Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2017-06-13 | 1071 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Следующая наша большая тема.
Социально-политическое развитие России в 16 веке.
Синопсис
I. Социально-экономическое положение Росси в 1-ой трети 16 века.
II. Обострение социальных противоречий в русском обществе 1530-1540гг. Между господствующим слоем и населением; внутри господствующего слоя между верхним и нижним группами; наверху межклановые.
III. События 1533-1547гг.
Смерть Василия 3 и династический кризис
Правление Елены Глинской.
Период боярского правления.
Борьба Шуйских против сторонников И.Ф. Бельского.
«Было ли боярское правление» – боярской реакцией?
Венчание Ивана 4 на царство – январь 1547г. А кто мне подскажет, когда у нас царство появилось? Январь 1547 г.
Восстание в Москве – июнь 1547г.
IV. Политика «Избранной рады».
Феномен «Избранной рады», ее основные деятели и политический курс.
«Собор примирения». – 1549г.
Первый этап реформ «Избранной рады»
Преобразование системы государственного управления. А кто смотрел старый советский фильм «Иван Грозный»? 2-х серийный. Рекомендую посмотреть всем. Несмотря на то, что фильм сильно идеалогизирован. И не рекомендую смотреть фильм абсолютно лживый и слабый фильм Лунгина «Царь», который не имеет никакого отношения к реальности. Особенно когда там русские люди крестятся так, как креститься стали после реформы Никона. Но видимо создателям фильма об этом не сообщили.
Первые попытки огосударствливания местничества.
Начало проведения губной реформы. А как вы думаете губная реформа это по какому ведомству? Губная изба. От слова «губить» - уголовная реформа.
«Избранная тысяча».
«Дворцовая тетрадь»
Политика правительства по отношению к церкви. Иван Грозный, как все крупные русские властители, он церкви тут же указал ее место.
|
Стоглавый собор.
Стрелецкое войско и первые результаты его создания.
Введение новых налогов.
Перепись 1550г и реформы налогообложения. Правление Ивана Грозного мы с вами рассмотрим очень подробно, потому что именно в это правление родилось то, в чем мы живем до сих пор с некоторыми модификациями. Потому что генезис системы определяет ее дальнейшее функционирование.
Таможенная реформа.
Династический кризис марта 1553г.
Второй этап реформы «Избранной рады».
Развитие губной реформы.
Земская реформа.
Создание единой приказной системы и отмена кормлений. У нас почему-то помнят Ивана Грозного по опричнине. Это действительно очень важно было, но сначала была попытка провести реформы и широкомасштабные. И проводились они чисто по-русски с широким размахом и бестолково. И поэтому понадобилась опричнина.
Приговор 1556 г. Преобразование военно-служилой системы (военные реформы). Да, слово «приговор» не означает в нашем смысле «приговор» и к стене. Приговор – это решение, указ. Вот это была самая важная реформа. Вообще нужно сказать, в России проходят только те реформы, в которых есть военное ядро, и если оно спешно проходит. Если есть кластер реформ и там есть военная реформа, и она успешна, то вытягивается все остальное. Если военная реформа провалится, то валится и все остальное. Например, петровские реформы, они были катастрофическими, но там было гвардейское военное ядро, которое которая вытащило все остальное.
Дальнейшее огосударстливание местничества («государев родословец» и «Государев разряд»). Это два документа очень важных.
Урегулирование отношений внутри господствующего слоя 1557-1558г.
Разрыв царя с «Избранной радой». А кто в детстве читал Князь Серебряный Алексей Константиновича Толстого? Рекомендую всем. Хотя, конечно, это такое анти-грозненское произведение, написанное с таких либерально-дворянских позиций. Это замечательная литература и замечательный русский язык..
|
Противоречивый характер реформ «Избранной рады» и их объективные результаты.
V. Опричнина.
Политическая ситуация в стране в первой половине 1560гг.
Отъезд царя в Александрову слободу (3 декабря 1564г.) и возвращение в Москву. (январь 1565г).
Общая характеристика опричнины.
Состав и структура опричного войска.
Первый этап опричнины.
Земельный и физический террор.
Земский Собор 1566г.
Конфликт между царем и митрополитом Филиппом.
Дело Владимира Старицкого. (Двоюродного брата Ивана Грозного).
Второй этап опричнины.
Погром Новгорода и «Новгородская измена».
Новгородская измена в Москве.
Казни 1570-1571гг.
Была ли отменена опричнина?
