Принципы научного исследования — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Принципы научного исследования

2017-06-02 861
Принципы научного исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как уже говорилось, принципы любой деятельности основаны на выявленных объективных зако­номерностях и призваны оптимизировать эту деятельность, повысить ее эффек­тивность, обеспечить качественный результат.

Обеспечить качество научного исследования помогает соблюдение следую­щих принципов:

целенаправленности — подчиненности исследования задачам совершен­ствования практики образования, утверждения в ней отношений гуманности;

объективности — теоретические модели в исследовании должны отра­жать реальные педагогические объекты и процессы в их многомерности и мно­гообразии;

прикладной направленности — результаты исследования должны нахо­дить применение для объяснения, прогнозирования и совершенствования обра­зовательной практики при множественности путей ее развития;

системности — включенности результатов исследования в систему на­учного знания, дополнения имеющейся информации новыми аспектами;

целостности — изучение компонентов образовательного объекта в ди­намике многомерной картины их взаимосвязей и взаимозависимостей;

* динамизма — раскрытие закономерностей становления и развития изу­чаемых образовательных объектов, объективного характера их многоаспектности и много вариантности.

Эти принципы базируются на закономерностях познавательной деятельно­сти, научного исследования и специфике образовательной практики.

Основные характеристики Научное исследование, независимо от его вида,научного исследования должно включать в себя общие характери­стики: обоснование проблемы и ее актуальности, тему, объект, предмет, цель, задачи, гипотезу, защищаемые положения, оценку научной новизны, тео­ретической значимости и практической ценности полученных результатов.

В.В. Краевский предлагает в упрощенном виде представить их в виде во­просов.

Проблема исследования: что надо изучить из того, что ранее в науке не было изучено?

Тема: как назвать аспект рассмотрения проблемы?

Актуальность: почему именно эту проблему нужно в настоящее время изу­чать и в выбранном автором аспекте?

Объект исследования: что рассматривается?

Предмет исследования: как рассматривается объект, какие присущие ему отношения, аспекты и функции выделяет исследователь для изучения?

Цель исследования: какое знание предполагается получить в результате ис­следования, каким в общих чертах видится этот результат еще до его получе­ния?

Задачи: что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?

Гипотеза и защищаемые положения: что не очевидно в объекте, что иссле­дователь видит в нем такого, чего не замечают другие?

Новизна результатов: что сделано из того, что другими не было сделано, каше результаты получены впервые?

Значение для науки: в какие проблемы, концепции, отрасли науки вносятся изменения, направленные на развитие науки и пополняющие ее содержание?

Ценность для практики: какие конкретные недостатки практики можно ис­править с помощью полученных в ходе исследования результатов?

Перечисленные характеристики составляют систему, все элементы которой должны соответствовать друг другу, взаимно друг друга дополнять. По степени их согласованности можно судить о качестве самой научной работы.

Система методологических характеристик научного исследования выступит обобщенным показателем его качества.

Субъектность в научной Субъект— это носитель деятельности, «деятельности ель», благодаря которому совершается деятель­ность. Говоря о субъекте деятельности, мы отвечаем на вопрос «кто ее совер­шает?». Казалось бы, субъект научной деятельности очевиден— исследова­тель. Однако важнейшая для субъекта характеристика — способность к само- изменению. В процессе любой деятельности (в том числе исследовательской) педагог, обеспечивая свою субъектность, вступает во взаимодействие с други­ми людьми (коллегами, детьми, их родителями), изменяется в процессе этого взаимодействия, тем самым делая партнеров по взаимодействию субъектами своих изменений и обеспечивая им условия для самосовершенствования. В этом процессе обеспечивается самообретение, самореализация и саморазвитие педагога во взаимодействии со значимыми Другими.

Полезно помнить афоризм Клода Бернара: «Искусство — это “я”; наука — это “мы”». Научный поиск требует обмена информацией, идеями, дискуссии: познающий субъект — это не изолированный от других людей индивид (так на­зываемый «гносеологический робинзон» метафизической философии), а чело­век, включенный в социальную жизнь, использующий общественно вырабо­танные формы познавательной деятельности — как материальные (орудия тру­да, инструменты, приборы и т.д.), так и идеальные (язык, категории логики и т.п.) (Большая Советская Энциклопедия: http://slovari.yandex.ru].

