Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2017-11-22 | 299 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
К сожалению, детям приходится сталкиваться с теневой природой родителей: немотивированной агрессией, холодностью, эгоизмом, отчужденностью. Понятно, что у каждого человека свои особенности и свои внутренние конфликты. Однако немотивированный выплеск родителем негативных эмоций, демонстрация ребенку отвержения или порочных ипостасей собственной природы проявляется в детской душе через ощущения незащищенности, боли, разочарования. Сюжет столкновения с теневой природой родителей имеет немало модификаций. Назовем и проиллюстрируем наиболее распространенные из них.
1. Проявление эгоизма родителей по отношению к ребенку в ситуации развода. В этой модификации сюжета о проявлении теневой природы взрослых можно заметить, что родители увлечены только собственными переживаниями, не подозревая о том, что лишают ребенка ощущения защищенности. При этом ребенок оказывается наедине с собственными переживаниями и мечтает о вмешательстве высших сил, благодаря которому родители останутся вместе. Например, так происходит в сказке Анны.
Анна, 11 лет
Про Новый год
Давным-давно в замке жила маленькая принцесса и ее родители. Задень до Нового Года маленькая Кейти написала письмо Деду Морозу, что она хотела бы получить на Новый год.
И она пошла на улицу и стала делать снеговика. Она слепила, сделала ему глаза, нос из морковки и веселый рот. На голову ему она надела ведро.
А потом вся семья поехала за продуктами в город.
И вот наступила ночь, ровно 12 часов ночи, и снеговик ожил и увидел в руке письмо. Там было написано Деду Морозу от маленькой Кейти. И он поспешил быстрей туда, куда надо было послать письмо. Но путь был нелегкий. Когда уже оставалось недолго до дома Деда Мороза, снеговик не увидел крутой спуск. Он упал и сломался. Долго ли он так лежал, никто не знает, только лесные жители решили собрать его. И оставалось уже совсем мало времени до начала боя курантов, но снеговик успел и отдал письмо Деду Морозу.
|
А там было написано, что Кейти хотела, чтобы родители не расставались. Казалось, что это невыполнимо, но в Новый год все желания сбываются. И маленькая Кейти осталась с ними, и они жили очень долго и счастливо.
А снеговик к лету уже растаял, но он знал, что его опять слепят и он снова станет разносить письма для таких маленьких ребят.
Конец, а кто слушал — молодец.
Итак, сказка Анны связана с переживанием автором развода родителей. В подобных ситуациях дети искренне желают сохранить взаимоотношения между родителями, игнорируя даже самые объективные показания к разводу. Поскольку сами они не имеют способов влияния на родителей (пожалуй, кроме болезни), дети мечтают о помощи высших сил, персонификацией которых является Дед Мороз.
Героиня сказки лепит снеговика, делая его символическим посредником между своим желанием и Дедом Морозом. Попав к психологу, автор будет неосознанно ассоциировать с таким посредником фигуру специалиста, который поможет реализоваться ее сокровенному желанию. Подобная ситуация довольно опасна, так как у девочки уже есть конкретный образ результативности психологической работы — родители должны остаться вместе. Если для развода имеются объективные показания и желанию автора сказки не суждено реализоваться, это ставит психолога, да и всю семью, в довольно щекотливое положение. Ребенок получит опыт «разбитой мечты», а это может привести к озлоблению, замыканию в себе. И все это на фоне разворачивающихся противоречий подросткового возраста (напомним, что автору 11 лет).
Если ребенок хочет, чтобы родители были вместе, это означает, прежде всего, что он не «воюет» в семейных баталиях на стороне одного из родителей. Он сохраняет любовь к обоим родителям. В связи с тем, что родители в предразводный период поглощены в основном собственными переживаниями, ребенок оказывается обделенным эмоциональным теплом и любовью. Безусловно, находясь в состоянии внутреннего конфликта, ни отец, ни мать не способны дарить любовь ребенку. Более того, нередко он становится для них дополнительной проблемой.
|
Фактически ситуация развода родителей является для ребенка символической инициацией во взрослую жизнь. В этой ситуации есть все атрибуты «взрослого»: одиночество, предоставленность самому себе, ощущение незащищенности, побуждение к самостоятельным действиям и ответственности за них. Так эгоизм и внутренние противоречия родителей инициируют ребенка во взрослую жизнь. Конечно, этот факт вызывает сострадание. Но, с другой стороны, ситуация императивной инициации во взрослую жизнь является позитивной. Хотя бы потому, что появляется повод задуматься о том, что родители — живые люди, наделенные созидательными и разрушительными качествами.
Поэтому главная задача психолога при работе с подобным сюжетом — помочь ребенку принять реальную ситуацию, принять родителей такими, какие они есть, и, возможно, даже оказать им поддержку. Логика консультирования автора подобной сказки может быть следующей.
