Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2017-11-22 | 308 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Тема детско-родительских отношений и взаимоотношений в семье проявляется в различных вариантах в каждой второй сказке. В предыдущих главах, разбирая темы любви и жизненных ценностей, мы не раз касались темы семьи. И это естественно, ибо семья — величайшая ценность вне зависимости от возраста.
Качество и характер взаимоотношений с близкими, отраженные в сказках, во многом зависят от возраста автора. В детских сказках образ родителей связан с благами, благополучием, чувством защищенности. Стремление к самостоятельности, достигающее пика в подростковом возрасте, вносит в отношения с родителями конфликтные нотки, но интересно, что почти в 85 % исследованных нами сказок в финале подтверждалась правота родителей.
В сказках взрослых, в особенности пожилых людей, заметно желание восстановить в семье мир, гармонию, проявить лучшие стороны личности по отношению к близким людям. С другой стороны, прослеживается тревога, связанная с одиночеством и потерей близких отношений с детьми. Часто встречается тема обиды, связанная со взрослыми детьми.
У сказок о взаимоотношениях в семье много вариаций. Есть истории с явным конфликтным содержанием, которое отражено в следующих переживаниях:
1. Переживание конфликта в семье и стремление предотвратить разрыв родителей;
2. Переживание ограничительного давления со стороны родителей и борьба с ним;
3. Переживание страха потери родителей у детей и переживание одиночества и потери детей у родителей;
4. Переживания, связанные с актуализацией теневой природы одного из родителей;
5. Переживания, связанные с деструктивными отношениями между братьями или сестрами или членами семьи старшего поколения;
|
6. Переживания, связанные со «старением» семейных отношений, «семейной обыденностью» или неурядицами.
Конфликтное содержание сказок о взаимоотношениях в семье обусловлено реалиями жизни. Самые запутанные сюжеты и комбинации возникают именно во взаимоотношениях с близкими. Но, сочиняя сказку, автор неосознанно ищет выход из создавшегося положения, подключая ресурсы собственной созидательной природы. Ресурсные переживания связаны с взаимопониманием, поддержкой, ощущениями любви и заботы, семейного единства. В сказках взрослых нередко проявляется ресурс приобщения к общечеловеческим ценностям.
Приведем пример.
Н. И., 59лет
Жили-были... Нет, не старик со старухой, а обыкновенные муж с женой. И жили они, поживали и добро наживали. И дети у них были. И дом свой. И дача. И на Канары ездили...
И все бы хорошо, да поселилась в их доме Скука. Стали они ворчать, раздражаться, завидовать всем. Что делать? Решили пойти по свету, найти то, что потеряли. А что? Они и сами не знали.
Идут они, идут. А навстречу Терпение. Мудрые слова им говорит, успокаивает. Решили его с собой взять. Стали меньше ворчать друг на друга. Любую работу без раздражения делать. Но что-то все не так...
Встретилась им на пути Мудрость. Рассказали они ей про свою беду. Долго она объясняла, что да как. Многое стало понятней в причинах бед, и пригласили они и ее в путь. Жить-то стало легче: и причины определят, и цель наметят, и способ выберут. Но Скука-то тут как тут. И пошли они дальше...
А навстречу Любовь. И все озарилось вокруг. Дети кинулись к ним в объятья, засветились глаза родителей. Улыбнулись Терпение и Мудрость. Все теперь в мире людей радовало их. Но что-то все же не так...
И тут выглянуло солнце. О, как красив был мир вокруг! Природа раскрыла для людей новый смысл бытия, раскрыла мир Гармонии и Красоты жизни.
«Чудо!» — воскликнули все. И в этот же миг Женщина вновь стала Матерью. Малыш был прекрасен. «Назовем его Счастье!» — прошептал просветленный Отец.
|
И они пошли дальше. Рядом были Терпение, Мудрость, Любовь. А сверху, заливая их теплом и светом, улыбалось им Солнце. Счастье!
Эта сказка является примером самотерапии автора. Именно приобщение к общечеловеческим ценностям и изменение себя позволяют семье обрести утраченные взаимопонимание и гармонию, фактически начать новую жизнь.
Тема взаимоотношений в семье, ярко проявленная в сказке, — это указание на актуальность для автора именно этой проблематики. Поэтому «мишень» психологической работы устанавливается сразу.
Имея определенные трудности в общении с близкими, человек стремится найти выход, прийти к внутренней стабильности. Дети для этого используют фантазии: они описывают счастливое разрешение проблем, которое происходит благодаря вмешательству высших сил (Деда Мороза, Волшебников и пр.). Взрослые нередко либо делают акцент на внутренних изменениях героев, либо, как и дети, фантазируют о счастливом стечении обстоятельств.
Безусловно, если в сказке разрешение конфликта происходит за счет внутренних изменений, озарений героев, это важное проявление ресурсного содержания. Если конфликт в сказке разрешается за счет вмешательства высших сил (или других внешних обстоятельств), это будет указывать на проявление инфантильных тенденций автора, на его склонность к избеганию ответственности за самого себя и ситуацию. Даже на этом основании можно сформулировать задачи психологической работы.
Итак, при актуализации семейной темы главной задачей психологической работы становится содействие гармонизации взаимоотношений между ее членами. В любом случае, психолог будет целенаправленно формировать отношения взаимного принятия, заботы и доверия, в процессе чего и будут происходить внутренние изменения у автора и его близких.
Семейная тема в авторских сказках имеет множество модификаций в сюжетах, и мы обсудим наиболее распространенные из них.
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!