Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2017-11-22 | 371 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
В этих сказках звучит вечная тема пороков и добродетелей. Умение различать их является основой «нравственного иммунитета». Мы приведем примеры сказок, в которых явно прослеживается формирование способности к дифференциации транслятов. В первой сказке-притче наказывается лень и жадность, прослеживается формула «что посеешь, то и пожнешь». Вторая история связана с поврежденным чувством меры и недальновидностью.
Лилия, 15 лет
Жил-был один ослик. Звали его Батун. Был у него братец Хамук. Однажды позвал их купец на работу. Ослик Батун, работая усердно, таскал тяжелые обозы. А Хамук отлынивал от работы и всю работу переваливал на своего брата.
Прошла неделя, потом другая, третья — пришло время деньги платить за работу.
Пошли затем ослики на базар. Купили пряников тульских, блинчиков мясных, ватрушек с медом и другую аппетитную выпечку. Пришло время обед готовить, а ослик Хамук опять говорит брату: «Устал я от купеческой работы, сделай обед за меня!» Приготовил ослик Батун обед, а ослик Хамук сразу — тут как тут! Только хотел Хамук,обед отведать, как обжегся и в больницу попал!
А ослик Батун и говорит: «Не перекладывай, братец, работу на другого! Все бумерангом к тебе возвратится! Земля круглая!»
Иван, 15 лет
Сказка «Как Иван-дурак умным хотел стать»
Как-то раз пришел Иванушка-дурачок к Бабе Яге и попросил, чтобы она сварила зелье. Чтоб он был самым умным. Но Баба Яга задумалась, ведь зелье было у Василисы премудрой.
Баба Яга превратила себя в Василису прекрасную, а Иванушку-дурачка — в Ивана. И пошли они к Василисе премудрой. Они пришли, и Баба Яга, превратившаяся в Василису, попросила у Василисы премудрой зелье. А Василиса премудрая — умная — говорит: «Отгадаешь загадку, дам». Загадала она ей загадку сложную. Баба Яга думала, думала, не додумалась. А Иван-дурак ответил. Василиса премудрая отдала им зелье и сказала: «Если выпьете очень много, станете глупыми».
|
Пришли они домой и превратились обратно в самих себя. Иван-дурак взял чашку и выпил, потом выпила Баба Яга. И превратились они в лягушек и попрыгали в болото.
Вот так закончилась история, как Иван-дурак хотел стать умным.
Сказки про лень
Сказки про лень мы выделили в отдельную группу, так как этому пороку, его последствиям, наказанию или преодолению посвящено множество авторских и народных сказок.
Интересно, что при опросе подростков и молодых людей, проживающих в различных регионах нашей страны, выяснилось, что именно лень называется ребятами в качестве основного фактора, препятствующего росту и обучению. Складывается впечатление, что лень — это особая примета нынешнего молодого поколения. И борьба с ленью становится чуть ли не «национальной проблемой».
Попробуем понять, что такое лень. Лень — одна из сил энтропии, направленная на разрушение поисковой и иной активности человека. Лень можно определить и как отдых, «потерявший меру». Отдых необходим человеку для восполнения энергетических потерь, неизбежных при проявлении созидательной активности. Если силы восполнены, логично продолжать деятельность. Но в этот момент может актуализироваться вирус лени и сформировать желание продолжать отдых. Таким образом, вирус лени заставляет человека набирать силы при том, что их уже и так достаточно.
Представьте себе человека, заправляющего в бак бензин. Объем бака 40 литров. Он уже заполнил его доверху, но по каким-то причинам продолжает добавлять топливо. Чем это закончится? Бензин образует лужу вокруг него, автомобиля и заправочной станции. Случайная искра попадет в топливо, раздастся взрыв и... Примерно так же работает и вирус лени: избыток энергии, не израсходованный на созидательные действия (приобретение новых знаний, забота о ближнем, самосовершенствование и пр.), начинает разрушать человека изнутри, вызывая сонливость, апатию, направляя мысли в сторону бесцельных или разрушительных действий.
|
Самое печальное то, что человек, имеющий вирус лени, заражает им окружающих. Но не воздушно-капельным, а ментально-эмоциональным путем. Правда, среди нас есть люди с хорошим иммунитетом, а есть и те, у кого иммунитет ослаблен. Речь здесь, безусловно, идет о «нравственном иммунитете».
Сказки о лени и у юношей и у девушек имеют трагический финал. В конце истории, если порок побеждает — герой пожинает последствия; если порок наказывается — герой также страдает. Часто именно с ленью авторы ассоциируют жизненные неудачи героев и, вероятно, собственные тоже.
