Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А.

2017-11-22 414
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

363 Проективная диагностика в сказкотерапии. — СПб.: Речь, 2003. — 208 с.

ISBN 5-9268-0201-6

В книге анализируются направления сказкотерапии и основные темы ска­зок клиентов, рассматривается динамика формирования способности к сочинению сказок. Психологам, педагогам, родителям, филологам пред­лагается авторская технология работы с психологической информацией, принятая в сказкотерапии и позволяющая специалисту достаточно надеж­но сформировать перспективные задачи работы с автором сказки.

Отпечатано с готовых диапозитивов в ООО "Северо-Западный печатный двор" г. Гатчина, ул. Солодухина, 2

Заказ 86.94 Тирэж 4000

© Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А., 2003

ISBN 5-9268-0201-6 @ Издательство Речь 2003

© П. В. Борозенец, обложка, 2003

Оглавление

К читателям...5

1. Информационное пространство метафоры...8

О ценности сказок...8

Теория «нравственного иммунитета»... 10

«Мост» между полушариями... 14

Подходы к анализу авторских сказок... 14

Принципы психологического анализа сказок...23

Схема психологического анализа сказок...24

Организация процедуры тестирования...34

2. Особенности сочинения сказок...42

Сочинение сказок как природосообразная склонность человека...43

Возрастные особенности авторских сказок...45

3. Психологическая интерпретация авторских сказок о любви...60

Пути женской самореализации в контексте сказкотерапии...61

Структура личности женщины... 64

Пути и этапы женской самореализации...65

Вариации первого этапа самореализации...68

Сюжеты второго этапа женской самореализации — осознание родовой идентичности...73

Третий этап самореализации — взаимоотношения с «большим» социумом...74

Четвертый этап — жизнь в соответствии с природными циклами и принципами женской энергии...75

Авторские сказки о любви...76

Сказки, где есть разлука с любимым человеком и воссоединение с ним...77

Сказки, в которых проявляются одиночество или сиротство, отверженность героини с последующим обретением «родственной души»...84

Сказки, представляющие любовь как жертву, имеющие драматический финал...87

Сказки, представляющие любовь как личностный рост...93

Сказки, представляющие любовь как подарок судьбы...95

Примеры психологического анализа сказок о любви...98

4. Психологическая интерпретация сказок о человеческих ценностях, пороках и добродетелях, несущих определенную мораль...114

Сказки о приобретении жизненного опыта, «уроков жизни»..115

Притчи о заботе о ближнем с актуализированными альтруистическими чувствами...117

Поучительные истории о наказании порока...120

Сказки про лень...121

Сказки о средствах борьбы с пороком...129

5. Психологическая интерпретация сказок о взаимоотношениях в семье...133

Сюжет первый: «послушание — ослушание», или Детское непослушание и его последствия... 136

Сюжет второй: братья и сестры — сотрудничество вместо конкуренции... 146

Сюжет третий: столкновение с теневой природой родителей. 148

Сюжет четвертый: семья как «малая родина»... 156

Пример психологического анализа сказки... 159

6. Психологическая интерпретация сказок о личностном росте...166

Сюжет, основанный на актуализации архетипов спасителя и победителя... 167

Сюжет, основанный на трансформации теневой природы героя в созидательную...171

Сюжет, основанный на рефлексии... 175

Сюжет, основанный на самостоятельном преодолении собственных теневых качеств... 177

7. Случаи из практики работы с авторской сказкой...186

Случай Надежды...186

Случай в войсках... 197

Заключение...201

Литература...203

К читателям

Идея создания этой книги возникла давно. Ведь в сказкотерапии при­нято сочинять и рассказывать сказки, притчи, легенды, мифы и другие истории. Сказка содержит уникальную информацию о личности автора и о его внутреннем мире, она помогает понять ожидания и стремления, сильные и уязвимые места, особенности мироощущения человека и, главное, дает представление о его системе ценностей.

Все это делает (авторскую) сказку замечательным средством психо­диагностики. Правда, при одном условии: сказкотерапевт, психолог не может использовать для ее анализа «скальпель хирурга». Исследование авторской сказки требует от специалиста искреннего желания постичь внутренний мир сказочника, не давая категоричных оценок и не выстав­ляя поспешных «диагнозов».

