Глава 55 Договор и его значение в рекламной деятельности — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Глава 55 Договор и его значение в рекламной деятельности

2021-01-29 122
Глава 55 Договор и его значение в рекламной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Осуществление какой‑либо деятельности предполагает возникновение отношений, что, в свою очередь, предполагает заключение договора.

Договор в рекламном бизнесе   Договор  представляет собой соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей, при наличии общей воли и намерения участников породить те или иные гражданско‑правовые последствия (п. 1 ст. 420 ГК РФ). Из этого следует, что всякий договор может быть признан соглашением, но не всякое соглашение может быть признано договором.

Термин «договор» в рекламных отношениях употребляется в различных значениях. Это может быть:

юридический факт, лежащий в основе рекламного обязательства;

обоюдная сделка;

непосредственно рекламное обязательство;

документ, в котором закреплен факт установления рекламного правоотношения.

Поэтому для практических целей важно определять, в каком именно из приведенных значений употребляется партнерами термин «договор».

Применение положении Гражданского кодекса к договору  К обязательствам, возникающим из договора, применяются общие положения об обязательствах, если иное не предусмотрено общими правилами о договорах и правилами об отдельных видах договоров (п. 2, 3 ст. 420 ГК РФ).

Толкование договора  Для того чтобы общая воля участников могла быть реализована в договоре, он должен быть свободен от какого‑либо внешнего воздействия, заключен на общеизвестных принципах и понятен для участников договора. Премьер‑министр Индии Индира Ганди замечательно умела вести любые переговоры и договариваться. Ей принадлежит фраза: «Нельзя пожать друг другу руки со сжатыми кулаками».  

Бывают случаи, когда содержание договора вызывает неоднозначное его толкование и порождает споры между его участниками. Обусловлено это тем, что текст договора и его внутренние реквизиты определяются участниками договора, зачастую не искушенными в тонкостях гражданского права и не владеющими в полной мере его терминологией. В целях разрешения указанных споров статья 431 ГК РФ формулирует правила толкования договора, согласно которым судом (и всеми участниками. – Прим. автора)  во‑первых, принимается во внимание буквальное значение содержащихся в договоре слов и выражений. Во‑вторых, в случае неясности слов и выражений договор определяется путем сопоставления его условий со смыслом договора в целом и установлением действительной воли сторон, имеющей место при заключении договора.

Исследование доказательств в случае спора между участниками включает не только сам договор, но и другие сопутствующие обстоятельства: законодатель имеет в виду предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон (ч. 2 ст. 431 ГК РФ).

Значение договора в рекламном процессе  Как правило, «классический» договор рекламного агентства с заказчиком – лишь основание для оплаты услуг (работ). Он содержит только общие положения и не регулирует ни качество выполнения работ, ни разрешение конфликтов. Каким же должен быть «правильный» договор?

Как известно, договор относится к уникальным правовым средствам, в рамках которого интерес каждой стороны в принципе может быть удовлетворен лишь посредством удовлетворения интереса другой стороны.

«Правила игры нужно знать, но лучше устанавливать их самому  », – сказал Анджей Сток. Фраза точно соответствует современным требованиям гражданского права к самостоятельности и инициативности участников гражданского оборота.

Как известно, в рекламном бизнесе, где большая роль отводится доверительным отношениям по оказанию услуг, выполнению работ, созданию и распространению авторских прав на произведения, для участников необходимы хорошая ориентация в договорах и умение любому заказу и соглашению придать форму взаимоудобного и взаимовыгодного договора, где максимально выражена их общая воля.

Каждый договор представляет собой определенную форму рекламных отношений, поскольку юридически закрепляет конкретный вид отношений между партнерами.