Маша, 15 лет
В наше время в одном оторванном от цивилизации городе жила одна девушка, звали ее Розой. У нее была большая семья, состоящая из мамы, папы и еще одиннадцать детей. Роза была самая старшая и самая ленивая, но самая красивая.
Сколько родители ни уговаривали ее работать, она не поддавалась на уговоры. К ней сваталось много женихов, которых она с позором прогоняла. Отцу надоело терпеть безделье Розы, и он заставил выйти ее замуж за богатого взрослого мужчину, который давно уже ее любил. Звали его Франц.
Они жили год счастливо, но потом в их семье появился ребенок, которого они назвали Джорджем. Ребенок рос не по дням, а по часам и с каждым днем становился ленивей и ленивей.
Франц видел, что ребенок ленивый, как и его мать. Роза, которой было лень даже поиграть со своим ребенком. Франц уговаривал жену уделить время их малышу, но жена, как и раньше, не поддавалась уговорам. Самому ему не хватало времени для занятий с ребенком, так как он много работал.
Из-за того, что Роза была слишком ленива, она перестала привлекать Франца, и он ее постепенно разлюбил. В их семье начались раздоры. Из-за Розы Франц начал сходить с ума.
Как-то раз Франц с Розой снова поругались из-за Джорджа. У Франца было плохое настроение, и в порыве гнева Франц убил жену. А потом опомнился и вспомнил, как он ее любил.
Потом он отдал ребенка на воспитание своему лучшему другу, который не мог иметь детей. Завещал наследство другу. И покончил жизнь самоубийством.
|
Эта сказка показывает нам, что иногда люди не выдерживают чужих недостатков. И мы должны как можно быстрее избавиться от этих недостатков или хотя бы попытаться это сделать.
Комментарий к сказке Маши. Эта трагическая история содержит несколько конфликтов:
— лень как теневая структура личности, приводящая к ее разрушению и уничтожению,
— раздор между супругами,
— конфликт детско-родительских отношений.
Ресурсом этой истории может служить понимание автором пагубности влияния на собственную судьбу и жизнь близких теневых качеств и, как следствие, когнитивная готовность к личностному развитию.
Тем не менее ситуация убийства и суицида, описанные в сказке, указывают на наличие существенных внутренних конфликтов. Поэтому с автором сказки необходимо проработать тему взаимоотношений в семье и в ее контексте рассматривать вопросы личностного роста, преодоления теневых качеств.
Таня, 14 лет
В одной деревушке жила семья из трех человек. Мама, папа и их любимая дочка по имени Аня. Анины родители всегда были заняты работой. Они ни минуты не могли сидеть без дела. А их дочка Аня была настолько ленивая, что она все время лежала на кровати и не помогала родителям.
Однажды мама попросила Аню, чтобы она вынесла мусор. Но Аня отве тила: «Ты знаешь, мама, мне так лень». И тут к ним в гости зашла соседская девочка Таня. И она сказала: «Давайте я вынесу». А мама ответила: «Ты, правда, можешь вынести мусор?» «Конечно же, да». «Большое тебе спасибо», — сказала мама Тане.
Потом, когда Таня вынесла мусор, мама Ани пригласила ее погреться у печки.
«Аня, ты не могла бы принести дров, а то они закончились, а мне надо печь пироги». А Аня ответила: «Ты знаешь, мне так лень». «А давайте я принесу», — сказала Таня. «Ой, большое тебе спасибо».
Таня принесла дров, и мама Ани опять поблагодарила ее.
Потом мама Ани спекла пироги и угостила Таню. А Аня почувствовала запах пирогов и прибежала на кухню. И, увидев пироги, она хотела взять один. Но мама остановила ее и сказала ей: «Ты знаешь, а мне лень дать тебе пирожок».
Аня разозлилась, взъерошилась. И превратилась в гуся. Она выбежала из дома. И прыгнула в пруд, а потом, когда она плавала и гоготала, всем слышалось, что она говорила: «Аня-Аня...».
|
Комментарий к сказке Тани. Наказуемые пороки в этой сказке — это лень и злость. Основные добродетели — трудолюбие и доброта. Кроме того, в этой истории можно заметить мотив «женской конкуренции», который нередко актуализируется между сестрами или подругами. Стремление быть лучшей также актуализировано в этой истории. Данное стремление амбивалентно. С одной стороны, оно создает мотивацию роста, но, с другой стороны, может лишать человека покоя, повышая уровень тревоги. По отношению к автору этой истории можно сделать предположение: либо девушке часто указывают на ее лень и пугают драматическими перспективами, либо имеет место ситуация конкуренции с сестрой или подругой. Для понимания задач психологической работы это обстоятельство требует дополнительного прояснения.
Сережа, 14 лет
Сказка про лень
Жила-была на свете в старой дряхлой избушке старая бабка. Она была настолько ленивая, что не могла даже себя обслужить.
