Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2024-02-15 | 82 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
В библиотечной и информационной науке типизация научных исследований практически ничем не отличается от принятой в социальных наука.
В зависимости от ориентации на достижение теоретических или практических целей, исследования подразделяются на теоретические (базовые) и прикладные (эмпирические).
Теоретические исследования направлены на углубление и расширение знания об основных законах и принципах, характеризующих развитие библиотечной и информационной науки как единого целого. Они ориентированы на внутренние потребности библиотечной и информационной науки; на разработку обобщенных идей и методов познания, дающих представление об ее глубинных основах; на получение новых знаний о еще непознанных характеристиках библиотечных и информационных объектов, явлений, процессов. Самодовлеющей целью теоретических исследований является получение объективного и истинного знания. Теоретические исследования не преследуют сиюминутных практических целей и их результаты могут быть внедрены в практику в весьма отдаленном будущем.
Прикладные исследования направлены на использование знаний, полученных в результате проведения теоретических исследований для решения проблем, тесно связанных с практическими интересами библиотек и информационных центров. Новое знание, которое может быть приобретено в ходе проведения прикладных исследований, является средством возможно более оперативного решения вполне определенной конкретной практической задачи.
Теоретические и прикладные исследования отличаются по своим целям и направлениям научного поиска. Однако было бы неверным резко разграничивать теоретические и прикладные исследования: в ходе реализации прикладные исследования могут перерастать свои рамки и давать результаты, имеющие теоретическое значение.
|
Типизация библиотековедческих и информационных исследований может проводиться также на основе выделения методов, в них используемых:
– экспериментальное исследование (метод эксперимента);
– сравнительное исследование (сравнительный метод);
В зависимости от глубины анализа объекта изучения прикладные библиотековедческие и информационные исследования подразделяются на пилотажные, дескриптивные и аналитические.
Пилотажное исследование ориентировано на получение самых общих сведений об объекте изучения. Подобные исследования способствуют определению актуальных проблем библиотечной и информационной науки, установлению приоритетов в их изучении, выдвижению новых идей и гипотез.
Дескриптивное (описательное) исследование направлено на описание объекта изучения, на получение обобщенных сведений о нем, его структурных элементах, их качественной и количественной определенности. Такое исследование позволяет проводить сопоставление и сравнение отдельных характеристик изучаемых объектов и выявлять наличие связей между ними. Как правило, описательные исследования проводятся на базе подробно и тщательно разработанной программы и на основе инструментария, уже апробированного ранее в других исследованиях.
Аналитическое исследование направлено на выявление сущности изучаемых объектов и установления тех связей, отношений и зависимостей, которые определяют их существенные черты и характеристики. В подобных исследованиях большое внимание уделяется установлению генетических, функциональных, каузальных и других связей между объектом и воздействующими на него факторами, условиями становления, развития, трансформации по временной перспективе. Аналитические исследования способствуют уточнению знаний, которые были использованы для объяснения сущности изучаемого объекта и на этой основе способствуют выявлению закономерностей развития библиотечной и информационной науки, являются базой углубления и расширения теоретического и методологического знания.
|
В зависимости от частоты обращения исследователя к изучаемому объекту и хронологической глубины необходимых ему сведений библиотековедческие исследования подразделяются на однократнопроводимые (разовые) и повторные (многократнопроводимые). Однократно- проводимые исследования позволяют получить ту информацию об объекте изучения, которая является характерной для него в строго определенный период времени, очерченный рамками исследования.
Повторные исследования – это исследования, проводимые несколько раз через определенные промежутки времени этим же или другим ученым по одной и той же теме.
Повторные исследования подразделяются на лонгитюдные, когортные, трендовые, панельные.
Лонгитюдное исследование предполагает длительное изучение одной и то же совокупности (группы), многократную регистрацию определенных показателей через строго установленные промежутки времени для выявления их динамики и взаимовлияний.
