Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Лекция № 5. Социально-экономическая история Древнерусского государства

2017-06-13 1037
Лекция № 5. Социально-экономическая история Древнерусского государства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Синопсис

Свидетельство источников о Древнерусском государстве

Хозяйство и общественный строй восточных славян в 8-9 вв.

Роль торговли. Путь «из варяг в греки». А кто знает, как географически пролегал путь «из варяг в греки»? Совершенно верно. По Днепру. Это один путь «из варяг в греки». Но был еще один путь из «варяг в греки». Было два пути, один такой прямой, а другой искривленный. Менее опасный в военном плане, но более опасный в таком природном, бури и так далее. Как вы думаете, как еще можно было попасть из варяг, то есть из Скандинавии в Константинополь? Балтийское море, да, дальше, куда мы попадаем из Балтийского моря? Бискайский залив и черед Средиземное море.

Путь из варяг в греки пролегал географически по Днепру. Другой путь менее опасный в военном плане, но более опасный в природном. Бискайский залив и через средиземное море.

Варяги.

Внешние и внутренние факторы возникновения русской государственности.

«Норманнская» теория: политические, исторические и филологические аспекты.

Проблема феодализма и его генезиса в историографии. Спорные вопросы генезиса феодализма на Руси. Б.Д. Греков, И. Я. Фроянов.

Племенные княжения. Вождества. Города и торговля. Превращение племенных княжений в княжества

Князь. Специфика его положения в Древней Руси. Эволюция княжеской власти. Князь и «люди».

Рюриковичи, как род, коллективно правящий Русью. Первые киевские князья. (Олег, Игорь, Святослав). Рюрик в Киеве не правил. То есть мы сейчас то, что мы с вами прокатали, как событийную историю. Теперь мы посмотрим на социально-экономическую начинку, содержание. Мы опять записываем синопсис, чтобы, когда шла лекция, вы могли что-то записать, что-то не писать. Останется ключ. Или набор отмычек, если угодно.

Удельно-лествичная система. Специфика вассалитета в Древней Руси. Логика развития межкняжеских отношений.

Дружина и боярство. Вече. Особенности Древней Руси, как политии (Была ли Древняя Русь «монархическим государством»?). Термин «полития» я использую для того, чтобы не пользоваться термином «государство. Потому что государство в смысле «state» возникает только в капиталистическом обществе. В англосаксонской традиции есть три термина, у них есть пространство для маневра: полития, патримония и государство, как state. У нас государством обозначается и Древний Египет, и современные Соединенные Штаты, что неверно, так как за этим термином скрываются совершенно разные явления. Поэтому я пользуюсь термином полития.

Особенности принятия христианства на Руси. Его влияние на государственность, социально-экономические отношения и культуру. Церковь и церковная иерархия.

Социальная организация. Административные округа – волости. Проблема верви, как большесемейной общины. Почему нам важно посмотреть, что было в Древней Руси.

Многие особенности русской истории с древней Руси до наших дней связано с тем, что у нас никогда не было феодализма. Историки-марксисты пытались доказать, что Русь была феодальной. Везде феодализм, значит, и у нас должен быть феодализм. Еще раньше даже, чем на западе. В результате очень многие вещи оказывались непонятными в нашей истории. Вот мы должны внимательно посмотреть этот период, который многие историки характеризовались, как генезис феодализма. Посмотреть, а что было реально? Очень многие проблемы сегодняшнего дня коренится в той эпохи, естественно, не все. Потомку что не было феодализм, было нечто другое. Не хуже и не лучше. Но другое.

Крупные землевладения – княжеское, боярское, церковное. Стало ли оно феодальным?

Многие вопросы мы будем рассматривать в контексте дискуссии историков. Потому что вопросы это до сих пор не решены. Я, естественно, здесь изложу свою точку зрения, но вы должны знать и набор точек зрения существующих.

В истории большая часть интерпретация носит дискуссионный характер. То, что я буду рассказывать не как законченное знание, а как предметы дискуссии, как драму идей. Я думаю это правильней.

История вообще не полная наука. Есть некоторая схема, вдруг появляется новый источник, который эту схему ломает.