Однажды в ее домик постучали. Тук! Тук. Тук. «Открыто», — сказала она. Дверь распахнулась, и в избу зашла молодая девушка. «Я заблудилась в лесу», — сказала девушка. «Можно мне у вас пожить?» «Можно, но ты будешь на меня работать: убирать дом, готовить еду, мыть посуду, стирать белье и делать другую грязную работу, а взамен я тебе буду давать еду и кров».
Они договорились, и девушка начала ей служить. Целыми днями она не покладая рук горбатилась на старуху, но старуха, бывало, не давала ей ни еды, ни крова. Девушка жила в сарае. Но в один прекрасный день девушке это надоело, она заплакала и со слезами бросилась в пропасть, на дне которой текла большая река.
Девушка погибла, а старуха осталась одна со своей ленью. Девушка бросилась и превратилась в воды реки. И старуха каждый день выходила на крыльцо и смотрела, кого бы еще заловить в сети лени и лжи.
Сергей, 16 лет
Жил-был один мальчик. Он был очень добрый и богатый, но ленивый. И его лень доводила до того, что он вообще не ходил в школу. Ему это очень не нравилось, но лень брала свое. И вот, в конце 11-го класса, он спохватился, у него были одни двойки, и он ничего не знал из школьной программы. Конечно же, он получил отвратительный аттестат.
Он очень усиленно готовился к экзаменам в вуз, но вопрос о его поступлении был спорным. Увидев его аттестат, приемная комиссия ему отказала.
Его забрали в армию. В армии его все обижали.
Когда он отслужил в армии, его отправили в Чечню, и его там убили.
Так что не ленитесь ходить в школу.
Кирилл, 16 лет
Когда-то давным-давно, еще в XX веке, жил да был один мальчик. И жил он не тужил, пока не приключилась с ним одна история.
|
Так как мальчиком он был талантливым, у него получалось все, за что бы он ни брался. Но он был и очень ленивым, и поэтому на многие нужные, но не интересные для него вещи ему не хватало терпения.
Так вот, этот мальчик стал пропускать школу. Поначалу он просто пропускал некоторые уроки, затем он стал привыкать к этому, и зачастую в школе его не видели целыми неделями. Он пытался оправдать свою лень тем, что и так может ответить все, что спрашивают в школе, а сам тем временем играл в игры, в которых благодаря своим талантам вскоре стал одним из лучших в своем городе, да и в стране и в мире тоже. Ведь он тренировался с лучшими игроками. Так прошел год, настало время выпускных экзаменов в школе, конечно же, он не сдал их и чемпионом он не стал, потому что был лентяем и задавакой. В институт не поступил, его забрали в армию, так и закончилась его карьера профессионального игрока, а вместе с ней и счастливые деньки.
Общие комментарии к сказкам Сережи, Сергея и Кирилла. Эти сказки отражают конкретный совет авторов самим себе и другим. В сказках юношей прослеживается идея пагубной роли лени для самореализации героя. Лень, как злая колдунья, околдовывает героя и манипулирует им, блокируя позитивные движения души. Сюжет сказок отражает картину последствий лени.
Однако данная картина разворачивается у авторов пока только на когнитивном уровне, а основным источником проблемы является поврежденное Эго. Это следует из того, что символическое поле сказок наполнено лишь социальными, реальными образами.
Естественно, юношам не раз говорили родители и учителя: «Лень тебя погубит». Они знают, что такое возможно, но по-настоящему глубоко в это не верят. У них есть иллюзия того, что они контролируют лень и в любой момент могут ее перебороть. Об этом говорит прием, который они выбрали для сказки, — доведение сюжета до страшного, абсурдного конца. Такой прием обычно используют для работы со страхами, когда «страшилки» доводятся до абсурдно-трагического и потому смешного конца. Собственно, сказки Сергея и Кирилла являются, в некотором роде, актом «самотерапии», приемом освобождения от небольшой доли внутреннего напряжения, страха перед будущим.
Похоже, ключевая идея этих сказок — именно страх перед будущим. Авторы знают о препятствии росту — лени, но опасаются, что потеряли лад ней контроль. Такой сюжет говорит также о том, что собственная воля авторов еще не достаточно развита, они не умеют ею пользоваться для достижения цели.
Мы уже знаем, что только «нравственный иммунитет» позволяет человеку избежать заражения вирусом лени и других разрушительных сил. Поэтому лень можно рассматривать и как актуализированную нравственную проблему. Для ее решения необходимо содействовать формированию системы ценностей молодого человека.