Научное исследование, кроме прочего, — еще и способ творческой самореали­зации, самовыражения и самоутверждения исследователя, а следовательно, способ его саморазвития.

Субъектность предполагает субъективность в восприятии и оценке наблю­даемых явлений и процессов, что обусловлено прошлым опытом исследовате­ля, его информационными -потребностями, индивидуальными различиями. В этом отношении результаты психолого-педагогического исследования никогда не могут быть полностью объективными и беспристрастными, они всегда носят на себе отпечаток взглядов, мировоззрения, стиля научного поиска получивше­го их исследователя. Причем этот факт нельзя однозначно расценивать как не­достаток. Ведь таким способом обеспечивается разнообразие педагогического знания, а следовательно, потребность в сопоставлении, сравнении, взаимодополнении различных исследовательских данных.

Классическая концепция объективности берет начало от самых ранних попы­ток научного познания объектов и явлений неживого мира. Наблюдатель мог счесть себя объективным в том случае, если ему удавалось отрешиться от собст­венных желаний, страхов и надежд, равно как и исключив предполагаемое воздей­ствие промысла божьего. Это, конечно же, был огромный шаг вперед, именно бла­годаря ему и состоялась современная наука. Однако мы не должны забывать, что подобный взгляд на объективность возможен лишь в том случае, если мы имеем дело с явлениями неживого мира. Здесь подобного рода объективность и беспри­страстность срабатывают прекрасно. Они вполне срабатывают и тогда, когда мы имеем дело с низшими организмами, от которых мы достаточно отчуждены, чтобы продолжать оставаться беспристрастными наблюдателями. Ведь нам на самом де­ле все равно, как и куда движется амеба или чем питается гидра. Но чем выше мы поднимаемся по филогенетической лестнице, тем труднее нам сохранять эту от­страненность.

Мать, очарованная своим младенцем, заворожено исследует сантиметр за сан­тиметром его крохотное тельце, и она несомненно знает о своем малыше — знает в самом буквальном смысле — гораздо больше, чем кто-либо, не интересующийся этим конфетным ребенком. Нечто похожее происходит между влюбленными. Они так очарованы друг другом, что готовы часами рассматривать, слушать, познавать друг друга. С нелюбимым человеком такое вряд ли возможно — слишком быстро одолеет скука.

А. Г. Маслоу

Пристрастность к объекту исследования (а по сути — заинтересованность в развитии образования) не только не мешает, но помогает исследователю более глубоко проникать в суть происходящих перемен в ребенке и процессах педа­гогической реальности.

А. Маслоу раскрывает два преимущества «любящего знания»:

Человек, знающий, что он любим, раскрывается, распахивается навстречу другому, он сбрасывает с себя все защитные маски, он позволяет себе обна­житься, не обязательно только физически, но также психологически и духовно, разрешает себе стать понятным;

Когда мы любим, или очарованы, или заинтересованы кем-то, мы меньше обычного склонны к властвованию, к управлению, к изменению, к улучшению объекта своей любви и манипулированию им.

Речь, конечно, не идет о субъективизме как предвзятости и отрицании объективных фактов, полученных в процессе исследования. Для предотвращения этого существуют статистические методы, методы групповой экспертной оценки и другие средства повышения достоверности результатов исследования, о которых речь пойдет в следующих главах.

В исследовательской деятельности происходит осознание профессиональной позиции исследователя, ее оформление, проверка оптимальности. В рамках избранных методологических подходов исследователь вырабатывает индивидуальный стиль научного поиска, утверждает его в ситуациях представления и защиты результатов исследования.

3.2 Виды научных исследований в образовании

Структура психолого-педагогических исследований и психологической науки определяется номенклатурой научных специальностей, которая утверждается правительством. Эта номенклатура являет­ся основанием для присвоения ученых степеней и званий, планирования науч­ных исследований, открытия диссертационных советов.

