Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2017-11-22 | 419 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Люди воспринимают предложение психолога написать сказку по-разному: одни с творческим воодушевлением, другие со страхом, третьи с сарказмом, четвертые с недоверием... Действительно, не каждый ребенок, подросток или взрослый способен с ходу сочинить сказку. Хотя есть и такие. Однако большинству требуется предварительная подготовка, так называемый «разогрев».
Если психолог решит собирать диагностическую информацию о клиенте с помощью сказки, ему необходимо провести ряд «разогревающих процедур».
Процедура тестирования с помощью сказки содержит четыре шага.
Шаг первый. Создание комфортной среды.
Шаг второй. «Включение руки» клиента.
Шаг третий. Приобщение клиента к информационному пространству метафоры.
Шаг четвертый. Написание сказки.
Шаг первый. Создание комфортной среды. Естественно, что предложение написать сказку не делается, если между психологом и клиентом не установились достаточно доверительные взаимоотношения. Поэтому первое правило практического психолога — «создай атмосферу доверия и непринужденности» — имеет свою силу и в этом случае. Кроме того, образовавшаяся комфортная среда автоматически «работает» и на процесс стабилизации психоэмоционального напряжения. Уровень тревоги клиента снижается, и психолог может перейти к следующему шагу.
Шаг второй. «Включение руки» клиента. В атмосфере доверия необходимо активизировать творческие ресурсы человека. «Включить руку» — это значит предложить творческое задание, которое можно выполнить руками, рукой. Мы «включаем руку» потому, что без этого процесс написания сказки невозможен. Правда, некоторые клиенты говорят, что расскажут сказку устно. Однако мы заметили, что устная сказка существенно отличается от изложенной на бумаге: в ней меньше деталей, глубины и проективного материала. Поэтому сказку человек должен именно написать, а для этого психолог должен помочь ему «включить руку».
|
Переход от беседы с клиентом, ориентации в его проблеме к «включению руки» осуществляется при помощи предложения-связки: «Давай-(те) на некоторое время отвлечемся от этой ситуации. Мудрецы говорят: чтобы решить проблему, надо выйти из нее, посмотреть со стороны. Позволь(те) переключить твое (ваше) внимание с этой ситуации на одно очень простое упражнение. Мы сделаем его для того, чтобы потом вновь вернуться к обсуждению с уже обновленным взглядом на проблему». Задания для «включения руки» могут быть самыми простыми:
1. «Возьми(те) карандаши, бумагу и нарисуй(те), что угодно. Можно ставить цветные пятна или делать каракули. Просто позволь(те) руке оставлять след на листе».
2. «Возьми(те) карандаши, бумагу, попробуй(те) изобразить свой мир. Это может быть мир, в котором ты (вы) живешь(те), или твой (ваш) внутренний мир».
3. «Возьми(те) бумагу и ручку и напиши(те) свои фамилию, имя, отчество, стараясь прорисовать и украсить каждую букву».
4. «Возьми(те) бумагу и ручку и напиши(те): "Моя жизнь — это..." Пожалуйста, закончи(те) фразу».
Если у психолога есть песочница, можно предложить клиенту положить руки на песок, перетирать его между пальцами, закапывать руки и пр.
Если психолог владеет техникой оригами, можно совместно с клиентом создать простейшую фигуру.
Если руки клиента заметно напряжены, можно предложить ему немного встряхнуть их или сбросить напряжение, интенсивно пошевелив пальцами.
Приемы «включения руки» весьма разнообразны. Главное, чтобы задания не были сложными, трудоемкими и не требовали слишком много времени.
Шаг третий. Приобщение клиента к информационному пространству метафоры. Для приобщения к информационному пространству метафоры и актуализации воображения клиента, психолог читает ему небольшую сказку или притчу (психокоррекционного или психотерапевтического характера). Фразой, связующей этот шаг с предыдущим, может быть следующая: «А теперь позволь(те) рассказать (прочитать) тебе (вам) одну историю...»
|
«Вводную» сказку, притчу, легенду сказкотерапевт подбирает в соответствии с возрастом и интересами клиента.