Социальная природа, цели и результаты опричнины.
Опричный режим, как властный эмбрион самодержавия.
Опричный принцип русской власти. Забегая вперед, русская власть покоится на трех принципах, причем два принципа базовых, а третий – это снятие противоречия между ними. Первый принцип олигархический – это княже-боярский комбайн. Опричный принцип это то, что его устраняет, а результат компромисса или симбиоза между ними – это самодержавный принцип. Вся русская история с Ивана Грозного это треугольник вот этих принципов, борьба трех этих принципов и их чередования. То есть на смену самодержавного принципа приходит олигархический, его выправляет с помощью опричного и потом все крутится по этой схеме.
VI. Превращение опричнины в «Государев двор». То есть было ОВЧК, а стало ОГПУ
Опричная политика без опричнины.
Казус Семиона Бекбулатовича.
Последние годы жизни Ивана Грозного.
VII. Царь Федор Иоаннович
Борьба за власть, во второй половине 1580г. Вот этот период у нас обычно. Если вы посмотрите учебники, умирает Грозный уже конец 16 века, смерть Федора Иоанновича и борьба. И смута, но смута латентно началась со смертью Ивана Грозного. Период фантастически интересный и насыщенный. Поэтому мы его выпускать не будем. Посмотри, как закладывался социальный динамит, который потом рванул в смуту.
Шуйские против Годунова.
Социальная политика Годунова.
Введение патриаршества на Руси. То есть у нас в 16 веке появился и царь и патриаршество. Когда нас патриаршество появилось? Ну, сравнительно недавно. Еще в конце прошлого века мы отмечали юбилей, (т.е. Теперь есть и царь, и патриарх, январь 1589г)
|
Годунов против Романовых.
Смерть Федора 1598г.
Конец эпохи.
Это синопсис темы, связанный с 16 веком. А теперь давайте посмотрим, как развивались события.
Умирая, Василий 3 поручил правление, как говорилось, «немногим боярам», а точнее 7 душеприказчикам. Вообще надо сказать, у нас часто говорят семибоярщина, и люди сразу вспоминают времена смуты. И действительно, во времена смуты была семибоярщина. Но сам принцип назначение 7 бояр, этот принцип существовал и до этого. А как вы думаете, почему назначали именно 7 бояр, не 9, не 5? Изящное решение, если по дням недели. Дело в том, что 7-ка чего-либо это предельная форма, когда ты можешь управлять процессом. За пределами 7, ты можешь контролировать 7 направлений, 7 людей, 7 департаментов. За пределами 7 это уже невозможно. Это управленческий принцип. Плюс 7 нечетное число, и можно 4 против 3, это должна быть нечетная цифра.
Через несколько дней после кончины Василия 3, бояре опекуны венчали Ивана, которому было всего 3 года, на княжение. И предполагалось, что будет такая регентская система. Но Елену Глинскую это не устраивало. Она действовала очень решительно, брата своего мужа, Юрия, она задержала в Москве после похорон, затем его заточили в тюрьму и там его просто заморили голодом. Его не кормили. То есть она убрала одного из возможных регентов. Затем она вступила в конфликт со своим дядей Михаилом Глинским. Если помните, когда я вам рассказывал про Василия 3, Василий 3 назначит Михаила Глинского главным регентом. Он был человек, хитрый, ушлый, со связями, он должен был помочь Елене Глинской. Елена Глинская рассудила совершенно по-другому, и ее советником стал Иван Овчина-Телепнев-Оболенский. Это был ее фаворит. И уже к январю энергичная Елена добилась для него звания боярина и конюшева. Овчина происходил из знатной семьи, злопыхатели говорили, что он сделал карьеру в спальне Елены Глинской, это неправда, он был серьезный воин. Хороший военачальник и сильный боец, то есть Елена Глинская могла на него опереться в борьбе с боярами. И произошел очень интересный раскол, за Овчиной стояла боярская Дума, она поддержала Глинскую и Овчину. А за Михаилом Глинским стояла семибоярщина, регенты. И именно Овчина Телепнев –Оболенский помог Елене справиться с опекунами и их лидерами. В результате Михаила Глинского арестовали и посадили в темницу. И через 3-2 года он умер. Устранение Глинского это самый настоящий государственный переворот, совершенный Еленой и Овчиной. Елена стала реальной правительницей вопреки воле Василия 3. Она очень быстро отправила представителей семибоярщины в