Действующая в настоящее время номенклатура по педагогическим и психологическим наукам включает следующие научные специальности:

Код Наименование
13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования
13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания(по областям и уровням образования)
13.00.03 Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопеда­гогика и логопедия)
13.00.04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздорови­тельной и адаптивной физической культуры
13.00.05 Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
13.00.07 Теория и методика дошкольного образования
13.00.08 Теория и методика профессионального образования
19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии
19.00.02 Психофизиология
19.00.03 Психология труда. Инженерная психология, эргономика
19.00.04 Медицинская психология
19.00.05 Социальная психология
19.00.06 Юридическая психология
19.00.07 Педагогическая психология
Код Наименование  
19.00.10 Коррекционная психология  
19.00.12 Политическая психология  
19.00.13 Психология развития, акмеологая  

 

 

По каждой из специальностей утвержден паспорт, определяющий специфи­ку соответствующих исследований. В паспорт научной специальности входит шифр и наименование, формула специальности, описание области исследова­ние и указание на отрасль наук, к которым относится данная специальность.

Так, содержанием специальности 13.00.01 — «Общая педагогика, история педагогики и образования», которая отнесена к отрасли педагогических наук, согласно паспорту, является исследование проблем философии образования, педагогической антропологии, методологии педагогики, теории педагогики, ис­тории педагогики и образования, этнопедагогики, сравнительной педагогики и педагогического прогнозирования. К области исследования отнесены:

философия образования (исследование мировоззренческих и парадоксальных оснований теории и практики образования);

педагогическая антропология (исследование антропологических основа­ний образования (воспитания и обучения) человека как предмета образования, как образовывающегося и образуемого);

методология педагогики (исследование места и роли педагогики в систе­ме духовной жизни общества и научного знания; объекты и предметы педаго­гики; методы педагогических исследований);

теория педагогики (исследование подходов и направлений на обоснова­ние и реализацию педагогических концепций, систем; создание условий для развития личности);

история педагогики и образования (исследование исторического развития институализированной и неинститулизированной практики образования, поли­тики в области образования, педагогической мысли на уровнях общественного и теоретического сознания в различных сферах духовной жизни общества);

этнопедагогика (исследование становления, современного состояния, особенностей взаимодействия, перспектив развития и возможностей использо­вания этнических традиций образования);

сравнительная педагогика (исследование истоков и сравнительный анализ современного состояния педагогики и образования в зарубежных странах, раз­личных регионах мира, а также перспектив их развития);

педагогическое прогнозирование (исследование методологии, методики, теории прогнозирования развития педагогики и образования и определение на этой основе перспектив их эволюции в нашей стране и за рубежом).

Содержанием специальности 13.00.02 — «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)» является разработка тео­ретико-методологических основ теории, методики и технологии предметного образования (обучения, воспитания, развития) в разных образовательных об­ластях, на всех уровнях системы образования в контексте отечественной и за­рубежной образовательной практики. Области исследований и разработок от­ражают основные структурные компоненты научной отрасли «Теория и мето­дика предметного образования», определяют перспективы ее развития, ориен­тированы на разрешение актуальных проблем предметного образования. Об­ласти знания: математика, физика, химия, литература, биология, социология, политология, русский язык, родной язык, русский язык как иностранный, ино­странные языки, информатика, изобразительное искусство, история, обществознание, культурология, экология, география, музыка, гуманитарные и обще­ственные науки (уровень начального образования), естественно математические науки (уровень начального образования), менеджмент. Уровни образования: общее образование, профессиональное образование.