Один человек писал, что работы историков ему напоминают, решение задачи с заглядыванием в конец задачника, где даны ответы. Мы исходим из того, что знаем результат. И под это подгоняем, выстраиваем причинно-следственную связь. Потом появляется новый источник или идеологическая схема уходит, и оказывается, что в конце задачника ответ был неправильный. И все начинает выстраиваться снова. Задача историка, как профессионала очень сложная, когда ты пишешь историю чего-то, ты должен писать так, как будто ты результата не знаешь. Очень трудно абстрагироваться от знания результата. Есть фраза, пошлая, что история не знает сослагательного наклонения. Это историки, плохие, не знают сослагательного наклонения. А у истории всегда выбор вариантов. И варианты это реализуются в ходе борьбы и столкновений. Если бы у истории был бы только один вариант, то она бы имела мистический вид. У истории не один вариант. Но когда реализуется один вариант, другие схлопываются. Но историк должен просчитывать несколько вариантов. В этом сложность истории, как науки, и в этом плане история не совсем наука. Отчасти наука, отчасти искусство. Есть вещи в истории, которые рационально не посчитаешь. Надо учитывать, появится источник, который твою схему полностью сломает. Или будет другая идеологема. И уже никакого феодализма и совсем другие трактовки. Поэтому я подчеркиваю, что тот курс, который я читаю, я буду постоянно давать разные точки зрения. Естественно, фиксируя свою. Но у вас есть возможность выбора.

Основные источники богатства господствующих групп Древней Руси. Они были принципиальные иные от тех, что на западе, не земля, а движимое имущество, то есть торговля.

Дань, кормление, налог и рента. «Старые» и «новые» князья.

Сельское население Древней Руси, его основные группы: смерды, челядь, холопы, рядовичи, закупы. Формы их эксплуатации. Категорий было больше, но нам хватит пяти.

«Черные» земли.

Значительная роль поздневарварских и рабских социальных отношений и форм в Древней Руси. Медленный темп их изживания.

Социальные конфликты.

Восстания 1024, 1068-1072, 1113 гг.

Княжеские усобицы 977-980, 1015-1019, 1073-1078, 1097, 1157-1169 гг.

То есть мы даем здесь два типа конфликтов низы против верхов и внутри верхов.

«Русская Правда» (Правда Ярослава и Правда Ярославичей). Она из двух хронологических вещей, одна при Ярославе была составлена, а другая – при его потомках.

Устав Владимира 2 Мономаха

Расцвет Древней Руси в середине 11 века.

Древняя Русь в системе международных отношений.

Киев и Степь (хазары, печенеги и половцы).

Киевская Русь и Ромейская империя.

Отношения Руси со странами северной и западной Европы.

Рост крупного землевладения.

Развитие городских волостей.

Внешне торгово-экономические изменения второй половины 11- первой половины 12 вв., как факторы расцвета русских земель и распада Древней Руси. То есть обратите внимание, распад Древней Руси был обусловлен расцветом экономическим русских земель. Политический упадок был вызван экономическим ростом.

Особенности общественного развития Древней Руси по сравнению с современной ей западной Европой.

Во многих учебниках и научных работах, изданных в советское время, и сейчас тоже, термин «феодализм» использовался для характеристики огромного исторического периода. С 10 по 19 век. При этом серьезные историки оговаривались, что у русского феодализма были свои особенности, что он развивался не вглубь, а вширь. То есть он не проникал глубоко. Кстати, то же самое говорили про капитализм. Капитализм развивает не вглубь, а вширь. Возникает вопрос, что же это за глубь, что ее не затрагивает? Значит, есть нечто, что не является ни феодальным, ни капиталистическим. И это нечто оказывалась мне фокуса исследователя.

Давайте, прежде всего, разберемся. Что такое феодализм? Научные термин «феодализм» появился в 1823 году, его ввел французский историк Гизо на основе изучения средневековой Франции. Термин «феодализм» был обобщение истории средневековой Франции. А потом под него стало подверстываться все остальное. Не только Русь и Восточная Европа, но многое, что существовало в западной Европе, в Скандинавии, Италии, Англии, очень отличается от исходной модели. Что традиционно считается характеристиками феодализма? Что считал Гизо. Запишите, пожалуйста, нам эта схема понадобится. Марксистское дополнение в эту схему очень небольшое, связанное с социально-экономическими вещами.

Характеристики Феодализма.