разные города Руси. И дальше ей надо было устранить еще одного брата Василия 3 - Андрей Старицкого. В 1537 году его вызывают в Москву. Он заподозрил неладное, сказался больным. При этом, чтобы продемонстрировать лояльность, он отправил на государеву службу все свои войска. Это была большая ошибка, он оголил свои позиции. Затем Елена решила вопрос с ним совершено по-другому. Овчина Телепнев Оболенский обещал Старицкому, если он приедет в Москву, то ни один волос не упадет с его головы. И тот, поверив Овчине, приехал. Его тут же арестовали, Елена разыграла спектакль, стучала посохом, кричала на Овчину. Как он мог обещать, а она ничего не обещала. В результате Старицкого бросили в темницу. Где его заморили голодом. Он через полгода скончался, а потом вдруг умирает Елена, здоровая 30-летняя женщина. Есть две версии, что произошло с Еленой, по одной версии ее отравили, по другой версии она умерла сама. Но вот что интересно, Иван Грозный, который очень мелочно и скрупулезно записывал все обиды, которые он претерпел от бояр. Но он никогда не обвинял бояр в отравлении матери. Но это не значит, что она не была отравлена. Потому что он мог этого просто не знать. После смерти Елены, Овчину схватили и заточили в темнице. Он там очень быстро умер. По-видимому, его там запытали. И с 3 апреля 1538 года Иван 4 круглый сирота, который сидит на троне в шапке Мономаха, подаренной когда-то ордынскими ханами в 14 веке московским князьям. Вокруг трона шла борьба не на жизнь, а на смерть в буквальном смысле этого слова. В Думе было 2 группировки: 1 во главе с князем Бельским представляли главным образом северские княжата. Кто такие, что такое княжата? Княжата это князья, которые выехали из своих княжеств, и пошли на государеву службу. Их называли княжатами. А второй группой командовали Шуйские, или как их называли на западе «принцы крови». Это были Рюриковичи. И это было действительно люди, если перекидывать на Францию 16 века. Это было нечто в духе герцогов де Гизов. Вот по своему статусу. И вот между этими группировками шла борьба. Сначала победили Шуйские, которые казнили многих своих противников. На Ивана 4 они не обращали даже внимания. И иногда людей резали недалеко от его трона. Кстати, по-видимому, первый эпилептический припадок случился у Ивана, тогда когда он увидел, что человека просто кромсают ножами почти, что в его присутствии. Однако затем, фортуна повернулась спиной к Шуйским. И на первый план вышел Бельский и его команда. В 1541 году на Оке Бельский нанес поражение крымскому хану Сахиб-Гирею. И очень укрепил свои позиции. Однако произошел переворот и к власти пришли Шуйские во главе с Андреем. И вот здесь одну вещь надо отметить. Время второго правления Шуйских некоторые историки считали и до сих пор считают, так называемой боярской реакцией. То есть то, что бояре не хотели централизации. Однако это не так. Никаких попыток вернуться в удельную эпоху в этот период не было. Шуйские не делали никаких попыток восстановить независимость своих княжеств, шла обычная беспринципная борьба. Некоторые историк говорят, а вот посмотрите, в этот период перестали так активно раздавать поместья, как в предыдущий период. Но это произошло не по злой воле, а двум причинам. Во-первых, земли становилось меньше. Во-вторых, когда люди режут друг другу глотки им не до того, чтобы раздавать поместья. Сначала режем, потом будем заниматься другими вещами. В 1543 году Ивану исполнилось 13 лет, и он почувствовал себя уверено. И вот там проявила себя та кровь, которая затем забила фонтаном. Прежде всего, он приказал арестовать Андрея Шуйского. И приказал не просто казнить, а заколоть. Своим псарям приказал заколоть. Его закололи. Не было никакого суда, человека просто искромсали ножами. И все. С этого времени бояре стали побаиваться великого князя. Потому что он показал свой нрав. А Иван после убийства Шуйского словно сорвался с цепи. Начал буйствовать, скакать по московским улицам, давить людей, избивать мужиков, насиловать женщин. И было решено его женить. Решили, что может быть, он угомонится. Бояре были очень напуганы, но до конца их правления было еще далеко. Сначала пало правительство Воронцовых. И к власти пришли