Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2017-06-19 | 1726 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Упражнение 1. "История жизни".
Для осмысления жизненного опыта предлагается упражнение Б. Колодзина "История жизни", которое можно провести с сотрудником в кризисном состоянии, после профилактической беседы и установления доверительных отношений. Смысл этого упражнения – помочь сотруднику извлечь из памяти отдельные фрагменты своей истории жизни, актуализировать тот положительный опыт, который имелся, и использовать этот ресурс в сегодняшней жизни. Упражнение состоит из рада самостоятельных шагов-упражнений. Эти шаги можно прорабатывать постепенно, а не в один день, и каждый шаг не единожды.
Общая инструкция: упражнение заключается в воспоминании вами истории вашей жизни. Вы будете это делать для себя, поэтому постарайтесь быть с собой максимально искренними. Вы не обязаны ни с кем этим делиться, но если хотите, то можете что-то рассказать на свое усмотрение. Что в вашей жизни было важным, а что нет, никто не определит, кроме вас. Подготовьте бумагу и карандаш, потому что кое-что из вспомненного придется записать. Как записывать свои наблюдения? Как только вспомните что-то важное для себя, обозначьте это одним-двумя словами, чтобы не забыть, о чем речь, и сделайте краткую запись – ровно столько, сколько нужно, чтобы потом вспомнить о событии. Например, в 10 лет вы встретили ровесника, который стал вашим лучшим другом. На воображаемом отрезке линии жизни пишите "друг" или его имя и так далее, вспоминая наиболее значительные эпизоды своей личной истории, делайте записи. Продолжайте так до тех пор, пока не дойдете до настоящего времени. Ограничьтесь 10 значимыми для вашей жизни событиями. Это поможет вам сосредоточиться на наиболее важных событиях. Уделите этому 20-30 мин.
|
Задание по 1-му шагу – упражнение "Основные события вашей жизни". Представьте, что вы сидите на отдаленном высоком холме и с высоты рассматриваете дорогу своей жизни. Вот вы родились. Это начало вашего пути здесь, на планете Земля. Каждое место, где вы побывали, и каждое пережитое событие составляют некую часть пройденного вами расстояния Вы проходите один участок за другим, оценивая обстановку и обращая внимание на все происходящие события. Вначале вы будете искать то, что особенно повлияло на вас и сделало таким, какой вы есть. Каждое значимое для вас событие записывайте.
Не требуется проводить исследование по какой-либо жесткой схеме. Напротив, дайте себе полную свободу: выискивайте то, что, с вашей точки зрения, было самым важным. Встречаясь с наиболее значительными эпизодами своей личной истории, делайте записи.
Начиная воображаемое исследование, "поднимите бинокль" и пристально вглядитесь в начало дороги, говоря себе при этом: "Здесь я родился". Ведите биноклем вдоль дороги, говоря себе: "...а потом...". Отмечайте все, что кажется вам важным. Не пытайтесь систематизировать свои воспоминания, просто следуйте за событиями. Находя что-то значительное, отмечайте. Продолжайте поиск снова, повторяя: "... а потом...", пока не наткнетесь на следующее важное событие. Опять запишите ключевое слово и двигайтесь дальше. Продолжайте так до тех пор, пока не дойдете до настоящего времени, а затем посмотрите, что у вас получилось.
Особенность этого занятия состоит в том, что хотя вы просматриваете дорогу в одном направлении из прошлого в настоящее – важнейшие события не всегда вспоминаются в их хронологической последовательности, поэтому отмечайте так, как вспоминаются.
После этого дается время на заполнение задания. Потом обсуждение:
Итак, 1-е упражнение состоит в записи ключевых слов, касающихся основных событий жизни. Теперь посмотрите на ключевые слова: связаны ли некоторые из них с положительными чувствами и прекрасными картинами, которые вы наблюдали вдоль вашей воображаемой дороги? Связаны ли другие с отрицательными чувствами и неприятными картинками? Какие из ключевых слов напоминают вам о событиях, когда вы были уверены в себе, гордились собой, – и какие рождают прямо противоположные воспоминания?
|
Ответы на эти вопросы указывают, как вы сами в глубине души оцениваете пережитые события. Ведь когда вы делали записи, вы как бы востребовали некоторые части своей личности. Итак, когда вы заглядываете в прошлое и вспоминаете много значившую для вас дружбу, или вражду, или любовь, или захватившую вас идею, или что-то еще, спросите себя: "Хочу ли я, чтобы этого в моей жизни было больше? Хочу ли я, чтобы было меньше?"