  1. Владение землей является привилегией людей, несущих военную (иногда гражданскую) службу. То есть права на землю обусловлено исполнением определенных обязанностей.
  2. Тот, кому принадлежит земля, обладает и властью.
  3. Землевладельцы-феодалы образуют не только привилегированное, но и иерархическое сословие (индивидуальный вассалитет), то есть Вассал моего вассала не мой вассал. На Руси вассалитет был генеалогическим, с вытекающими отсюда очень серьезными последствиями. Чуть позже я об этом скажу..

Феодализм (от лат. Feudum) т.е. земля, которую рыцарь получал в качестве вознаграждения за службу, обычно конную и выполняемую не менее 40 дней.

Право феодала на землю сопряжено с правом на личность непосредственного производителя.

В Европе, когда феодализм начинался, господствовал принцип «нет синьора без человека» - nul seigneur sans homme, то есть, если у тебя нет зависимых людей, ты тогда не синьор, а так погулять вышел.

В конце средневековья в Европе господствовал принцип «Нет земли без человека (синьора?)»- nul terre sans seigneur.

Это значит, Эволюция феодализма, которая не работает на Руси. Эволюция феодализма на западе была от отношения к крепостным, к сервам, постепенное их освобождение, а главное это отношения по земле. Поземельное отношение. Одним из первых это изменение стал модифицировать Маркс.

Если для Гизо и французских историков понятие феодализм было политическим, то для Маркса понятие «феодализм» стало социально-экономическим. А феодализм стали называть формацией. Маркс ограничивал феодализм западной Европой. А его последователи, особенно в Советском Союзе превратили феодализм в общую формацию для всех народов между рабовладением и капитализмом. Везде возник феодализм. Сделано это было вот почему. Поскольку феодализм преодолевался по схеме буржуазной революцией, а за ней приходила пролетарская революция. Надо было, чтобы обязательно был феодализм, тогда можно было обосновать политически многие вещи.

А что реально было на Руси. В 8-9 веках. Сейчас мы ни о каком феодализме не говорим. Мы потом посмотрим, подходит эта модель под феодализм или нет.

В 8-9 вв. на Руси было племенное княжение. Это перевод английского понятия chiefdom Вы знаете, как королевство будет по-английски kingdom. Chiefdom. Chief это вождь, племенное княжение или Вождество.

Chiefdom - это вождество. Это то, что предшествует королевству. Это не раннеклассовое и не раннефеодальное общество. Это поздневарварское общество, когда уже есть неравенство, но нет антагонистических классов.

Во главе племенного княжения стоял вождь, окруженный лучшими людьми ( или как говорили на Руси - нарочитыми мужами).

Был термин с легкой руки Моргана и Энгельса получил распространение «военная демократия» или «первобытная демократия». Морган эту идею оформил изучая индейцев, причем наиболее развитых.

На самом деле в поздневарварском обществе не было никакой военной демократии. Там была жесткая иерархия кланов. Единственно чего не было – не было классового антагонизма.

Основной формой эксплуатации в вождествах была дань (регулярные поборы). Дань носила коллективных характер. Одно племя носило дань другому племени.

Вождества не были государствами. Это были политии. Есть термин протогосударство можно использовать как метафору. Потому что все эти термины «прото»-, «до»- предполагается, что они должны превратиться в государство. Протогосударство может и не превратиться в государство.

Между вождествами шла активная борьба вокруг торгового пути. Из варяг в греки.

Племенные княжения постепенно превращались в княжества. Каждое племенное княжение в рамках Киевской Руси разделялось на административные округа, городские и сельские общины. Такие общины назывались вервами.

Вервь – это община большесемейного типа.

Верви объединялись в волости. Уже властное объединение. В южно-славянских землях верви назывались задругами. Но это одно и то же.

Центральной персоной древнерусского общества был князь (от др-герм. Корня kun-ing вождь, владыка рода). Общеславянское слово.

На Руси в истории княжеской власти большую роль сыграла подчинения князей племенных княжений Киевскому князю. Так сложилось исторически. К концу 10 века сложилась Древняя Русь – союз союзов племен. Отметьте это себе.

В 10-11 вв. родоплеменные союзы начали вытесняться территориальными союзами общин, во главе стоял князь.