Когортные исследования проводятся на определенной группе (когорте) предметов / субъектов изучения (читатели библиотеки, тип библиотек и др.) через определенный период времени.
Трендовые исследования проводятся на аналогичных выборках ге- неральной совокупности определенной изучаемой группы с интервалами во времени для изучения содержания и динамики изменений в целях выявления тенденций (трендов) этих изменений.
Панельное исследование – исследование, проводимое по одной и той же выборке и по единой методике через определенный интервал времени в целях выявления динамики событий, их причинно-следственных связей и др. Панель – это совокупность одних и тех же респондентов, которые участвовали в базовом и в повторном исследовании. Псевдопанель – совокупность респондентов, подобранная по критерию совпадения основных показателей тех респондентов, которые участвовали в базовом исследовании.
В зависимости от масштабов выделяют международные, региональные, национальные, локальные исследования (проводимые на базе одной ЦБС, одного аналитико-информационного агентства, одного интеллект- центра и др.)
|
Традиция проведения количественных и качественных исследований занимает прочное место в отечественном и зарубежном библиотековедении. В общем объеме проводимых НИР преобладают исследования количественного типа. Однако это не означает, что интерес к качественным исследованиям отсутствует, так как организуя количественные исследования разработчики могут сталкиваться с их ограниченными познавательными возможностями, ведущими к недостаточности полноты и глубины информации о предмете изучения. При переориентации программы научного исследования на качественные методы удается получить объективные, надежные, достоверные и воспроизводимые знания об изучаемом сегменте библиотечной реальности. В отечественном научном сообществе укоренено понимание того, что количественные и качественные исследования дополняют друг друга и их совместное использование позволяет получить достоверную и надежную информацию о библиотечной реальности.
Количественные исследования проводятся, когда необходимы точные и надежные количественные сведения о предмете изучения или его отдельных аспектах, когда выявляются его множественные признаки и параметры, когда ставится задача определения динамических тенденций в его развитии и др.
Качественные исследования оказывают неоценимую помощь при изучении работы библиотеки / ее отдельных подразделений в условиях нестабильности (управленческой, финансовой), неопределенности и слабой прогнозируемости развития факторов, которые на нее влияют и будут влиять в будущем. Они полезны при выяснении характера и сущности каких – либо динамично развертывающихся в библиотеке процессов, вектор направленности которых неочевиден, а существующие методы изучения не позволяют получить непротиворечивую и полную информацию о них (например, увеличение числа пользователей библиотеки с одновременным снижением посещаемости). Данный тип исследования необходим при одновременной апробации в библиотеке нескольких инновационных изменений (например, 2–3 вида сервисных услуг), содержательно мало отличающихся друг от друга, для последующего выбора и внедрения только одной из них. Качественные исследования незаменимы при глубинном изучении тем / проблем высокой степени сложности, которые могут оцениваться респондентами как крайне деликатные и осознаваться как болезненные, например, формирование фонда библиотеки, находящейся в полиэтническом регионе, литературой религиозного содержания.
|
В широкомасштабных библиотековедческих проектах, например по изучению перспектив развития библиотечно-информационного образования, качественные исследования могут предварять количественные для уточнения формулировки подлежащих проверке гипотез; они могут также организовываться и по завершении количественного исследования для более глубокого понимания и объяснения полученных результатов в случае их возможной неоднозначности и противоречивости. Качественные исследования всегда включают в себя количественные методы сбора и анализа данных, что в свою очередь позволяет более глубоко понять исследуемый предмет.
Тем самым, различие исследовательских стратегий – количественной и качественной – не ведет к противостоянию данных типов исследований. Проведение в рамках одного проекта и количественного и качественного исследования (если существуют финансовые и временные возможности) создает невероятно благоприятные условия для значительной интенсификации процесса получения нового библиотековедческого знания, укрепления его эмпирического и теоретического уровней, а также, что видится крайне важным, уровня его философских предпосылок и оснований.
