Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Ориентация не на отношения, а на результат.

2017-10-21 781
Ориентация не на отношения, а на результат. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Профессия спасателя является довольно специфичной и отличается от других. Главный постулат профессии спасателя, и всей системы МЧС России – это ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ, СПАСЕНИЕ и ПОМОЩЬ! И поэтому в своей работе необходимо помнить, что все профессиональные действия специалистов направлены на спасение и помощь людей, и это необходимо при общении и с коллегами, и с пострадавшими. Таким образом, когда целью является результат работы, общение приобретает конструктивный характер, где нет высказываний о недовольстве друг другом, а есть действия, направленные на решение проблемы.

К приемам конструктивного общения относятся приемы активного слушания, когда участники общения вовлечены в активное взаимодействие.

Вероятно, у каждого в жизни случались ситуации, когда вы делились чем-то важным, и понимали, что вас не слышат. Человек сидит напротив, смотрит на вас, а у вас складывается впечатление, что он как будто «не здесь». Скорее всего, пропадёт всякое желание не только чем-то с ним делиться, но и говорить вообще. В связи с этим возникает справедливый вопрос: «А что же тогда на самом деле слушание и для чего вообще оно необходимо?».

Слушание - это процесс, в ходе которого устанавливаются невидимые связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, делающее процесс общения более эффективным.

Слушание бывает пассивным и активным. При пассивном слушании нам сложно понять, воспринимает ли собеседник нашу речь. При нём нет ни мимических, ни физических реакций на получаемую информацию. Создаётся впечатление, что собеседник лишь смотрит на нас, но думает о своём. Возникает ощущение невключённости в процесс общения.

Активное слушание помогает понять, оценить и запомнить информацию, полученную от собеседника. Кроме того, использование приемов активного слушания может побуждать собеседника к ответам, направлять беседу в нужное русло и способствовать лучшему пониманию и верной интерпретации информации, полученной от собеседника в ходе вашего общения, что является особо важным при ведении переговоров и при общении с пострадавшими в зоне ЧС.

Можно с уверенностью сказать, что умение слышать является важным не только в нашей будничной жизни, но и непосредственно в работе спасателя. Например, умение в минимально короткие сроки диалога с пострадавшим собрать наиболее значимую для информацию (в том числе информацию о местонахождении других людей). И это умение необходимо развивать.

Метод активного слушания появился как технология общения в результате анализа поведения людей, обладающих способностью в процессе разговора добиваться от собеседника нужных результатов. При работе с пострадавшими эти навыки эффективного общения являются особенно важными, так как информация, полученная от них, может значительно уменьшить время на поиск людей. Также понять переживания, тревоги и опасения человека для прогнозирования динамики его состояния (например, прогноз развития острых стрессовых реакций).

Основные приёмы активного слушания:

1. Поддакивание: «угу», «ага».

2. Своевременная пауза.

3. Особенности постановки вопросов.

4. Перефразирование полученной информации.

5. Резюмирование полученной информации.

6. Раппорт – присоединение к дыханию, темпу речи, интонации.

7. Отражение чувств, эмпатия.

1. «Угу» – поддакивание.

Это самый простой прием активного слушания. Почти каждый человек им пользуется интуитивно. Во время разговора рекомендуется периодически кивать головой, говорить «да», «угу», «ага» и т.п. Этим вы даете собеседнику понять, что вы его слушаете и заинтересованы в нём.

2. Пауза.

Она необходима в разговоре для того, чтобы помочь собеседнику выговориться до конца (человеку часто необходимо время для того, чтобы сформулировать свои мысли и чувства). В то же время паузы освобождают разговор от лишней и не нужной информации (из области «говорить, лишь бы говорить»). Например, рассказывая историю, человек, скорее всего, представляет себе её. И, для того, чтобы образное представление переложить в словесную форму, необходимо подобрать нужные слова. И паузы здесь являются необходимым средством «перевоплощения» образа в слово.

3. Особенности постановки вопросов.

Существуют два типа вопросов: закрытые и открытые.

Закрытые вопросы уместны тогда, когда нужно ускорить получение согласия или подтверждения ранее достигнутой договоренности, также подтвердить или опровергнуть свои предположения. Вопросы данного типа подразумевают ответы: «да» или «нет». К примеру, можно привести такие вопросы: «Ты ел сегодня?», «Тебе больно?», «Ты здесь давно?» и т.п.