В договорном сотрудничестве каждый участник ищет оптимальное положение, причем зачастую более выгодное по отношению к другой стороне. Это и порождает необходимость поиска компромисса между сторонами. Договор становится результатом компромисса. Например, получение заказа на проведение рекламной кампании можно признать успехом рекламиста, поскольку это – большой и разнообразный объем работ, внушительный бюджет, кроме того, при выполнении заказа на проведение рекламной кампании можно «спрятать отдельные недоработки», ведущие к ненадлежащему исполнению обязательств по отдельным аспектам заказа.

Иначе обстоит дело со специальным заказом на изготовление рекламного фильма, где исполнение требует большей точности соглашений и добросовестности сторон, поскольку слишком заметными могут быть негативные последствия. Договор между ними – это прежде всего обязательство создать соответствующий рекламный продукт.  

Договор учитывает множество интересов сторон и третьих лиц и способен обеспечить организованность и стабильность в рекламном процессе.

Например, рекламное агентство сомневается в том, что обычай делового оборота, применимый при производстве рекламной продукции, будет идентично интерпретирован заказчиком.

В этом случае на стадии переговоров следует внести в договор обычай делового оборота как условие.

Договор  – это основа перспективного сотрудничества и установления новых отношений.  

Кроме правовых способов применения, договор может быть использован и в противозаконных целях  (например, как средство ограничения конкуренции).

Договор может быть использован для прикрытия реальных целей. Так, договор на проведение рекламной кампании заключается с целью перевести деньги заказчика в фирму‑исполнитель, а проведение рекламной кампании – это прикрытие реальной цели по переводу денег. Деньги на рекламную кампанию не расходуются в указанных договором размерах.

Какая юридическая оценка может быть дана данному договору?

Такая сделка совершается с другой целью, не заявленной в договоре, т. е. согласно Гражданскому кодексу РФ относится к мнимым и притворным сделкам. Судом может быть признана недействительность договора,  и все приводится в прежнее состояние.

Эти и многие другие качества договора с неизбежностью обусловливают усиление его роли в рекламной деятельности и расширение сферы применения по мере развития новых форм сотрудничества, особенно в сфере PR‑отношений. Вместе с тем свойства договора сохраняются лишь до тех пор, пока обеспечиваются установленные в Гражданском кодексе РФ К принципы договорного права.

Поэтому рекламная деятельность немыслима без строгого соблюдения основных принципов:

договорного права:  законность, добросовестность, свобода договора, равенство сторон, диспозитивность норм договорного законодательства, обязательность надлежащего исполнения, ответственность за неисполнение, презумпция вины должника (см. Гражданский кодекс РФ);

предпринимательства и рекламы.  

 

 

...

РЕКОМЕНДАЦИЯ

Договор в сфере рекламной деятельности не имеет прямого регулирования в законодательстве и должен заключаться на принципе Sub condicione, т. е. на определенном условии.

 

Незначительный опыт договорных отношений в российском бизнесе демонстрирует низкую договорную культуру участников.

Проблемы заключения договора в рекламном бизнесе состоят в:   применении шаблонов. Многие фирмы применяют шаблоны договоров, заимствованные у конкурентов или скопированные из сомнительных Интернет‑сайтов без адаптации к специфике своей деятельности;

 

 

...

Вот при мерный рейтинг «аргументов» менеджеров рекламных агентств, объясняющих, почему их договор не надо переделывать, а надо подписывать такой, какой есть:

• У нас все клиенты такой договор подписывают без вопросов. (Местный бестселлер!).

• Вы нам не доверяете?! (Аргумент в пользу безосновательного доверия.)

• Мы можем упустить драгоценное время на разработку договора и опоздать с актуальностью рекламной кампании и разработкой креатива (дизайн‑макета)?! (Аргумент в пользу оперативности в ущерб взаимовыгодности.)

• Составить такой договор, как вы требуете, очень сложно (очень долго). (Аргумент трудоемкости.)