Многообразие сущностных различий качественных и количественных исследований заставляет остановиться на рассмотрении данной проблемы более подробно.
Философской базой количественных исследований является позитивизм (О. Конт, Д. Стюарт Миль, Г. Спенсер, Б. Рассел и др.), а качественных – феноменология (Э. Гуссерль), натурализм, герменевтика
(Шлейермахер, Дильтей, Х. Г. Гадамер и др.).
При принятии решения о методологии, которая будет лежать в основе проведения библиотековедческого исследования, учитывается сущность изучаемой проблемы, требуемая глубина изучения, степень и масштабы ее распространенности, предполагаемая научная и практическая значимость результатов и др.
Качественные исследования позволяют изучать микросоциальные явления, а количественные – макросоциальные. Качественные исследования ориентированы на понимание смысла происходящих явлений / событий / процессов как предметов изучения и др. Количественные исследования направлены на то, чтобы получить количественную информацию о предмете изучения, измерить его параметры, установить взаимосвязи и взаимозависимости между ними. В связи с этим маститые ученые рекомендуют новичкам выбирать качественный тип исследования, если нужно ответить на вопросы «почему?» и «как?», на вопросы
|
«что?» и «сколько?» отвечают количественные исследования.
Количественные исследования в обязательном порядке предполагают формулировку цели и задач. В качественных исследованиях, по мнению многих специалистов, лучше формулировать не цель и задачи, а изучаемую проблему, так как в данном типе исследования по мере появления новой информации следование заранее определенным задачам может не позволить глубоко изучить интересующий разработчиков предмет.
Формирование гипотез как явно или неявно выраженных предположений о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы в этих типах исследований также различно.
В количественных исследованиях гипотеза формулируется до начала проведения исследования, при этом в ходе исследования не предполагается ее модификации, а задача исследователя состоит либо в ее подтверждении, либо в отказе от нее, как не прошедшей верификацию.
В качественных исследованиях гипотезы формируются непосредственно в ходе самого исследования при получении первичных данных об изучаемой проблеме. При получении от респондентов какой-либо новой информации – гипотеза может изменяться, а в том случае, если эта информация отличается большой степенью неопределенности, то может проверяться несколько гипотез.
В научных исследованиях – и количественных и качественных – большую роль играет выборка – микромодель генеральной совокупности, которая является средством проверки предположений или гипотез свойствах, характеристиках изучаемых предметов и явлений. Значимость выборки в исследованиях, как известно, связана с тем, что она во многом обуславливает качество анализа и интерпретации получаемых результатов и валидность исследования. Выборочную совокупность в обоих типах исследований составляет определенное число элементов генеральной совокупности, отобранных по строго заданным критериям. Если в количественных исследованиях размер выборки определяется до проведения исследования, то в качественных – планируемый до начала исследования размер выборки может увеличиваться в ходе проведения исследования, когда ученому становится понятно, что он не получил полной и глубокой информации об изучаемой проблеме, что есть аспекты, которые в силу ряда причин не были не только освещены респондентами, но даже и просто затронуты. Возможна и другая ситуация: планируемый размер выборки может потребовать сокращения, так как ученый, общаясь с респондентами, получая информацию об интересующей проблеме из документов, интервью, кейс-стадис и др., не обнаруживает в ней новых аспектов.
В связи с этим в количественных исследованиях размер выборки в большей степени зависит от изучаемого предмета и от гомогенности респондентов, а в качественных исследованиях – от исследовательской проблемы и выбранных научных методов. Безусловно, что в качественных исследованиях размер выборки значительно меньше, чем в количественных и такая выборка, разумеется, менее репрезентативна по отношению к генеральной совокупности. Это налагает особую степень ответственности на разработчиков проекта. В качественных исследованиях разработчику важно выстраивать свои взаимоотношения с респондентами на основе интерактивного подхода, заключающегося в готовности к сотрудничеству с респондентом, в проявлении интереса и терпимости к его мнению, в умении вести диалог, задавать деликатные вопросы, не затрагивая честь, достоинство человека и не ставя под сомнение его ценность как личности и др.
