Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Нормативно-правовое обеспечение библиотечно-информационной деятельности.

2024-02-15 87
Нормативно-правовое обеспечение библиотечно-информационной деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Фирсов В.Р., Клюев В.К., Столяров А.Н. Греханов Ю.А., Бойкова О.Ф.

Правовая норма – устанавливаемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило поведения, предназначенное для регулирования отношений в обществе. Правовые нормы отражаются в соответствующих документах – нормативно-правовых актах (НПА).

Правовое обеспечение библиотечного дела.

Правовое обеспечение строится в соответствии с управлением и имеет вертикаль правовых актов, Федеральные законы → подзаконные акты, постановления министерств, ведомств, комитетов → постановления и решения органов самоуправления → внутренняя правовая база б-ки

Все НПА федерального уровня следует разделить на:

Общерегулирующие: ГГК РФ, часть I и II (действие библиотек как хозяйствующих субъектов); Трудовой кодекс; (отношение работодателя и работника); Уголовный кодекс; Закон о некоммерческих организациях; Административное право

Смежные: Закон основы законодательства о культуре; Закон об информации, защите информации и информационных технологиях 2003 г.; Закон об образовании 1996 г.

Отраслевые: Закон о библиотечном деле 1994 г.; Закон об обязательном экземпляре документа

ФЗ «о библ. деле» от 29.12.1994 г.

Является правовой базой сохранения и развития биб.дела в РФ.

Он устанавливает принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную и образовательную деятельность.

ФЗ регулирует общие вопросы организации биб.дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области биб.дела в соответствии с принципами и нормами международного права.

Права граждан: на биб.обслуж., на биб.деят. Ответственность пользователей б-к: обязаны соблюдать правила б-ки. ФЗ гарантирует гражданам право на информацию, образование и культуру посредством общедоступных б-к.

Учредитель библиотеки–финансирует ее деятельность и осуществляет контроль за этой деятельностью в соответствии с действующим законодательством, а также назначает на должность руководителя библиотеки. Учредитель не вправе вмешиваться в творческую деятельность библиотеки, за исключением случаев, предусмотренных ее уставом и действующим законодательством.

Права и обязанности библиотек- обеспечивают реализацию прав граждан, обслуживают в соответствии со своими уставами, правилами и действующим законодательством. Б-ки несут ответственность за учет, регистрацию, обеспечивают сохранность особо значимых изданий и коллекций.

ВНУТРЕННИЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ САМОЙ БИБЛИОТЕКИ

1.Учредительные документы (устав) или положение о библиотеке (школа, ВУЗ);

2.Правила пользования библиотекой (права библиотеки и пользователей) разрабатываются на основе устава или положения;

3.Правила внутреннего распорядка;

4.Положение об отдельных аспектах деятельности;

5.Положение о структурных подразделениях;

6.Должностные инструкции;

7.Приказы и распоряжения руководителя библиотеки;

8.Постановления коллегиальных и общественных органов управления библиотекой.

