Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Некоторые проблемы неэффективного тарифного регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее также – ЖКХ).

2017-08-07 536
Некоторые проблемы неэффективного тарифного регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее также – ЖКХ). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Развитие отраслей жилищно-коммунального хозяйства до 1 января 2016 года осуществлялось в рамках действовавших отраслевых ограничений, реализуемых путем утверждения на федеральном уровне предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, и предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

В настоящее время предельные тарифы на федеральном уровне в сфере тепло- и водоснабжения не устанавливаются, регионы полностью самостоятельны в принятии таких решений, за исключением полномочия ФАС России по установлению предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более в среднем по субъектам Российской Федерации.

Учитывая, что Федеральным законом от 28.12.2013 № 417-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был введен комплексный механизм ограничения повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), потребность в отдельном ограничении роста тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, отсутствует, соответствующее полномочие должно быть исключено.

Также, в связи с массовым переходом с 01.01.2016 регулируемых организаций к долгосрочному тарифному регулированию (по информации, представленной в адрес ФАС России органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов, доля принятых долгосрочных тарифных решений на 2016 год от общего количества решений составляет – 84,6%, в том числе по сферам деятельности: в сфере теплоснабжения - 86,9%, в сфере водоснабжения – 82,2%, в сфере водоотведения и очистки сточных вод – 85%.) особую актуальность приобрели вопросы методологического обеспечения долгосрочного тарифного регулирования, организации инвестиционного планирования, обеспечения гарантий возврата инвестиций при достижении экономического эффекта для потребителей услуг, в том числе:

1. Исключение нормативного уровня прибыли из долгосрочных параметров регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, а также уточнение порядка его расчета. Соответствующие изменения будут способствовать решению проблемы финансирования и обеспечения возврата займов и кредитов, привлекаемых на реализацию инвестиционных программ в случае их утверждения в течение долгосрочного периода регулирования и стимулированию регулируемых организаций к утверждению в установленном порядке инвестиционных программ.

Ранее соответствующие изменения были приняты в сфере водоснабжения и водоотведения.

2. Возможность сохранения у регулируемой организации экономии средств, достигнутой в результате реализации мероприятий по смене видов основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии.

Кроме того, действующее законодательство, регулирующее порядок расчета платы за подключение к системам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, также нуждается в доработке.

В частности, необходимо урегулировать такие вопросы, как введение возможности корректировки установленной платы за подключение, возможности расчета платы за подключение к системам теплоснабжения, в том числе, с учетом протяженности строимых (реконструируемых) тепловых сетей, совершенствование подходов к учету инвестиционных составляющих, в том числе связанных с перспективным развитием, в плате за подключение.

Безусловно, сфера тарифного регулирования представляет собой сложный комплекс правоотношений, в связи с чем вышеуказанные несовершенства в рассматриваемой сфере являются лишь отдельными, наиболее актуальными аспектами проблемы неэффективного тарифного регулирования в целом.

Очевидно, что для улучшения сложившейся ситуации в сфере тарифного регулирования требуется принятие целого комплекса мер, среди которых можно выделить следующие:

1) системные усовершенствования законодательства о естественных монополиях, в частности, путем:

· расширения спектра методов тарифного регулирования;

· принятия процедур, обязательных при реализации метода установления долгосрочных тарифов, а также метода RAB;

· анализ рынка должен стать ключевым этапом принятия решения о введении, изменении и прекращении регулирования тарифов;

· детальная регламентация процедур принятия и обжалования решений по тарифам;

2) совершенствование системы долгосрочных и краткосрочных договоров как в сферах естественных монополий, так и в сопряженных с ними сферах;

3) повышение эффективности функционирования отраслевых коммерческих инфраструктур;

4) совершенствование стандартов раскрытия информации, учета затрат и доходов, статистической отчетности по видам деятельности;

5) совершенствование программных документов по повышению эффективности естественных монополий и развитию конкуренции в сопряженных с ними сферах;

6) принятие решений по дерегулированию в отдельных сферах с развитой конкуренцией;

7) недискриминационный доступ в сферах естественных монополий и сопряженных с ними сферах и инфраструктуре;

8) совершенствование системы и структуры органов контроля и регулирования

Не вызывает сомнения то обстоятельство, что для внедрения конкуренции важное значение имеет установление цен тарифов на экономически обоснованном уровне. В то же время открытие для конкуренции и свободного ценообразования отдельных сегментов рынка, выделяемых из ранее монопольных сфер, задает ценовые ориентиры для регулируемых сегментов. Важно, чтобы контроль соблюдения требований антимонопольного законодательства был встроен как в механизмы формирования программ реформирования, так и в механизмы сопровождения реформ. Он должен быть направлен как на пресечение, так и на предупреждение нарушений антимонопольного законодательства, а также на развитие рынков. В потенциально конкурентных сферах деятельности необходимое обеспечение интересов производителей и потребителей может быть достигнуто рыночными инструментами. Важное значение при этом придается применению гибких тарифных схем и сочетанию мер тарифного регулирования и антимонопольного контроля.

Таким образом, на сегодняшний день приоритетными задачами представляются устранение существующих юридических пробелов, реформирование законодательства, затрагивающего вопросы тарифного регулирования, что в конечном итоге должно способствовать поиску наиболее удобной и отвечающей потребностям общества модели тарифного регулирования.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.