В качественных исследованиях возникает и другая проблема: невероятно важно определить, почему / по какой причине тот или иной человек отказался в нем участвовать: нежелание обсуждать проблему; понимание, что его точка зрения не является доминирующей; ощущение, что от высказанных им взглядов ничего не изменится и др. При выявлении причин отказа, ученый должен сделать все возможное для того, чтобы потенциальный респондент пересмотрел свою позицию, так как не все- гда доминирующая или популярная в какой-либо группе специалистов точка зрения является более правильной / логичной / обоснованной / имеющей право на существование и т. д. Неспособность переубедить респондента и нежелание мотивировать его к участию в исследовании в качественном исследовании – это всегда путь к получению однобокой информации о проблеме изучения, что, безусловно, ставит под вопрос и уровень профессионализма исследователя и, тем более, полученные им данные.
В рассматриваемых типах исследований рассматриваются различные типы выборок.
В количественных исследованиях наиболее целесообразные вероятностные типы выборок, в качественных – невероятностные, и при этом отбор респондентов может носить целевой и стихийный характер. Целевой отбор выборки можно использовать, когда например, отбираются на основе какого-либо принципа эксперты по какому-либо библиотечному направлению для выяснения тенденций его развития. В этом случае исследователю важно знать основные / необходимые для исследования характеристики экспертов, например, место работы, занимаемая должность, стаж работы в библиотечной отрасли, наличие и тематика научных публикаций и др.
В качественных исследованиях могут использоваться такие типы вероятностных выборок, как типичных представителей, стихийного отбора основного массива и др. Выборка методом снежного кома – одна из наиболее востребованных в качественных исследованиях. Она может применяться, когда изучается какая-либо небольшая по размеру группа респондентов, отражающая небольшую генеральную совокупность: эксперты по узкой проблеме; выпускники библиотечной школы, имеющие трехлетний стаж работы по специальности и проживающие в городе N; общественные деятели, поэты, писатели с базовым библиотечно- информационным образованием и др.
Основными методами, используемыми в количественных исследованиях в библиотековедении являются наблюдение, эксперимент, опрос, контент-анализ (формализованный). В количественных исследованиях может использоваться только один из названных методов, хотя известны случаи использования нескольких, например, методов наблюдения совместно с методами опроса.
Спектр методов, применяемых в качественных исследованиях, достаточно широк и позволяет выбрать наиболее эффективные для постижения предмета изучения. Наиболее востребованными методами качественных исследований являются: метод анализа документов, включенное наблюдение, глубинное интервью, метод фокус-групп, метод кейс- стадис, биографический метод (устная история, история жизни, история семьи), метод восхождения к теории и др.
В качественных исследованиях редко используется какой-либо один метод. Возможность использования нескольких методов, их комбинирование позволяет изменять исследовательскую стратегию при появлении о предмете новой информации, требующей многоаспектного и глубокого изучения. В ходе исследования разработчик может отказаться от запланированного к применению метода или дополнить его другим. Так, например, в исследовании, связанном с изучением истории становления и развития библиотек в каком-либо городе / регионе в хронологически очерченный период, общаясь с респондентами, можно перейти от биографического интервью к методу анализа документов (дневников, писем, фотографий), а затем для уточнения каких-либо недостаточно проясненных сведений вновь вернуться к интервью. Использование данных методов позволит получить более надежное и многоаспектное представление о предмете изучения. Методы, техники и способы изучения предмета в качественных исследованиях не столь стандартизованы и формализованы, как в количественных, а процедуры проведения исследований – не столь жестко регламентированы. Так, например, сбор информации ведется в свободной форме. При интервьюировании респондента программа интервью с указанием четкой последовательности вопросов может не составляться, достаточно сценария с указанием общих тем / проблем, подлежащих к обсуждению.