Что такое княжеская власть была. Княжеская власть в дореволюционной литературе считалось, что это почти народная власть. В советское время палку перегнули в другом направлении, князь это власть господствующего класса. Но тогда еще не было господствующего класса. Но власть и не была народной. Князья в 12-13 веках властвовали во имя знати это бесспорно. Но они правили и на благо народа. Княжеская власть постепенно эволюционировала от все большего представления народа к все меньшему по мере развития неравенства. Князь ни в коем случае не был верховным собственником земель, на которых он сидел. У него была часть, которую он контролировал, как собственник, все остальное он контролировал, как суверен, как представитель народа в целом.

Вассальные отношения среди древних людей складываются в 11 веке и развиваются довольно медленно.

В конце 11 – начале 12 века старейшинство генеалогическое не отделилось от старейшинства властного.

Графы, бароны, маркизы в средневековой Европе это люди, как правило, не находились друг с другом в родственных отношениях. Поэтому когда возникал конфликт между бароном и графом они обращались к герцогу, когда возникал конфликт между графом и герцогом они обращались к королю. Когда возникал конфликт между королем и герцогом они обращались к архиепископу или римскому папе. И та сторона, которая выясняла конфликт, она руководствовалась правом.

На Руси ситуация была иной Рюриковичи правили Русью, как коллектив родственников. И их отношения вассалитета были не политическо-правовыми, а генеалогическими. Мы родня. Зачем мы еще будем договариваться? Родственными отношениями оправдывались измены. Например, князь Святослав Всеволодович 11 раз сменил сюзерена, совершив при этом 10 клятвопреступлений. Но его простили, так как родственник. С одной стороны, вопрос решался по-родственному. С другой стороны, это блокировало развитие права. В Европе владение землей строилось на основе права, здесь на основе личных отношений. Я не говорю хорошо это или плохо, это так.

Эволюция княжеских вассальных отношений на Руси 11-12 вв. шла от вассалитета, основанного главным образом на пожаловании даней к вассалитету, основанному на пожаловании кормлений.

Дань - это межплеменное отношение. Кормление не имеет никакого отношения к феодализму. Кормление это следующее. Князь посылает своего дружинника в какую-нибудь землю. Он там собирает налог для него. И часть налога, как правило, 10-12 % берет себе за то, что выполняет эту функцию. Феодализм это отношение собственника. Кормление – это публично правовое отношение. Я хочу, чтобы вы зафиксировали одну вещь для себя.

При феодализме феодалы вступают в частноправовые отношения, это отношения между двумя феодалами, между двумя собственниками. Кормлении это публично-правовые отношения. Это то, человек получает за выполнение некой функции. Естественно, он может себе ее присвоить и превратиться в феодала. Для этого он должен очень постараться, должна власть ослабеть.

Какие функции выполнял князь: Князь выступал как военный вождь, и как судья.

Князь был фигурой дуалистической. Он представлял народ в целом по отношению к внешнему миру. И он представлял верхушку, старшую дружину. Князя нельзя представить без дружины.

Княжеская дружина состояла из 700-800 человек у Киевского князя. У других меньше.

Дружина делилась на старшую и младшую. Младшая называлась гридни, отроки.

Со старшей дружиной князь советовался – думал думу.

На вопрос, до какого времени продержалась дружина, историки дают разный ответ. Одни говорят до 12 века- начала 13 века, другие считают, что при Ярославе уже разложилась. В разных княжествах процесс шел с разной скоростью.

В начале 12 века в дружине уже имеет тенденция к оседанию, князь едет править в другое место, а дружина остается и перерождается в боярство.

Дружина жила на средства князя. Идеальным считался щедрый князь. Поэтому Ярослав, получивший от Карамзина титул Мудрый, не считался щедрым.

На основе старшей дружины возник слой бояр, младшая дружина путем многовековой эволюции превратилась вначале в детей боярских, затем в шляхетство, то есть дворянство. Как в 18 веке называли дворян? С конца 18 века стали называть дворяне, а как в 18 веке? На польский манер – шляхта. А потом стали называть дворянами, от слова дворня.

Бояре получали в кормление целые волости. И это, естественно, это разлагало старшую дружину.

Киевская Русь не знала сеньориального строя в отличие от западной Европы. Если у франков уже при Каролингах появляется нечто вроде сеньориального строя, то Древняя Русь сеньориального строя не знала. Князю противостояли «люди». Люди это все свободное население. Это частое слово в русских летописях. В 11-12 веках так начинают называть только верхушку. Поэтому для уточнения в конце 11 – начале 12 века появляются термины «простые люди», «черные люди», «лучшие люди», а затем и «дрянные люди» не в смысле плохие, а в смысле низшие.