последние временщики малолетства Ивана. Его бабка княгиня Анна Глинская и его дядья. И поскольку статус у них был ниже, чем у Шуйских. И вот чтобы свой статус повысить, они решили венчать Ивана на царство. То есть введение царского титула на Руси, это был побочный продукт Глинских за свои привилегии, так очень часто бывает. Что что-то серьезное возникает из ерунды. Как писала Ахматов, «когда б вы знали, из какого сора растут цветы, не ведая стыда». Вот здесь эти цветы выросли из борьбы Глинских за свои привилегии. В январь 1547 года Иван был венчан на царство. А в марте вступил в брак с боярышней Анастасией, дочерью отпрыском старого знатного московского боярского рода Романа Юрьевича Захарьина. Это будущие Романовы. Брат Анастасии Никита Романович Юрьев занял видное место при дворе. Но пока реально продолжали управлять Глинские, то есть было такое хрупкое равновесие между Глинскими и Захарьиными-Юрьевыми. И здесь, как это часто бывает, когда все висит на весах, все зависит от мелкого эпизода. Вот бабочка сядет на эту чашу весов, и она поедет. Бабочкой стало жаркое лето. Весна и лето 1547 года были на редкость жаркими. Вспыхивали пожары и в апреле Москва начала гореть. Потом вроде бы процесс закончился и люди успокоились. А 21 июня вспыхнул страшный пожар. Он начался на территории Воздвиженского монастыря и перекинулся на Кремль. И стены Кремля стали взрываться. Дело в том, что в кремлевских стенах тогда были углубления, где хранился порох для пушек. И порох стал взрываться. Погибло около 3 тысяч человек. Для Москвы того времени это много. В городе после пожара не хватало продовольствия, чистой воды, потому что трупы лежали в Москве - реке. И начался бунт, и кто-то очень хитрый, указал черному люду, что виноваты-то во всем Глинские. Например, Юрий Глинский. Черный люд его просто разорвал на куски, растерзал. И народ пошел в подмосковную резиденцию царя Воробьево. Иван был страшно напуган. Иван запомнил вот этот страх, который у него был перед народным бунтом. А с другой стороны, народный бунт, как средство напугать бояр, он запомнил на всю жизнь, потом он это использует. Боярам все-таки сумели убедить народ разойтись. Говорили, как говорится в хронике, умильно. Но как только народ дурак разошелся, была приказано провести сыск, арестовать и начались казни.
|
|
Вот это себе отметьте, июньское восстание 1547 года было первым в России 16 века массовым выступлением городских низов. Естественно руководили этим выступлением не низы. Но это было массовое выступление. Глинские пали. И закончилась та полоса, которая называется боярским правлением. Иван стал искать других советников, и хотя ему было 17 лет. По масштабам 16 века вообще-то это уже взрослый человек. Но он не чувствовал себя достаточно уверено. И он близко сошелся с группой высшего чиновничества, которая вошла в историю под названием Избранной рады. Люди эти себя так не называли. Просто один из членов этой группы – Андрей Курбский. Когда он сбежит в Литву, чтобы объяснить литовцам, что такое эта была группа. А с другой стороны, поднять свой статус в их глазах, он скажет, что это была избранная рада. То есть избранный совет. Но на самом деле эти люди так себя не называли. Они вообще себя никак не называли, потому что все важные события русской истории происходят неформально, без институтов, они происходят в виде чрезвычайки. Вот «Избранная рада» была чрезвычайкой, но неудачной. Лидером этой группы был мелкий костромской вотчинник Алексей Федорович Адашев. Он был действительно из не богатой семьи. И после того, как он попадет в опалу, Грозный будет саркастически говорить, что он взял Адашева от гноища, то есть из бедности. Близкими ему людьми были Курлятьев, Шереметьев и Андрей Курбский. Андрей Курбский близкий друг царя. И значительное влияние на царя оказывал не входивший в эту команду Сильвестр, священник, духовник царя. Это был человек фанатичный, экзальтированный. У него были все время религиозные видения. Он был такой совсем аскет, бессеребрянник. И Иван 4 долгое время относился к нему, как к духовному отцу. Сильвестр был близок к нестяжателям. Про нестяжателей я вам расскажу в другой лекции, когда мы будем говорить о церкви и культуре.
