. Автор находится в неустойчивом психологическом состо­янии.

Сюжет

Сказка не имеет выраженного сюжета. Повествование основано на рефлексии. Эту сказку можно было бы назвать «срезом» внутренней реальности автора. Она отражает его актуальное состояние, мечты и отношение к реальности. Подобный сюжет говорит о склонности автора к рефлексии, самоанализу, но также свидетельствует о проявлении ин­фантильных тенденций.

Линия главного героя

Автор видит себя ребенком и взрослым (богатырем) одновременно. Стремится уйти из давящей атмосферы в безопасную. Идеализирует дом, воспринимает его как «землю обетованную». Для воинской служ­бы важно, что автор сознательно контролирует исполнение долга.

Символическое поле сказки

В сказке проявлены яркие образы, символизирующие ресурсные ипо­стаси автора.

Наиболее яркие образы сказки связаны с ощущением, переживани­ем Пути. Дорога — путь к цели. Образ дороги всегда символизирует личностное развитие. Жизнь подразумевает изменения. Принцип доро­ги — доверие, уважение к спонтанности и свободе, развитию самого себя. Появление символа дороги — ресурс автора, а также свидетель­ство его готовности к личностному развитию.

Цветы — красота, духовное совершенство, невинность, женствен­ность. Ожидание плода. Цветение. Появление образа цветов свидетель­ствует о стремление к любви.

Луч солнца — оплодотворяющая сила, святость, духовное просвет­ление и творческая энергия, созидательная сила.

Дом — «воспоминание». Если дом рассматривается как самость, он также символизирует скорее нашу женскую сторону, чем мужскую (мо­жет быть, в связи с недостатком внимания женщин).

Лес — у К.-Г. Юнга символ бессознательного и его опасностей, но в некоторых традициях, особенно в буддийской, лес является образом убежища. В европейском фольклоре и волшебных сказках лес — место тайн, опасностей, испытаний или посвящений.

Богатырь символизирует актуализацию архетипа спасителя, аде­кватного роли военнослужащего.

6. Заключение о конфликтном и ресурсном содержании сказки Конфликтное содержание сказки обосновано условиями жизни ав­тора и его долгом как военнослужащего. Ностальгия по дому — наибо­лее частый мотив, актуализированный среди солдат срочной службы. Ресурсное содержание представлено в основной идее сказки, а также в символическом поле. Автор имеет ощущение Пути.

Перспективные задачи психологической работы с автором

1. Работа над стабилизацией психоэмоционального состояния;

2. Формирование реалистичной программы социальной самореали­зации после службы в Вооруженных Силах, чтобы ощущение Пути не исчерпало себя на пороге реального дома после демобилизации.

Заключение

Мы рассмотрели разные сказки. Одни интерпретировали более по­дробно, другие привели только в качестве примера. Надеемся, что схема анализа сказки, используемая вами, дорогие читатели, в полном или сокращенном вариантах, поможет пролить свет на внутренний мир че­ловека.

Однако бывают случаи, когда при прочтении сказки не хочется пони­мать внутренний мир автора, потому что она захватывает и резонирует с собственными процессами читающего. Наверное, так проявляет себя психотерапевтическая сказка, адресованная лично нам.

Мы хотели бы закончить, приведя напутствие для всех нас Клариссы Эстес.

Волшебные сказки заканчиваются через десяток страниц, а наша жизнь продолжается. Мы — многотомные издания. Даже если какой-то эпизод на­шей жизни можно сравнить с крушением или пожаром, впереди нас ждет другой эпизод, а за ним третий. Всегда есть возможности что-то исправить, сделать свою жизнь такой, какую мы заслуживаем. Не тратьте время на то, чтобы ненавидеть свои неудачи. Неудачи учат больше, чем успехи. Слушай­те, учитесь, идите вперед.

Что бы ни потерпело урон — ваше искусство, слова, образ жизни, мыс­ли или идеи, — если вы сами запутались в своем рукоделии, разрежьте путы и покончите с ним. За страстями и желаниями, за тщетно продуманными методами, которые мы любим обсуждать и оговаривать, есть простая дверь, которая ждет, чтобы мы вошли. За ней — то, что даст нам новые ноги. Иди­те туда, а если понадобится, ползите. Перестаньте болтать и изводить себя. Вперед!