 

недооценке значения договора. Даже в современных условиях рыночной экономики некоторые участники рынка, недооценивая значение договора, превращают договор в фикцию, лишая его таких свойств, без которых он существовать не может, и договор становится мнимой или притворной сделкой, либо не является документом, либо не попадает в зону прямого законодательного регулирования;

немотивированном отказе от выполнения обязательств. Не выполнив все условия договора, его участники фактически прерывают отношения, хотя юридически договор не прекращен или вместо надлежащего выполнения своих обязательств призывают друг друга к морали и совести;

отсутствии пункта «Авторские имущественные права». Пример формулировки: «Исключительные имущественные права на использование готовой продукции принадлежат заказчику, что должно быть отражено в акте приема‑передачи. Но заказчик может разрешить исполнителю разместить продукцию, например на сайте агентства. Любое другое использование продукции, полностью или частично, исполнителем или другими лицами, без согласия заказчика недопустимо. Санкции оговариваются». А вот авторские права на готовую продукцию, как правило, принадлежат исполнителю, точнее, тем людям (подрядчикам, работникам), которые эту продукцию создавали. Никто не может запретить им называться авторами;

конфиденциальности.  В договоре обязательно должны быть прописаны обязательства, меры, сроки и санкции, касающиеся неразглашения любой информации, связанной с деятельностью сторон по настоящему договору;

недостатке гарантий.  Многие считают, что договор – это и есть гарантия, а это только форма соглашения. Гарантии – это способы обеспечения обязательств, способы выхода из договора или перемены лиц в обязательстве. Эти аспекты должны найти отражение в договоре, иначе при любых нарушениях и отклонениях теряется позитив и энтузиазм в отношениях.

 

 

...

ПРИМЕР. Спор, связанный с клише подписи на договоре

Фирма X отказалась от выполнения условий договора и выплаты неустойки Рекламному агентству У, сославшись на недействительность клише подписи (факсимиле) в их двустороннем договоре.

Рекламное агентство потребовало компенсации и обратилось в суд, указывая на следующее положение договора: «Стороны признают равную юридическую силу собственноручной подписи и факсимиле подписи (воспроизведенное механическим способом с использованием клише) на дополнительных соглашениях к настоящему договору, а также на иных документах, имеющих значение для его исполнения, заключения или прекращения».

Рекламное агентство также указало, что все рекламные мероприятия завершены, что подтверждается техническим заданием заказчика и актами сдачи‑приемки. Но заказчик провел оплату не вовремя и не в полном объеме.

Решение спора в следующем. Действительно, согласие сторон на факсимиле должно прозвучать в документе, парафированном собственноручными подписями с обеих сторон.

В этом права фирма X.

Спор, связанный с заключением договора, не определенного в Г р ажданском кодексе РФ

Заказчик и исполнитель заключили договор на внедрение бизнес‑решений, согласно которому исполнитель создает и внедряет программные продукты, базы данных, технологии, секреты производства (ноу‑хау). Поскольку договором предусмотрено предоставление в пользование товарного знака, то данный договор был зарегистрирован в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

Исполнитель получил заказ и начал готовить план. Но затем заказчик отказался от участия в договоре, от своих обязательств, ссылаясь на его ничтожность.

Заказчик определил, что предмет договора на внедрение бизнес‑решений применяется по аналогии с договором коммерческой концессии, поскольку там оговаривается внедрение технологий и ноу‑хау. Суть договора коммерческой концессии заключается в предоставлении правообладателем комплекса исключительных прав пользователю на определенный срок за вознаграждение (право на фирменное наименование правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав: товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение и секрет производства).

Договор коммерческой концессии подлежит регистрации в ФНС России (п. 2 ст. 1028 ГК РФ). Это означает, что если в соглашении на внедрение бизнес‑решений есть элементы договора коммерческой концессии, то оно подлежит регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. При отсутствии подобной регистрации договора коммерческой концессии данное соглашение признается ничтожным.