Интерпретация результатов, полученных в ходе проведения количественного и качественного исследования, является одним из самых важных этапов. Она всегда связана с пониманием как «…универсальной формой освоения и действительности и реконструкции смыслового содержания явлений исторической, социально-культурной, а также природной реальности» и объяснением как «с раскрытием закономерностей, которые лежат в основе данного явления».
Понимание и объяснение во многом определяется особенностями личностной и профессиональной структуры исследователя. Интерпретация результатов зависит также и от теоретической подготовленности исследователя, от его профессионального уровня и креативных возможностей. Она требует с его стороны создания теоретических идей, концепций, которые могли бы охватить не всегда однородные полученные результаты и придать им некое единство, целостность и многомерность.
Интерпретация всегда носит вероятностный характер и может меняться при появлении новых сведений о предмете изучения, при обнаружении ученым иных механизмов понимания и объяснения изучаемой реальности, при разработке им других теоретических концептов, позволяющих создать целостное и многомерное представление о предмете изучения и др.
5.2. АВТОРСКОЕ ПРАВО В СТРУКТУРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ В БИБЛИОТЕКЕ.
Авторское право – форма защиты объектов интеллектуальной деятельности в соответствии с национальными и международными соглашениями. Обладатель авторского права может использовать объект любыми, не противоречащими закону способами, и запрещать его использование третьим лицам.
Согласно Бернской конвенции к авторскому праву могут относиться:
· литературные и художественные произведения (пьесы, кинофильмы, рисунки и т.п.);
· переделанные литературные и художественные произведения (переводы, адаптации и т.д.);
· сборники литературных и художественных произведений (энциклопедии и т.д.);
· топологии интегральных микросхем;
· программа для ЭВМ;
· базы данных.
Автору литературного и художественного произведения принадлежат следующие права:
· исключительное право на произведение;
Под исключительными правами понимаются совокупность принадлежащих правообладателю (гражданину или юридическому лицу) прав на использование по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, и на запрещение или разрешение такого использования другими лицами.
· право на распространение (право на распространение действует до первой продажи объекта третьим лицам, то есть когда обладатель авторского права передал право на пользование объекта новому владельцу, последний может без разрешения использовать объект по собственному усмотрению);
· право авторства (право требовать признания своего авторства на созданный объект);
· право на перевод и переделку;
· право на обнародование произведения (передача в эфир, публичное исполнение)
Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений является одним из старейших документов в области защиты интеллектуальной собственности. В 1886 году договор подписали всего 10 стран. На сегодняшний день положения Бернской конвенции утвердило 117 стран.
Согласно Бернской конвенции минимальный срок действия авторского права на созданные объекты составляет 50 лет с конца года смерти последнего соавтора. Однако, с каждом годом все большее количество стран вносят поправки в законы с целью увеличения срока действия авторского права. Так, в России с 2004 года охрана на объекты авторского права составляет 70 лет с конца смерти последнего соавтора (Статья 1281 ГК РФ).
Помимо Бернской конвенции регулирование правовой охраны объектов интеллектуальной собственности осуществляется с помощью Соглашения ТРИПС или Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. В 2012 году Россия стала членом Всемирной Торговой Организации и, как следствие, должна выполнять требования по защите объектов авторского и смежного права согласно Соглашению ТРИПС, являющееся приложением к Соглашению ВТО.
Развитие технологий и цифровой среды вынудило стран-участников Бернской конвенции разработать дополнительный договор-соглашение по регулированию охраны произведений и прав их авторов в цифровой среде. Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) по авторскому праву представляет собой соглашение, устанавливающее требования к охране следующих объектов авторского права: база данных и компьютерные программы. Согласно этому документу, право на использование данных объектов должно относиться к исключительным правам.
Объекты, являющиеся недостаточно творческими или не имеющими творческого начала, охраняются правами, смежными с авторскими. Смежные права не являются авторским правом, но при этом имеют определенную взаимосвязь друг с другом и не распространяются на объекты авторского права как таковые.