Ваши ответы – только начало. С их помощью вы только начинаете говорить самому себе, что именно ищете в жизни и чего хотите избежать.
Упражнение помогает осознать, какого рода обстоятельства человеку более по душе, это дает возможность ему легче сделать правильный выбор и изменить свою жизнь в направлении, где есть все необходимое для душевного равновесия. Он ощутит при этом себя хозяином собственной судьбы.
2-й шаг – упражнение "Положительно окрашенные события". Представьте себя на возвышенности, обозревающим дорогу своей жизни. Однако на этот раз вы отмечаете не сами события, а те обстоятельства, ту атмосферу, тот фон, который был для вас наиболее значим. Условно говоря, вы обращаете внимание на все дубы и игнорируете пальмы.
Во время этого исследования вы ищете те участки своей жизни, пропуская все остальное, где вам было хорошо и естественно, где вы занимались тем, чем, по вашему мнению, вам и следует заниматься; где ваше равновесие было наиболее устойчивым и позволяло вам быть самим собой. Как и в прошлый раз, записывайте ключевые слова. Может быть, вы вспомните себя в возрасте трех лет, как вы играли любимой игрушкой. Не отметайте ни одно событие в сторону по той причине, что оно "несерьезное", "глупое", какое-то не такое... Если в нем было что-то для вас особенно приятное, запишите. Этими записями не будет пользоваться никто, кроме вас; вы приняли решение узнать правду о себе, о своей истории. Всякое событие, всплывающее в памяти, является частью этой истории.
|
Итак, если вы заметите, что не раз и с удовольствием вспоминаете идиллическую картину воскресной рыбной ловли, интересную идею или работу над увлекательным проектом – обязательно запишите.
Но это лишь примеры: в ваших собственных воспоминаниях лучше вас не разберется никто. В данном исследовании вы ищете события, ставшие для вас значительными, потому что доставляли вам удовольствие. Обозревая дорогу, вы ищете участки, которые сияют как высочайшие пики вашего путешествия. Как и в прошлый раз, уделите этой работе 20-30 мин и постарайтесь ограничиться наиболее важными моментами.
С помощью этого упражнения человек как бы открывает в себе внутренний ресурс: имеющийся уже у него опыт удовлетворенности жизнью, неважно, как давно это было. Но и в том случае, когда лист бумаги перед ним остался чистым, он все равно получил очень важную информацию о своей собственной истории; в которой говорится, что его жизнь не несет с собой ничего хорошего и пора попытаться что-то изменить в ней к лучшему. Здесь можно обсудить, что можно сделать, предложить постановку целей.
3-й шаг – упражнение "Ситуации спокойствия и расслабления". Попробуйте повторить упражнение, но теперь вместо поиска "пиков" и чудесных моментов, ищите просто те места, где чувствовали себя наиболее спокойно и наименее неприятно. Они постепенно приведут вас к воспоминанию о тех ситуациях, когда вы были в ладу с самим собой.
После этого дается время на выполнение задания. Потом обсуждение:
Если вам удалось сразу отметить в своей жизни приятные события, задумайтесь над своими записями. Очень вероятно, что и сейчас хочется испытать нечто подобное. Пусть события происходили очень давно, но вы помните о них до сегодняшнего дня. Вы такой, как есть на настоящий момент, оценили и избрали из всего, что было в жизни, именно эти воспоминания. Так вы получаете первую подсказку, как внести больше смысла в свою теперешнюю жизнь. Это не означает, что вы сразу же приметесь жить так, как жили когда-то в прошлом. Вероятнее всего, это невозможно. Но зато вы выявили события, содержащие важную информацию о том, что вам нужно для счастья. Она поможет вам найти правильный ответ на вопрос, как жить сейчас. Вы обретете своеобразное «устройство самонаведения», которое укажет вам верный путь в ситуации сложного выбора. «Если я пойду в этом направлении, приведет ли оно меня к цели: чувству счастья, радости жизни и любому другому из положительных чувств, обнаруженных мною в ходе исследования?». Ясную информацию о своих глубинных потребностях нельзя получить от другого человека. Никто не расскажет вам, каким следует быть, – такое знание может прийти только из глубины вашей психики. Это означает, что информация, поступающая внутри, – правдивая; вы можете полностью довериться ей, и она как стрелка компаса укажет вам дорогу к исцелению.