Примеры «вводных сказок» для подростков и взрослых
Елена Соловьева
Полотно жизни
Что притягивает людей друг к другу, чем удерживается это притяжение и куда оно со временем уходит? Нитки соединяются и сплетаются в узлы, ряды ложатся ровно и гладко — тогда полотно получается прочное. Иногда чувствуешь себя отдельной ниткой, иногда узлом, а иногда рукой, завязавшей узел.
Как только узел завязан, его ценность и значимость теряется, ибо нужно уже завязывать новый, чтобы плести новый ряд, и относиться к нему как к самому важному. Когда вкладываешь душу в каждый узел, полотно получается крепкое, а если относиться к ним неравноценно и делать один хуже, другой лучше, полотно будет перекошено, в конце концов захочется все распустить и начать заново.
Однако на это нет времени, да и узлы уже не развязать — их можно только порвать. Надо оставить это полотно как образец, и начать плести новое из новых ниток, уже учитывая предыдущий опыт, и не жалеть о потраченном времени на первое. Если бы его не было, то не на чем было бы учиться и не с чем было бы сравнить свое мастерство. Ведь все мы стремимся к совершенству...
Странник
Он пришел к берегу моря и сел, отдавая тело легкому ветру, жаркому солнцу, горячему песку. Плеск волн звал его к себе, но он не торопился войти в воду. Он еще успеет окунуться в ее прохладу, насладиться движением сильного тела. Сейчас он просто достиг этого берега и чувствовал покой и радость. Впереди его ждет новая дорога, и он еще не знал, пойдет ли вдоль берега, или построит корабль и поплывет через море, или просто окунется и вернется назад, откуда пришел. Сейчас он отдыхал и знал, что, какой бы способ он ни избрал, его ожидает новый привал и новый выбор пути. И каждая дорога будет испытанием его воли, но он все преодолеет, потому что сам Путь дает силы, уверенность и счастье. Счастливого пути, странник!
|
Пограничник
Шел по границе Пограничник. Путь его пролегал между добром и злом, правдой и ложью, верностью и предательством.
Он шел, часто в темноте не замечая, что все больше заступает за грань дозволенного.
Однажды ночью он заблудился и попал в болото. Кругом были топь и темнота, и только звезды над ним мерцали своим далеким светом.
И тогда он поднял голову к небу и попросил: «Господи! Пошли мне путеводную звезду, чтобы вывела меня на мой путь».
И Господь своею рукою выбрал для него яркую звезду и приблизил к нему. Пограничник хотел взять ее в руки, чтобы самому освещать себе дорогу, — но разве можно дотянуться до звезды?
Да и звезда не могла сама спуститься ниже того места, где поставил ее Господь. Зато она сияла так ярко и так ясно освещала путь, что Пограничник, доверившись ее свету, пошел ей навстречу и вскоре выбрался на твердую землю.
Он поблагодарил звезду и простился с ней, так как срок его службы заканчивался. Вернувшись домой, Пограничник часто вспоминал свой трудный путь и рассказывал детям истории, которые произошли с ним во времена его службы. А потом, оставшись один, он поднимал голову к звездному небу и долго смотрел на свою звезду, которая по-прежнему сияла на небосклоне и освещала путь заблудившимся в себе людям...
Доктор
Жил на свете Доктор. Он лечил людей от той болезни, которой болел сам. Он думал, что, вылечив пациента каким-либо средством, сможет с помощью его излечиться и сам. Люди выздоравливали, а ему ничего не помогало.
Когда у него заболела душа, он стал лечить людей словом. Очищая души других своей мудростью, Доктор надеялся, что и его душа очистится, однако этого не происходило. Он получал от людей искреннюю благодарность, и это только чуть-чуть согревало его душу, но не зажигало в ней огня. Душа и тело по-прежнему были больны, потому что в жизни Доктора не было любви. Он искал ее повсюду, но не находил.