Чтобы творить, необходимо уметь реагировать. Творческое начало — это способность реагировать на все, что происходит вокруг.

Если вы боитесь, боитесь неудачи, я говорю вам: начинайте и перетерпи­те неудачу, если это необходимо, соберитесь с силами и начните снова. Сно­ва неудача — так что же? Начните еще раз. Нас удерживает неудача: это нежелание начинать сызнова приводит нас к застою. Вы боитесь — ну и что? Если вы боитесь, что что-то собирается на вас наброситься и укусить, то, бога ради, разделайтесь с ним наконец! Пусть ваш страх выпрыгнет и укусит вас, чтобы вы могли с ним покончить и идти дальше. Вы справитесь с ним. Страх пройдет. В этом случае лучше встретиться с ним лицом к лицу, прочувствовать его и покончить с ним. Если это необходимо, привяжите себя к мачте, к стулу, к письменному столу,.к дереву, к кактусу — к месту своего творчества. Очень важно, хотя, как правило, мучительно, уделять творчеству необходимое время, не увиливать от трудных задач, неизбеж­ных в стремлении к мастерству. Истинно творческая жизнь может прояв­ляться по-разному. Соберите свою энергию воедино. Строго соблюдайте равновесие между скучным исполнением долга и личной увлеченностью. Оберегайте душу. Ни на шаг не отступайте от полноценной творческой жизни.

Когда бы вы ни стали рассказывать сказку, сразу наступает ночь. В ка­ком бы месте, в какой бы час, в какое бы время года это ни происходило, стоит начать сказку, как звездное небо и белая луна выглядывают из-за крыш и нависают над головами слушателей. Иногда к концу сказки в комна­те наступает рассвет, а иной раз остается осколок звезды или лохматый клок грозового неба. И то, что остается, и есть сокровище, с которым предстоит работать, которое предстоит использовать в созидании души...

На мой взгляд, сказка в любом случае вырастает только из тяжкого тру­да — умственного, духовного, семейного, физического и совокупного. Она никогда не дается легко. Ее невозможно просто «подобрать» или изучить «в свободное время». Ее суть не может родиться или храниться в тепличных условиях, она не может достичь глубины в восторженном, но нерешитель­ном уме, не может жить в общительном, но пустом окружении. Сказку нель­зя «изучить». Ее можно усвоить методом ассимиляции, если жить рядом с теми, кто ее знает, кто ею живет и кто передает ее другим, причем, главным образом, в потоке обыденных повседневных задач, а не подчеркнуто риту­альных действий.

Целебное снадобье сказки существует не в вакууме. Оно не может су­ществовать в отрыве от своего духовного источника. Его нельзя получить с наскока. Сказка приобретает целостность, если прожить в ней реальную жизнь. Сказка приобретает яркий свет, если вырасти в ней. (К. Эстес. «Бе­гущая с волками».)

Мы желаем вам, дорогие читатели, успехов в непростой работе с про­ективной психологической информацией. И, если у вас возникнут воп­росы, замечания и пожелания, вы можете связаться с нами по электрон­ной почте: psi@cycia.ioffe.rssi.ru

 

Литература

Афанасьев А. Н. Происхождение мифа. М., 1996. Белякова Г. С. Славянская мифология. М., 1995 Демин В. Н. Гиперборея. Исторические корни русского народа: М.: Гранд, 2001.

Демин В. Н. Заветными тропами славянских племен М.: Гранд, 2002.

Дикман X. Юнгианский анализ волшебных сказок СПб., 2000.

Кэмпвел Р. Герой с тысячью лиц. М., 1997.

Мифы народов мира. М.: Росткнига, 1999.

Орбелиани С. Мудрость вымысла. Тбилиси, 1959.

Пропп В. Я. Морфология сказки. Л., 1969.

Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990.

Тресиддер Д. Словарь символов. М.: Гранд, 2002.

Франц фон M.-Л. Психология сказки. СПб.: БСК, 1998.

Шах И. Мудрость идиотов. М.: Гранд, 2002.

Черепанова И. Ю. Дом колдуньи. СПб., 1996.

Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М.: Локид-Миф, 1999.

Эспгес К. Бегущая с волками. М.: София, 2001.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.