Открытые вопросы характеризуются тем, что на них нельзя ответить «да» или «нет». Они требуют какого-либо объяснения. Обычно начинаются со слов: «что», «кто», «как», «сколько», «почему», «каково ваше мнение». С помощью вопросов этого типа вы позволяете собеседнику маневрировать, а беседе – перейти от монолога к диалогу. Человек имеет возможность без подготовки, по своему усмотрению, выбрать ту информацию, которую он хочет вам сообщить. К такому типу вопросов могут относиться следующие: «Что ты ел сегодня?», «Как ты себя чувствуешь?», «Как давно ты здесь?»

Перефразирование.

Это формулировка той же мысли, но иными словами. Перефразирование дает возможность говорящему человеку увидеть, что его правильно понимают. А если нет – у него есть возможность вовремя внести коррективы. При перефразировании ориентируйтесь на смысл и содержание сообщения, а не на эмоции, которыми оно сопровождается.

Перефразирование можно начать следующими фразами:

- «Если я вас правильно понял, то…»;

- «Поправьте меня, если я ошибаюсь, но…»;

- «Другими словами …»;

Данный прием уместен тогда, когда говорящий логически завершил один из фрагментов рассказа и собирается с мыслями чтобы продолжить. Не стоит его перебивать, пока фраза не закончена.

Резюмирование.

Этот приём подытоживает основные идеи и чувства. Это, как бы, вывод из всего того, что уже было сказано человеком. Резюмирующая фраза представляет собой сообщения собеседника в «свернутом» виде. Данный прием активного слушания принципиально отличается от перефразирования, суть которого, как вы помните, состоят в повторении мысли оппонента, но своими словами (что показывает собеседнику наше внимание и понимание). При резюмировании из целой части разговора выделяется только главная мысль, для чего полезны такие фразы, как:

- «Ваша основная идея, как я понял, в том, что…»;

- «Если подытожить сказанное, то…».

Например, начальник вам сказал, что, «в связи с тем, что отношения с коллегами из Италии стали напряжёнными и могут грозить конфликтом, вам необходимо съездить в командировку на переговоры, наладить с ними отношения и попытаться заключить контракт». Здесь приём резюмирования звучал бы так: «если подытожить сказанное, вы просите меня съездить в Италию для того, чтобы наладить контакт с коллегами и заключить с ними договор».

6. Раппорт (ударение на второй слог).

Раппорт – это «присоединение» к человеку по определенным «каналам»: по интонации, по темпу речи, по дыханию, позе, жестам.

- присоединение по интонации;

Одни и те же слова, произносимые с разной интонацией, способны передать различные смыслы, вплоть до противоположных. Даже самое простое слово «да» при определенным интонировании может нести в себе отрицание. Интонация способна передать глубокие эмоции: грусть, жалость, нежные чувства и т.д., и различные состояния: равнодушие, любопытство, умиротворенность, гнев, тревогу и т.п. Поэтому, для того, чтобы нас правильно поняли, очень важно отслеживать собственную интонацию.

Например, фраза «Я рад тебя видеть» при разном интонировании может носить разный смысл. В одном случае мы понимаем, что человек искренне рад нас видеть, а в другом – что эта фраза сказана только из норм вежливости.

При общении с пострадавшим присоединение по интонации иногда дает колоссальный результат, происходит как бы отождествление его и вас, создается впечатление родства, схожести, понимания состояния пострадавшего, что в значительной степени облегчает с ним дальнейшее взаимодействие.

– присоединение по темпу речи;

Темп включает в себя быстроту речи в целом, длительность звучания отдельных слов и пауз. Присоединение по темпу предполагает подстройку темпа речи говорящего под темп собеседника.

Слишком быстрая речь может свидетельствовать о волнении и высоком внутреннем напряжении, даже какой-то нервозности. Слишком медленная и вялая речь может свидетельствовать о депрессивном, апатичном состоянии человека. Но для того, чтобы определить, какое в действительности состояние преобладает у нашего собеседника в данный момент, одного этого фактора не достаточно, так как для некоторых людей, в силу особенностей темперамента, быстрый или медленный темп речи является повседневным.

- присоединение по дыханию.

«Присоединившись» к дыханию собеседника, с одной стороны, значительно проще разговаривать в одном темпе с собеседником (так как темп речи зависит от дыхания), а с другой, – появляется возможность изменить его эмоциональное состояние, изменяя собственное дыхание. Не во всех случаях подстройка по дыханию уместна, безопасна и необходима. Не рекомендуется присоединяться по дыханию к людям с заболеваниями дыхательных путей.

7. Отражение чувств, эмпатия.