Здесь возникает тонкий вопрос: если в юношеском возрасте остро встает вопрос о системе ценностей, означает ли это, что за предшествующий период она не сформировалась? Ответить на этот вопрос можно так: «В предшествующий период была заложена ментальная основа для формирования системы ценностей, однако чувственно-смыслового проживания основных жизненных ценностей не произошло». То есть ребята знают, «что такое хорошо, что такое плохо», но глубоко и осмысленно это не переживают, не осознают.
Ситуация осложняется еще и тем, что некоторые взрослые (родители, педагоги, наставники) эксплуатируют образы неудачной жизни для негативного программирования детей и подростков. Например, фраза «ты из-за своей лени ничего в жизни не достигнешь (плохо кончишь)», если она регулярно повторяется в разнообразных вариациях, вовсе не способствует формированию «нравственного иммунитета». Наоборот, образ будущего у подростка окрашивается в серые и черные тона, образ цели расплывается. И наступает такой момент, когда подростку легче «махнуть рукой» на свое будущее, нежели проявить созидательную активность.
В сказках Сергея и Кирилла отразились также и «предвыпускные страхи». Последний год в школе — это время огромного напряжения сил. Выпускник должен соответствовать ожиданиям родителей и педагогов, образовательным стандартам, мнению референтной группы и пр. Все эти обстоятельства существенно повышают уровень тревоги. И в этом случае «предвыпускные страшилки» помогут существенно снизить степень напряжения. Этим объясняется феномен, когда выпускники или студенты перед экзаменами рассказывают друг другу страшные и неправдоподобно смешные истории о преподавателях и неудачных судьбах «братьев по несчастью».
Характерной чертой сказок Сергея и Кирилла является описание главного героя как талантливого и в принципе достойного человека. Это верный сигнал психологу о том, что в работе с юношами необходимо особое внимание уделить теме самоуважения и ответственности за реализацию своих талантов.
Таблица 8. Восемь шагов «технологии» самоактуализации
Шаг к самоактуализации | Комментарии к чувственно-смысловому проживанию |
1. Переживание — полное, живое, беззаветное | Глубокое чувствование действительности, в отличие от поверхностного взгляда на нее |
2. Выбор в пользу роста | Выбирать рост — значит открыть себя новому, неожиданному опыту, но рисковать остаться в неизвестном. Самоактуализация — не выбор между новым и старым, а открытие себя, прислушивание к себе |
3. Сонастроенность с внутренней природой | Важно научить себя сонастраиваться со своей внутренней природой, слышать, что нравится, а что нет, независимо от точки зрения других |
4. Честность и принятие ответственности за свои действия | Важно искать ответы внутри себя, а не позировать или стараться выглядеть порядочным и правильным |
5. Обнаружение защит и работа с ними | Есть нечто стереотипное, препятствующее росту. Важно это вовремя обнаружить и проработать |
6. Развитие потенциала | Самоактуализация — постоянный процесс развития своих потенциальностей. Именно не единое переживание, а процесс |
7. Мистические пиковые переживания | Моменты, когда человек чувствует великий экстаз, благоговение, восторг, являются главной причиной важных жизненных перемен самоактуализирующегося человека |
8. Стремление к лучшему, к совершенствованию | Вера в свои способности и действие в соответствии с ними и с человеческими ценностями |
Формирование ответственности за реализацию своих талантов — чрезвычайно важная психологическая задача. Большой вклад в ее решение внес Абрахам Маслоу. Он предложил исследовать психически здоровых, талантливых людей. Он ввел термин «самоактуализация», определив этот процесс как полное использование талантов, способностей, возможностей и пр.
«Давайте изучать не "калек", то есть невротиков, а здоровых, творческих людей», — призывал коллег А. Маслоу. Он выделил характеристики психической «нормы», признаки самоактуализированных людей:
— более эффективное восприятие реальности, более комфортабельные взаимоотношения с ней;
— принятие себя,других, природы;
— спонтанность, простота, естественность;
— центрированность на задаче, а не на своих проблемах;
— некоторая отъединенность и потребность в уединении;
— автономность, независимость от культуры и среды;
— постоянная свежесть оценки;
— мистичность, опыт переживания высших состояний;
— чувства сопричастности, единения с другими;
— более глубокие межличностные отношения;
— демократическая структура характера;
— различение средств и целей, добра и зла;
— философское, невраждебное чувство юмора;
— творчество;
— устойчивость к влиянию культуры, трансцендентность по отношению к любой культуре.
Абрахам Маслоу предложил «технологию» самоактуализации, включающую в себя восемь шагов. Для наглядности мы предлагаем ее в виде таблицы (табл. 8).
У авторов приведенных выше сказок есть все условия, чтобы сделать первый шаг к самоактуализации, и задача сказкотерапевта — им в этом помочь. При этом будем помнить, что основное средство борьбы с вирусом лени — развитие силы воли.
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!