Кажется, это так легко — попросить Деда Мороза оставить родителей вместе. Но что будет дальше? Чтобы жить вместе, папе и маме нужно сильно измениться. Внутренние изменения людей не всегда подвластны даже самым добрым силам, даже таким, как Дед Мороз. Что же может помочь родителям измениться? Как ни странно — это Любовь. Когда люди ссорятся, острее всего они ощущают недостаток любви. Из-за этого в их сердцах поселяются боль и обида. Естественно, что в таком состоянии человеку сложно заботиться даже о собственном ребенке, дарить ему тепло и любовь. Конечно, встает вопрос: что же делать ребенку, когда его родители сами ощущают недостаток любви? В таких ситуациях ребенок взрослеет и благодаря этому у него появляется достаточно сил, чтобы оказать поддержку собственным родителям. Как оказать поддержку маме и папе? Иногда для этого достаточно просто сказать им о своей любви, обнять за плечи, заверить, что все будет хорошо, и выход из ситуации найдется. Оказывается, взрослым тоже нужна поддержка, чтобы в сердце вернулась любовь.
|
Безусловно, если психолог находит в детской сказке указание на проявление эгоизма родителей в предразводной ситуации, их консультирование становится неотъемлемой частью терапевтического процесса. Основной задачей работы с родителями Анны станет формирование между ними цивилизованных взаимоотношений с акцентом на проявление заботы о дочери. Совместно с психологом супруги должны прийти к компромиссному пониманию заботы и конструктивно распределить родительские обязанности.
2. Переживание целенаправленной агрессии со стороны родителей. В данной модификации сюжета заметно влияние агрессивности одного из родителей на климат в семье и жизнь ребенка. Приведем один пример.
Маргарита, 12 лет
История жизни
Когда-то далеко в горах жила маленькая озорная и добрая девочка. У нее было двое братьев: один старше ее, а другой младше. И бабушка с дедушкой, которых она очень любила. И, безусловно, мама с папой. Она хорошо училась, очень любила своих родных, заботилась о младшем брате.
Отец ее был злой, а мама доброй. Одежду она носила очень простенькую, ту, которую сшивала ее мама.
Когда возвращался отец, все боялись, что он придет и побьет их, потому что он пил и все время их бил. Но все равно, она оставалась такой же озорной и доброй.
Однажды отец наказал эту девочку и ее старшего брата и заставил их стоять на коленях, пока он не придет. Старший брат стоял упорно, ну, а девочка, думаю, вы догадались, она вскакивала, бегала по комнате. Когда пришел отец, он посмотрел на их колени. У старшего сына колени были красные, а у дочери — белые. И он стал догонять ее, а она бегала вокруг стола. Под конец все просто стали смеяться и радоваться.
Сейчас она живет в другом городе, и ей уже сорок лет. У нее есть дочь, племянница и брат. А старший брат живет все там же.
Злой порочный отец и добрая, беззащитная, кроткая мать — нередкий сюжет в сказках детей, относящихся к группе социального риска. В сказке Маргариты разворачивается ситуация тирании отца. Особенно настораживающим для психолога будет способ разрешения конфликта, описанный в сказке: «Однажды отец наказал эту девочку и ее старшего брата и заставил их стоять на коленях, пока он не придет. Старший брат стоял упорно, ну, а девочка, думаю, вы догадались, она вскакивала, бегала по комнате. Когда пришел отец, он посмотрел на их колени. У старшего сына колени были красные, а у дочери — белые. И он стал догонять ее, а она бегала вокруг стола. Под конец все просто стали смеяться и радоваться». Похоже, девочка вытесняет реальные факты насилия, что совершенно естественно.
|
Ребенок, подвергающийся насилию в семье, оказывается в эмоционально-ценностной ловушке: с одной стороны, он обижен и зол на родителя, с другой стороны, он чувствует любовь к нему, поэтому старается скрыть факт насилия.
В сказках детей, имеющих неблагоприятный опыт развития и воспитания, часто проявляется тема насилия со стороны родителей. Бывает, что сюжет дополняется темой мести и наказания виновника. Но чаще всего родитель, совершающий насилие, оказывается прощенным или уходит от ответственности. Это заметно и в сказке Маргариты.
Дети, подвергающиеся насилию со стороны родителей, стремятся покинуть дом, быстрее стать взрослыми. Сказка Маргариты заканчивается тем, что героиня стала взрослой и живет в другом городе. Возможно, девочка при первой возможности, если не изменится ситуация в семье, уйдет из дома.
Как можно построить психологическую работу с автором подобной сказки? Безусловно, ситуацию насилия в семье невозможно разрешить одними психологическими средствами, необходимо привлечение социальной службы, правозащитных организаций и органов внутренних дел. Психолог же может начать реабилитационную работу только после того, как ребенок будет «изъят» из ситуации постоянного насилия. Традиционно, работа будет проводиться в несколько этапов, в контексте решения следующих задач:
1) установление отношений доверия, стабилизация психоэмоционального состояния;
2) отреагирование подавленных эмоций (опыт показывает, что здесь эффективно работает песочная терапия);
3) коррекция актуализированных страхов;
4) формирование самоуважения, исследование ресурсных ипостасей личности ребенка, его способностей, возможностей;
5) формирование конструктивного символического образа будущего.
