Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Лекция № 18 Культура древнерусского государства 9-первая половина 13 века.

2017-06-13 1094
Лекция № 18 Культура древнерусского государства 9-первая половина 13 века. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Теперь нам предстоит не самая интересная вещь, потому что в этой части никто головы никому не рубит, но она очень важна для нас. Значит, мы с вами протопали по социально-экономической истории и политической. У нас нет с вами времени на историю русской культуры, но ее обязательно надо знать. Поэтому мы поступим таким образом. В большом базовом моем курсе три лекции по этому периоду. Культура Руси в 9-первой половине 13 века. Культура в 13-16 веке. И в 17 веке. Естественно, времени, потому что у нас курс ограничен 4 семестрами, времени читать культуру нет. Это большая тема. Но у вас должен быть синопсис, чтобы вы ориентировались в этой теме. Это наша культура, ее нужно знать. Поэтому мы поступим таким образом. Я вам продиктую синопсис по каждой теме и отмечу то самое важно и самое интересное.

I. Культура как явление общественной жизни.

Совокупность материальных, социальных и духовных достижений того или иного общества человечества в целом. Материальная, духовная, народная элитарная культура.

II. Особенности древнерусской культуры.

Взаимодействие славянского и не славянских языческих и крестьянских элементов.

III. Устное народное творчество (былины и сказы).

Кто вспомнит, чем принципиально, в первой лекции об этом говорилось. Чем принципиально отличаются русские былина от западного эпоса? В западноевропейском эпосе герои это рыцари. И даже Робин Гуд это Робин их Локсли. В русских былинах герои богатыри, то есть представители народа. Если там встречаются, так скажем, князья, то это персонажи со знаком минус, Владимир Красное Солнышко, либо Вольга, который терпит поражение от Микулы. А кто мне напомнит, с чем это было связано? От степняков? Этот элемент демократической культуры, но не на западный манер, а на наш, он был заложен в самом начале нашей истории.

IV. Письменность и образование.

Дохристианская письменность.

Славянская азбука Кирилла и Мефодия. Глаголица – более ранее происхождение разработал Кирилл Философ на основе византийской скорописи.

Кириллица разработали ученики Кирилла и Мефодия на основе греческого письма. Название кириллица произошло после смерти Кирилла и Мефодия. А глаголицей стали называть любую азбуку.

Переводы («Священное писание»);

Произведения Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского;

«Жития святых» (агиография);

«Слова»;

Хожения (Игумена Даниила в Палестину);

«Слово о полку Игореве» (конец 12 века). Но есть целая группа ученых, которые оспаривают эту точку зрения и полагают, что «слово о полку Игореве» это подделка, которая осуществлена в 18 веке. Вопрос до сих пор остается спорным. По крайней мере, есть представители другой точки зрения.

«Словом» назывались поучения и речи. Это все называлось «слово». «Хожения» это жанр такой был, то есть путешествия.

Летописания. Кто знает самая известная летопись наша, как называется?

«Повесть временных лет» - 1113г. До нас дошла в рукописных копиях не старше 14 века. То есть исходной у нас нет. Наиболее известные из рукописных копий Лаврентьевская и Ипатьевская летопись. То есть когда вы встретите где-то Лаврентьевская или Ипатьевская Летопись это не самостоятельные летописи. Это просто копии Повести Временных лет.

«Первые школы» (отсутствие интеллектуальной теологии). Это то, что отличает православие при всех его замечательных качеств от католицизма. Я уже рассказывал в одной из первых лекция, что православие было принято у нас на славянском языке, то есть нашим священникам не надо было учить латынь. Но латынь католическим священникам открывала целый мир античности, а если они еще учили греческий, то они получают доступ ко всей античной культуре. И латынь позволяла всем, лингво франка, позволяла ехать из Праги в Рим, из Рима в Эдинбург. И везде он мог беседовать со своими коллегами на латыни. Вот на Руси этого не было. И интеллектуальных споров в православии не знали. Хотя у него есть другие достояния, вещи. Например, то влияние, которое на православие оказали местные ведические религии. Оно привело к тому, что до середины 17 века до Никоновских реформ, у нас не было одной формулировки в православии. Как у нас говорят, человек это раб божий. Вот до середины 17 века этой формулировки этого не было. До середины 17 века отрок Божий. То есть мы потомки богов, а не рабы. Поэтому когда неоязычники. У меня такой плакат есть, стоит мужик со здоровым топором и подпись: «Мой Бог меня рабом не называл». Но дело в том, что до середины 17 века этой формулировки не было в православии. Она есть в католицизме, она есть в исламе, но в православии она появилась с середины 17 века, а до этого отрок Божий.

V. Архитектура.

Деревянное зодчество;

Каменное зодчество;

Храмы, светские постройки;

Особенности русской архитектуры;

Складывание местных архитектурных школ в 12-13 веках;

Владимиро-Суздальская, Смоленская и Новгородско-Псковская архитектурные школы.

VI. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство (чеканка, финифть, чернь, зернь), фрески, мозаика, иконопись, книжные миниатюры («Остромирово Евангелие», «Изборник Святослава»). Неразвитость скульптуры.

Чеканку на Руси называли скань или филигрань. Финифть – выемчатая и перегородчатая эмаль. Чернь – это когда серебро украшалось черным порошком. Зернь – это маленькие металлические зернышки, напаянные на изделие.

VII. Музыка – народная и богослужебная.

VIII. Общая оценка древнерусской культуры 9-первая половина 13 века.

Что по этому периоду. Какая важная вещь. Вы знаете, что на Руси воздвигали крестово-купольные храмы, в его основе был такой квадрат, расчлененный 4 столпами. А для византийской архитектуры, вот это многоглавие было нехарактерно. Если кто-нибудь видел когда-нибудь Софийский собор, который теперь мечеть в Стамбуле. Это огромный купол. Вот на Руси стоили многоглавые церкви. Как вы думаете почему? Почему не строили такие огромные купола? Мрамора не было для возведения больших по площади форм. То есть верхние галереи решали проблему освещения. Сама здание должно было быть иным, чем византийские храмы, чтобы обеспечить свет. Причем строили византийские мастера, но они оказались людьми творческими и поняли, что на Руси надо строить многокупольные храмы. Это то, что касается архитектуры.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.