Этап 5. Стадия «выслушивания». — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Этап 5. Стадия «выслушивания».

2017-10-21 605
Этап 5. Стадия «выслушивания». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основная задача этой фазы «следовать» за суицидентом; слушать его и не навязывать свою точку зрения. Это становится особенно важным, если вспомнить о том, что человек, находящийся на грани попытки самоубийства, противопоставляет себе весь окружающий мир, а если он рассказывает о своей боли и проблемах другому человеку, это означает, что тоненькая ниточка, возникающая в результате присоединения между потенциальным самоубийцей и его собеседником становится прочнее, человек начинает доверять специалисту, видит в нем реального союзника. Здесь крайне важно обладать навыками эмпатического слушания и удерживаться от оценок, советов и не подсказывать варианты выхода из ситуации.

Этап 6. Стадия «поворота на 180°».

Стадия переворота это чаще всего очень быстрая и очень эмоциональная стадия. Основная задача этой стадии - показать суициденту ситуацию с совершенно иной стороны. Необходимо «повести» суицидента за собой, актуализировать ресурс, заставить его работать. Эта стадия крайне важна для благополучного завершения ситуации, ведь недостаточно того, что у человека появился союзник. Этот союзник, совершив переворот ситуации, помогает суициденту вновь повернуться к миру лицом. Для этого вся ситуация должна предстать потерпевшему в совершенно другом виде, с другой стороны.

· Стадия переворота почти всегда инициируется тем, кто оказывает помощь. У суицидента просто нет возможности это сделать;

· К перевороту ситуации можно приступать тогда, когда суицидент принял Вас, и Вы уже не просто идете за суицидентом, а, напротив, ведете его;

· Недопустимо и опасно осуществлять стадию переворота до тех пор, пока не найден ресурс.

На стадии поиска ресурса, мы помогаем суициденту по-новому посмотреть на сложившиеся обстоятельства, образно говоря, помогаем ему найти кочку в заболоченной местности, на которую он может опереться и оттолкнуться, чтобы «прыгнуть» из суицида. На стадии переворота, когда человек уже «протянул нам руку» и идет за нами, мы помогаем совершить ему этот прыжок.

Этап 7. Стадия завершения.

После стадии «переворота на 180°» наступает фаза завершения. Нельзя бросать суицидента на этом этапе. Необходимо понимать, что на стадии завершения у суицидента возможны такие реакции как:

· Плач;

· Агрессивные реакции;

· Апатия и сонливость;

· Эйфорические состояния.

Корректировать состояние человека в этом случае нужно по схеме работы с острыми стрессовыми реакциями.

 

Необходимо помнить, что не всегда описанный выше алгоритм работы с суицидентом можно реализовать. Действовать необходимо в зависимости от контекста конкретной ситуации и состояния суицидента, ориентируясь на перечисленные выше направления работы и при первой возможности передать пострадавшего специалистам (психологам, психиатрам, бригаде скорой помощи).

Профилактика образования толпы и основы работы с толпой

В своей работе спасатели часто сталкиваются с ситуациями, когда на месте происшествия собирается толпа зевак или приезжают родственники пострадавших, которые мешают проведению АСР. Пример другой ситуации свидетельствует о высоком риске для спасателей и пострадавших при образовании действующей толпы. Спасатели, пытаясь спасти рыбаков на отколовшейся льдине, подплыли к ним на лодке. Люди бросились к лодке и чуть не перевернули ее. Тогда спасатели попробовали сесть на льдину на вертолете, но как только они приземлились, рыбаки кинулись к вертолету и, пытаясь залезть в него, отпихивали друг друга и даже пытались вытащить из кабины пилотов. Можно ли было подобную ситуацию прогнозировать и предпринять меры к минимизации рисков? Для того чтобы подобные ситуации не возникали необходимо знать особенности психического состояния людей в толпе, закономерности образования толпы и приемы работы с толпой.

