Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2017-06-02 | 847 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Педагогика и психология, в центре которых находятся проблемы человека, относится к числугуманитарных наук. Место педагогики и психологии в системе наук о человеке может быть выявлено при рассмотрении их связей с другими науками.
Связь педагогики и психологии с философией — наиболее длительная и органичная. Первоначально они, как и другие науки, существовали в рамках философских учений, задачей которых изначально было осмыслить место человека в мире. Впоследствии, когда педагогика (а затем и психология) оформились в самостоятельные науки, философия стала выполнять по отношению к ним методологическую функцию. Проявляется она в первую очередь в том, что философское знание является мировоззренческим по своей природе и дает ответы на вопросы о сущности человека, о смысле его жизни, о взаимоотношениях человека с природой, культурой, другими людьми, без чего невозможно понимание феноменов образования, сущность которых составляет взаимодействие человека с человеком, человека с миром и с самим собой. Кроме того, от системы философских взглядов, которых придерживается исследователь, зависит направление научного поиска, то или иное понимание закономерностей в образовательной практике. Поэтому философские взгляды лежат в основе любой педагогической или психологической концепции. Наконец, методологическая функция философии по отношению к психолого-педагогической науке проявляется в том, что философия разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания. Процесс получения психолого-педагогического знания подчиняется общим закономерностям научного познания, изучаемого философией.
В настоящее время сближение педагогики и психологии с философией идет очень активно и проявляется наиболее наглядно. Это связано в первую очередь с необходимостью преодоления кризиса, переживаемого российским обществом. Преодоление кризиса требует переосмысления традиционных, устоявшихся взглядов на проблему целей и смысла человеческой жизни, взаимоотношений человека и общества, тех ценностей, на которые ориентируется человек в своем развитии. Поэтому автор любой разрабатываемой в настоящее время психологической или педагогической концепции, как правило, четко заявляет, каких философских взглядов он придерживается, и объясняет почему. В современном образовании представлен очень широкий спектр философских взглядов, позиций, систем — от диалектического материализма до религиозной философии. Это требует от исследователя не только хорошей ориентации в психолого-педагогических концепциях, но и понимания их философских оснований. Однако «усиление позиций» философии в собственно педагогическом или психологическом знании не означает утраты этими науками собственного предмета. Философия позволяет педагогике и психологии проникнуть в суть вещей (понять взаимоотношения педагога и воспитанника, осмыслить роль культуры в становлении человека, выявить механизмы движения педагогического процесса, сформулировать принципы научно- педагогического исследования и т.п.), но не имеет непосредственного выхода на образовательную практику. Используя философские идеи напрямую, нельзя корректно, грамотно, технологично осуществлять педагогическую деятельность. Педагогика и психология тесно сотрудничают с филологией. Филологический анализ психологических и педагогических понятий, в том числе заимствованных из других языков, позволяет понять их содержание, выявить среди них многозначные понятия и раскрыть все множество их значений. Сотрудничество с филологией необходимо при проведении исследований в рамках этно- педагогики, поскольку ее выводы часто основываются на изучении фольклора (сказок, песен, пословиц, поговорок, загадок и т.п.). Наконец, в психолого- педагогических исследованиях нашли широкое применение идеи герменевтики (науки о способах интерпретации, перевода и объяснения смысла, содержания и значения произведений культуры и науки), возникшей как система методов понимания разного рода текстов.
|
|
Физиология вскрывает механизмы осуществления функций человеческого организма и отдельных его органов, их связь между собой, способы регуляции и приспособления к внешней среде. В рамках возрастной физиологии рассматриваются особенности жизнедеятельности человеческого организма на разных возрастных этапах, что особенно важно при организации воспитания и обучения детей и взрослых разного возраста. Устанавливая оптимальную продолжительность урока, чередование отдельных его частей, разрабатывая различные формы обучения и воспитания, ученые-педагоги опираются не только на выводы психологии, но и на результаты исследований в области физиологии. Особое значение для психологии и педагогики имеет физиология высшей нервной деятельности, данные которой широко используются при организации обучения и разработке технологий оказания человеку психолог педагогической помощи.