К началу 1549 года влияние Адашева и Сильвества на царя резко усилилось. И объективно, если говорить, вот социальная природа, главный социальный вопрос Cui bono? Qui prodens кому выгодно, кому хорошо? Они были выразителями интересов господствующего слоя в целом. Они не были выразителями отдельно боярства или дворянства. Они были выразителями господствующего слоя в целом, как опоры государства. Они были государственниками
Впервые реформаторы заявили о себе после созыва Собора Примирения 1549 года. отметьте себе это пожалуйста, фактически, де-факто это был первый Земский собор. С чем это было связано. Дело в том, что в 40-е годы 16 века обострились все мыслимые противоречия в российском обществе. Между низами и верхами, внутри верхов между господствующей частью верхней и нижней. И межклановые. Шуйскими и Бельскими. То есть перед лицом низов верхний слой должно был замириться обязательно. И, прежде всего, должны были замириться бояре и дети боярские, то есть дворяне. И не случайно собор назвали Собор примирения. Соборы Земские очень походили на съезды КПСС. Там было все отрежиссировано очень хорошо. Иван в своем выступлении резко критиковал бояр за злоупотребление. То есть так же как в советское время наши генсеки говорили, Кое-кто кое-где у нас порой нарушает чего-то. Притесняет бояр, боярских детей, простой люди. Бояре в ответ каялись, били челом. И просили, чтобы царь опалы им не чинил ни которой. Царь на это давал умильные ответы, как говорит хроника. То есть это был спектакль, царь говорит, вы, мерзавцы, вы притесняете хороших людей. Те говорят, да, мерзавцы, но ты уж нас прости. И вот этот спектакль развивался. Общий дух был замиренческий. И на какое-то время поставленная задача была решена. Снята была острота напряжения между детьми боярскими и боярами. То есть главным было консолидация господствующего слоя. Консолидация. Созыв собора 1549 года свидетельствовал о создание некого центрального учреждения или его прообраза. Из них повторяю, выросли Земские соборы, которые как только самодержавие встало на ноги. Оно от Земских соборов отказалось. То есть по принципу мальчик, ты почистил сапоги, вот тебе пяточек и будь свободен.
50е годы 16 века имеют очень мало параллелей в русской истории по обилию реформ и по обилию проектов реформ, которые разрабатывали и даже подавали царю отдельные лица. Вообще, в России писать проекты общественного преобразования это наш национальный вид спорта. Как только власть кидает клич, давайте-ка что-нибудь изменим. Тут же начинается масса проектов. От монархических до республиканских. Вот именно это произошло в 16 веке в 50е гг. Но проекты были больше государственнические.
И вот один из проектов мы с вами зафиксируем, он сыграет очень важную роль в русской истории, правда, не во времена Ивана 4, а в самом начале 20 века. В 1921 году он выстрелит. Я вас так заинтригую. Был такой монах Ермолай Еразм, который написал Ивану 4 сказку. Сказка – это аналитическая записка, выражаясь современным языком. То есть вы будете читать где-то про 16в. и там будет написано, что человек написал сказку. Это аналитическая записка. Ермолай Еразм писал, что, так как земли мало, хватит раздавать землю детям боярским. Надо их сажать на продовольственный паек. И Ивану идея понравилась, но он ее не реализовал. А кто-нибудь знает, был ли реализован такой подход, когда господствующее сословие не было у этого сословие ни земли, ничего. А их посадили на продовольственный паек? Ничего кроме продовольственного пайка и меча у этих людей не было. Япония. Самураи. В середине 17 века. Династия Токугава посадила самураев на продовольственный паек. А у нас на продовольственный паек, поскольку собственности не было. Единственно чем один ранг может отличаться от другого, осуществилась мечта Ермолая Еразма. В 1921 году, когда в советской России была создана номенклатура, как слой, каждый ранг которой отличался от другого объемом продовольственного пайка. Но это произойдет значительно позже.
Вот две фамилии запомните, Ермолай Еразм и Пересветов. Они предложили государственнические проекты. Проекты этатизации.