|
Здесь важно обратить внимание сотрудника на то, насколько он расслабился в ходе выполнения упражнения и показать, что использование своего положительного жизненного опыта является одним из способов достичь внутреннего равновесия, которым он может пользоваться в будущем.
Сотрудник должен знать, что когда он держит в своем сознании успокаивающие мысли и образы, в мозг поступает сигнал расслабления, который передается затем всему организму. Если в какой-то момент ему будет трудно сосредоточиться на чем-то приятном, успокаивающем, то такие воспоминания помогут расслабиться и их можно рассматривать как своего рода тренировку сознания.
Постепенно его можно научить различать свои состояния в момент, когда он думает о чем-то тревожном, и в момент, когда его мысли спокойны. Помня эти отличия, он сможет восстанавливать внутреннее равновесие.
Кроме того, обращение к тем картинам своего жизненного пути, которые полны гармонии, дают возможность нам принимать решения, ведущие, в конечном счете, к этому же чувству.
4-й шаг – упражнение "Болезненные ситуации". Ваша следующая "экспедиция внутрь себя " потребует особой осторожности. Пользуясь тем же методом, что и раньше, теперь будем искать обстановку другого рода: места неприятные и пугающие: сцены, причиняющие боль, ситуации, где вы полностью утратили равновесие.
Вероятнее всего, вам хотелось бы избежать такого исследования, потому что неприятно вспоминать страх и боль. Не принуждайте себя: когда вы будете внутренне готовы, вы сами перестанете отворачиваться от этих воспоминаний, а если еще не готовы, честно признайте это, и упражнение будет отложено.
Просматривая дорогу своей жизни, там, где встретится пережитая вами боль, задержитесь и запишите ключевые слова. Вам придется сосредоточиться на воспоминаниях особого рода, и это может вызвать отрицательную реакцию. Если такое произойдет, обязательно найдите способ записать, что вы думали и чувствовали в момент перед этим. Так вы получите ключ к пониманию того, какие события и переживания особенно сильно влияют на вас.
|
После того как будет окончено упражнение, предложите сотруднику воспользоваться своим "внутренним радаром", выясните, нет ли признаков напряжения в мышцах. При возвращении к тяжелым воспоминаниям человек, как правило, физически напрягается; в этом случае следует сделать перерыв, чтобы восстановить внутреннее равновесие с помощью релаксации и глубокого дыхания, и только после этого можно перейти к следующему этапу работы.
Если в ходе этого упражнения у сотрудника возникает очень бурная реакция, прервите упражнение и вернитесь к нему через некоторое время. Надо отметить, при каком воспоминании появилась эта реакция. Если довести упражнение до конца никак не удается, подумайте, не стоит ли обратиться еще к кому-то, кто помог бы ему выявить эти части своего жизненного пути.
Если сотрудник пережил тяжелые, травмирующие события, ему, может быть, очень трудно заполнить пробелы в своей истории, на которые нацелено данное упражнение. Даже если он проводит исследование очень тщательно, обращает внимание на все подробности, все равно временами у него может появиться ощущение, что он не может "разглядеть местность", чтобы ясно увидеть все, потребуется время – это все равно, что постепенно, слой за слоем, очищать луковицу.
Исследующему свой путь человеку придется вновь столкнуться лицом к лицу с болью, страхом и депрессией при взгляде на тяжелые сцены своей жизни. Это тяжело, даже если дело было давно, и он с тех пор старался не вспоминать об этом. Но ему станет легче, когда он, наконец, вырвется из плена отрицательных эмоций и вернется в более уравновешенное состояние, чтобы скрытые темные пятна перестали причинять боль, они должны осветиться дневным светом.
