Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Связи психологиии педагогики с другиминауками

2017-06-02 847
Связи психологиии педагогики с другиминауками 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Педагогика и психология, в центре которых находятся проблемы человека, относится к числугуманитарных наук. Место педагогики и психологии в системе наук о человеке может быть выявлено при рассмотрении их связей с другими науками.

Связь педагогики и психологии с философией — наиболее длительная и органичная. Первоначально они, как и другие науки, существовали в рамках философских учений, задачей которых изначально было осмыслить место че­ловека в мире. Впоследствии, когда педагогика (а затем и психология) оформи­лись в самостоятельные науки, философия стала выполнять по отношению к ним методологическую функцию. Проявляется она в первую очередь в том, что философское знание является мировоззренческим по своей природе и дает от­веты на вопросы о сущности человека, о смысле его жизни, о взаимоотношени­ях человека с природой, культурой, другими людьми, без чего невозможно по­нимание феноменов образования, сущность которых составляет взаимодейст­вие человека с человеком, человека с миром и с самим собой. Кроме того, от системы философских взглядов, которых придерживается исследователь, зави­сит направление научного поиска, то или иное понимание закономерностей в образовательной практике. Поэтому философские взгляды лежат в основе лю­бой педагогической или психологической концепции. Наконец, методологиче­ская функция философии по отношению к психолого-педагогической науке проявляется в том, что философия разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания. Процесс получения психолого-педагогического знания подчиняется общим закономерностям научного познания, изучаемого философией.

В настоящее время сближение педагогики и психологии с философией идет очень активно и проявляется наиболее наглядно. Это связано в первую очередь с необходимостью преодоления кризиса, переживаемого российским обществом. Преодоление кризиса требует переосмысления традиционных, устоявшихся взгля­дов на проблему целей и смысла человеческой жизни, взаимоотношений человека и общества, тех ценностей, на которые ориентируется человек в своем развитии. Поэтому автор любой разрабатываемой в настоящее время психологической или педагогической концепции, как правило, четко заявляет, каких философских взглядов он придерживается, и объясняет почему. В современном образовании представлен очень широкий спектр философских взглядов, позиций, систем — от диалектического материализма до религиозной философии. Это требует от исследователя не только хорошей ориентации в психолого-педагогических концепциях, но и понимания их философских оснований. Однако «усиление позиций» филосо­фии в собственно педагогическом или психологическом знании не означает утра­ты этими науками собственного предмета. Философия позволяет педагогике и психологии проникнуть в суть вещей (понять взаимоотношения педагога и воспи­танника, осмыслить роль культуры в становлении человека, выявить механизмы движения педагогического процесса, сформулировать принципы научно- педагогического исследования и т.п.), но не имеет непосредственного выхода на образовательную практику. Используя философские идеи напрямую, нельзя кор­ректно, грамотно, технологично осуществлять педагогическую деятельность. Педагогика и психология тесно сотрудничают с филологией. Филоло­гический анализ психологических и педагогических понятий, в том числе заим­ствованных из других языков, позволяет понять их содержание, выявить среди них многозначные понятия и раскрыть все множество их значений. Сотрудни­чество с филологией необходимо при проведении исследований в рамках этно- педагогики, поскольку ее выводы часто основываются на изучении фольклора (сказок, песен, пословиц, поговорок, загадок и т.п.). Наконец, в психолого- педагогических исследованиях нашли широкое применение идеи герменевтики (науки о способах интерпретации, перевода и объяснения смысла, содержания и значения произведений культуры и науки), возникшей как система методов понимания разного рода текстов.

Физиология вскрывает механизмы осуществления функций человече­ского организма и отдельных его органов, их связь между собой, способы регу­ляции и приспособления к внешней среде. В рамках возрастной физиологии рассматриваются особенности жизнедеятельности человеческого организма на разных возрастных этапах, что особенно важно при организации воспитания и обучения детей и взрослых разного возраста. Устанавливая оптимальную про­должительность урока, чередование отдельных его частей, разрабатывая раз­личные формы обучения и воспитания, ученые-педагоги опираются не только на выводы психологии, но и на результаты исследований в области физиоло­гии. Особое значение для психологии и педагогики имеет физиология высшей нервной деятельности, данные которой широко используются при организации обучения и разработке технологий оказания человеку психолог педагогической помощи.

