Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация процедуры тестирования

2017-11-22 419
Организация процедуры тестирования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Люди воспринимают предложение психолога написать сказку по-раз­ному: одни с творческим воодушевлением, другие со страхом, третьи с сарказмом, четвертые с недоверием... Действительно, не каждый ребе­нок, подросток или взрослый способен с ходу сочинить сказку. Хотя есть и такие. Однако большинству требуется предварительная подготовка, так называемый «разогрев».

Если психолог решит собирать диагностическую информацию о кли­енте с помощью сказки, ему необходимо провести ряд «разогревающих процедур».

Процедура тестирования с помощью сказки содержит четыре шага.

Шаг первый. Создание комфортной среды.

Шаг второй. «Включение руки» клиента.

Шаг третий. Приобщение клиента к информационному про­странству метафоры.

Шаг четвертый. Написание сказки.

Шаг первый. Создание комфортной среды. Естественно, что пред­ложение написать сказку не делается, если между психологом и клиен­том не установились достаточно доверительные взаимоотношения. По­этому первое правило практического психолога — «создай атмосферу доверия и непринужденности» — имеет свою силу и в этом случае. Кро­ме того, образовавшаяся комфортная среда автоматически «работает» и на процесс стабилизации психоэмоционального напряжения. Уровень тревоги клиента снижается, и психолог может перейти к следующему шагу.

Шаг второй. «Включение руки» клиента. В атмосфере доверия необходимо активизировать творческие ресурсы человека. «Включить руку» — это значит предложить творческое задание, которое можно выполнить руками, рукой. Мы «включаем руку» потому, что без этого процесс написания сказки невозможен. Правда, некоторые клиенты го­ворят, что расскажут сказку устно. Однако мы заметили, что устная сказка существенно отличается от изложенной на бумаге: в ней меньше деталей, глубины и проективного материала. Поэтому сказку человек должен именно написать, а для этого психолог должен помочь ему «включить руку».

Переход от беседы с клиентом, ориентации в его проблеме к «вклю­чению руки» осуществляется при помощи предложения-связки: «Давай-(те) на некоторое время отвлечемся от этой ситуации. Мудрецы гово­рят: чтобы решить проблему, надо выйти из нее, посмотреть со стороны. Позволь(те) переключить твое (ваше) внимание с этой ситуации на одно очень простое упражнение. Мы сделаем его для того, чтобы потом вновь вернуться к обсуждению с уже обновленным взглядом на проблему». Задания для «включения руки» могут быть самыми простыми:

1. «Возьми(те) карандаши, бумагу и нарисуй(те), что угодно. Можно ставить цветные пятна или делать каракули. Просто позволь(те) руке оставлять след на листе».

2. «Возьми(те) карандаши, бумагу, попробуй(те) изобразить свой мир. Это может быть мир, в котором ты (вы) живешь(те), или твой (ваш) внутренний мир».

3. «Возьми(те) бумагу и ручку и напиши(те) свои фамилию, имя, от­чество, стараясь прорисовать и украсить каждую букву».

4. «Возьми(те) бумагу и ручку и напиши(те): "Моя жизнь — это..." Пожалуйста, закончи(те) фразу».

Если у психолога есть песочница, можно предложить клиенту поло­жить руки на песок, перетирать его между пальцами, закапывать ру­ки и пр.

Если психолог владеет техникой оригами, можно совместно с клиен­том создать простейшую фигуру.

Если руки клиента заметно напряжены, можно предложить ему не­много встряхнуть их или сбросить напряжение, интенсивно пошевелив пальцами.

Приемы «включения руки» весьма разнообразны. Главное, чтобы за­дания не были сложными, трудоемкими и не требовали слишком много времени.

Шаг третий. Приобщение клиента к информационному про­странству метафоры. Для приобщения к информационному про­странству метафоры и актуализации воображения клиента, психолог читает ему небольшую сказку или притчу (психокоррекционного или психотерапевтического характера). Фразой, связующей этот шаг с пре­дыдущим, может быть следующая: «А теперь позволь(те) рассказать (прочитать) тебе (вам) одну историю...»

«Вводную» сказку, притчу, легенду сказкотерапевт подбирает в со­ответствии с возрастом и интересами клиента.