5-й шаг – упражнение "Обстоятельства жизни, связанные «любовью". В этом упражнении вы будете искать те обстоятельства своей жизни, которым сопутствовала любовь. Она могла быть счастливой или неудачной: сейчас нам неважно, в чем тогда было дело. Речь идет не только о любви сексуальной, но и о любви к родителям, другу, домашнему животному, к идее, месту, к чему угодно. Все, что согревало сердце и очень много для вас значило, – предмет ваших поисков.
Снова заберитесь на вершину холма и начните делать записи. Как и раньше, внимательно изучайте свой жизненный путь, двигаясь по времени вперед, повторяя: "Я родился, а потом...". Осматривайте дорогу и ищите места, где вы чувствовали любовь.
Возможно, у вас было тяжелое детство, и вы не знали любви, пока не ушли из дома. Или, напротив, вы помните любовь только в детстве, а потом ее не было. Не бросайте поиска: где-то в вашей жизни любовь обязательно была, даже если на огромном участке пути она вам не встретилась. Ищите любовь, нежность, заботу – все, что делало вашу жизнь особенной. Найдите эти эпизоды и запишите ключевые слова.
Смысл предлагаемых упражнений – помочь сотруднику извлечь из памяти отдельные фрагменты своей истории. Чтобы он увидел, что в формировании его личности сыграли роль многие события: некоторые из них, может быть, трудно вспоминать, так они болезненны для него, зато другие рождают приятные чувства. Чтобы он осознал, что были моменты, когда жизнь казалась по-настоящему прекрасной, полной удовлетворения и любви. И если до сих пор он убеждал себя, что ему никогда не бывает хорошо, что он не способен любить или быть любимым, то экспедиции в прошлое расширят его представление о самом себе.
Не с чьих-то слов, а из собственного опыта он поймет, что на самом деле он обычный, нормальный человек, способный вести какой угодно образ жизни.
С помощью этого метода можно заполнить и другие пробелы. Психолог может выбрать любой важный для поддержки сотрудника аспект. Например, если сотрудника беспокоит чувство страха, можно искать, на каких участках его жизненного пути присутствовал страх, оказавший на него большое влияние. Если ему хочется укрепить любовный или дружеский союз, можно исследовать, как складывались на протяжении жизни его отношения с людьми. Жизненный путь человека всегда с ним: он может извлечь из него все, что захочет, если будет готов.
Упражнение 2. "Смерть".
Смерть – это, пожалуй, единственное событие в жизни человека, которое является предсказуемым и бесспорным. Однако этой темы часто стараются не касаться, но тем не менее, не осознав, что такое смерть, человек никогда в полной меpe не поймет, что такое жизнь и не оценит радость бытия и те возможности, которые ему предоставляет жизнь. Для осмысления этого феномена мы даем упражнения, предложенные Дж.Рейнуотер, которые помогут сотруднику получить более широкое представление о ценности жизни и укрепят чувства уверенности и независимости.
Упражнение "Смерть" является диагностическим, оно помогает обнаружить бессознательные фантазии человека о том, как и когда он умрет. Это дает возможность скорректировать деструктивные фантазии ранней или трагической смерти на фантазию долгой жизни и, таким образом, перепрограммировать представления человека относительно его жизненного пути.
Сядьте прямо в удобной для вас позе и прикройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов.
Представьте перед собой стену, на которой большими цифрами написан ваш возраст.
Щелчок! Число увеличилось на единицу.
Щелчок! Еще на единицу.
Щелчок! Еще на единицу (и так далее, до тех пор, пока вы достигнете возраста, в котором, как вам кажется, вы умрете).
Вообразите, что вы просыпаетесь утром последнего дня вашей жизни. Где вы? Как вы себя чувствуете? Что вы ощущаете в вашем теле?
Вы больны, или смерть придет в результате какого-то несчастного случая? Если вы больны, то знаете ли вы, что умираете?
Проследите в вашем воображении все события этого последнего дня. Есть ли какие-нибудь люди вместе с вами? Какие они испытывают чувства к вам? Что вы испытываете к ним?
