Некоторые особенности языка и стиха — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Некоторые особенности языка и стиха

2017-06-04 454
Некоторые особенности языка и стиха 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Комедия «Горе от ума» написана вольным (то есть разностопным) ямбом, который в наибольшей степени соответству­ет задаче драматурга воссоздать атмосферу живой разговорной речи.

Важнейшая черта комедии – ее афористичность. Ещё А.С.Пушкин говорил о том, что половина стихов «Горя от ума» войдет в пословицы. Приведем несколько примеров: «Счастливые часов не наблюдают» (слова Софьи); «Шумим, братец, шумим!» (слова Репетилова); «И золотой мешок, и метит в генералы» (Лиза о Скалозубе). Особенно много в комедии афористических высказываний Чацкого: «Ум с сердцем не в ладу», «И вот общественное мненье!», «Карету мне, карету!»

В языковой структуре «Горя от ума» важное место занимают точные и лаконичные авторские ремарки. Так, например, последний свой монолог Чацкий произносит «после некоторого молчания», потом «с жаром», затем «насмешливо».

Яркая отличительная черта комедии Грибоедова – разговорный язык. В «Горе от ума» мы наблюдаем поток живой разговорной речи, включающий просторечные слова и выражения. «Не спи, покудова не скатишься со стула», – жалуется Лиза. «Вишь, прихоти какие завелись!» – восклицает Фамусов по поводу увлечения Софьи книгами. «Полно вздор молоть!» – советует Чацкий Репетилову.

Важной чертой произведения являются индивидуальные речевые характеристики действующих лиц. Речь персонажей в комедии самобытна, неповторима. Например, речь Фамусова сочетает просторечные выражения и канцеляризмы.

 

Что за комиссия, Создатель,

Быть взрослой дочери отцом! –

 

восклицает герой в конце первого действия. «С ключом, и сыну ключ умел доставить», – отзывается Фамусов о покойном Кузьме Петровиче.

Речь Скалозуба складывается из отрывочных слов и коротких фраз, пересыпаемых военными словечками («траншея», «фельдфебель», «три шеренги»). «Дистанции огромного размера», – говорит он о Москве.

Речь Молчалина характеризует героя как чиновника-бюрократа: в ней присутствует частица «с» («да-с», «два-с», «с бумагами-с»).

В монологах и репликах Чацкого мы встречаем такие слова, как «отечество», «вольность», «свобода», «народ». И это не случайно, так как это речь оппозиционно настроенного дворянина декабристской эпохи.

Вопросы и задания

 

1. Назовите основные факты биографии Грибоедова (годы учения, военной и дипломатической службы, обстоятельства гибели). Каково было отношение Грибоедова к движению декабристов?

2. Расскажите об истории создания и публикации комедии «Горе от ума». К какому времени относится действие комедии? Какие тенденции эпохи отразились в образе Чацкого и какие – в образах представителей фамусовского общества? Отметьте реалии эпохи, отраженные в произведении.

3. Расскажите о московской дворянской жизни, воссозданной в «Горе от ума».

4. Назовите основные проблемы, поставленные Грибоедовым в комедии. Прокомментируйте аспекты проблемы ума.

5. Сформулируйте суть основного конфликта в «Горе от ума»; назовите и прокомментируйте его грани. С каким элементом композиции произведения тесно переплетается конфликт?

6. Определите основной пафос «Горя от ума». Какие общественные явления и общечеловеческие пороки обличает драматург? В чём не­однозначность отношения автора к Чацкому?

7. Что такое «фамусовское общество»? Какие черты отличают всех его представителей?

8. Охарактеризуйте Фамусова (место героя в произведении, его амплуа, социальный статус, основные черты личности, идеалы героя, его отношение к просвещению, образованию). Каково место Фамусова в конфликте произведения?

9. Какой тип русской жизни конца 1810-х – начала 1820-х годов представляет собой Скалозуб? В чем Скалозуб видит главную цель жизни? Как он относится к вольнодумцам?

10. Каково место Молчалина в композиции «Горя от ума»? Какой тип русской жизни представляет собой этот герой? Охарактеризуйте черты личности Молчалина, его жизненные принципы. Что позволяет этому герою пользоваться неизменным успехом в обществе, особенно в женском? Как раскрывается характер Молчалина через сюжет, любовную интригу? В чём здесь его особая роль? Почему именно Молчалин, а не Чацкий становится избранником Софьи?

Как через образы Молчалина и Скалозуба автор выразил свою точку зрения в отношении ближайшего будущего России?

11. Каково место Софьи в произведении? Охарактеризуйте черты личности героини и ее роль в сюжете.

Как с образом Софьи соотносится образ служанки Лизы?

12. Перечислите второстепенных персонажей комедии. Кратко охарактеризуйте их.

Какой тип русской жизни конца 1810-х – начала 1820-х годов представляет собой Репетилов? Как соотносятся образы Репетилова и Чацкого в свете авторской позиции?

13. Каково место Чацкого в произведении? Укажите социальный статус персонажа, прокомментируйте факты из его прошлого, определите главные черты личности героя, грани его ума. Назовите идеи, которые выдвигает Чацкий. Какова роль Чацкого в идейном конфликте, в любовной интриге?

14. Перечислите внесценических персонажей в комедии – с указанием эпизодов, где они упоминаются.

15. Назовите традиции классицизма и черты романтизма в «Горе от ума». Какие реалистические принципы мы видим в комедии?

16. Почему «Горе от ума» прежде всего комедия? Черты каких разновидностей комедии мы находим в произведении Грибоедова? Какой конфликт, свойственный жанру драмы, мы находим в «Горе от ума»?

17. Какие две сюжетные линии переплетаются в «Горе от ума» в едином действии? Какие элементы первого действия комедии можно отнести к экспозиции? Какие две точки зрения существуют в отношении момента завязки любовной интриги? Когда происходит завязка идейного конфликта? В каком эпизоде на первый план вновь выходит любовная интрига? Когда идейный конфликт и любовная интрига до­стигают кульминации? Почему клевета становится важнейшей пружиной действия? Что вы можете сказать о развязке сюжета? Почему без любовной интриги идейный конфликт в «Горе от ума» был бы недостаточно убедительным?

18. Какова роль монологов в сценическом действии комедии? Назовите важнейшие монологи Чацкого и Фамусова. Какие внесценические персонажи встречаются в этих монологах и какова здесь их роль?

19. Охарактеризуйте особенности языка и стиха «Горя от ума». Приведите примеры из текста.

20. Составьте развернутый план-конспект и подготовьте устное сообщение по теме: «Образ Чацкого и художественные средства его создания в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”»..

21. Составьте развернутый план-конспект и подготовьте устное сообщение по теме: «Авторская позиция и средства ее выражения в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”».

22. Напишите сочинение на тему: «Мотивы ума и безумия в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”».

Тема 2. А.С.Пушкин. Краткие биографические сведения. Лирика [3]


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.