Современная законодательная база, регулирующая правоотношения между библиотекой и ее пользователями по оказанию библиотечно-информационных услуг, позволяет вступать в гражданско-правовые отношения, развивать разнообразные направления деятельности. Формируется сложная структура регулирования правоотношений, которая включает общие нормы права, устанавливаемые кодифицированными правовыми актами и федеральными законами, специфические нормы и предписания, содержащиеся в подзаконных нормативных правовых актах, а также в локальных нормативных актах: уставе, положениях о направлениях деятельности, правилах пользования библиотеками. Права и свободы граждан закреплены в Конституции Российской Федерации, в частности, каждому гражданину гарантируется право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (п. 4 ст. 29). Эта норма является основой для осуществления права граждан на доступ к документным ресурсам библиотек, удовлетворения информационных потребностей пользователей, получения разнообразных библиотечно-информационных услуг. Согласно «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 г. № 326-р, предполагается обеспечение максимально быстрого и полного доступа к информации, а также сохранение национального культурного наследия, находящегося в библиотеках. В ней отмечается, что в современных условиях государство по-прежнему остается основным стратегическим инвестором культуры и культурных институтов, включая библиотеки. Это, с одной стороны, делает государство ключевым субъектом культурной политики, обязанным четко формулировать инвестиционные задачи, с другой стороны, в условиях существующих бюджетных и ресурсных ограничений, требует повышения эффективности и адресности инвестиций в культурную инфраструктуру. 6 В соответствии с Законом Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 09.09.1992 г. № 3612-1 каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным фондам (ст. 12). Организации культуры, включая библиотеки, обязаны обеспечить открытость и доступность всех видов предоставляемых услуг (ст. 36.2); их деятельность осуществляется за счет средств учредителя, доходов от собственной деятельности и иных доходов и поступлений. Финансовое обеспечение, связанное с выполнением работ, оказанием услуг для потребителя, выполняется в соответствии с заданием учредителя бесплатно или частично за плату (ст. 46). Государственные организации культуры также вправе вести приносящую доходы деятельность (ст. 47). Ведущее место в регулировании деятельности российских библиотек принадлежит Федеральному закону «О библиотечном деле» от 39.12.1994 г. № 78-ФЗ. Закон в целом устанавливает основную миссию библиотеки как информационной, культурной и просветительской организации, обеспечивающей предоставление библиотечно-информационных услуг на основе свободного доступа к фондам и создаваемым результатам интеллектуальной деятельности. Федеральный закон «О библиотечном деле» определяет право граждан на библиотечное обслуживание в Российской Федерации, которое предоставляется каждому гражданину независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии (п. 1, ст. 5). В Законе определены права и обязанности пользователей библиотек (ст. 7–9), в том числе права особых групп пользователей: национальных меньшинств, слепых и слабовидящих граждан, лиц преклонного возраста и с ограниченными возможностями жизнедеятельности, детей и молодежи, на получение документов из фондов общедоступных библиотек за счет средств соответствующих бюджетов и средств федеральных программ (ст. 8). В частности, пользователи общедоступных библиотек имеют право на бесплатный доступ к фондам библиотек, получение полной информации об их составе через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования, консультационную помощь в поиске и выборе источников информации, получение документов или их копий по межбиблиотечному абоне- 7 менту из других библиотек, а также пользование другими видами услуг, в том числе платными, перечень которых определяется правилами пользования библиотекой (п. 4, ст. 7). Закон также определяет обязанности и права библиотек по обслуживанию пользователей (ст. 12–13). Среди основных обязанностей (ст. 12) выделена организация обслуживания пользователей в соответствии со своими уставами и правилами пользования. При этом определено, что библиотеки имеют право осуществлять хозяйственную деятельность в целях расширения перечня предоставляемых пользователям услуг и их социально-творческого развития при условии не нанесения ущерба их основной деятельности (п. 5, ст. 13). Федеральный закон «Об информатизации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ устанавливает права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; особенности применения информационных технологий, обеспечение защиты информации. В соответствии с данным Законом библиотека обязана обеспечить право на бесплатный доступ к информации и не может его ограничивать (п. 4, ст. 8). Право ведения предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности бюджетным учреждениям, как некоммерческим организациям, каковыми являются все государственные публичные библиотеки города Москвы, предоставлено частью 1 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ: «Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям» (п. 4 ст. 50). В уставах в предусмотренных Законом случаях должны быть определены предмет и цели деятельности государственной публичной библиотеки, может быть предусмотрено ведение торговой деятельности при условии, что доход от нее полностью идет на развитие и совершенствование работы учреждения (п. 4, ст. 52). Таким образом, единственный учредительный документ государственной публичной библиотеки — устав юридического лица может содержать возможность осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ установлено, что бюджетное учрежде- 8 ние, как одна из форм некоммерческих организаций, осуществляет в соответствии с государственными заданиями деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к их основным видам деятельности. Бюджетные учреждения также вправе сверх установленного государственного задания в случаях, определенных федеральными законами, выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к их основным видам деятельности, предусмотренным их учредительным документом для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых условиях при оказании одних и тех же услуг. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено Федеральным законом. Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами его деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (п. 4, ст. 9.2). Данным Законом также, как и Гражданским кодексом Российской Федерации, подтверждено, что некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительном документе (п. 2, ст. 24). В городе Москве, как субъекте Российской Федерации, приняты соответствующие подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие предоставление услуг государственными учреждениями. Это постановление Правительства города Москвы «О совершенствовании порядка формирования государственного задания для государственных учреждений города Москвы» от 26.12.2012 г. № 836-ПП и приказ Департамента культуры города Москвы «Об утверждении отраслевого (базового) перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) в качестве основных видов деятельности государственными учреждениями города Москвы в сфере культуры» от 27.10.2014 г. № 865. Специальное «Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искус- 9 ства», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.1995 г. № 609, установило, что организация культуры может осуществлять дополнительную деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям (п. 9). Виды и формы этой деятельности определяются ее уставом. При этом учредитель имеет право в установленном законодательством Российской Федерации порядке приостановить деятельность организации культуры, включая публичную библиотеку, если она идет в ущерб основной. Любые платные формы культурной деятельности не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью идет на развитие и совершенствование организации культуры. Государственным публичным библиотекам необходимо учитывать также особые требования, предъявляемые при оказании платных услуг (обслуживания) пользователей, установленные частью 4 Гражданского кодекса Российской Федерации от 18.12.2006 г. № 230-Ф3. Она содержит жесткие правила защиты интеллектуальной собственности, строго регулирующие деятельность по использованию электронных ресурсов, включая интернет-ресурсы. Экземпляры произведений в электронной форме могут предоставляться во временное безвозмездное пользование только в помещениях библиотек, в основном в читальном или компьютерном зале, причем таким образом, чтобы была исключена возможность создания их копий. В государственных публичных библиотеках рекомендуется организовать рабочие места для пользователей, оборудованные только для чтения и просмотра лицензионных электронных изданий на DVD, CD-ROM, находящихся на постоянном хранении или полученных в порядке взаимного использования информационных ресурсов или документов, находящихся в сети Интернет. При этом исключается возможность их копирования на цифровые носители. Данное положение, со ссылкой на соответствующую статью Гражданского кодекса Российской Федерации, разъясняется пользователям библиотек. Вместе с тем, государственные публичные библиотеки (для обеспечения сохранности и доступности) имеют право делать единичные копии, в том числе в электронной форме, ветхих, изношенных, испорченных, дефектных экземпляров 10 произведений; единичных и (или) редких экземпляров произведений, выдача которых может привести к их утрате, порче или уничтожению; экземпляров произведений, записанных на машиночитаемых носителях, для пользования которыми отсутствуют необходимые средства; экземпляров произведений, имеющих исключительное научное и образовательное значение, при условии, что они не переиздавались свыше десяти лет с даты выхода в свет их последнего издания на территории России. Можно делать копии произведений для обеспечения восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров, а также предоставления их другим библиотекам или архивам, утратившим свои экземпляры этих произведений (п. 1–2, ст. 1275). Эти положения рекомендуется также отразить в локальных нормативных актах, принятых в публичных библиотеках: правилах пользования, положениях о платных услугах, перечнях платных услуг, внеся в них соответствующие изменения и исправления. Законом разрешено также создавать в единственном экземпляре и предоставлять копии, в том числе в электронной форме, отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических печатных изданиях, коротких отрывков из иных правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) по запросам граждан для научных и образовательных целей (п. 5, ст. 1275). Одной из востребованных платных услуг (обслуживания) продолжает оставаться воспроизведение (ксерокопирование) произведений по запросам пользователей. В соответствии с данным Законом библиотекам разрешено ксерокопирование отдельных статей из периодических и продолжающихся изданий и книг по запросам пользователей без согласия автора или иного обладателя исключительного права при условии указания источника заимствования и страниц. Государственной публичной библиотеке, как правообладателю, принадлежит исключительное право использовать служебные произведения, как в целях обслуживания пользователей, так и для извлечения дополнительного дохода или без такой цели, в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Это может быть издание произведения в печатной форме или размещение на сайте; воспроизведение, т.е. изготовление одного и более экземпляров, или части в любой 11 материальной форме; осуществление записи на электронном носителе; распространение путем продажи на основе заключения договора об отчуждении исключительного права или лицензионного договора с другими организациями с целью предоставления им права применения. Отметим также, что подзаконный нормативный правовой акт распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме» от 25.04.2011 г. № 729-р включает следующие библиотечные услуги по предоставлению доступа: · к изданиям, переведенным в электронный вид, хранящимся в библиотеках субъектов Российской Федерации, в том числе к фонду редких книг с учетом соблюдения законодательства об авторском праве; · к справочно-поисковому аппарату и базам данных библиотек. При оказании платных услуг (обслуживания) государственным публичным библиотекам необходимо учитывать требования федеральных законов «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8.08.2002 г. № 128-ФЗ и «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, регулирующих лицензирование отдельных видов деятельности, в том числе оказание услуг в области образования. Так, Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» касается необходимости получения лицензии для осуществления таких видов деятельности, как реставрация объектов культурного наследия; публичный показ аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале; воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей. Обязательному