Понятие «эмпатия» означает способность человека к сопереживанию, пониманию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним. Это способность представить себя на месте другого и понять его чувства, желания, идеи и поступки.

Также, для установления эффективного взаимодействия, необходимо использовать прием отражения чувств, и тогда беседа становится более искренней, создается ощущение понимания и сопереживания, а у собеседника появляется желание продолжить контакт. Прием отражения чувств включает в себя два аспекта:

- отражение своих чувств;

Говоря о своих чувствах, можно решить сразу несколько проблем. Во-первых, можно существенно снизить негативные чувства и переживания самим фактом того, что эти чувства признаны и озвучены. Во-вторых, сама беседа становится более полной и искренней. И, в-третьих, побуждает собеседника открыто выражать свои чувства, что необходимо для ощущения человека более комфортно, с возможностью избавить себя от чрезвычайно сильных внутренних переживаний.

- отражение чувств собеседника.

Когда вы называете чувства, которые испытывает ваш собеседник и «попадаете» в его ощущение, «угадываете» его, человек чувствует «родственность душ», начинает больше доверять вам и общение переходит на качественно новый уровень.

В процессе слушания важно не забывать и о голосовых характеристиках человека, испытывающего при беседе состояние тревоги или нервное напряжение. Такими характеристиками могут быть:

- неожиданные спазмы голоса – что может говорить о внутреннем напряжении;

- частое покашливание – может сообщить нам о лживости, неуверенности в себе, обеспокоенности. Но не надо забывать, что покашливание может быть результатом дыхательных заболеваний, например, бронхита;

- несоответствующий моменту внезапный хохот – может характеризовать напряжение, отсутствие контроля над происходящим.

Все эти особенности, безусловно, необходимо учитывать в разговоре, но не стоит забывать о том, что каждый человек и его реакция индивидуальна и не всегда означает одно и то же.

Как и у любого другого метода, и у активного слушания есть свои подводные камни, так называемые распространённые ошибки. Рассмотрим некоторые из них:

- стремление дать совет;

- желание задавать уточняющие вопросы.

Первое может быть опасно тем, что у человека, выслушав ваш совет, могут «сработать» механизмы психологической защиты. В результате чего:

- во-первых, человек, скорее всего, отвергнет предложенный вами совет (независимо от того, насколько он хорош), либо ответственность за решение переляжет на вас;

- во-вторых, возможно разрушение уже раннее установленного контакта.

Задавать много уточняющих вопросов также не рекомендуется по причинам:

- во-первых, есть большая опасность увести разговор достаточно далеко от волнующей человека темы;

- во-вторых, задавая вопросы, вы берете ответственность за беседу на себя, много говорите сами, вместо того, чтобы дать возможность говорить вашему собеседнику (пострадавшему).

Тогда возникает справедливый вопрос о том, как понять, помог ли метод активного слушания в работе? Существуют некоторые показатели, которые являются определяющими в успешности использования этого метода. Главный показатель – это продвижение в решении проблемы собеседника. Человек, выговариваясь, начинает видеть возможные пути выхода из проблемной ситуации. Ещё один из наиболее важных показателей – это видимое снижение интенсивности негативных переживаний. Здесь действует правило о том, что горе, разделенное с кем-то, становится в два раза легче, а радость становится в два раза больше. Ещё одной характеристикой эффективности активного слушания является то, когда человек начинает рассказывать о себе или об интересующей проблеме больше.

Таким образом, можно сделать вывод, что данные приёмы помогают не только в общении с близкими людьми, но и при работе на ЧС (как с пострадавшими, так и с коллегами).

Важным аспектом в общении является учет ведущий модальности. Можно заметить, что разные люди по-разному описывают одни и те же ситуации. Это происходит в том числе и потому, что и окружающий мир выглядит для всех по-разному. Для каждого из нас характерно восприятие ситуации по разным так называемым «каналам». Эти «каналы» принято называть «ведущие модальности». Модальность – это преобладающая система восприятия человеком окружающего мира. Согласитесь, кому-то проще прочитать, кому-то посмотреть, а кого-то необходимо за руку отвести и показать. Таким образом, основные модальности бывают трёх видов: аудиальная, визуальная и кинестетическая.

Для аудиальной модальности характерно восприятие мира через слуховые ощущения, то есть человек главным образом ориентируется на то, что он услышал. Для визуальной модальности главное основной канал - зрение, и то, что человек видит. При кинестетической модальности человек смотрит на мир сквозь призму телесных ощущений.