Область исследования по этой специальности включает в себя:

методологию предметного образования: историю становления и развития теории и методики обучения и воспитания по областям знаний и уровням образо­вания; вопросы взаимодействия теории, методики и практики обучения и воспи­тания с отраслями науки, культуры, производства; тенденции развития различных методологических подходов к построению предметного образования и т.д.;

цели и ценности предметного образования: разработка целей предметного образования в соответствии с изменениями современной социокультурной и экономической ситуации в развитии общества; развивающие и воспитательные возможности учебных дисциплин; проблемы формирования положительной мотивации учения, мировоззрения, научной картины мира, соотношений науч­ной и религиозной картин мира у субъектов образовательного процесса и т.п.;

технологии оценки качества предметного образования: проблемы мони­торинга оценки качества обучения по разным предметам; теоретические основы создания и использования новых педагогических технологий и методических систем обучения, обеспечивающих развитие учащихся на разных ступенях об­разования; оценка профессиональной компетентности и различные подходы к разработке постдипломного образования учителя-предметника; разработка со­держания предметного образования и т.д;

• теорию и методику внеурочной, внеклассной, внешкольной учебной и воспитательной работы по предметам, в т.ч. дополнительного образования по предмету.

Содержанием специальности 13.00.08 — «Теория и методика профессио­нального образования» является область педагогической науки, которая рас­сматривает вопросы профессионального обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации во всех видах и уровнях образовательных учреж­дений, предметных и отраслевых областях, включая вопросы управления и ор­ганизации учебно-воспитательного процесса, прогнозирования и определения структуры подготовки кадров с учетом потребностей личности и рынка труда, общества и государства.

Области исследования определены с учетом дифференциации по отраслям и видам профессиональной деятельности и включают в себя, в частности, сле­дующие вопросы:

генезис и теоретико-методологические основы педагогики профессио­нального образования;

последипломное образование;

подготовка специалистов в высших учебных заведениях, учреждениях среднего и начального профессионального образования;

внутрифирменная подготовка рабочих;

» дополнительное профессиональное образование;

переподготовка и повышение квалификации работников и специалистов;

непрерывное профессиональное и многоуровневое образование;

образовательный менеджмент и маркетинг;

профессиональное обучение безработных и незанятого населения;

взаимодействие профессионального образования с рынком труда и соци­альными партнерами;

профессиональная ориентация, культура и проблемы воспитания;

профессиональный консалтинг и консультационные услуги.

Содержанием специальности 19.00.01 — «Общая психология, психология

личности, история психологии» является исследование фундаментальных психологических механизмов и закономерностей происхождения, развития и функционирования психики человека и животных, человеческого сознания, са­мосознания и личности в процессах деятельности, познания и общения, приме­нение этих закономерностей для решения практических задач диагностики, консультирования, экспертизы, профилактики психологических проблем и аномалий и поддержки личностного развития, исторический, теоретический и методологический анализ психологических теорий, концепций и воззрений, разработка исследовательской и прикладной методологии и создание методов психологического исследования и практической работы.

Область исследования включает в себя такие вопросы, как:

разработка и анализ основ общепсихологического и историк психологического исследования;

происхождение и развитие сознания и деятельности человека в антропо­генезе;

внимание и память; автобиографическая память;

психологические проблемы речевого общения и психолингвистика;

сознание, мировоззрение, рефлексивные процессы, состояния сознания, измененные состояния сознания;

деятельность, ее структура, динамика и регуляция, психология активно­сти;

способности, одаренность, талант и гениальность, их природа;

гендерные различия познавательных процессов и личности;

индивид, личность, индивидуальность; структура личности; проблема субъекта в психологии;

жизн енный путь, его структура и периодизация; жизнетворчество и т.д.

Содержанием специальности 19.00.07— «Педагогическая психология» является исследование психологических фактов, механизмов, закономерностейучебной деятельности и действия ее индивидуальных или коллективных субъ­ектов (обучающихся, группы, класса, аудитории), самой педагогической дея­тельности и действия ее субъекта - педагога, многоуровневого взаимодействия субъектов педагогической и учебной деятельности в образовательном процессе; исследование влияния образовательного процесса, характера образовательной среды на психические новообразования обучающихся, их личностное развитие на разных ступенях образования; исследование развития педагогической пси­хологии в исторической ретроспективе и современном состоянии.