лицензированию в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» также подлежит деятельность, связанная с реализацией образовательных программ, так называемая образовательная деятельность. Особенности развития гражданско-правовых отношений и использования публичными библиотеками бюджетных ассигнований в современных условиях административной 12 и бюджетной реформ регулирует Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ. Он устанавливает выделение бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг (ст. 69); предоставление субсидий бюджетным учреждениям на оказание государственных услуг (ст. 69.1); определяет содержание государственного задания, основные показатели, характеризующие объем оказываемых государственных услуг, выполняемых работ (ст. 69.2). Отмечается, что финансовое выполнение государственного задания осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Государственное задание формируется для бюджетных учреждений их учредителями. При этом оно содержит: показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных услуг; порядок контроля за его исполнением; требования к отчетности об исполнении задания. Государственное задание на оказание услуг включает: определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг; порядок их оказания; предельные цены (тарифы) на оплату услуг. Показатели государственного задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание услуг, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного задания бюджетным учреждением. В соответствии с частью 2 Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ не подлежат налогообложению услуги, оказываемые учреждениями культуры и искусства, к числу которых относятся государственные публичные библиотеки. Среди них такие услуги, как изготовление копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопирование, репродуцирование, ксерокопирование, микрофильмирование с печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов; изготовление копий звукозаписей из фонотек; доставка читателям и прием у читателей печатной продукции из фондов библиотек; составление списков, справок и каталогов экспонатов, материалов и других предметов и коллекций, составляющих фонд. Перечисленные услуги не облагаются налогом на добавленную стоимость. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1 обеспечивает защиту прав по- 13 требителей-пользователей библиотек, которым предоставляются библиотечно-информационные услуги. Он регулирует ответственность и обязанности производителей, каковыми являются государственные публичные библиотеки, определяет права потребителей. Данный Закон устанавливает также требования качества и безопасности к товару, включая библиотечно-информационную продукцию и услуги. Современную концепцию регулирования деятельности организаций, включая государственные публичные библиотеки города Москвы, предложил Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ. Основная цель — сократить внутренние издержки организаций, направленные на оказание разнообразных услуг населению; повысить эффективность их работы и привлечь внебюджетные источники финансирования. В этих условиях происходила перестройка деятельности государственных публичных библиотек города Москвы, направленная на осуществление государственного задания, которое обеспечивается за счет финансирования на основе получения субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также получения дохода, сверх установленного государственного задания при условии, что это предусмотрено в их уставе, в самостоятельное распоряжение. Создание государственного задания потребовало от государственных публичных библиотек осмысления всей своей деятельности, определения не только основных параметров (объема, качества, состава, содержания, условий, порядка) и результатов их оказания для населения, но и определения того, какие услуги будут бесплатными, а какие платными, составления их перечней. Для создания услуг (бесплатных и платных), имеющих в любом случае стоимостную оценку и принимающих форму услуги, работы или продукта, обращающихся на рынке, источниками и инструментами являются информационные, трудовые, материально-технические ресурсы и технические средства и технологии, имеющиеся в государственных публичных библиотеках города Москвы. Что создает принципиально новые проблемы — экономические, правовые, технологические. 14 Основными показателями бесплатных услуг во многих государственных публичных библиотеках города Москвы выступают: количество посещений; количество книговыдач; количество новых поступлений в фонд — обновляемость фонда. При оказании платных услуг (обслуживания) государственным публичным библиотекам необходимо учитывать требования федеральных законов «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8.08.2002 г. № 128-ФЗ и «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, регулирующих лицензирование отдельных видов деятельности, в том числе оказание услуг в области образования. Так, Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» касается необходимости получения лицензии для осуществления таких видов деятельности, как реставрация объектов культурного наследия; публичный показ аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале; воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей. Обязательному лицензированию в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» также подлежит деятельность, связанная с реализацией образовательных программ, так называемая образовательная деятельность. Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ устанавливает обязательность применения всеми организациями, включая публичные библиотеки, при осуществлении ими наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг контрольнокассовой техники. Специальным постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» от 6.05.2008 г. № 359 утверждены Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники и формы бланков строгой отчетности для организаций, осуществляющих денежные расчеты при осуществлении дея- 15 тельности, приносящей доход. Положения данного постановления могут применяться публичными библиотеками, о чем свидетельствует письмо Министерства культуры Российской Федерации «О способах денежных расчетов с населением при оказании платных услуг библиотеками» от 3.07.1997 г. № 01-125/16-29, которое разъясняет, что библиотеки при осуществлении денежных расчетов за оказание платных услуг населению могут использовать как контрольно-кассовую технику, так и формы бланков квитанций.