Процесс такого терминологического отражения социального разделения идет во всех обществах. В китайском языке есть термин цзин сяо – дрянные людишки. Это не значит, что они плохие, это значит, что они снизу.

Письменные памятники 10 века-начала 11 века показывает рядовое население, как силу, которая ограничивает княжескую власть. Киевляне прогнали Изяслава.

Вершиной политической деятельности народа Древней Руси было вече. Вече это очень интересный орган.

Компетенцию вече в древнерусских городах, вообще, никто не ограничивал. Никакой закон не ограничивал вече. Все было в компетенции веча, в Новгороде вече могло призвать и прогнать князя. Заблуждение, что вече было только в Новгороде, Пскове и Вятке. Оно было везде. Просто в Новгороде и Пскове вече создало свои структуру в виде тысяцкого и посадничества. Но об этом мы с вами поговорим, когда будет говорить о Новгороде, который является очень интересной страницей нашей истории.

Как показывает вся история Древней Руси, наиболее серьезные вопросы князь решал с людьми, пришедшими на вече. Когда я говорю, что Вече было выражением народной власти, не надо думать, что народ все решал. На вече люди кричали за или против, вопросы готовили люди из старшей дружины князя, но они там не были полноценными хозяевами. Вече могло выступить против князя, вече было такой борьбой, зоной перетягивания каната между боярами, князем и населением в лице наиболее богатых представителей

Вече не прекращало своей деятельности. И его руководителем был князь и бояре. Когда вече прекратило свою деятельность. В конце 13 века - начале 14 века. Как только пришла орда, термин «вечевик» стало символом термина бунтовщик. Дело в том, что у князя даже во Владимирской Руси, ни у одного князя не было такой массы насилия, чтобы поставить свой народ на колени. Такая масса насилия появилось только, когда пришла Орда. И можно было Ордынскую рать, Дюденову или Неврюеву, которая могла помочь князю справить со своим населением. Вот тогда вече и ушло, в конце 13- начале 14 века.

Народ и войско. Поразительная вещь. В Киеве даже робичич сын свободного и рабыни имел право на ношение оружия. В Древней Руси народ был вооружен. И это было обусловлено очень простой причиной. Ни один князь, даже имея дружину в 800 человек, не смог бы справиться с половцами, хазарами или печенегами. Нужна была поддержка городской общины, то есть вооруженного народа. Мы с вами в прошлый раз уже говорили, помните, мы с вами обсуждали вопрос, почему герои русских былин простые люди богатыри, а герои западных эпосов это герцоги, короли и графы. Это причина. Необходимость большого массива вооруженных людей для противостояния лучевому фронтиру. Работала на демократизацию русского общества.

Русские города были очень похожи на древнегреческие полисы. Они не были городами феодального типа. Русские историки 19 века об этом писали очень много. Историки советского времени об этом писать прекратили, потому что раз на Руси феодализм, значит, и город должен быть феодального типа.

Вся линия, которая роднит города, волости 11-12 века с древнегреческими городами она совершенно ушла. Была ли древняя Русь единым государством? Ни в коем случае. Она не была в строгом смысле государством. Вот что писал об этом наш замечательный историк, дореволюционный, Сергей Платонов: «Политическое устройство Киевского княжества было неустойчиво, составленное из многих племенных и городских миров, это княжество не могло сложиться в единое государство в нашем смысле слова и распалось. Поэтому точней всего будет определить Киевскую Русь, как совокупность многих княжений, объединенных одной династией, единством религии и племени языка и народного самосознания. Это самосознание достоверно существовало. С его высоты народ обсуждал его политическое устройство, осуждал князей за то, что они несли землю розно, то есть распрями. И убеждал их быть в единстве ради земли русской. Политическая связь киевского общества была слабей всех других связей. Что и было одной из причин падания Киевской Руси». Здесь Киевской Руси не помогло даже христианство.