Данные медицины используются главным образом в коррекционной пе­дагогике, которая, опираясь на результаты медицинских исследований, разра­батывает систему средств, компенсирующих дефекты в развитии детей и взрос­лых, стимулирующих их индивидуальное развитие и облегчающих включение в жизнь общества.

Социология — наука об обществе как целостной системе и об отдель­ных социальных институтах, процессах, общественных группах. В психолого- педагогических исследованиях широко используются данные о выявленных со­циологами тенденциях развития образования как общественного явления, от­дельных групп и слоев населения, закономерностях социализации в различных общественных институтах, особенностях возрастных и профессиональных суб­культур и т.п. Наиболее тесно сотрудничают с социологией социальная педаго­гика и социальная психология.

Изучение подростковой субкультуры позволило социологам выявить множест­венность групп в среде подростков, отличающихся друг or друга по ценностным ориентациям, эстетическим пристрастиям, способу проведения досуга, речевым особенностям, способам самовыражения и пр. Эта информация позволяет педаго­гам определять цели воспитания при работе с представителями каждой из этих групп, корректно организовывать процесс включения их в культуру, отбирать наиболее эффективные формы педагогического взаимодействия. Еще одним при­мером может служить сотрудничество педагогики, психологии и социологии в ра­боте с детьми-мигрантами. Выявление типологических особенностей таких детей, их классификация, определение адаптационных возможностей каждой группы — в первую очередь задачи социологии и психологии. Поиск закономерностей, прин­ципов и способов их обучения и воспитания (например, разработка технологий «включения» новичка-мигранта в жизнь класса) — дело педагогики.

Связь педагогики и психологии с экономическими науками по­служила основанием для возникновения такой научной дисциплины, как эко­номика образования. Образование, будучи общественным явлением, тесно свя­зано с другими сферами общественной жизни, в том числе и с экономикой. Экономическая жизнь общества во многом определяет характер образования в данном обществе; образование наряду с другими сферами общественной жизни подвергается экономическому регулированию. Исследование специфики дейст­вия экономических законов в сфере образования на основе знания политэконо­мии, экономики труда, закономерностей финансирования чрезвычайно важно для успешного функционирования образовательной системы.

Общая теория управления лежит в основе такой научной отрасли, как управление образовательными системами. Сотрудничество педагогики, психологии и теории управления дает возможность разрабатывать проблемы управления образованием на уровне государства, общества, субъекта федера­ции и отдельного образовательного учреждения. Наиболее специфическими яв­ляются при этом проблемы управления педагогическим коллективом; их иссле­дование требует учета не только объективных законов управления, но и специ­фики и многообразия психологических особенностей, и позиций людей, осуще­ствляющих педагогическую деятельность.

Педагогика тесно сотрудничает с правоведением. Разработка и защи­та прав и четкое определение обязанностей субъектов образования - педагогов и учащихся (воспитанников) — необходимое условие их плодотворного взаи­модействия. В современном многокультурном обществе эта задача имеет осо­бое значение, поскольку возрастные, мировоззренческие и культурные разли­чия часто ведут если не к конфликтам, то к непониманию. Пока человек не нау­чился самостоятельно регулировать свои отношения с теми, кто в чем-то отли­чается от него, необходимо правовое регулирование таких отношений.

Права и обязанности несовершеннолетних зафиксированы в конституции Рос­сийской Федерации, Законе РФ «Об образовании», Указе Президента РФ «О га­рантиях прав граждан Российской Федерации на получение образования», между­народной Конвенции о правах ребенка и других документах. С правоведением тесно сотрудничает исправительно-трудовая педагогика.