Реформы, начатые Избранной Радой, прежде всего, касались управления и суда, главным образом, суда связанного с детьми боярскими, потому что именно детей боярских бояре притесняли. Кроме того, была еще одна интересная вещь, в которой проявляется суть русской власти. Причем она проявилась в мягкой форме, но сразу же. Были разные приказы созданы, но так же была создана челобитная изба. Во главе с Адашевым. То есть любой человек мог прийти и пожаловаться в челобитную избу на любой другой орган. А жаловались непосредственно царю, а занимался этим Адашев. То есть это было правительство над правительством. Не сработало. Но по этому же принципу будет создана опричнина. Вторым центральным органом после челобитной, стала Посольская изба, которая ведала дипломатическими отношениями. В это же время возник Поместный приказ, Это распределение поместий между служилыми людьми. Разрядный приказ - это генштаб. И земский приказ – управление Москвой. Дальше в 1555 году был создан уголовный розыск, назывался Разбойная изба. Ямская изба – это почтовая служба. Правительство Избранной Рады стремилось не только консолидировать господствующий класс, но и упорядочить отношения. И в июне 1550 года был издан очень важный указ, отметься его себе. Это был приговор о местничестве, согласно, которому, запишите, это важный момент. Согласно которому устанавливалось старшинство первого или большого воеводы большого полка, по отношению к воеводам всех других полков. Правой и левой руки, сторожевого и передового. И категорически запрещались местнические споры во время военных действий. Теперь я поясню, почему это важно. Местничество был одним из самых важных аспектов жизни русского господствующего класса. Нередко в советских фильмах 40-50х годов, посвященных истории 16-17 века, местнические споры изображают, как боярскую дурь, результат спеси, когда люди с жиру бесятся. На самом деле, это совершенно не так. Местничество было, по сути, вопросом внутренней организации господствующего слоя. Спор из-за мест, кто выше, а кто ниже, определялся, во-первых, знатностью, но не только ей. Важной была продолжительность несения службы тех или иных бояр великому князю. Отметьте это себе. В русской системе жизни не знатность главное, а служба. И сколько ты служишь великому князю. Прецедент играл очень большую роль. Например, если служили вместе два дворянина, один из них получил назначение первого воеводы, а второй – второго воеводы. То через 50 лет их внуки будут занимать ту же должность. Первого воеводы и второго. Если принятие невместного назначения. Например, человек претендует на место первого воеводы, а ставят другого. Он упирается, говорит, а я не буду воеводой полка левой руки, буду только правой руки. Он бьется не только за себя, он бьется за свой род, потом что если он сейчас примет вот это внеместное назначение, то все представители его рода, его сын, внук, правнук. Они будут занимать вот эту должность. Нельзя было допустить, чтобы те кто обычно сидит ниже тебя или кого ты считаешь ниже. Сели не так. Вот эта генетическая штука работает в русской власти до нашего времени. Вы естественно большая часть из вас не может помнить. Ситуацию в мае 98 года, когда Ельцын такой весь красный и такой тяжелый, заходит в зал, где сидит правительство. И премьер Степашин сидит не рядом с Ельциным, где должен. А сидит на четвертых местах. А здесь сидит какой-то другой человек, уже не помню кто. И Ельцын садится, багровеет, превращается в черного кабана, тихо все сидят. Говорит: «Не так сели». И Степашина называя по имя отчеству, говорит, сядьте куда положено. При этом ни на кого не глядит. Вот это и есть то, о чем я рассказываю. Это генетический код русской власти, не так сели. Нельзя было допустить, чтобы сели не на положенное место. Ради этого можно было упрямиться и препираться даже с царем. Царь мог за это приказать выпороть боярина. Но быть выпоротым за упрямство в местническом споре не считалось позорным. Это ты за род свой бьешься. То есть если тебя за что-то там выпороли это одно дело. А если тебя выпороли за то, что ты не согласился на невместное назначение, то ты молодец. Государи терпели местничество, но определенного момента. Царь мог ударить посохом, сказать: «Не дуруй». И все заканчивалось. Но с другой стороны, Иван Грозный, как человек склонный к черному юмору, юродству, смирению, которое «почещаню?» Любил местнические споры. Он очень любил разбирать местнические споры. Местнические споры можно было использовать против знатных, но я повторяю, в местнических спорах главным было не знатность, а служба. Вот пример, Роман Васильевич Алферьев из рода Нащокина местничал с князем Василий Васильевичем Мосальским. Мосальский был Рюрикович. А Алферьев не Рюрикович. Значит, понятно, что их знатность не в пользу Алферьева. Но Алферьев подчеркнул, когда был спор, что Нащокины вечные холопы государя. Не служивали мы никому опричь московских князей. А Мосальский служили когда-то князьям Воротынским. Таким образом, Алферьев противопоставил род, который не служил никому кроме московских государей. Пусть и не знатный, как Мосальские, но он никому не служил, кроме московских государей, хоть они не Рюриковичи. А эти Рюриковичи, но служили Воротынским. Поэтому их статус ниже, потому что служили они не московскому государю. В результате Алферьев выиграл местнический спор, а не Мосальский. Однако во время войн местничество создавало много неудобств, оно поражало дезорганизацию и анархию. И во время похода 1530 года, например, на Казань, город не удалось взять из-за местнического спора между князьями Глинским и Бельским. Вот эти местнические спорa прекращались приговором 1550г.