Начиная тему «толпа», необходимо для себя точно определить, что означает это явление. И так т олпа — это бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Конечно, толпа имеет свои особенности, которые необходимо учитывать. К таким особенностям относятся ее кратковременность и бесструктурность, эмоциональная возбудимость, сходство эмоционального состояния участников, пространственная близость и контактность, общий объект внимания, отсутствие общей осознанной цели.

Существует две основные разновидности толпы: пассивная (выжидательная) и активная (действующая). К пассивной толпе относятся следующие виды: случайная, конвенциональная и экспрессивная.

Случайной толпой называется неорганизованная общность людей, возникающая в связи с каким-либо неожиданным событием, например дорожно-транспортным происшествием, пожаром, дракой и т.д. К конвенциональной относится толпа, поведение которой основывается на явных или подразумеваемых нормах и правилах поведения — конвенциях. Такая толпа собирается по поводу заранее объявленного мероприятия, например митинга, политической демонстрации, спортивного состязания, концерта и т.д. В подобных случаях людьми обычно движет вполне направленный интерес, и они должны следовать нормам поведения, соответствующим характеру мероприятия.

Общность людей, отличающаяся особой силой массового проявления эмоций и чувств (любви, радости, грусти, печали, горя, негодования, гнева, ненависти и т.д.), называется экспрессивной толпой. Экспрессивная толпа обычно является результатом трансформации случайной или конвенциональной толпы, когда людьми в связи с определенными событиями, свидетелями которых они стали, и под воздействием их развития овладевает общий эмоциональный настрой, выражаемый коллективно, часто — ритмически. Наиболее характерными примерами экспрессивной толпы являются футбольные или хоккейные болельщики.

Агрессивная, паническая, стяжательная и экстатическая – это разновидности активного вида толпы. Агрессивной толпой называется скопление людей, стремящихся к уничтожению, разрушению и даже убийству. Люди, составляющие агрессивную толпу, не имеют рациональной основы для своих действий и, находясь в состоянии фрустрации, часто направляют свой слепой гнев или ненависть на совершенно случайные объекты, не имеющие никакого отношения ни к происходящему, ни к самим погромщикам. Агрессивная толпа относительно редко возникает сама по себе. Чаще всего она является результатом трансформации случайной, конвенциональной или экспрессивной толпы.

Паника — это социально-психологический феномен проявления группового аффекта страха. Основная черта любого панического поведения людей — стремление к самоспасению. Исходя из этого, можно говорить о том, что паническая толпа — скопление людей, охваченных чувством страха, стремлением избежать некой воображаемой или реальной опасности.

В основе паники лежит страх - возникающий как результат переживания беспомощности перед реальной или воображаемой опасностью, стремление любым путем уйти от нее вместо того, чтобы бороться с ней. Паническую реакцию можно разделить на:

- легкую (в случаях, когда задерживается транспорт, при спешке или внезапном, но не очень сильном сигнале);

- среднюю (характеризуется значительной деформацией сознательных оценок происходящего, снижением критичности, возрастанием страха, подверженностью внешним воздействиям);

- полную (паника с отключением сознания, аффективная, характеризующаяся полной невменяемостью - наступает при чувстве ужасной, смертельной опасности).

Для превращения толпы в паническую необходимо наличие совокупности социально- психологических, физиологических, общепсихологических и социальных факторов. Общая напряженность в обществе, вызванная происшедшими или ожидаемыми природными, экономическими, политическими бедствиями относятся к социальным факторам. Усталость, голод, длительная бессонница, алкогольное и наркотическое опьянение – все это физиологические факторы, неожиданность, удивление, испуг, вызванные недостатком информации о возможных опасностях и способах противодействия – общепсихологические факторы. К социально – психологическим факторам относятся отсутствие ясной и достаточно значимой общей цели, эффективных пользующихся общим доверием лидеров и низкий уровень групповой сплоченности.

Паническая реакция как любой процесс имеет несколько этапов, которые заключаются в резком испуге, потрясение, восприятие ситуации как угрожающей и даже безысходной, усиление интенсивности страха – это первый этап. Ко второму этапу относится реакция бегства, третий этап заключается в завершение паники.Обычные следствия паники — либо усталость и оцепенение, либо состояние крайней тревожности, возбудимости и готовности к агрессивным действиям.