 

ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ИСТОЧНИКИ ПАТЕНТНОГО ПРАВА. СОДЕРЖАНИЕ ПАТЕНТНЫХ ПРАВ.

Патентное право

Патентное право – это правовой институт, который входит в подотрасль права интеллектуальной собственности.

Патентное право в объективном смысле – это совокупность норм регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в связи с признанием авторства и охраной изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, установлением режима их использования, получением вознаграждения и защитой прав их авторов и патентообладателей.

Патентное право в субъективном смысле представляет собой исключительное или личное неимущественное право конкретного субъекта, связанное с определенным изобретением, полезной моделью или же промышленным образцом. Патентное право оформляет правовую охрану результата интеллектуальной деятельности, которым является техническое либо дизайнерское решение задач в области техники, науки, производства, направленное на достижение новых, ранее не известных технических результатов. Технический результат может выражаться в частности в увеличении скорости летательных аппаратов, в снижении токсичности лекарств или же иных веществ, в создании новых материалов, нанотехнологии.

Нанотехнологии – это новшества в сфере, где объем предметов составляет менее 1го микрона.

Направление нанотехнологий:

1. Это создание холодных, пластичных источников света

2. Продление срока жизни

3. Полное омоложение организма

4. Иные задачи

Любая практическая задача в сфере патентного права решается исключительно техническими средствами, а не экономическими, организационными или же маркетинговыми. Виды технических решений, которые подлежат правовой охране, раскрываются через понятие объекта патентного права или же объекта промышленной собственности.

Объектами патентного права являются (статья 1349 ГК РФ):

1. Изобретение

2. Полезные модели

3. Промышленные образцы

На изобретение, которые содержат сведения составляющую государственную тайну распространяются специальные правила – это правила статей с 1401 и по 1405 ГК РФ, а также изданные в соответствии с ними иными НПА, в частности ФЗ «о государственной тайне».