Примеры «вводных сказок» для подростков и взрослых

Елена Соловьева

Полотно жизни

Что притягивает людей друг к другу, чем удерживается это притяжение и куда оно со временем уходит? Нитки соединяются и сплетаются в узлы, ряды ложатся ровно и гладко — тогда полотно получается прочное. Иногда чув­ствуешь себя отдельной ниткой, иногда узлом, а иногда рукой, завязавшей узел.

Как только узел завязан, его ценность и значимость теряется, ибо нужно уже завязывать новый, чтобы плести новый ряд, и относиться к нему как к самому важному. Когда вкладываешь душу в каждый узел, полотно получа­ется крепкое, а если относиться к ним неравноценно и делать один хуже, другой лучше, полотно будет перекошено, в конце концов захочется все рас­пустить и начать заново.

Однако на это нет времени, да и узлы уже не развязать — их можно толь­ко порвать. Надо оставить это полотно как образец, и начать плести новое из новых ниток, уже учитывая предыдущий опыт, и не жалеть о потраченном времени на первое. Если бы его не было, то не на чем было бы учиться и не с чем было бы сравнить свое мастерство. Ведь все мы стремимся к совершен­ству...

 

Странник

Он пришел к берегу моря и сел, отдавая тело легкому ветру, жаркому сол­нцу, горячему песку. Плеск волн звал его к себе, но он не торопился войти в воду. Он еще успеет окунуться в ее прохладу, насладиться движением силь­ного тела. Сейчас он просто достиг этого берега и чувствовал покой и ра­дость. Впереди его ждет новая дорога, и он еще не знал, пойдет ли вдоль берега, или построит корабль и поплывет через море, или просто окунется и вернется назад, откуда пришел. Сейчас он отдыхал и знал, что, какой бы спо­соб он ни избрал, его ожидает новый привал и новый выбор пути. И каждая дорога будет испытанием его воли, но он все преодолеет, потому что сам Путь дает силы, уверенность и счастье. Счастливого пути, странник!

 

Пограничник

Шел по границе Пограничник. Путь его пролегал между добром и злом, правдой и ложью, верностью и предательством.

Он шел, часто в темноте не замечая, что все больше заступает за грань дозволенного.

Однажды ночью он заблудился и попал в болото. Кругом были топь и темнота, и только звезды над ним мерцали своим далеким светом.

И тогда он поднял голову к небу и попросил: «Господи! Пошли мне путе­водную звезду, чтобы вывела меня на мой путь».

И Господь своею рукою выбрал для него яркую звезду и приблизил к нему. Пограничник хотел взять ее в руки, чтобы самому освещать себе доро­гу, — но разве можно дотянуться до звезды?

Да и звезда не могла сама спуститься ниже того места, где поставил ее Господь. Зато она сияла так ярко и так ясно освещала путь, что Пограничник, доверившись ее свету, пошел ей навстречу и вскоре выбрался на твердую землю.

Он поблагодарил звезду и простился с ней, так как срок его службы за­канчивался. Вернувшись домой, Пограничник часто вспоминал свой трудный путь и рассказывал детям истории, которые произошли с ним во време­на его службы. А потом, оставшись один, он поднимал голову к звездному небу и долго смотрел на свою звезду, которая по-прежнему сияла на небо­склоне и освещала путь заблудившимся в себе людям...

 

Доктор

Жил на свете Доктор. Он лечил людей от той болезни, которой болел сам. Он думал, что, вылечив пациента каким-либо средством, сможет с помощью его излечиться и сам. Люди выздоравливали, а ему ничего не помогало.

Когда у него заболела душа, он стал лечить людей словом. Очищая души других своей мудростью, Доктор надеялся, что и его душа очистится, однако этого не происходило. Он получал от людей искреннюю благодарность, и это только чуть-чуть согревало его душу, но не зажигало в ней огня. Душа и тело по-прежнему были больны, потому что в жизни Доктора не было любви. Он искал ее повсюду, но не находил.

Однажды он оказался у моря. Это было Море любви. Стоя на берегу, он боялся в него войти. А вдруг он утонет в нем? Но море было спокойным. Лишь небольшие волны накатывали на берег, обрызгивая Доктора. Неожи­данно из его глаз потекли слезы. Это его душа, исстрадавшись в одиноче­стве, стремилась соединиться с Морем любви. И Доктор, преодолев страх, нырнул в него целиком. Оно ласково и нежно пропитало все его тело на­сквозь, очистило каждую его клеточку, и Доктор выздоровел.