Стяжательная толпа многолика. Ее могут образовывать и покупатели в магазинах при продаже товаров повышенного спроса при явном их недостатке; и пассажиры, стремящиеся занять ограниченное количество мест отходящего автобуса или электрички; и покупатели билетов у касс перед началом какого-либо зрелищного мероприятия; и вкладчики обанкротившегося банка, требующие возврата вложенных денег. Стяжательская толпа— скопление людей, находящихся в непосредственном и неупорядоченном конфликте между собой из-за обладания теми или иными ценностями, которых недостаточно для удовлетворения потребностей или желаний всех участников этого конфликта.

Экстатическая толпа — вид толпы, в которой люди, ее образующие, доводят себя до исступления в совместных молитвенных, ритуальных или иных действиях. Чаще всего это случается с молодежью во время ярмарок-концертов, с верующими, представителями некоторых религиозных направлений или религиозных сект.

Профилактика образования толпы.

При работе в местах большого скопления людей необходимо применять профилактические меры с целью снижения возможности возникновения толпы. Таких приемов достаточно много:

1. Работа с населением:

- Отвлечение людей, хотя бы на непродолжительное время от источника опасности, страха. Вовлечение людей в активные действия: борьбу со стихией, спасательные работы, оказание помощи престарелым, инвалидам, упаковку вещей для эвакуации или других отвлекающих занятий;

- Простые и понятные указания о действиях и правилах поведения, возможных способах и средствах защиты в возникшей ЧС;

- Если очаг опасности возникает в здании, в помещении, где находится большое количество людей, то немедленно открываются выходы.

2. Работа спасательных подразделений и информационно– разъяснительная работа:

- Подготовка руководящего состава формирований, спасателей к действиям в подобных ситуациях;

- Четкое управление, постоянный контакт руководящего состава с оперативными и вспомогательными силами, участвующими в ликвидации;

- Чем тяжелее складывается ситуация, тем суровее должна быть реакция на паникеров.

- Организованная информационно-разъяснительная работа. Своевременное определение очагов напряжения. Своевременная, достоверная информация об аварии или катастрофе. Речь или передаваемое сообщение могут оказать на людей более эффективное воздействие по сравнению с другими способами, и первостепенную роль играет содержание сообщения и тон. Недостаток информации порождает сплетни и слухи, создает неопределенность;

- Хорошо подготовленная и информированная группа людей, даже в сложной обстановке, имеет шансы предотвратить панику. Изолирование душевнобольных, снятие острых реакций у кричащих, успокоение их способствует созданию спокойной деловой обстановки;

- Исключение из обихода слов и фраз «паника», «катастрофа», «спасайся, кто может»;

3. Использование силы, резких команд и грубых распоряжений, т.е. директивных методов управления должно быть очень осторожным, ответственным и проводиться с учетом индивидуальных и коллективных психологических проявлений. Например, выстрел вверх может только усилить панику.

4. Разделение большого скопления людей на малые группы. Ими легче управлять.

5. Разрядка ситуации с помощью музыки.

В любой момент толпа из пассивной может превратиться в действующую. Обычно этот процесс происходит по определенным стадиям, которые характеризуются тем, что толпа, возникая, образует кольцеобразную форму, в центре которой располагается «ядро» толпы, а вокруг него уже формируется периферия. В толпе всегда присутствуют такие процессы как эмоциональное заражение среди ее участников, появление нового общего объекта внимания, на котором фокусируются импульсы, чувства и воображение людей, а также активизация индивидов дополнительным стимулированием, чаще всего это делает лидер, что побуждает приступить к конкретным, часто агрессивным действиям.

Толпа не возникает произвольно, в образование толпы участвуют следующие механизмы: слухи и эмоциональное кружение (циркулярная реакция).