Отличие объектов промышленной собственности от других результатов интеллектуальной деятельности заключается в их правовой природе. Потребность в патентном праве обусловлена невозможностью прямой охраны соответствующих объектов средствами авторского права. Все результаты интеллектуальной деятельности имеют нематериальный характер, но у этих результатов различные правовые свойства.

Для объектов авторского права приоритетное значение имеет форма, а для объектов патентного права решающее значение имеет содержание. Более того изобретения, полезные модели, промышленные образцы, в принципе, повторимы, то есть всегда возможно создание аналога. В процессе поиска технических решений одинаковые аналогичные объекты могут быть созданы независимо друг от друга разными лицами. Поэтому объекты патентного права охраняются при условии их специального оформления и государственной регистрации. Объекты промышленной собственности сами по себе относятся к числу естественных технических явлений, а не к юридическим понятиям, но в одном случае объект права очевиден, а в другом случае его необходимо определять, квалифицировать именно в качестве изобретения, полезной модели или же промышленного образца. В сфере патентного права в оборот вошло понятие патентоспособности.

Патентоспособность это юридическое свойство объекта промышленной собственности, характеризующееся наличием совокупности признаков необходимых и достаточных для признания технического решения, изобретением, полезной моделью или промышленным образцом в соответствии с патентным законодательством данной страны. Для разных объектов патентного права закон устанавливает различный набор признаков патентоспособности.

Охрана объектов патентного права предполагает формализацию в законе их признаков, соблюдение специального порядка, определение приоритетов, проверку новизну и установление особого режима использования. Для этого специально уполномоченный орган (Роспатент) устанавливает первенство, которое именуется приоритет, за лицом, которое первым создало техническое решение и заявило о нем. Роспатент применяет специальную процедуру, которая именуется патентная экспертиза, и тем самым проверяет заявленное техническое решение иным условиям патентоспособности.

Объект промышленной собственности признается изобретением, полезной моделью, промышленным образцом в соответствии с патентным законодательством страны, что оформляется выдачей специального документа – патента. Патент предоставляет его владельцу исключительное, а именно монопольное право, на дальнейшее использование такой разработки.

Не могут быть объектами патентных прав в силу прямого указания (статья 1349 ГК РФ пункт 4):

1. Способы клонирования человека

2. Способы модификации генетической целостности клеток зародышевой линии человека

3. Использование человеческих эмбрионов в промышленных и коммерческих целях

4. Решения, которые противоречат общественным интересам, принципа гуманности и морали

Основными личными правами автора объекта промышленной собственности являются:

Право авторства - признание создателем определенного объекта, подтвержденное выдачей патента (свидетельства). Право авторства запрещает иным лицам признавать себя авторами изобретения, является неотчуждаемым и не имеет предельных сроков защиты.

Право на получение патента.

Право на передачу патента иным физическим или юридическим лицам.

Имущественным правом автора служебного изобретения, который не является патентообладателем, признается право на вознаграждение.

Исключительное право собственности на изобретение, полезную модель или промышленный образец регулируется ст. 1358 Гражданского кодекса РФ. Данное право имеет факт признания и защиты при условии государственной регистрации результата интеллектуального труда с выдачей патента на изобретение (ст. 1353 ГК РФ). Патенообладатель вправе использовать свои изобретения по своему усмотрению, в том числе давать запрет или разрешение на использование результатов его труда другими лицами (ввоз на территорию РФ, предложение о продаже, изготовление и применение, хранение продукта, созданного на основе названного авторского изобретения и т.д.).

Исключительное право собственности на изобретение, полезную модель или промышленный образец регулируется ст. 1358 Гражданского кодекса РФ. Данное право имеет факт признания и защиты при условии государственной регистрации результата интеллектуального труда с выдачей патента на изобретение (ст. 1353 ГК РФ). Патенообладатель вправе использовать свои изобретения по своему усмотрению, в том числе давать запрет или разрешение на использование результатов его труда другими лицами (ввоз на территорию РФ, предложение о продаже, изготовление и применение, хранение продукта, созданного на основе названного авторского изобретения и т.д.).


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.