Посмотрим теперь на церковь. Вместе с христианством на Русь стали проникать новые политические понятия и явления культуры. Духовенство нередко выступало миротворцем во время междоусобиц. Организация возглавлялась митрополитом киевским, который и был митрополитом всея Руси. Из числа около 20 митрополитов домонгольского периода Руси только двое были русскими. Остальные болгары или греки. Епископы городов назначались митрополитом, как правило, с согласия князей. При Владимире I было учреждено восемь епархий. В канун монгольского нашествия их стало 15. Школой русского епископства был Киево-Печерский монастырь. При епископах состоял целый штаб чиновников. Церкви была предоставлена широкая юрисдикция над всеми христианами. То есть что входило в церковную юрисдикцию: дела семейные, святость христианских символов и храмов, покушение на женскую честь и обиды, дела вероотступничества. Всем этим занималась церковь. В более узком смысле под попечение церкви была выделившаяся из христианского общества группа церковных или богадельных людей. Кто туда входил. Духовенство черное и белое, из мирян служители церкви с семьями, странники и вообще бесприютные люди. Государство ведало преступлениями, церковь ведала грехами. Но если учесть, что в православие понятие греха имеет совершенно особую роль. Что отличает православие от католичества. Центральная тема русских писателей ориентированных на религиозную тематику это грех. Весь Достоевский это проблема греха. Это то, что волнует Достоевского. Это связано было не с некоторыми личными качествами Достоевского, хотя и с ними тоже. Это специфика православия.

Очень важная вещь. Русь приняла богослужение не на греческом и не на латинском языке. Как вы думаете, это имело больше положительные или отрицательные стороны больше? То, что мы приняли богослужение не на латыни и не греческом, а на славянском, то есть на своем родном языке? Это хорошо или плохо? С точки зрения распространения религии, если батюшка говорит на том же языке, что и прихожане, значит, религия будет быстрей развиваться. А вот если взять ситуацию Западной Европы, там богослужение шло в католицизме на латинском языке, который отличался от простонародного. В чем плюс, а в чем минус? Минус в том, что священник мог выступать в роли религиозного наперсточника. Плюс. Дело в том, что, получив греческий и латынь, священники византийские и западные тут же получали доступ к античной культуре, автоматически в нее входили, получая возможности. А если нет греческого и латыни, то ты туда не попадаешь. Особенно в католицизме латынь создавала наднациональную интеллектуальную элиту. Человек из Праги ехал в Париж, затем Эдинбург, оттуда в Италию, оттуда в Германию. И в любом монастыре мог говорить на латыни. И создавалась наднациональная интеллектуальная элита, закладывалась. И в результате на основе этой латыни разрабатывался язык, потом научный, на основе, которого можно было вырабатывать научные понятия. У нас же поскольку богослужение было на славянском языке. Мы все научные понятия заимствуем с 18 века с западных языков: латыни, немецкого, французского. То есть, как говорят наши большие друзья англосаксы «every acquisition is a loss and every loss is an acquisition» - каждая потеря есть приобретение и каждое приобретение есть потеря. Как писал наш эмигрант Федотов – наличие особого языка латыни создала то культурное интеллектуальное напряжение, которое необходимо для реального развития культуры. Весь католицизм, который, безусловно, с точки зрения православия выступает, как ересь. Они откололись от ортодоксии, православной церкви. Это наличие интеллектуального субстрата католицизма привела к тому, что там было много интеллектуальных теологических споров, схоластика, реализм, номинализм. Православие интеллектуальных споров почти не знает. Проблемы жития святых и больше себе ни в чем не отказывай. Но эта схема католицизма оказался чреват появление протестантизма, иудаизированной формы христианства. И дальнейшего отклонения от исходной модели. Есть и плюсы и минусы.

Давайте посмотрим на крупные землевладения и хозяйства. В 30-50е годы в советской историографии сформировалась такая картина жизни Древней Руси, в основе, которой лежал принцип, скрыто не только СССР самая передовая страна, но и все предшественники на территории СССР тоже самые передовые. Поэтому генезис феодализма в русских землях был оттеснен в 6 век. Это в Европе в 7-8 веке, а мы передовые. А мы передовые люди, поэтому у нас уже в 6 веке был генезис феодализма.