Эмоциональное кружение (циркулярная реакция) – это взаимное заражение, то есть пе­редача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне.

В самом общем виде психическое заражение представляет собой невольную подверженность человека к определенным психическим состояниям, возникающим в толпе. В связи с тем, что схожие психические состояния (гнев, испуг и т.д.) возникают у большинства участников толпы, сраба­тывает механизм многократного эмоционального усиления, ускорения эмоционального воздействия. Это приводит к общему настроению и решимости. Разумеется, циркулировать может не только веселье, но и скука, страх, ярость.

Эмоциональное кружение стирает индивидуальные различия. Ситуативно снижается роль личного опыта, индивидуальной и ролевой идентификации, здравого смысла. Индивид чувствует и поведенчески реагирует, «как все». Происходит эволюционная регрессия: актуализуются низшие, более примитивные пласты психики. Регрессия способна подчас достигать невероятных глубин. У человека, охваченного эмоциональным кружением, повышается восприимчивость к импульсам, источник которых находится внутри толпы и резонирует с доминирующим состоянием, и одновременно снижается восприимчивость к импульсам извне. Соответственно усиливаются барьеры против всякого рационального довода. Поэтому в такой момент попытка воздействовать на массу логическими аргументами может оказаться несвоевременной и просто опасной.

Если толпа возникла, то есть способы, которые позволяют управлять ею. К ним можно отнести:

- переориентирование внимания (как только внимание людей в толпе оказывается распределенным между несколькими объектами, сразу же образуются отдельные группы);

- объявление по громкоговорителю о том, что скрытыми камерами осуществляется видеосъемка участников толпы;

- обращение к участникам толпы с названием конкретных фамилий, имен, отчеств, наиболее распространенных в данной местности; применение мер по локализации действий;

- применение более сильного шокового воздействия; использование ритма, ритмичной музыки;

- Обращаться к толпе лучше человеку с низким и громким голосом. Лучше доверить это мужчине. Для управления толпой применяются убеждение (если позволяет время), категорический приказ, использование силы и даже устранение наиболее злобных паникеров.

Учитывая механизмы возникновения толпы, происходящие в ней процессы, а также психологические особенности поведения людей в толпе, можно сформулировать принципы безопасного поведения для людей, находящихся в толпе:

1. Если нет достаточной информации или она противоречива - старайтесь не поддаваться слухам, проверяйте информацию.

2. Помните о регрессии толпы.

3. Помните об эмоциональном заражении в толпе. Постарайтесь сосредоточься, «не терять головы», не поддаваться эмоциональному кружению, вспомнить о приемах саморегуляции.

4. В преддверии паники и на её ранней стадии развития может быть использован юмор, как способ противодействия паническим настроениям.

5. Если вы оказались в толпе, двигайтесь по ходу толпы. Не влезайте на ограды, будьте дальше от витрин, не хватайтесь за деревья, столбы, - старайтесь избегать тех мест, где вас может зажать толпа.

6. Старайтесь выбраться из центра толпы к периферии. География толпы (особенно отчетливо фиксируемая при аэрофотосъемке) определяется различием между более плотным ядром и разреженной периферией. В ядре аккумулируется эффект эмоционального заражения, и оказавшийся там сильнее испытывает его влияние. Главное правило: «Проникая в толпу, думай, как будешь из нее выбираться!»

7. Застегните наглухо всю одежду, снимите шарфы, спрячьте шнурки в обувь, заправьте брюки в сапоги – уберите все, за что можно зацепиться. При давке надо освободить руки от всех предметов, согнуть их в локтях, снять с себя туфли на шпильках.

8. Если рядом есть адекватные люди: сцепитесь в ряду друг с другом локтями, при этом, произнося хором совместно несколько слов, например, «Не толкай!»

9. Старайтесь удержаться на ногах.

10. Если упали, то необходимо быстро свернуться клубком, закрыть голову руками, поджать ноги и попытаться рывком встать с земли по ходу движения толпы.

11. Не приближайтесь к агрессивно настроенным лицам и группам лиц.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.