Самым крупным начинание Избранной рады было составление в июне 1550 года, нового Судебника. До него, как вы помните, был Судебник 1497 года при Иване 3. Из него 99 статей нового Судебника 37 были совершенно новыми. А остальные были подвергнуты кардинальной переработке. Впервые вводились наказания за взятничество. Власть наместников уменьшалась. То есть они ставились под контроль со стороны центра. Впервые в общегосударственном масштабе была введена губная реформа. Или как она называлась о ведомых и известных разбойниках, то есть рецидивистах. Ведомых или известных разбойник – это и есть рецидивист. Это передавалось губным старостам. Это как бы передавалось на места. Судопроизводство наместников теперь обязательно должно были участвовать старосты и целовальники, то есть те, кто крест целует, что они дают правильные показания. Создавалось нечто вроде суда присяжных. Правда, это далеко не всегда упорядочивало отношения между наместником и местным дворянством, откуда выходили эти присяжные. Но накаляло атмосферу, но этот шаг был сделан. Еще одна вещь это отмена кормлений. Что такое кормление? Человек управляет некоторой территории, был ее администратором. За это он получает 10 % на прокорм. Это кормление. Эти кормления были отменены. И были введены земские учреждения это местные самоуправления. Вообще в русской истории власть заводит местное самоуправление тогда, когда у нее нет денег. Местное самоуправление вводится не в приступе какой-то демократической эйфории. Это всегда вынужденная мера центральной власти, у которой просто не хватает денег. Как только власть решает денежные проблемы, местное самоуправление заканчивается. Поэтому история России это такое волнообразное движение. То, развивая местное самоуправление, то власть забирает назад. Поиграли и хватит. Теперь есть деньги, и мы будем управлять из центра. В отношении крестьянства Судебник 1550 года сохранил старые права выхода крестьян, то есть ухода от владельца земли. Раз в году после уплаты пожилого.
Далее еще одна важная вещь этого Судебника 1550г. Он впервые обратил внимание на посадских людей. Это говорит о том, что посадские люди стали социальной силой. В интересах посадских людей Судебник постановил, торговым людям, городским в монастырях и городских дворах не жить. Этим ограничивалось возможность заклада посадских людей за монастыри. Вообще, нужно сказать, что власть с середины 16 века очень медленно, но четко взяла курс на серьезные экономические ограничения экономической власти церкви. Очень важным вопросом, отраженным в Судебнике было обеспечение поместного войска землей. Нужны были войны. В 1551 году был созван церковный собор, который вошел в историю под название Стоглавый. Потому что его решения были сведены в сто глав. Вообще, формально этот собор был посвящен внутрицерковным проблемам. И Иван играл очень важную роль на соборе. И даже решения обозначены так царские вопросы и соборные ответы о много различных церковных чиньях. То есть царь задает вопросы, а они отвечают. Помните, я вам в прошлый раз говорил, как Ельцин поздравлял патриарха. В качестве кого он его поздравлял? В качестве главнокомандующего всеми религиозными силами страны. То есть власть важнее церкви. В 16 веке еще не было так. Но власть уже начала делать шаги в этом направлении. Собор осудил злоупотребление хмельными напитками в монастырях. Заметьте, злоупотребление, но не употребление вообще. Водка была запрещена, легкое вино и квас оставлены. Причем сформулировано это было изящно очень. Я по-старославянски процитирую, мне очень нравится. Почему нужно ограничить злоупотребление? Потому что «аще имеем питье пьянственное, не можем воздержатися, но Пием до пьянства». Поскольку «пием до пьянства», значит, надо ограничить. Кроме того, собор запретил рядовым священникам лаяться и сквернословить и драться в церкви. То есть это значит, что в церкви попы занимались и мордобоем. Написано было так. «Попы в церкви пьяни стояли да до кровопролития биются». И если это вошло в Стоглав, значит, это была постоянная практика. Ее нужно было заканчивать. Представляете, священники чистить друг другу хохотальники во время службы. Это нехорошо. И это все на Стоглаве. Это был десерт. Но главное блюдо ехало потом. Сначала десерт, потом главное блюдо. Был поставлен вопрос очень важный. Достойны ли монастырям приобретать земли. И вот это было уже серьезно. И вот это уже серьезно, это не церковный мордобой, это нечто уже более серьезное. Это было покушение на земельные богатства церкви. Потому что государству нужны были средства. И церковь встретила это бешеным