Поэтому все крупные формы землевладения, будто то светские или церковные, у нас трактовались, как феодальные. На самом деле, как показывают исследования, никакого даже в 9-10 веке феодального землевладения на Руси не было. И причин тому несколько. Во-первых, до середины 11 века главный источник богатства киевских князей было движимое имущество, торговля. Феодализм развивается тогда, когда главный источник земля и эксплуатация земледельцев. В Европе все это произошло в 9-10 веках, произошла сеньориальная революция. Вообще нужно сказать, что феодализм это одна из самых революционных систем в истории человечества. Наше представление о феодализме сформулировано людьми, которые специально феодализм оболгали. Из политических соображений, шла политическая борьба. Это сначала были деятели ренессанса, а потом деятели просвещения, которые говорили, что феодализм это аграрный и отсталый строй. На самом деле, вся история феодализма в Западной Европе это сплошные революции. 1. Первая революция - это сельскохозяйственная революция 7 века. Когда был изобретен тяжелый плуг, который рыхлил почву на 20-25 см, который тащила восьмерка быков. Причем для современников результаты в таком изменении отношения человек и природа были настолько сильны, что это даже отразилось во франкских календарях 7 века. Если во франкских календарях середины 7 века месяца это аллегорические фигуры, то в календарях конца 7 –начала 8 то это фигуры, которые активно покоряют природу. То есть первая революция это 7 век. Я уже не говорю про Кулачковый вал и многое другое. 2. Дальше происходит сеньориальная революция. Это 9-10 века. Когда сеньоры нагибают крестьян. И возникает феодализм. 3. Дальше происходит коммунальная революция. 11-12 века. То есть городская революция, возникает свободный город, город мастеров. 4. В 11-12 века в Европе происходит первая промышленная революция. За двести лет монахи цистерцианцы усеивают всю Европу мельницами. Что такое мельница. Это обретение мощнейшего энергетического потенциала, которого раньше не было. Когда я начинал учиться в школе, у нас было два значения слова «фабрика» по-английски. Factory было вторым значением, которое сейчас первое. А первым было mill – мельница. Мельницы играли огромную культурную роль, например, молодые люди до середины 14 века назначали свидания на мельнице. С середины 14 века, когда началась черная смерть, когда началась чернуха культуры, когда культура в Европе стала чернушная. Как думаете, где очень часто стали назначать свидания? тогда свидания перенесли на кладбища. Но до середины 14 века средневековье это светлая эпоха. До конца 13 века в католической доктрине можно применить веру и разум. А вот с начала 14 века начался другой процесс, когда стал тормозиться технический прогресс во всех сферах, кроме военной, и действительно наступило темное средневековье, темное, жуткое. Наилучшая иллюстрация. Я вам всем рекомендую. Фильм Пола Верховена Плоть и кровь. Это тот самый Пол Верховен, который сделал фильм Основной инстинкт, но лучший его фильм Плоть и кровь. Про Европу 1500 года. С совершенно фантастическим сюжетом, главную роль исполняет Рутгер Хауэр, он там наемник. Хорошо показана вся брутальность позднесредневековой жизни, которая не имеет ничего общего с миром 11-12-13 веков. В мире 11-12-13 веков не было инквизиции, не было процессов над ведьмами, которые выкосили женскую популяцию Европы. Результаты европейцы расхлебывают и по сей день.

На Руси в 11-12 веках было огромное количество земли. Для того, чтобы князю получить землю не надо было превращаться в феодала и отнимать землю у общины. Он просто нарезал себе земли, сколько хочешь, кроме того, князь и бояре знали, раз земли много. Вот живу у Смоленска, вот наеду на общину, если у них не получится дать сдачи, то они просто соберутся и уйдут Окско-волжское междуречье. Где мы сейчас живем, и будут они спокойно жить в лесу. И я их из леса не достану. А вот надо будет мне выйти против кочевников со своей сопливой дружиной из 200 человек и проиграю. Это был постоянный ограничитель отношений по феодальному типу. Три ограничителя. Движимое имущество, как источник, большое количество земли и наличие кочевого фронтира. Правда, это движимое имущество в качестве источника богатства стало исчезать с середины 11 века, потому что произошли важные вещи. Турки-сельджуки появились в Малой Азии и путь «из варяг в греки» стал ломаться. Надо было искать внутренние источники и поэтому, люди, которые жили в 11 веке очень четко разделили князей на старых и новых. Старые князья добрые, а новые не очень добрые, потому что они начинают давить свое население. И население ответило восстаниями. Прежде всего, городскими. С середины 11 века это всплеск городских восстаний. Это ответ на то, что князья попытались взять внутри общества то, что они раньше извне. Но так как земли было много, это процесс шел очень медленно. И в результате к тому моменту к тому моменту, когда пришла орда, Русь не была сложившимся классовым обществом. Она была очень мягким, ее можно было модифицировать. Что и произошло. Сам по себе факт наличия крупного землевладения еще не говорит, что это землевладение феодальное. Чтобы оно стало феодальным на этом месте должны сидеть зависимые от князя или боярина люди. И эта форма должна быть доминирующей. Зависимые люди во второй половине 11 века появились. Но форма эта не была доминирующей.

