Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Роль проектирования в психолого-педагогическом исследовании

2017-06-02 930
Роль проектирования в психолого-педагогическом исследовании 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Под проектом (от лат. projectus – брошенныйвперед) понимается замысел, план чего-либо.

Проектирование - процесс создания про­екта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состоя­ния, а также деятельность по созданию прототипа. Условно можно сказать, что проектирование противоположно моделированию. Если модель отражает опре­деленный прототип (реально существующие системы), то проект сам является прототипом — образом того, что в действительности еще не существует.

Проектирование является важным звеном, связывающим психолог педагогическую науку и педагогическую практику. Как уже отмечалось (см. 1.5), проект отличается высокой степенью конкретизации и предназначен для непосредственного внедрения в практику. Если метод моделирования дает ответы на вопросы о психолого-педагогических закономерностях, элементах и структурных связях образовательных систем, условиях осуществления педаго­гической деятельности и т.п., то есть теоретическое знание, то метод проекти­рования позволяет получить нормативное знание - знание о том, какими долж­ны быть объекты педагогической действительности.

Основой разработки проектов выступают так называемые нормативные мо­дели. Это может быть модель педагогических условий, необходимых для ста­новления какого-либо качества, свойства, модель профессиональной деятель­ности педагога по организации деятельности воспитанника. От нормативных моделей проект отличается большей степенью конкретизации, соотнесенно­стью не с отвлеченными, а с совершенно определенными условиями педагоги­ческой деятельности.

Метод проектирования первоначально применялся в строительстве и технике и представлял собой разработку проектной, конструкторской и другой технической документации, предназначенной для осуществления строительства какого-либо объекта, создания новых видов и образцов продукции промышленности. Порядок разработки проектов в этих отраслях технологизирован и строго регламентируется соответствующими нормативными документами.

В образовательной практике метод проектов был впервые разработан в 20-е гг, XX в. в США американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его уче­ником В. X. Килпатриком. Этот метод всегда предполагает решение какой-то про­блемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных ме­тодов, средств, а с другой — интегрирование знаний, умений из различных облас­тей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретиче­ская проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный ре­зультат, готовый к внедрению.

В настоящее время метод проектирования широко применяется в социаль­ных и гуманитарных науках, в том числе в психолого-педагогических исследований ­образовательная программа, инновационное образовательное уч­реждение.

Логика проектирования Проектирование как часть исследовательскойдеятельности характеризуется общими законо­мерностями и специфическими чертами, которые отражаются в логике проек­тирования. Проектирование включает следующие стадии:

Разработка общего проекта. На этой стадии определяются цели проекта, намечается его структура, разрабатываются его концептуальные основы, про­думываются основные вопросы организации (где и кем будет реализовываться проект, какие психолого-педагогические условия и материальные ресурсы не­обходимы для его реализации, сколько времени необходимо на реализацию проекта), способы взаимодействия в процессе реализации проекта, определяют­ся критерии и показатели, по которым можно будет судить об эффективности, результативности и оптимальности проекта.

Так, при составлении образовательной программы необходимо определить тип программы и ее соответствие образовательным стандартам, квалификационным характеристикам и т.п., систему знаний, умений и навыков, которые приобретут обучающиеся в результате освоения этой программы, содержание программы и принципы деятельности педагога и учащихся по ее реализации, определить коли­чество времени, которое необходимо и возможно затратить на изучение каждого раздела, продумать формы учебных занятий, а также типы заданий, которые будут выполняться на занятиях.

Разработка рабочего проекта (конструирование). На этой стадии осущест­вляется уточнение и детализация общего проекта: определенным образом ком­понуется содержание обучения или воспитания, разрабатываются образова­тельные технологии, готовятся необходимые материалы и т.д. Результатом этой стадии является разработка учебников, учебных и учебно-методических посо­бий, методических рекомендаций в области обучения и воспитания, системы обучающих или воспитательных занятий и т.д., в которых и воплощается проект.

При разработке образовательных программ осуществляется разбивка курса на отдельные темы, определяется содержание каждой темы, готовятся задания к каж­дому занятию, составляется список литературы, которую можно рекомендовать учащимся, формулируются контрольные вопросы.

После завершения разработки образовательный проект до внедрения в прак­тику проходит еще две стадии - экспертизу (на этой стадии проект оценивается компетентными специалистами, которые дают заключение о возможности его внедрения в практику образования) и внедрение.

К использованию метода проективная предъявляется ряд обязательных требований:

• концептуальность, т.е. непротиворечивость методологического и теоре­тического уровней и психолого-педагогического инструментария - как иссле­довательского, так и предлагаемого к внедрению в практику образования;

наличие значимой в социальном, профессиональном, исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, имеющей комплексный характер и требующей привлечения разнообразныой информации, средств, способностей;

теоретическая и практическая значимость предполагаемых результа­тов -например, модернизация содержания образования в учебных заведениях определенного типа; подготовка серии научных (научно-методических, научно- популярных) публикаций по определенной психолого-педагогической темати­ке; план воспитательных мероприятий и пр.;

самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность ис­следователей;

структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтап­ных результатов);

корректное использование методов психолого-педагогического исследо­вания.

Проектирование в психолого-педагогическом исследовании может исполь­зоваться не только как собственно исследовательский метод, но и как способ определения возможных траекторий развития образовательного учреждения, воспитанника, содержания образования и других феноменов. В этом случае предлагается несколько вариантов проекта; впоследствии из их числа отбирает­ся оптимальный для данных условий.

В психолого-педагогическом проектировании важную роль играют не толь­ко теоретические и эмпирические исследовательские методы, но также лично­стные и индивидуальные качества исследователя. Уровень выполнения проекта во многом зависит от того, насколько развиты у исследователя воображение, интуиция, творческие способности.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.