Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Модель педагогических условий

2017-06-02 909
Модель педагогических условий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Для построения модели педагогических условий развития исследуемого фено­мена исследователю необходимо: 1) выявить внешние условия, существенно влияющие на процесс становления феномена, и затем 2) из их числа выделить педагогически управляемые условия.

Под фактором при этом понимается внутренняя движущая сила процесса, а под. условием — внешнее, в той или иной мере сознательно сконструированное пе­дагогом, обстоятельство, которое существенным образом влияет на протекание процесса, предполагает, но не гарантирует определенный результат.

Чтобы построить факторную модель процесса становления иссле­дуемого феномена, необходимо выполнить следующие исследовательские и диагностические процедуры:

* на основании разработанной модели становления феномена отобрать ха­рактерные проявления свойства и его выделенных компонентов в поведении, деятельности ребенка данного возраста, его оценочных суждениях, эмоцио­нальных состояниях и т.д.;

в соответствии с этими критериями отобрать оптимальный (необходимый и достаточный) пакет (комплекс) методик диагностики отдельных компонентов и феномена в целом; при этом возможно выделение нескольких групп методик: для целей исследования, для повседневной педагогической деятельности, для управленческого контроля и т.д.;

провести и описать диагностический эксперимент; при этом возможна поэтапная диагностика: 1) «пилотное обследование» на ограниченной выборке для отбора диагностических критериев и методик, затем 2) массовая диагности­ка для выявления тенденций и 3) углубленная диагностика на отобранной в предыдущем этапе представительной выборке;

суммировать диагностические результаты: систематизировать, обобщить, проанализировать (свести данные в таблицы, графики, диаграммы, монографи­ческие характеристики, модели и т.д.);

сформулировать выводы по соответствию теоретической модели и ре­зультатов диагностики (выделить инвариантные и вариативные признаки фе­номена, отобрать оптимальные диагностические методики) и по условиям раз­вития исследуемого феномена (в реальном педагогическом опыте выявить ус­ловия развития и «угасания» исследуемого свойства).

В психолого-педагогическом исследовании в большей степени выявляются не количественные отношения, а качество образовательного явления, процесс его становления и влияние различных условий на этот процесс.В результате уточняется теоретическая модель и отбираются факторы ста­новления исследуемого феномена, что позволяет на основе их анализа отобрать педагогически регулируемые условия.

Чтобы смоделировать систему педагогических условий раз­вития исследуемого феномена, необходимо выполнить следующие процедуры:

на основе концептуального анализа эмпирического педагогического ма­териала и педагогической литературы, собственного педагогического опыта выявить развивающий потенциал, заложенный в избранных в качестве приори­тетных методах и формах работы с воспитанниками;

в педагогическом опыте и существующих теоретических подходах выде­лить характерные эпизоды, тенденции стимулирования или противодействия развитию исследуемого феномена;

на основе анализа отобрать наиболее эффективные и управляемые педа­гогические условия, характерные методы, методические приемы и формы рабо­ты;

выявить тенденцию их развития, обеспечивающую максимальную (по­этапную) включенность ребенка в воспитательный процесс и возрастание его субъектности;

Отобрать средства мониторинга (диагностики и корректировки) процесса, а также экспериментально выявить результативность предлагаемой системы условий (какие особые системные результаты она дает в рамках данной кон­цепции?) и оптимальность (какое содержание, какие методы, приемы, формы становятся излишними?).

Данная модель используется в первую очередь для диагностики педагогическо­го потенциала среды. Поскольку она раскрывает единство внутренних факторов и внешних условий становления педагогического явления, то позволяет перейти от разовой диагностики к мониторингу педагогического процесса. Если первая мо­дель, как правило, предполагает достаточно громоздкие средства диагностики, то вторая— доступные любому педагогу в его повседневном взаимодействии с детьми, их родителями.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.