Ведь единственное средство от всех болезней — любовь.

ИдрисШах

Рассказ о песках

Река, начав путь от источника в далеких горах, миновав разнообразней­шие виды и ландшафты сельской местности, достигла наконец песков пус­тыни. Подобно тому как она преодолевала все преграды, река попыталась было одолеть и эту. Но вскоре убедилась, что по мере ее продвижения в глубь песков воды в ней остается все меньше и меньше.

И хотя не было никакого сомнения, что путь ее лежит через пустыню, по­ложение казалось безвыходным. Но вдруг таинственный голос, исходящий из самой пустыни, прошептал:

— Ветер пересекает пустыню, это может совершить и поток.

Река тут же возразила, что она лишь мечется в песках и только впитыва­ется, а ветер может летать, и именно поэтому ему ничего не стоит пересечь пустыню.

— Тебе не перебраться через пустыню привычными, испытанными спо­собами. Ты либо исчезнешь, либо превратишься в болото. Ты должна позво­лить ветру перенести тебя к месту твоего назначения.

— Но как это может произойти?

— Только в том случае, если ты позволишь ветру поглотить себя...

Это предложение было неприемлемо для реки. Ведь, в конце концов, никто и никогда не поглощал ее. Да она и не собиралась терять свою инди­видуальность. Ведь потеряв ее однажды, как сможет она вернуть ее снова?

— Ветер, — продолжал песок, — именно этим и занимается. Он подхва­тывает воду, проносит ее над пустыней и затем дает ей упасть вновь. Падая в виде дождя, вода снова становится рекой.

— Но как я могу проверить это?

— Это так, и если ты не веришь, ты не сможешь стать ничем иным, кроме затхлой лужи, и даже на это уйдут многие годы. А ведь лужа, согласись, да­леко не то же самое, что река.

— Но как же я смогу остаться той же самой рекой, которой являюсь сего­дня?

— Нив том ни в другом случае ты не сможешь остаться такой же, — от­ветил песок. — Твоя основная часть перенесется и снова станет рекой. И даже свою нынешнюю форму существования ты только потому принимаешь за саму себя, что не знаешь, какая часть в тебе является главной и существен­ной.

Какой-то неясный отклик вызвали эти слова в мыслях у реки. Смутно при­помнила она то состояние, когда она или какая-то ее часть уже находилась в объятиях ветра. Она вспомнила также — да и вспомнила ли? — что эта хотя и не всегда очевидная, но вполне реальная задача выполнима.

И речка воспарила в дружелюбные объятия ветра, легко и нежно подхва­тившего ее и умчавшего вдаль. Достигнув горной вершины, он осторожно опустил речку вниз. А поскольку у нее были сомнения, она смогла запомнить и запечатлеть в своем уме подробности этого опыта более основательно.

— Да, теперь я узнала истинную сущность, — размышляла река. Река узнавала, а пески шептали:

— Мы знаем это, потому что это день за днем происходит на наших гла­зах, поскольку из нас, песков, и состоит весь путь от берегов реки до самой горы.

Вот почему говорят, что путь, по которому должен следовать поток жиз­ни, написан на песке.

Примеры «вводных сказок» для детей

Волшебница

Жила-была на свете Добрая Волшебница. Днем она помогала расти де­ревьям и цветам, разучивала с птицами новые песни, разговаривала с сол­нышком и ручьем. А вечером она облетала всех детей на своей чудесной ко­леснице, запряженной белыми лошадьми и украшенной яркими звездами.

Она дарила каждому ребенку прекрасный сон, чтобы утром он проснулся свежим и здоровым. Тот, кто хоть раз видел чудесный сон, подаренный Вол­шебницей, открывал в себе разные таланты и способности. Но главное чудо подарка Доброй Волшебницы заключалось в том, что каждый ребенок начи­нал сочинять сказки.

Известно, что Волшебница облетела каждого ребенка на Земле. Это оз­начает, что талант сочинять сказки есть у каждого из вас.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.