Социальные категории в Древней Руси. Смерды – составляли основную массу Киевской Руси. Самая ранняя информация о смердах датируется 1006 годом. По мнению одних историков, смерды это лично свободные люди, которые платили дань. Другие считают, что это полузависимая группа. Трети говорят, что это свободный человек, которого обложили данью, и он потерял эту свободу. По-видимому, смерды, как социальная категория, формировались из разных социальных источников, нескольких. Смерд отличался от холопа тем, что он имею семью и имущество, в случае чего он платил штраф. То есть это был исходно свободный человек, но свободу свою он постепенно утрачивал.

Челядь – это полностью зависимое население. Не путать с челядью более позднего времени, когда челядью называли любую прислугу. В Древней Руси челядин – это почти раб. Это, как правило, бывшие военнопленные. Человека брали в плен из другого княжества, и он становится зависимым. К началу 12 века на Руси оформляется еще один социальный персонаж – закуп. Это человек, который попал в долговую кабалу и обязанный своей работой отработать полученную сумму. Сумма называлась купа, следовательно, он закуп. Землевладелец предоставлял плуг, борону, скот, с помощью которых закуп вел свое хозяйство. Просто превратить закупа в холопа он не мог, но если закуп бежал автоматически становился челядью.

Еще было много социальных категорий - рядовичи, задушные люди, прощенники, пущенники и др. О чем это говорит? Когда много разных категорий. Это значит, общество находится в переходной стадии от племенного, грубо говоря, к классовому. И четверть свободы, полсвободы, треть свободы, осмушка свободы. То есть много промежуточных категорий, когда общество становится классовым, верхи, низы и средний слой и все. А здесь масса других вещей. Холоп очень близко стоял к закупу. Но некоторое различие между нами было. Холопа можно было призвать в качестве свидетеля, если не было свободного человека. А вот челядина нельзя было призвать. Какие повинности несли крестьяне.

Основные группы повинностей были таковы: государственные (дань, торговое мыто, торговые пошлины), вотчинные (то есть церкви платили), судебные штрафы и пошлины.

На основе какого законодательства это все делалось. Это Русская Правда. С именем Ярослава традиция связывает появление свода законов – Русской Правды, которая делится на две части. Древнейшая Правда Ярослава и Правда Ярославичей.

Русская Правда дошла в трех редакциях: краткая, пространная, сокращенная.

Это списки конца 12 – начала 13 века. Русская Правда времен самого Ярослава до нас не дошла. Только то, что переписывали.

Русская Правда – это сложный законодательный памятник, сборник норм русского права, опиравшийся на нормы обычного права и прежнее законодательство.

Ярославу принадлежат лишь первые 18 статей. (1015-1020 гг.), С 19 по 41 – статьи потомков (ок. 1072г).

Если сравнить внутри Русской Правды Правду Ярослава и Правду Ярославичей будет понятно, что за 50 лет русское общество прошло большой путь. Если в Правде Ярослава фиксируется кровная месть, то в Правде Ярославичей кровная месть запрещается, вообще. Это означит, что общество продвинулось от племенных отношений в сторону антагонистических очень существенно. Устанавливается очень значительное различие штрафов за убийство. Если убил старшего дружинника, платишь 80 гривен, свободного – 40, убил смерда – 5 гривен. Гривна – это фунт серебра. Гривна кун – это продолговатый серебряный слиток, ходивший в качестве денежного знака до 14 века. Главная денежная единица, которую мы находим это какой страны? Какая страна были экономической столицей старого света с 9 по 13 век? Багдад - экономическая столица старого света, с портом Басра, откуда плавал Альсиндибад морской. Багдад и монеты там были дирхем и динары. И вот эти арабские монеты находят очень много в археологических сотниках. А с конца 13 века их начинают вытеснят


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.