 

Если возникает спор, связанный с выполнением условий договора, суд обязан установить истинную волю сторон и проверить, не сфальсифицирован ли договор. Подпись же является надежным инструментом установления проявленной воли сторон, так как обладает уникальными особенностями, позволяющими точно определить подписанта. Для идентификации корреспондента, направившего документ, используется графологическая экспертиза ОРИГИНАЛЬНОЙ ПОДПИСИ. Сторонам, кроме подписи, необходимо собственноручно написать в договоре какие‑либо слова (например, ФИО).

 

 

...

РЕКОМЕНДАЦИЯ

Правила использования факсимиле подписи руководителя Клише подписи можно использовать в нескольких случаях (п. 2 ст. 160 ГК РФ). Во‑первых, если такая возможность напрямую предусмотрена законом. Во‑вторых, в предпринимательском договоре факсимиле может быть использовано только при наличии между сторонами письменного соглашения.

Правовой режим применения факсимиле:

порядок использования факсимиле в организации необходимо четко закрепить в локальном нормативном акте;

следует обеспечить безопасное хранение клише;

необходимо назначить лицо, ответственное за хранение и использование факсимиле. Закрепить данную обязанность в его трудовом договоре или должностной инструкции;

составить исчерпывающий перечень документов, на которых подпись первого руководителя может быть воспроизведена с помощью факсимиле;

указать документы, где при применении факсимиле необходимо согласовывать текст документа с руководителем, чья подпись будет на нем воспроизведена;

факсимиле можно применять в текущей деловой переписке;

не применять факсимиле при выдаче доверенностей и подписании первичных документов (платежных и расчетных), а также счетов‑фактур. Следует учесть, что законодательство о бухгалтерском учете и о налогах не предусматривает использование факсимильного воспроизведения подписи руководителя при оформлении первичных документов и счетов‑фактур.

 

Вместе с тем Арбитражный процессуальный кодекс РФ не запрещает представлять факсимильное исполнение подписи в качестве доказательства воли стороны. Документы, полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи, а также документы, подписанные электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, допускаются в качестве письменных доказательств в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, иным нормативным правовым актом или договором (п. 3 ст. 74 АПК РФ). Значит, если между сторонами есть соглашение, суд примет во внимание подписанные факсимиле документы, и можно доказать ими зафиксированный факт волеизъявления.

В отношении клише, воспроизводящего подпись, можно провести идентификационную экспертизу. Эксперт с высокой степенью достоверности может установить, когда сделан оттиск, а также сделан ли он одним и тем же клише или использовались разные. Следовательно, в целях подстраховки руководство компании должно быть уверено в том, что контрагент использует одни и те же факсимиле. Графологическая экспертиза факсимиле невозможна.

 

Глава 56 Рекламный подряд

 

Предмет и существенные условия договора подряда  

Подрядные работы применяются в рекламе в случаях необходимости создания материализованных результатов. Причем рекламное агентство может первоначально выступить подрядчиком, а затем передать часть заказа другим лицам и выступить заказчиком для них. Например, рекламное агентство может для своего клиента разместить на типографии заказ на флексографическую печать самоклеющихся стикеров.

Работа –  деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц (ст. 38 НК РФ).

Согласно статье 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику (по акту сдачи‑приемки), а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Например, работы по изготовлению рекламного ролика включают изготовление раскадровок и аниматиков, проведение кастинга актеров, выбор натуры (в том числе с выездом в экспедицию), монтажно‑тонировочные работы (видеомонтаж и озвучивание), компьютерную графику и анимацию как постпродукцию к отснятому материалу, адаптацию – пере озвучивание, перемонтаж и прочие студийные работы.

 

 

...

Проблема неправильных или обобщенных формулировок предмета договора

Исполнитель (рекламное агентство) обязуется предоставить Заказчику:

НЕуслуги по размещению в рекламном блоке, а CD‑ДИСК (с копиями) с файлами (трех форматов: jpg, ai, eps) дизайн‑макета рекламного блока (1 шт., 260x133 мм, горизонтальный, цветной, разрешение 300 dpi); НЕ проведение маркетинговых исследований и представление результата, а два ОПРОСА (Приложение № 1. Техническое задание на проведение опросов), 1000 АНКЕТ (Приложение № 2. Содержание анкеты) и один ОТЧЕТ с обработанными анкетными данными (Приложение № 3. Содержание отчета) в виде одной ПАПКИ с принтерными распечатками (формат А4, цветные, бумага матовая 100 г/ м2) и одного CD‑ДИСКА с файлами (doc).