Данные медицины используются главным образом в коррекционной педагогике, которая, опираясь на результаты медицинских исследований, разрабатывает систему средств, компенсирующих дефекты в развитии детей и взрослых, стимулирующих их индивидуальное развитие и облегчающих включение в жизнь общества.
Социология — наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, общественных группах. В психолого- педагогических исследованиях широко используются данные о выявленных социологами тенденциях развития образования как общественного явления, отдельных групп и слоев населения, закономерностях социализации в различных общественных институтах, особенностях возрастных и профессиональных субкультур и т.п. Наиболее тесно сотрудничают с социологией социальная педагогика и социальная психология.
Изучение подростковой субкультуры позволило социологам выявить множественность групп в среде подростков, отличающихся друг or друга по ценностным ориентациям, эстетическим пристрастиям, способу проведения досуга, речевым особенностям, способам самовыражения и пр. Эта информация позволяет педагогам определять цели воспитания при работе с представителями каждой из этих групп, корректно организовывать процесс включения их в культуру, отбирать наиболее эффективные формы педагогического взаимодействия. Еще одним примером может служить сотрудничество педагогики, психологии и социологии в работе с детьми-мигрантами. Выявление типологических особенностей таких детей, их классификация, определение адаптационных возможностей каждой группы — в первую очередь задачи социологии и психологии. Поиск закономерностей, принципов и способов их обучения и воспитания (например, разработка технологий «включения» новичка-мигранта в жизнь класса) — дело педагогики.
|
Связь педагогики и психологии с экономическими науками послужила основанием для возникновения такой научной дисциплины, как экономика образования. Образование, будучи общественным явлением, тесно связано с другими сферами общественной жизни, в том числе и с экономикой. Экономическая жизнь общества во многом определяет характер образования в данном обществе; образование наряду с другими сферами общественной жизни подвергается экономическому регулированию. Исследование специфики действия экономических законов в сфере образования на основе знания политэкономии, экономики труда, закономерностей финансирования чрезвычайно важно для успешного функционирования образовательной системы.
Общая теория управления лежит в основе такой научной отрасли, как управление образовательными системами. Сотрудничество педагогики, психологии и теории управления дает возможность разрабатывать проблемы управления образованием на уровне государства, общества, субъекта федерации и отдельного образовательного учреждения. Наиболее специфическими являются при этом проблемы управления педагогическим коллективом; их исследование требует учета не только объективных законов управления, но и специфики и многообразия психологических особенностей, и позиций людей, осуществляющих педагогическую деятельность.
|
Педагогика тесно сотрудничает с правоведением. Разработка и защита прав и четкое определение обязанностей субъектов образования - педагогов и учащихся (воспитанников) — необходимое условие их плодотворного взаимодействия. В современном многокультурном обществе эта задача имеет особое значение, поскольку возрастные, мировоззренческие и культурные различия часто ведут если не к конфликтам, то к непониманию. Пока человек не научился самостоятельно регулировать свои отношения с теми, кто в чем-то отличается от него, необходимо правовое регулирование таких отношений.
Права и обязанности несовершеннолетних зафиксированы в конституции Российской Федерации, Законе РФ «Об образовании», Указе Президента РФ «О гарантиях прав граждан Российской Федерации на получение образования», международной Конвенции о правах ребенка и других документах. С правоведением тесно сотрудничает исправительно-трудовая педагогика.