На самом деле, в жизни очень редко можно встретить «чистого» визуала, кинестетика или аудиала. Чаще встречаются люди со смешанным типом модальностей. Но нужно помнить, что в конкретной ситуации – ведущая модальность есть всегда. Вполне может быть, что в какой-то другой ситуации, ведущей может быть другая модальность. Определить преобладающую у человека модальность в конкретной ситуации можно, анализируя речь собеседника, его словам, как и что он говорит (ведь одну и ту же информацию люди говорят по-разному). Для этого необходимо обратить внимание на употребляемые человеком слова, что в дальнейшем общении (уже определив ведущую модальность) позволит говорить с человеком «на одном языке». Разговор «на одном языке» необходим для того, чтобы ваш собеседник «принял» от вас информацию (особенно важно при общении руководителя с подчиненным, при оказании поддержки и помощи кому-либо).

Определить, какая ведущая модальность у человека – это желательное условие не только для работы с пострадавшими в зоне ЧС, но и в повседневной жизни, общаясь со своими знакомыми и коллегами, а также для лучшего установления контакта с едва знакомым человеком.

Группы пострадавших в ЧС

Чрезвычайная ситуация влечет за собой разрушения в различных сферах человеческой деятельности. Но одним из самых значимых последствий, безусловно, являются разбитые человеческие судьбы. Среди них – те, кто был в самом эпицентре трагедии; те, кто потерял близких в этом эпицентре, а также все те, кто так или иначе был причастен к трагическому событию (видел, слышал и т.п.). Вольно или невольно любой такой человек может примерять на себя произошедшее событие, осознавая порой, как близко от него прошла беда.

Однако, группы людей в разной степени вовлечены в чрезвычайную ситуации: кто-то получил физические травмы, кто-то стал свидетелем события, кто-то увидел репортаж об этом событии. В самом общем виде все категории пострадавших принято делить на первично и вторично пострадавших. Специалисты ГУ ЦЭПП МЧС России выделяют следующие группы пострадавших:

1. Жертвы – это пострадавшие, изолированные в очаге ЧС (например, люди, находящиеся в завале под плитами при землетрясении, зажатые в машине при автомобильной катастрофе или находящиеся на крыше затопленного дома, дереве при наводнении).

2. Пострадавшие. К этой группе относятся люди, которые пострадали физически или материально, но уже не находящиеся в самом очаге ЧС. Это люди, у которых разрушен дом, потерянно имущество, а так же те, кто потерял своих родных, близких или не имеющие информации об их судьбе.

3. Очевидцы (свидетели) – это люди, оставшиеся и физически и материально невредимыми, но являющиеся очевидцами трагического события (падение самолета рядом с местом их проживания, взрыв в соседнем доме). Данная категория лиц так же получает психологическую травму, так как люди в подобных обстоятельствах часто примеряют произошедшее на себя и своих близких, ставя себя на место пострадавших людей.

4. Наблюдатели (или зеваки) – это люди, непосредственно не участвовавшие в чрезвычайной ситуации, но прибывшие на место события, получив информацию о произошедшем из различных источников (средства массовой информации, знакомые).

5. Телезрители. К данной группе относится категория людей, которые получили информацию о трагическом событии благодаря средствам массовой информации, способным оказать сильное влияние на людей, используя некоторые технологии манипулирования общественным сознанием. Часто информационная среда характеризуется значительным преобладанием эмоционального фона над рациональными оценками и объективным беспристрастным анализом произошедшего. Нагнетание эмоций представителями прессы способствует снижению адаптационных возможностей организма людей, блокированию механизма поиска рационального выхода из трудных жизненных ситуаций, ведя человека к ощущению беспомощности, отождествлению его с "плохой судьбой" своей страны, безысходностью. Все это ведет к формированию у людей негативных психических реакций, увеличению психосоматических и обострению хронических заболеваний. Таким образом, в жертву приносится здоровье многих людей.

Необходимо отметить, что люди со слабой психикой и низкой психологической устойчивостью являются наиболее уязвимой категорией данной группы.

6. Специалисты, участвующие в аварийно-спасательных мероприятиях.

7. Родственники специалистов, участвующих в ликвидации последствий ЧС.

Важно отметить, что данная категория выделяется лишь некоторыми специалистами, но является весьма значимой. Состояние родных и близких может усугубляться тем, что работающие специалисты не всегда могут позвонить и успокоить родных и в этом случае им остается следить за происходящим через средства массовой информации, где ход событий освещается не всегда достоверно, что может породить свои собственные надуманные версии происходящего. Такое ожидание может стать для близких психотравмирующией ситуацией.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.