Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Методологическая культура исследователя

2017-06-02 811
Методологическая культура исследователя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Категория культуры

В науке, да и в обыденной жизни, трудно найтитермин, который по частоте употребления и мно­гозначности толкования мог бы сравниться с категорией «культура». Некоторые исследователи насчитывают более трехсот пятидесяти его определений, j 11сдагогический анализ этой категории позволяет рассматривать культуру как универсальную характеристику деятельности, которая раскрывает два ее ас­пекта: результативный (например: история культуры, национальная культура, культура древних греков) и/или процессуальный (например: культура произ­водства, культура голоса у певцов, физическая культура, культура речи).

Культура характеризует деятельность в двух аспектах: результативном (на достижение какого результата направлена) и процессуальном (как выполняет­ся).

Говоря о методологической культуре, мы должны понимать следующие че­тыре момента:

Методология в этом случае рассматривается не как система знаний об ос­нованиях и структуре научной теории, о принципах подхода и способах добы­вания знаний, отражающих педагогическую действительность, а как специаль­ная познавательная деятельность по получению этих знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально-научных психолого- педагогических исследований (М. А. Данилов, В. В. Краевский).

При этом демократическому обществу свойственны плюрализм научных подходов, концепций, теорий, взглядов Методологическая культура исследова­теля проявляется в понимании объективного характера такой множественности подходов, в способности сочетать эти подходы для раскрытия различных ас­пектов многомерной педагогической действительности J

Результативная характеристика этой деятельности обращает к рассмотре­нию ценностных ориентиров исследователя; системы образцов исследователь­ских действий (методов, приемов), которыми он руководствуется. В этом от­ношении мы вправе говорить о различных парадигмах педагогического мыш­ления или типах методологической культуры в зависимости от ведущих ценно­стей, которые регулируют эту деятельность.

Тип культуры отражен в методологических подходах, которые рассматрива­лись ранее. Здесь методологическая культура больше характеризует определен­ное сообщество исследователей, объединенное общими установками в исследо­вательской деятельности (например, научную школу), и принадлежность кон­кретного исследователя к данному сообществу.

Когда речь идет о методологической культуре, то в данном ее аспекте гово­рят о продуктивности соответствующего подхода в сопоставлении с исследуе­мой проблемой, о грамотном сочетании различных подходов, концепций и тео­рий для достижения целей исследования, о системности в их применении.

Процессуальный аспект отражает степень (как правило, высокий уровень) овладения деятельностью, и в этом отношении категория культуры приближа­ется к компетентности^ 'В характеристике этого аспекта деятельности уместны такие термины, как «уровень», «высокое развитие», «умение», «умелость», «квалификация», «совершенство», «профессионализм».

В этом аспекте культура характеризует уровень владения соответствующи­ми исследовательскими процедурами, гибкость в их выборе и применении, бо­гатство «исследовательской палитры» (т.е. приемов и методов, которыми вла­деет исследователь), подготовленность к профессиональному выполнению и сочетанию методов эмпирического и теоретического поиска, способность к усовершенствованию имеющихся и разработке новых способов исследования.

В этом понимании говорится о совершенствовании методологической культу­ры, о ее развитии у конкретного исследователя. Очевидно, что данный аспект ме­тодологической культуры связан с опытом исследовательской деятельности и ее рефлексией, осмыслением, осознанием границ применимости конкретных подхо­дов или методов, уверенностью применения исследовательского аппарата.

1. В категории «культура», как правило, результативный и процессуальный аспекты деятельности не разделяются, а рассматриваются в их целостности: способы выполнения исследований оцениваются в соотношении результатами (проектируемыми и получаемыми), а выбор ориентиров в получении исследо­вательского результата производится с учетом имеющихся в распоряжении ис­следователя средств научного поиска и степени владения ими.

Интеграция в категории «методологическая культура» двух аспектов позво­ляет использовать ее для характеристики субъектного характера исследователь­ской деятельности — не только ее результативного и конструктивного характе­ра, но также приверженности определенным критериям, системе ориентиров; присущей избранному методологическому подходу? Рецепции, теории. В ис­следовательской работе подобный эффект отражается как «теоретическая зна­чимость результатов исследования».


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.