Если вы понимаете, что наступает смерть, хотели бы вы поделиться с кем-нибудь своими мыслями или чувствами? Вообразите сам момент смерти. Что вы испытываете?
Представьте несколько мгновений сразу после смерти. Что вы испытываете?
Когда сотрудник завершит это упражнение, попросите его сделать подробное описание всего, что он воображал и что чувствовал. В случае фантазии ранней смерти и тяжелого конца напомните ему, что это всего лишь произвольная фантазия, которую он сам создал, и сам может изменить, и что он совершенно не обязан следовать ей как какой-то программе. Его жизнь не должна прийти к своему концу именно таким способом и именно в том возрасте, который он только что представлял.
Упражнение 3. "Взгляд из старости".
Это упражнение заставляет задуматься над смыслом жизни, об ее ценностях.
Вообразите, что вы – очень старый человек. Оглянитесь назад, на прожитую жизнь.
О какой самой важной для вас вещи вы хотите, чтобы знали ваши друзья, семья и мир после того, как вы уйдете?
Что происходившее с вами было особенно значимым?
Запишите это.
Упражнение 4. "Три года".
Упражнение является модификацией упражнения Алана Лайкина «Три вопроса к жизни» и полезно для многих, оно помогает людям осознать, что же они, действительно, хотят делать в этой жизни и как хотят ее прожить.
Следите за вашим дыханием..., вы вдыхаете и выдыхаете,...отмечайте попутно, какие части вашего тела движутся, когда вы дышите,... заметьте, где ваше тело касается кресла (пола, кровати)..., позвольте довериться креслу (полу), пусть оно само поддерживает ваше тело.
Вместо того чтобы испытать "ненависть к тому, что меркнет свет", или завязнуть в трясине фантазий о деталях надвигающейся смерти, решите лучше, как вам хочется провести это время, как вы хотите прожить эти последние три года.
Где бы вы хотели их прожить?
С кем бы вы хотели их прожить?
Хотите ли вы работать? Учиться?
После того как ваше воображение построит картину жизни в течение этих трех лет, сравните ее с той жизнью, которой вы живете сейчас.
В чем сходство между ними?
В чем отличие?
Есть ли в этой воображаемой картине что-то, что вы хотели бы включить в ваше нынешнее существование?
Помогите сотруднику осознать, что предположение о его смерти через три года – это только игра воображения, которая понадобилась, чтобы выполнить упражнение. Скажите сотруднику, что он может отбросить эти мысли, но оставить от этой игры то, что ему подходит и что он хотел бы сохранить. Пусть он запишет, какой опыт он приобрел, выполняя это упражнение.
Приложение 13
ПРОГРАММА
психологического тренинга «ЧЕЛОВЕК В ФОРМЕ»
Л.А. Шилова
Программа направлена на мышечную релаксацию сотрудников, создание состояния психического и физического покоя с помощью различных приемов и формул самовнушения, погружение в состояние отвлеченности от действительности и на этом благоприятном для человека фоне применение внушения для бессознательного включения механизмов саморегуляции. Программа показана для сотрудников в состоянии депрессии и повышенной тревожности, а также с отдельными признаками ПТСР.
Основные задачи программы:
- выработка механизмов саморегуляции на основе сознательного волевого усилия;
- создание устойчивой оптимистической установки на преодоление стресса;
- создание психологического настроя на дальнейшую деятельность;
Занятия проводятся в следующем порядке:
1. Ввод в «трансовое» состояние при помощи элементов техники НЛП или других методов, включая различные модификации классического варианта аутогенной тренировки.
2. Углубление состояния транса, формирование установки, направленной на стабилизацию позитивного состояния.
3. Ввод положительной установки.
4. Вывод из состояния покоя.
5. Упражнение для формирования навыка саморегуляции.
Занятие 1.