сопротивлением. Я вам уже рассказывал, что в самом начале 16 века Иван 3 пытался что-то у церкви оттянуть. Но получил по рукам. Несмотря на то, что был Грозным, как и его внук. Чтобы у царя не было соблазна наступать на церковь, собор в присутствие царя принял решение. Церковное землевладение объявлялось незыблемым, покушавшиеся на него были объявлены хищниками и разбойниками. Царю как бы говорили, вот будешь покушаться на церковь, будешь хищником и разбойником. Митрополит Макарий сославшись на такие подделки, как Константинов дар и Ярлык Узбека, дал понять, что церковные иерархи будут стоять за землю насмерть. То есть реформу, намеченную Избранной радой, Стоглавый собор отклонил. Иван Грозный, Иван 4 был в бешенстве. Но он мог только дать ему выход, отдельных представителей церкви он мог с ними что-то сделать. Но в принципе с самой церковью он сделать ничего не мог. В целом церкви удалось отстоять свои владения. И в то же время к царю и его окружению Собор и церковь показали. Идейное обоснование самодержавия должны опираться не только на религию, нужно что-то другое, одного религиозного обоснования власти мало. Нужно что-то придумать другое. Не решив финансового вопроса за счет секуляризации монастырской и церковной собственности, как это сделал, например Генрих 8 в Англии, современник Ивана 4. Иван Грозный был вынужден искать другие источники доходов. Поэтому были введены пищальные деньги. Полоняничные деньги, то есть на выкуп пленников. А для того, чтобы понять, сколько вообще было народу, нужно было провести перепись. И перепись населения 1550 года, отметьте это себе. Перепись была серьезная. Я вообще не представляю, что скажут в переписи 1550 года, кто-то мог себя называть. Вы знаете, что в последней переписи, которая у нас была несколько лет назад, человек мог любую национальность назвать. Мог себя хоббитом назвать. Мог эльфом записать. Кем угодно. Но та церковь была серьезной, потому что она сопровождалась, отметьте себе это, пожалуйста, реформой поземельного обложения. Подборное обложение было заменено поземельным. И вот здесь выражаясь марксистским языком, классовая суть этой реформы была очень четкой. Это надо записать. На основных территориях страны вводилась новая единица. Называлась она «большая соха». Размер этой «большой сохи» зависел от того, земля, какой социальной группы измерялась. То есть это было такое наперстничество на самом деле. У служилых людей «большая соха» соответствовала 800 четвертям доброй земли в одной поле. Добрая земля – это просто нормальная земля. У церквей – 600. У черносошных крестьян – 500. Теперь возьмем условный участок. Допустим, 10 тыс. четвертей как думаете, у кого получится четвертей больше? У кого больше сох будет? Делим условные 10 тыс. на 800, 600, 500? У крестьян сох больше. Значит, с них и больше снимать будут. Значит, больше всего сох было у черносошных крестьян. И они естественно платили больше податей. Несколько было ущемлено церковное землевладение. Но в самом лучшем положении оказывались дети боярские, дворяне, опора режима. Все реформы работали на централизацию. Но они не создали ее в полной мере. Здесь было две стороны проблемы. Во-первых, программы реформ Избранной рады, как это всегда бывает в России, не была хорошо разработана. У нас сначала начинают реформ, а потом думают, как это обосновать. В нашей истории не было продуманной системы реформ. Реформы Ивана Грозного, реформы Петра, реформы Александра 2, реформы Столыпина, про реформы Горбачева я даже не говорю. То есть практически никогда не было плана реформ. Вначале шарахали, а потом смотрели, а что будет. Все русские реформы проваливались. У нас очень активно поднимают на щит реформу Столыпина. Какой он был молодец, какой он был государственный деятель. Но дело в том, что реформа Столыпина полностью провалилась. Абсолютно полностью провалилась. Там где она какого-то результата достигла, именно там гражданская война полыхала от темна до темна. Это восток и юг страны, это Колчак и Деникин. К 1920 году крестьяне вернули 99% земли в общинную собственность. Столыпинская реформа провалилась, как все остальные наши реформы. Пятилетние планы это не реформы. Это государственная политика. Это не реформа. Даже коллективизацию нельзя назвать реформой. И, кроме того, вот этот сталинский период это период наибольших успехов. Но я повторяю, это не реформа, это нечто более серьезное. Так вот еще один пример, связанный с нечеткостью замысла. Это попытка создать в 1550 году суперэлитную группу служилого слоя. Так называемых лу
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!