Прочтение родителям сказки, созданной их ребенком, дает удиви­тельный эффект. Даже не понимая психологического значения детской сказки, не подвергая ее символическому анализу, родители постигают ее смысл сразу, одномоментно. То же самое происходит и с детьми, ко­гда им читаешь истории, сочиненные их родителями.

В чем здесь секрет? Может быть, сказка образует невидимый вол­шебный мост между родителями и детьми, освобождает взрослых от су­етных мыслей и позволяет им проникнуть во внутренний мир ребенка?

Когда родители обращаются к нам по поводу проблем своих детей, мы уже знаем, что где-то между ними нарушилась эта «волшебная связь», слишком «утончилась» нить понимания друг друга. Обычно пси­хологи рекомендуют родителям стремиться лучше понять внутренний мир ребенка. Однако понимание и принятие ребенком внутреннего мира родителей также необходимо. Взаимный обмен, «духовное партнерство» детей с родителями и родителей с детьми — главное условие их взаимо­понимания и роста.

Получается, что сказки, сочиняемые детьми и взрослыми, не только дают специалисту необходимую психодиагностическую информацию, но и одновременно являются мощным терапевтическим средством для обеих сторон. Поэтому наш девиз для родителей и детей прост: «Сочи­няйте сказки и дарите их друг другу». Даже без специальной психологи­ческой работы это делает взаимоотношения более добрыми и гармонич­ными.

В школьной психологии мы нередко встречаем случаи взаимного «не­принятия» между учеником и учителем. И опять прочтение сказок друг друга позволяет сдвинуть ситуацию с мертвой точки. Это также пример «неосознанной психодиагностики», вслед за которой пробуждается ин­терес к внутреннему миру другого человека и его принятие.

Таким образом, сказка дает возможность близким автора лучше по­нять его внутренний мир, а психологу, дополнительно к этому, еще и сформировать перспективные задачи психологической работы.

Мы специально исследовали более семисот сказок, сочиненных людь­ми в возрасте от пяти до шестидесяти лет. Во-первых, мы ставили себе целью понять, «чем живет» наш современник. Во-вторых, мы хотели выяснить, каким образом развивается способность к сочинению сказок, является ли она уникальным дарованием или же она в разной степени свойственна всем людям при «нормальном интеллектуальном разви­тии». Кроме того, нам было интересно узнать, что, собственно, представ­ляют собой авторские сказки:

— отражение внутренних конфликтов и противоречий автора;

— самопрограммирование;

— иллюстрацию индивидуальной динамики осмысления основных жизненных ситуаций (а также ценностей) и их чувственно-смысловым проживанием?

В нашей книге мы постараемся найти ответы на все эти вопросы. Мы проанализируем основные темы, которые «волнуют дух» наших совре­менников, увидим динамику формирования способности к сочинению сказок, сформируем гипотезу о природосообразной склонности челове­ка к сочинению сказок и иных историй и, наконец, поймем, что несут в себе и чем являются авторские сказки.

Но не только этим вопросам посвящена наша книга. Мы предлагаем психологам, педагогам, родителям, филологам авторскую технологию работы с психологической информацией. Мы успешно пользуемся ею уже много лет, и она позволяет нам достаточно точно определять перс­пективные задачи работы с автором сказки.

Безусловно, для того чтобы сочинять сказки, человеку требуется осо­бое состояние, настрой. Оно легко достигается благодаря специальным «процедурам разогрева», которые мы приводим в книге.

Мы благодарим всех авторов, любезно согласившихся предоставить для книги свои сказки. Особая сердечная благодарность директору шко­лы № 245 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Матвеевой Ма­рине Никандровне за содействие в организации нашего комплексного сказкотерапевтического исследования. Мы глубоко признательны авто­рам сказок — учителям и ученикам этой школы за отзывчивость и яр­кое проявление таланта. Отдельная благодарность нашим замечатель­ным коллегам-сказкотерапевтам Татьяне Грабенко, Андрею Гнездилову, Дмитрию Фролову, Дмитрию Кудзилову и Ларисе Поздняковой, без чьих добрых и содержательных замечаний и помощи данная работа не была бы полной. Наконец, на страницах этой книги мы, можем выразить восхищение нашими мужьями и детьми, поскольку без их самоотвер­женной поддержки создание этой книги было бы невозможно.

Мы надеемся, что чтение нашей книги окажется для вас, дорогие читатели, не только полезным, но и приятным занятием.

С уважением, авторы


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.