Однажды он оказался у моря. Это было Море любви. Стоя на берегу, он боялся в него войти. А вдруг он утонет в нем? Но море было спокойным. Лишь небольшие волны накатывали на берег, обрызгивая Доктора. Неожиданно из его глаз потекли слезы. Это его душа, исстрадавшись в одиночестве, стремилась соединиться с Морем любви. И Доктор, преодолев страх, нырнул в него целиком. Оно ласково и нежно пропитало все его тело насквозь, очистило каждую его клеточку, и Доктор выздоровел.
|
Ведь единственное средство от всех болезней — любовь.
ИдрисШах
Рассказ о песках
Река, начав путь от источника в далеких горах, миновав разнообразнейшие виды и ландшафты сельской местности, достигла наконец песков пустыни. Подобно тому как она преодолевала все преграды, река попыталась было одолеть и эту. Но вскоре убедилась, что по мере ее продвижения в глубь песков воды в ней остается все меньше и меньше.
И хотя не было никакого сомнения, что путь ее лежит через пустыню, положение казалось безвыходным. Но вдруг таинственный голос, исходящий из самой пустыни, прошептал:
— Ветер пересекает пустыню, это может совершить и поток.
Река тут же возразила, что она лишь мечется в песках и только впитывается, а ветер может летать, и именно поэтому ему ничего не стоит пересечь пустыню.
— Тебе не перебраться через пустыню привычными, испытанными способами. Ты либо исчезнешь, либо превратишься в болото. Ты должна позволить ветру перенести тебя к месту твоего назначения.
— Но как это может произойти?
— Только в том случае, если ты позволишь ветру поглотить себя...
Это предложение было неприемлемо для реки. Ведь, в конце концов, никто и никогда не поглощал ее. Да она и не собиралась терять свою индивидуальность. Ведь потеряв ее однажды, как сможет она вернуть ее снова?
— Ветер, — продолжал песок, — именно этим и занимается. Он подхватывает воду, проносит ее над пустыней и затем дает ей упасть вновь. Падая в виде дождя, вода снова становится рекой.
— Но как я могу проверить это?
— Это так, и если ты не веришь, ты не сможешь стать ничем иным, кроме затхлой лужи, и даже на это уйдут многие годы. А ведь лужа, согласись, далеко не то же самое, что река.
— Но как же я смогу остаться той же самой рекой, которой являюсь сегодня?
— Нив том ни в другом случае ты не сможешь остаться такой же, — ответил песок. — Твоя основная часть перенесется и снова станет рекой. И даже свою нынешнюю форму существования ты только потому принимаешь за саму себя, что не знаешь, какая часть в тебе является главной и существенной.
Какой-то неясный отклик вызвали эти слова в мыслях у реки. Смутно припомнила она то состояние, когда она или какая-то ее часть уже находилась в объятиях ветра. Она вспомнила также — да и вспомнила ли? — что эта хотя и не всегда очевидная, но вполне реальная задача выполнима.
И речка воспарила в дружелюбные объятия ветра, легко и нежно подхватившего ее и умчавшего вдаль. Достигнув горной вершины, он осторожно опустил речку вниз. А поскольку у нее были сомнения, она смогла запомнить и запечатлеть в своем уме подробности этого опыта более основательно.
|
— Да, теперь я узнала истинную сущность, — размышляла река. Река узнавала, а пески шептали:
— Мы знаем это, потому что это день за днем происходит на наших глазах, поскольку из нас, песков, и состоит весь путь от берегов реки до самой горы.
Вот почему говорят, что путь, по которому должен следовать поток жизни, написан на песке.
Примеры «вводных сказок» для детей
Волшебница
Жила-была на свете Добрая Волшебница. Днем она помогала расти деревьям и цветам, разучивала с птицами новые песни, разговаривала с солнышком и ручьем. А вечером она облетала всех детей на своей чудесной колеснице, запряженной белыми лошадьми и украшенной яркими звездами.
Она дарила каждому ребенку прекрасный сон, чтобы утром он проснулся свежим и здоровым. Тот, кто хоть раз видел чудесный сон, подаренный Волшебницей, открывал в себе разные таланты и способности. Но главное чудо подарка Доброй Волшебницы заключалось в том, что каждый ребенок начинал сочинять сказки.
Известно, что Волшебница облетела каждого ребенка на Земле. Это означает, что талант сочинять сказки есть у каждого из вас.
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!