Сядьте удобно. Ощутите себя, осознайте свое тело, руки, ноги, спину, шею. Осознайте, что происходит в вашем теле. Ощутите очаги напряжения, зажимы, осознайте очаги напряжения, зажимы мышц лица, лба, глаз, плеч, шеи, спины, груди, живота, бедер, стопы. Осознайте все… И это кресло, в котором вы сидите, и комнату. Послушайте музыку. И могут возникнуть образы. Дайте место этим образам…
Музыкальная пауза…
И ты сидишь, и мы дышим вместе и одновременно, тебе не нужно помогать мне и не нужно мешать. Ты можешь не слушать или можешь слушать мой голос.
Мне известно, что ты любишь отдыхать у реки. Сейчас вспомни этот уголок, где тебе лучше всего отдыхается. И вы отдыхаете. И это вам необходимо, чтобы выплеснуть эмоции, разрядиться.
И ты знаешь, что человек – дитя природы, частица ее, плоть от плоти… И тебе дают жизнь глоток родниковой воды, глоток дарующего жизнь воздуха, живительный солнечный луч, чарующий аромат растений, капли летнего дождя…
Твое здоровье – физическое и эмоциональное – тоже зависит от природы…
Я знаю, что ты любишь цветы, дивные анютины глазки и ромашки, нежные примулы и прелестные, с нежно-голубыми, как бирюза, лепестками, ярко-желтой, словно из золота сделанной серединкой, незабудки.
И особенно они крупные и красивые растут у медленно текущей реки…
Ты отдыхаешь, и рядом спокойная гладь воды, с лениво плавающей рыбой, интересно, может ли рыба чувствовать расслабленность и впадать в транс и может ли дышать редко и глубоко… Плотно ли закрыты ваши глаза…
Отдыхая у реки, глядя вверх, ты можешь увидеть необыкновенно голубое небо, как лепестки незабудки и почувствовать бархатный ветерок, дурманящий аромат разноцветия…
Хочется для приятного ощущения и глубокого восприятия плотно закрыть глаза. Золотистость солнечного дня расслабляет тело как на мягкой зеленой траве, лежишь и отдыхаешь…
Бесконечная перспектива тепла и цвета, мягкая, обволакивающая – душа блаженствует… И никакой суеты, щемящей боли, нервной дрожи… Радость уединения, отрешения от мелочного, суетного, давящего…
Рядом журчит вода, миниатюрным водопадом струясь с камня на камень, осыпая прохладными брызгами траву вокруг. И ты подставляешь лицо под естественный душ, опускаешь руки в воду и чувствуешь прохладу воды, ласкающей твои руки. Это ощущение ни с чем не сравнимо! И могут возникнуть детские воспоминания.
Одуванчик – белый пушистый шарик на тонком стебельке. Ты дуешь на него, а затем смотришь, как маленькие белые парашютики улетают все дальше и дальше на легком стебельке.
Опыт природы великий учитель! И ты можешь использовать этот опыт.
Ты можешь понять все, что с тобой происходило, или же тебе это будет понятно только частично. Ты можешь отдавать себе отчет в том, что узнал сегодня, или оставаться в неведении, или возможно, ты ничего не понял.
Ты отдыхаешь. И дыхание все реже и реже, вялость, как ночью в постели под одеялом... И покой, душевный покой и есть счастье. Будь счастлив от своих успехов, только отмечай неудачи. Ты можешь отдавать себе отчет в том, какие ощущения ты сейчас испытываешь, и твой внутренний мир занят некоторой мыслью.
Ты сам – твоя судьба, твоя жизнь, твое настроение, твоя боль и радость. Ты сам человек и развитие твое никогда не закончится…
Музыкальная пауза…
И перед тем, как с чувством бодрости вернуться сюда, в эту комнату, в это кресло, в ситуацию «здесь и теперь». Сделайте глубокий вдох и выдох… откройте глаза… возможно вам понадобится время для того, чтобы вернуться к совершенно ясному сознанию…
Занятие 2. Ввод в трансовое состояние.
Я включу магнитофон. Ваше эмоциональное состояние уже начинает меняться… Звуки музыки заставляют погрузиться в себя.
Почему эта неопределенная музыка привлекает ваше внимание?
Почему люди любят смотреть на огонь, на неповторимую игру языков пламени?
Почему люди любят смотреть на облака, которые медленно-медленно двигаются и меняют форму при движении?