К объектам смежных прав относятся объекты, которые представляются для публичного использования:
· исполнители;
· производители записей (фонограмма);
· организации эфирного вещания
Авторское право на то или иное произведение возникает автоматически при его создании. Это право относится не только ко всему творению в целом, но и к его отдельным частям и названию. Все права на результат интеллектуальной собственности принадлежат только создателю. При этом возникает две формы права: исключительное право (имущественное); неимущественные права – право на имя, право неприкосновенности и обнародования произведения, право авторства и т.д. В зависимости от того, какая категория авторского права нарушена, существуют различные механизмы его защиты. Защита исключительных прав предполагает следующие меры воздействия на нарушителя: признание права законного правообладателя; пресечение действий, нарушающих право правообладателя; изъятие у злоумышленников материального носителя; возмещение материального ущерба; публикация судебного решения по делу. Защита личных неимущественных прав сводится именно к прекращению действий, способствующих нарушению авторского права, а также к компенсации морального ущерба, нанесенного пострадавшей стороне. При этом, как и в некоторых других ситуациях, добиться справедливости автор может как используя внесудебные процедуры, так и подав исковое заявление в суд.
Самые распространенные объекты авторских прав: литературные, драматические, сценарные, хореографические, музыкальные произведения, фотографии, фильмы, произведения архитектуры, переводы, сборники (как результат составительства), программы для ЭВМ (перечень открыт), независимо от их регистрации и соблюдения каких-либо формальностей. По желанию правообладателя возможно проведение регистрации программ для ЭВМ и баз данных. Официальные документы, законы, судебные решения, государственная символика, фольклор, информационные сообщения не защищаются авторским правом.
Автору произведения принадлежат:
1. Личные неимущественные права
· право авторства - право признаваться автором произведения;
· право автора на имя - право использовать или разрешать использование произведения под своим либо вымышленным именем (псевдонимом) или анонимно;
· право на неприкосновенность произведения и защита его от искажений - не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение его при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями .
· право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить или дать согласие на действия, которые впервые сделают его доступным для всеобщего сведения путем опубликования, публичного показа или исполнения, сообщения в эфир, по кабелю и др.
Авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно.
2. Исключительное право на произведение
Автору или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.
Исключительное право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти, после чего произведение переходит в общественное достояние и может свободно использоваться любыми лицами.
3. Иные права
· право на вознаграждение за служебное произведение,
· право на отзыв - право до фактического обнародования произведения отказаться от ранее принятого решения об этом;
· право следования – право на часть цены оригинала при публичной продаже;
· право доступа к произведениям изобразительного искусства – право требовать у собственника оригинала возможность создания копии.
Нарушения авторского права
Нарушение авторских и смежных прав относится к преступлениям против конституционных прав и свобод человека и гражданина, ответственность за такие посягательства закреплена в статье 146 Уголовного кодекса РФ. Родовым объектом признаются общественные отношения, возникающие по поводу реализации личностью ее основных прав и свобод, а видовым – общественные отношения, обеспечивающие конституционные права и свободы человека и гражданина. В качестве основного непосредственного объекта выступают отношения по реализации гражданами права на свободу научного, литературного и художественного творчества, дополнительным являются имущественные интересы правообладателей, а факультативным могут быть честь, достоинство, деловая репутация автора или правообладателя.
Нарушение авторского права - использование без разрешения произведения, охраняемого авторским правом, в тех случаях, когда разрешение на использование требуется законом. Нарушение авторского права обычно состоит в самом факте использования без разрешения, например, экспонирование, воспроизведение, исполнение, передача по радио или телевидению, а также другие способы доведения произведения до всеобщего сведения без разрешения на это; распространение без разрешения, вывоз или ввоз экземпляров без разрешения; плагиат; искажение произведения и др.
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!