Агрессия родителей не обязательно проявляется через откровенное насилие или жестокое обращение с детьми. В некоторых семьях принято поддерживать агрессивный фон взаимоотношений: ребенок часто слышит грубость, родители не стесняются в выражениях, особо не церемонятся в обращении, словом, проявляют «психологическую распущенность». Приведем пример.
|
Кирилл, 15 лет
В маленькой деревне жил маленький мальчик, которого никто не любил. Он ходил в школу. Там он находился в своей ауре, и никого и ничто не нужно ему было от жизни. Он был жадным.
Однажды он пошел порыбачить. Сидя на берегу, он вдруг увидел, что что-то плещется в волнах реки. Он долго наблюдал за плеском волн. И вдруг задвигался поплавок, его потянуло вниз, мальчик резко потянул удочку. На крючке он увидел маленькое непонятное Животное. Оно, как и во всех сказках, попросило пощады, но мальчик побоялся его отпускать, все-таки это был редкий вид речного животного. Но тут животное предложило исполнить три любых его желания. Ну, парень сразу согласился.
Животное сказало, что мальчик может приходить вечером, в темное время, чтобы найти его для исполнения желаний. Парень сказал: «Ладно!»
Придя домой, он рассказал всю историю маме. Мама выпорола его за бред да еще за то, что вернулся на час позже. Откуда же идет эта злость у окружающих?
Мама приказала пойти спать. Мальчик долго думал про животное. И тут он встал и решил пойти к животному.
Он прибежал у берегу реки и начал кричать: «Животное! Где мое животное?!»
Сказка Кирилла показывает, что происходит с внутренним миром ребенка, если он формируется в агрессивном семейном микроклимате:
— ребенок ощущает отверженность, нелюбимость,
— замыкается в себе, приобретает серьезные проблемы в коммуникации,
— актуализируются его пороки («он был жадным»),
— он начинает искать способ фантастического разрешения собственных проблем (в данной сказке — встреча с необычным животным),
— он теряет веру, даже в собственные фантазии, и озлобляется сам. Безусловно, встреча с такой сказкой сразу мотивирует психолога
познакомиться с родителями автора, в особенности с мамой.
Прочтение родителям такой сказки обычно приводит к двум последствиям:
— либо родители «хватаются за голову», осознают драматизм создавшегося положения и соглашаются на работу с психологом;
— либо родители со скепсисом или агрессией воспринимают происходящее, давая психологу основания для понимания бесперспективности психологической работы с ними.
В первом случае есть шанс изменить микроклимат в семье, оказав матери (или родителям) психологическую помощь. Во втором случае, необходимо целенаправленно работать только с ребенком. Этапы и задачи работы будут аналогичны сформулированным выше.
3. Переживание сиротства, отвержения родителями. В данной модификации сюжета о теневой природе родителей мы опять встречаемся с проявлением эгоизма взрослого по отношению к ребенку. Мудрость детской души отражается в теме прощения родителей, актуализированной в финале сказки. Содействие в проживании темы прощения является главной психологической задачей работы с авторами подобных сказок. Приведем пример.
Юлия, 17 лет
Жил когда-то маленький мальчик. У него не было никого рядом, кроме бабушки, потому что мама оставила его дома, когда он только начал учиться говорить, и ушла навсегда, не сказав ни слова.
Мальчик очень любил свою бабушку и был зол на маму за то, что она бросила его. У мальчика была мечта: чтобы на Рождество в морозный зимний вечер в их с бабушкой теплом, большом, уютном доме за столом собралась его огромная, веселая, добрая семья. И все делились бы своими самыми яркими впечатлениями прошлого года. Он мечтал, чтобы вся семья вышла на улицу, играла в снежки и каталась с горки. Но для этого нужно было найти маму, которая последний раз писала, что живет в Москве. Мальчик вырос и отправился в город искать ее и нашел. Он преодолел множество препятствий на своем пути к ней: голод, тяжкую работу, отношение злых людей.
Но самым главным испытанием была злость, накопленная в сердце, которую он преодолел и простил маме ее ошибку.
На ошибки людей не нужно обижаться, надо помогать людям их не повторить еще раз.
Сказка Юли является одновременно и терапевтической по отношению к детям с материнской депривацией — из детдомов или приютов.
4. Переживание противоречивых чувств по отношению к близкому. В данной модификации сюжета о теневой природе взрослых отражается опыт рефлексии взаимоотношений с близким человеком; проявляется гамма противоречивых чувств: от любви до ненависти, от злости до сочувствия.
Приведем пример.
Ирина, 16 лет
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!