Область исследования включает в себя следующие вопросы:

психология обучающегося на разных ступенях образования (дошкольно­го, школьного, вузовского), его личностное и психологическое развитие;

психология образовательной среды;

психология учебной деятельности, учения;

психологические особенности обучающихся как субъектов учебной дея­тельности;

педагогическая деятельность, профессионально-педагогические особен­ности педагогов (стиль, способности, компетентность, контроль);

образовательный процесс как единство обучения и воспитания и т.д.

Содержанием специальности 19.00.13 — «Психология развития, акмеология» в области психологических, педагогических наук является исследование процессов развития и формирования психики людей на разных ступенях их жизненного цикла (от пренатального периода, возраста новорожденное™ до зрелости, старения и старости). Это развитие протекает при тех или иных внешних и внутренних условиях (условиях среды, наследственности, накоп­ленного опыта, целенаправленных или случайных воздействий и т.п.).

Поскольку специфически человеческое развитие и функционирование пси­хики не происходит вне процессов общения и вне тех или иных организацион­ных структур (начиная от детско-родительских отношений и кончая деловыми взаимодействиями в бригаде хирургов или в государственной службе), указан­ного рода социальные явления закономерно оказываются в зоне внимания ис­следователей.

Один из аспектов данной специализации — изучение культурно исторического развития психики, сравнительное изучение развития психики в разных культурах, развитие психики в антропогенезе и сравнительное изучение биологического и исторического развития психики. Психическое развитие в детстве вносит хотя и не очевидные, но очень существенные (иногда непопра­вимые) вклады в становление взрослого человека. А период взрослости явно значим для существования общества. В связи с этим концентрация сил на ком­плексном изучении именно взрослых (прежде всего со стороны анализа усло­вий их наивысших достижений в деятельности) имеет место в акмеологии (феч. акме — «цветущая сила», «вершина»).

Если в исследовании преобладает констатирующий подход (установление фактов, закономерностей), оно может быть отнесено к психологическим нау­кам; если выражен нормативно-ценностный, проектировочный, формирующийподход, работа может быть отнесена к наукам педагогическим. Это различение является не строгим и отдается на усмотрение диссертационных советов. Объ­ектом исследования и формирования в любом случае являются специфически человеческие особенности психической регуляции активности индивидуальных и групповых субъектов в зависимости от закономерного влияния разнообраз­ных факторов на тех или иных стадиях соответствующего развития.

Выбор научной специальности

Выбор научной специальности, по которой выполняется исследование— очень ответственныйи важный в отношении предполагаемых результатов момент, особенно если ис­следование выполняется как диссертационное. Проф. В. Г. Домрачев [http://www.auditorium.ru/aspirant/data/candidat/choice.html] при выборе научной специальности предлагает исходить из следующих основных критериев:

научные результаты диссертации должны соответствовать паспорту на­учной специальности;

профессиональная подготовка диссертанта, а также его научные интересы должны соответствовать перечню задач, регламентированных паспортом науч­ной специальности;

научный руководитель должен быть компетентен в проблематике, охва­тываемой научной специальностью;

аспирантура, в рамках которой осуществляется обучение, должна иметь право обучать по данной научной специальности;

должна быть ясность с диссертационным советом, где можно защитить написанную диссертацию.

Возможна ситуация, когда, начиная работу над диссертацией в рамках одной научной специальности, исследователь обнаруживает, что она соответствует другой специальности. Естественный путь в этом случае — действовать в соот­ветствии с новой научной специальностью, но иметь в виду перечисленные выше критерии. Можно рассмотреть вопрос о защите диссертации на стыке двух специальностей - той, по которой начиналась работа, и новой, соответст­вующей нескольким (или одному) выносимым на защиту научным результатам. В этом случае при защите потребуется кооптирование в диссертационный совет дополнительных членов — докторов наук, компетентных в результатах диссер­тации, касающихся новой специальности (или использование имеющихся в диссертационном совете докторов наук, состоящих по этой новой научной спе­циальности в другом диссертационном совете). Может быть привлечен при не­обходимости второй научный руководитель диссертации или научный консуль­тант. Сдача второго кандидатского экзамена по новой специальности не требу­ется, так как сдается всего только три кандидатских экзамена.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.