Потому что каждый из этих неопределенных образов можно наполнить своим содержанием, спроецировать на него свой конфликт, свою неудовлетворенность, на какое-то время отрешившись от своих проблем, «перепоручив» их этим неопределенным образам.
По мере того, как вам становится все удобнее и уютнее, мы продолжим наш сеанс. Вы можете понять еще одну особенность моей речи. Это проще сделать, закрыв глаза. И это заставляет погрузиться в себя. Я не просто говорю под музыку, я немножко пою. Своими интонациями я отслеживаю и ваше дыхание, и мелодию, которая может повышаться и понижаться. Может быть, когда ваше внимание обращается внутрь, вы ощущаете свою усталость. Вы действительно устали сегодня. И с каждым вашим вдохом и выдохом вы можете стать еще спокойнее, еще более расслабиться. Сейчас ваше подсознание получает радость от вашей работы, от того, что вы учитесь чему-то новому, оставаясь спокойным и расслабленным.
Текст занятия.
Человек в форме – это ты сам. Это тот человек, который в ответе за каждого гражданина, каждого из нас. Ты давал присягу, что жизни не пожалеешь, чтобы всем нам жилось хорошо и спокойно.
Работает человек в форме с теми, кто опасен для общества, ради нас, людей, которые хотят достойно и спокойно жить. Ты – солдат правопорядка! Ты защищаешь чистую праведную жизнь от тех, кто грабит, убивает, насилует! Ты носишь эту форму!
Эту форму нельзя не уважать. Она стоит на страже человеческого счастья, человеческого достоинства – люди в форме всегда солдаты, всегда в бою, всегда на передовой! И в мирных условиях, и при исполнении служебного долга в опасных районах. Они служат своей родине, отечеству и каждому человеку в отдельности.
Есть о чем подумать!… Взгляни на себя со стороны. Ты настоящий человек! Ты сильный человек! Ты – солдат правопорядка!
Музыкальная пауза…
В твоей жизни часто встречаются трудности и чтобы их преодолеть, нужно быть готовым к действию, обладать знаниями и железной волей. Борьба с самим собой – самая трудная борьба. Победа над собой – самая прекрасная победа. Всякое преодоление трудностей есть преодоление себя.
Человек порой сам не знает возможностей своей психической энергии.
Особенно трудно, когда ты несешь нелегкую службу на Северном Кавказе. Опасность может подстерегать везде, ситуации, угрожающие твоей жизни и здоровью встречаются часто. Чувство страха неизбежно присутствует в сознании каждого сотрудника при зачистке, на блокпосту, даже при повседневной деятельности ты подвергаешься психологическому стрессу! Мысль о том, что враг бродит где-то рядом держит тебя в напряжении!!!
Один сотрудник усилием воли подавляет страх. Другой не умеет или не может этого сделать! Давай будем постепенно этому учиться на наших занятиях. Ты уже знаешь, что запас прочности у тебя большой!!! И если хорошо подготовиться к командировке – ты справишься! И ты знаешь это. Ты уверен в своих силах! Надо только не сдаваться и помнить, что все зависит от тебя самого! Другое дело, что дается это нелегко, трудом и тренировкой.
Сегодня мы поговорим с тобой о том, что такое страх. Страх, по мнению специалистов, выражается как «состояние обреченных», человек даже физически стеснен в своих действиях. С точки зрения психологии для преодоления страха надо признаться себе в том, что тебе страшно. А дальше нужна большая тренировка в преодолении страха, в обуздании своих чувств и правильном использовании своего разума.
В традиционных техниках боевых искусств прописано: «Важно не то, что происходит, а мое отношение к событию». Помни: ситуация может быть безвыходной – попал в засаду, отражаю нападение бандитов, я не испытываю эмоций, я думаю только о том, как мне лучше действовать. Всегда надо помнить о том, как победить, а не о возможности поражения! Хэмингуэй сказал: «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить!» Ты хозяин своего страха! У тебя страх под контролем! Страх неприятен, ползуч, но он победим! Победи свой страх! Помоги своим сослуживцам обуздать страх. Будь рядом, подставь плечо. Товарищам нужна твоя помощь, твое спокойствие и уверенность.