С 15 сентября 1990 г. Россия является участницей Конвенции о правах ребенка 1989 г. Государства — участники Конвенции о правах ребенка 1989 г. обязались обеспечивать:

-чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию (ст. 9);

-ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право вы­ражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, уделять взглядам должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка (ст. 12);

- права и обязанности родителей и опекунов руководить ребенком в осуществ­лении его прав методом, согласующимся с развивающимися способностями ре­бенка (ст. 14);

- честь и репутацию ребенка (ст. 16);

- доступ к материалам из национальных и международных источников (ст. 17);

- одинаковую ответственность обоими родителями за воспитание и развитие ребенка (ст. 18);

-защиту ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, небрежного, грубого обращения, эксплуатации и самим не допускать эти нарушения прав, включая отсутствие заботы о ребенке (ст. 19);

- полноценную и достойную жизнь ребенку в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества (ст. 23);

- право ребенка на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участ­вовать в культурной жизни и заниматься искусством (ст. 28, 31);

- защиту ребенка от экономической эксплуатации и от выполнения любой ра­боты, которая представляет опасность для его здоровья и служит препятствием для образования либо наносит ущерб его здоровью, физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст. 32);

- защиту ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального сов­ращения (ст. 34) и др.

В соответствии со ст. 15 (ч. 4) Конституции РФ данная Конвенция является со­ставной частью российской правовой системы. Если Конвенцией установлены иные правила, чем предусмотрены внутренним законодательством, то применяют­ся правила Конвенции.

Обеспечение этих прав должно стать нравственной нормой каждого человека. А такое отношение не может быть обеспечено лишь правовыми нормами. Найти эффективные формы нравственно-правового воспитания— задача психолого- педагогических исследований.

Что касается психологии, то ее выводы и рекомендации представляют боль­шую ценность при разработке технологий профилактики и разрешения кон­фликтных ситуаций в образовательном процессе. Психологическое знание ле­жит в основе разработки технологий педагогической деятельности.

Со статистикой, характеризующей количественные закономерности жизни общества в неразрывной связи с их качественным содержанием, педаго­гика сотрудничает тогда, когда необходимо выявить общие связи и зависимо­сти, общие закономерности и тенденции развития педагогических явлений, ко­торые могут быть выражены количественно. В этом случае в психолого- педагогических исследованиях могут использоваться готовые результаты ста­тистических исследований либо статистические методы исследования. Нужно лишь помнить о том, что результаты применения таких методов, во-первых, действительны лишь для большого числа однородных объектов (требуют большой выборки), а во-вторых, должны обязательно сочетаться с качествен­ным анализом.

Довольно часто педагогика и психология (и особенности - социальная психо­логия) пользуется статистическими данными. Гак, педагогика использует данные статистики об успеваемости учащихся. Нели сравнить такие данные за несколько лет, можно выявить тенденцию к улучшению или снижению школьной успеваемо­сти. Выявление и анализ причин таких тенденций позволю разработать систему педагогических средств, направленных на повышение качества знаний.

Все более интенсивными становятся связи педагогики и психологии с ин­форматикой. Информатизацию образования связывают обычно с внедре­нием в образовательный процесс компьютеров. В связи с этим в системе обра­зования сформировалась целая отрасль, работники которой занимаются созда­нием обучающих программ, электронных учебников, разрабатывают проблемы, связанные с дистанционным обучением. Однако следует помнить о том, что информатика — это наука, изучающая структуру и общие свойства информа­ции, а также вопросы, связанные с се сбором, хранением, поиском, переработ­кой, преобразованием, распространением и использованием. Поэтому сотруд­ничество педагогики и психологии с информатикой становится особенно важ­ным там, где речь идет о воспитании культуры «обращения» с информацией.

Кибернетика в переводе с греческого означает «искусство управле­ния», но, в отличие от теории управления, она рассматривает проблемы управ­ления получением, хранением, передачей и переработкой информации. Выводы кибернетики используются главным образом в дидактике, где сотрудничество двух наук касается теории алгоритмов. На ее основе разработаны различные варианты программированного обучения, при котором весь процесс обучения разбивается на отдельные операции, расположенные в строго определенной по­следовательности.

Широкое использование в образовательных учреждениях технических средств обучения обусловливает связь психологии и педагогики с техни­ческими науками. 11рименение компьютеров, разного рода проекторов, магнитофонов, киноустановок и пр. требует разработки принципов и правил их применения, и подготовки (в том числе психологической) педагогов к их ис­пользованию.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.