В чем различие? В том, что предметом являются услуги и работы, а не документы. Поэтому в «рекламных» договорах должны упоминаться материальные, а не «виртуальные» результаты работ.

 

Основные стадии проведения подрядных работ:

разработка заказчиком технического задания, определяющего основные требования к рекламе (способы и средства, рекламный бюджет, особенности содержания и формы рекламы);

формулировка предложений, содержащих техническое и технико‑экономическое обоснование целесообразности рекламы;

изготовление эскизов и проектов рекламной продукции;

создание рабочего проекта, содержащего полное описание рекламного продукта и включающего всю документацию, необходимую для его изготовления и эксплуатации.

Сутью подряда являются не работы сами по себе, а достижение результата работ (это первое существенное условие), что и отличает подряд от трудовых договоров (см. Трудовой кодекс РФ) и договора услуг (см. Гражданский кодекс РФ).

Созданный продукт (например, макет товара) имеет свойства товара и может быть объектом последующей продажи.

Существенными условиями договора подряда являются:

предмет договора (основное обязательство, цель, способы и направление проведения работ);

самостоятельное определение способа выполнения заданий подрядчиком;

ответственность заказчика за ненадлежащее качество предоставленных им материалов, оборудования, информации (например, устаревшие сведения), за обременение правами третьих лиц;

начальный, промежуточный и конечный сроки выполнения работ. В приложении к договору указывается «График работ и выплат». Но право отказаться от принятия результата работы и требовать возмещения причиненных просрочкой убытков (п. 2 ст. 405 ГК РФ) возникает у заказчика лишь при несоблюдении подрядчиком конечного срока выполнения работы. Процесс подрядных работ удобно разделить на этапы сдачи работ для увеличения гарантированности выполнения обязательств сторонами.

Комментарий. Например, в графике размещения рекламных щитов должны быть указаны сроки выполнения следующих работ: передача банеров Заказчиком Исполнителю; монтаж и демонтаж банеров; размещение банеров; предоставление фотоотчётов. Это найдет подтверждение в подписании актов приемки‑передачи как самих банеров, так и выполненных работ.

Правовой статус подрядчика и заказчика   Подрядчик:  

имеет право собственности на изготовленную вещь;

обязан использовать экономно и расчетливо материал, предоставленный заказчиком, а после окончания работы представить заказчику отчет о его израсходовании и возвратить остаток;

имеет обязанность передачи изготовленной им вещи в собственность заказчика;

в силу статьи 714 ГК РФ несет обязанности хранителя имущества, переданного ему заказчиком в связи с исполнением договора подряда. Ответственность подрядчика за несохранность такого имущества должна наступать по правилам статей 901, 902 ГК РФ в части, относящейся к возмездному договору хранения;

работы выполняет материалами, силами и средствами подрядчика, если иное не предусмотрено договором подряда (например, на начальном этапе маркетингового исследования заказчик предоставляет рекламному агентству необходимые информационные ресурсы, базы данных и т. д., и это не требует оформления договора купли‑продажи);

несет ответственность за отсутствие, низкое качество и несоответствие результата заданию, за неприменение тех методов, использование которых было оговорено сторонами в договоре (например, изготовление рекламной бутафории с браком или работы по перекраске кузова автомобиля в фирменные цвета заказчика рекламы не теми технологиями). Вместе с тем разделяет ответственность с заказчиком за несоответствие результата заданию, если в этом документе содержатся общие ф ормулир овки.