Слушайте мой голос и мысленно повторяйте за мной: С каждым днем я чувствую себя сильнее.
· Я сильный человек. Я хозяин своему страху.
· Я хозяин собственных привычек. Я сильный человек.
· Я смогу победить в сложных ситуациях.
· Я смогу сохранить хладнокровие и здравомыслие.
· В схватке с врагом я одержу победу.
Выход из состояния релаксации. Зарядка.
А теперь разучим упражнение, которое называется «Волевое дыхание».
Примите исходное положение стоя, расслабьтесь. Дыхание ровное глубокое. Затем, вдыхая ровно и спокойно, одновременно поднимаем руки до уровня груди ладонями вверх, согнуть их в локтях и отвести локти назад. Затем спокойный выдох с одновременным медленным опусканием рук ладонями вниз. Во время выдоха последовательно напрягите мышцы рук, плечевого пояса, живота, ног. Можно представить, что опускающиеся руки прессуют находящийся в легких воздух и направляют его вниз, в землю. По окончании выдоха ослабьте напряжение мышц.
Повторим упражнение несколько раз до появления чувства уверенности в своих силах и готовности действовать с максимальной отдачей.
Занятие 3.
Сегодня мы будем учиться вырабатывать спокойствие и самообладание.
Сейчас расслабьтесь и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов на мой счет: вдох-выдох, вдох- выдох, вдох- выдох!
Думайте о спокойствии: сосредоточьтесь на понятии «спокойствие» и размышляйте над ним. Что это за качество, какова его природа, смысл?
По мере погружения в состояние спокойствия у вас могут быть какие-то образы, дайте место этим образам, которые могут возникнуть.
Примите установку на физическое спокойствие, ослабьте мышечное и нервное напряжение, дышите медленно и ритмично. Пусть на лице у вас отразится спокойствие.
Представьте, что вы находитесь в месте, вызывающем у вас спокойствие… это может быть место, где тебе хорошо отдыхается…
Музыкальная пауза…
А сейчас вместе со мной перенесемся на берег тихого лесного озера. И пусть тебе даст силы это лесное озеро, твое здоровье – и физическое, и эмоциональное – зависит от природы, ты отдыхаешь у лесного озера…
Ярче представь ситуацию!
Ты видишь образ луны, отражающейся в глади воды безбрежного лесного озера.
Ярче представь ситуацию! Как хочется окунуться в спокойную прохладную воду и смыть все напряжение с тела. Твое горячее тело погружается в прохладную воду, а зыбь теней и свет луны дрожит на моих плечах и лице. Я чувствую, что какое-то невидимое существо, не знаю из чего сотканное, охватывает мою душу с такой безгрешной радостью, как-будто она давно меня любила.
Она была вся как бы тончайшей душой этой реки – вся струящаяся, вся трепещущая, вся состоящая из прохлады и света, нежности, из радости и любви. И когда после долгого пребывания моего тела в прохладе, я лег, закрыв глаза, на берегу под тенью развесистых деревьев, я чувствовал, что сердце мое так омыто так чисто, так блаженно, как могло бы оно быть когда-то в первые дни творения…
Понимаю, что происходящее со мной было не обыкновенным купанием, а настоящим омовением… Внезапно наступит такой день и ты ощутишь природу так, как если бы это был первый день творения и земля блаженствовала в райской красоте.
Это может случиться ночью у костра, или утром на росистом лугу, или на утренней рыбалке. Ты услышишь радость покоя и умиротворения, испытаешь чувство гармонии с природой и покоя…
Музыкальная пауза…
Лесное озеро. Утром на берегу туман окончательно рассеялся под лучами солнца. Капли росы, сохранившиеся от утренней росы, разноцветно переливались на травинках, падали и выходили паром с веток сосен, наполнявших воздух хвойным благоуханьем. Утро вступало в свой зенит…
Я всегда с радостью встречаю утро каждого дня… Утро несет надежды. Утро ободряет. Утро – это твое маленькое «завтра». Это твоя еще несбывшаяся радость. Утро всегда обещает. Утро зовет в жизнь. Утро приносит мечты, надежды.
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!