С 15 сентября 1990 г. Россия является участницей Конвенции о правах ребенка 1989 г. Государства — участники Конвенции о правах ребенка 1989 г. обязались обеспечивать:
-чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию (ст. 9);
-ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, уделять взглядам должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка (ст. 12);
- права и обязанности родителей и опекунов руководить ребенком в осуществлении его прав методом, согласующимся с развивающимися способностями ребенка (ст. 14);
- честь и репутацию ребенка (ст. 16);
- доступ к материалам из национальных и международных источников (ст. 17);
- одинаковую ответственность обоими родителями за воспитание и развитие ребенка (ст. 18);
-защиту ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, небрежного, грубого обращения, эксплуатации и самим не допускать эти нарушения прав, включая отсутствие заботы о ребенке (ст. 19);
- полноценную и достойную жизнь ребенку в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества (ст. 23);
- право ребенка на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством (ст. 28, 31);
- защиту ребенка от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая представляет опасность для его здоровья и служит препятствием для образования либо наносит ущерб его здоровью, физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст. 32);
|
- защиту ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (ст. 34) и др.
В соответствии со ст. 15 (ч. 4) Конституции РФ данная Конвенция является составной частью российской правовой системы. Если Конвенцией установлены иные правила, чем предусмотрены внутренним законодательством, то применяются правила Конвенции.
Обеспечение этих прав должно стать нравственной нормой каждого человека. А такое отношение не может быть обеспечено лишь правовыми нормами. Найти эффективные формы нравственно-правового воспитания— задача психолого- педагогических исследований.
Что касается психологии, то ее выводы и рекомендации представляют большую ценность при разработке технологий профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в образовательном процессе. Психологическое знание лежит в основе разработки технологий педагогической деятельности.
Со статистикой, характеризующей количественные закономерности жизни общества в неразрывной связи с их качественным содержанием, педагогика сотрудничает тогда, когда необходимо выявить общие связи и зависимости, общие закономерности и тенденции развития педагогических явлений, которые могут быть выражены количественно. В этом случае в психолого- педагогических исследованиях могут использоваться готовые результаты статистических исследований либо статистические методы исследования. Нужно лишь помнить о том, что результаты применения таких методов, во-первых, действительны лишь для большого числа однородных объектов (требуют большой выборки), а во-вторых, должны обязательно сочетаться с качественным анализом.
Довольно часто педагогика и психология (и особенности - социальная психология) пользуется статистическими данными. Гак, педагогика использует данные статистики об успеваемости учащихся. Нели сравнить такие данные за несколько лет, можно выявить тенденцию к улучшению или снижению школьной успеваемости. Выявление и анализ причин таких тенденций позволю разработать систему педагогических средств, направленных на повышение качества знаний.
Все более интенсивными становятся связи педагогики и психологии с информатикой. Информатизацию образования связывают обычно с внедрением в образовательный процесс компьютеров. В связи с этим в системе образования сформировалась целая отрасль, работники которой занимаются созданием обучающих программ, электронных учебников, разрабатывают проблемы, связанные с дистанционным обучением. Однако следует помнить о том, что информатика — это наука, изучающая структуру и общие свойства информации, а также вопросы, связанные с се сбором, хранением, поиском, переработкой, преобразованием, распространением и использованием. Поэтому сотрудничество педагогики и психологии с информатикой становится особенно важным там, где речь идет о воспитании культуры «обращения» с информацией.
Кибернетика в переводе с греческого означает «искусство управления», но, в отличие от теории управления, она рассматривает проблемы управления получением, хранением, передачей и переработкой информации. Выводы кибернетики используются главным образом в дидактике, где сотрудничество двух наук касается теории алгоритмов. На ее основе разработаны различные варианты программированного обучения, при котором весь процесс обучения разбивается на отдельные операции, расположенные в строго определенной последовательности.
Широкое использование в образовательных учреждениях технических средств обучения обусловливает связь психологии и педагогики с техническими науками. 11рименение компьютеров, разного рода проекторов, магнитофонов, киноустановок и пр. требует разработки принципов и правил их применения, и подготовки (в том числе психологической) педагогов к их использованию.
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!