Заказчик:  

обязан дать подрядчику задание, если таковое не сформулировано со всей определенностью в самом договоре подряда (п. 1 ст. 702 ГК РФ). В заказе должны быть указаны базовые свойства изготавливаемого товара, его целевая аудитория и рыночное окружение (например, товар заказчика продается исключительно в супермаркетах или на мелкооптовых рынках).

Формулировки в задании заказчика должны быть конкретны, но в пределах его компетенции. Как рекомендовал Д. Огилви: «Не конкурируйте с вашим рекламным агентством в творчестве. Зачем держать собаку и самому лаять?»;

имеет право собственности на предоставленный им материал. Переход права собственности подрядчику на остаток материала возможен только с согласия заказчика при условии уменьшения цены работы и является, по существу, продажей этого остатка.

Кроме того, риск передачи заказчиком материала с недостатками, которые не могли быть обнаружены подрядчиком при надлежащей приемке материала, ложится на заказчика как собственника материалов. Этот риск состоит в возможности наступления последствий, предусмотренных пунктом 2 ст. 713 ГК РФ. Однако бремя доказывания невозможности обнаружения недостатков при надлежащей приемке материала лежит на подрядчике. Если это обстоятельство не доказано подрядчиком, обязанности заказчика оплатить работу не возникает.

Цена в договоре подряда  Цена не относится к числу существенных условий договора подряда. При ее отсутствии в договоре цена определяется на основе цены, взимаемой за аналогичные работы при сравнимых обстоятельствах (п. 3 ст. 424 ГК РФ). Но проще установить цену, которая будет состоять из суммы, компенсирующей издержки подрядчика (стоимость материалов, амортизация оборудования и т. п.), и вознаграждения за работу подрядчика.

Если цена работы определяется путем составления сметы, то смета должна стать частью договора. В пункте 4 ст. 709 ГК РФ установлена презумпция твердой цены работы, которая изменению не подлежит. Приблизительность цены должна быть обусловлена договором. Приблизительную цену можно превысить в порядке, установленном в пункте 5 ст. 709 ГК РФ, но только при возникновении необходимости в проведении дополнительных работ, требующих дополнительных расходов.

По общему правилу обязанность уплаты цены возникает у заказчика только после окончательной сдачи ему результатов работы. Следует обратить внимание, что досрочная сдача результатов работы допускается только с согласия заказчика.

Цели проверок заказчика   Целью проверки хода работы  является оценка заказчиком вероятности выполнения работы в предусмотренный договором срок. Если подрядчик к работам своевременно не приступил или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора (независимо от наличия оснований ответственности подрядчика) и потребовать возмещения убытков (п. 2 ст. 715 ГК РФ).

Целью проверки качества работы  является своевременное обнаружение недостатков и оценка заказчиком вероятности выполнения работы надлежащим образом. Если выявляются обстоятельства, свидетельствующие о том, что работа не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда (независимо от наличия оснований ответственности подрядчика) либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков (п. 3 ст. 715 ГК РФ).

 

 

...

РЕКОМЕНДАЦИЯ

Претензии по качеству результатов рекламных работ могут быть предъявлены подрядчику в период до подписания заказчиком акта сдачи‑приемки работы. В последующем невозможность внедрения или неэффективность применения результатов работ в большинстве случаев не может связываться с их качеством, поскольку подрядчик не отвечает за быстро меняющуюся ситуацию на рынке и неэффективные действия заказчика.

 

В случае спора бремя доказывания невозможности использования результата работы для указанных в договоре целей без предоставления подрядчиком соответствующей информации лежит на заказчике.

 

 

...

РЕКОМЕНДАЦИЯ

Дальнейшее участие подрядчика в деятельности заказчика по реализации результатов возможно в качестве коммерческого представителя – промоутера товаров фирмы, доверительного управляющего имуществом заказчика, дистрибутора наконец. Для продолжения сотрудничества рекламное агентство и фирма заказчика могут образовать хозяйственное объединение консорциального или холдингового типа.

 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.