Глава 50 Использование исключительного права на произведение — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Глава 50 Использование исключительного права на произведение

2021-01-29 129
Глава 50 Использование исключительного права на произведение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Исключительное право на произведение  

Автору произведения принадлежит исключительное право на произведение. Это означает, что он вправе распоряжаться или использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом (ст. 1229 ГК РФ).

Правовой режим исключительного права правообладателя:

правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением);

другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ;

исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (кроме исключительного права на фирменное наименование) может принадлежать одному лицу или нескольким лицам совместно;

доходы от совместного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации распределяются между всеми правообладателями поровну, если соглашением между ними не предусмотрено иное;

распоряжение исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации осуществляется правообладателями совместно, если Гражданским кодексом РФ не предусмотрено иное.

Использование произведения  Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:

воспроизведение произведения, т. е. изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко– или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения;

распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;

публичный показ произведения, т. е. любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;

импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;

прокат оригинала или экземпляра произведения;

публичное исполнение произведения, т. е. представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения;

сообщение в эфир, т. е. сообщение произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия;

сообщение по кабелю, т. е. сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции). Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия;

перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и т. п.). Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, т. е. внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя;

практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово‑паркового проекта;

доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).

Договорные формы передачи авторских прав при использовании произведения  Установить факт передачи прав и снизить риск обращения рекламного продукта можно двумя способами:

включить элементы авторского договора в стандартные договоры;

заключить авторский договор.

В настоящее время большинство компаний, которые напрямую связаны с использованием объектов авторского права – рекламные агентства, телекомпании, звукозаписывающие фирмы, книжные издательства и пр., – в большей своей части осознали важность заключения грамотных договоров об использовании объектов авторского права.

 

 

...

РЕКОМЕНДАЦИЯ

Любые охраняемые авторским правом произведения (в том числе литературные, аудиовизуальные, музыкальные; в том числе части произведений) могут быть использованы в рекламе только с согласия автора, что оформляется соответствующим авторским договором. Поэтому самая возможная реклама без авторских разрешений – это реклама с использованием произведений, в силу истечения срока не охраняющихся авторским правом (при этом необходимо сохранять уровень этичности).

 

Редакция СМИ, выпуская рекламный материал, должна быть уверена, что предоставляемый материал не нарушает чьих‑либо прав. Поэтому в договоре об использовании рекламного материала необходимо предусмотреть пункты, где рекламодатель гарантирует, что предоставленный для размещения рекламный материал не нарушает авторских или патентных прав и несет за это гражданско‑правовую ответственность. Например, в договор купли‑продажи можно включить пункт о передаче покупателю авторских прав на все, на что они могут распространяться, с гарантией продавца, что у него есть право передавать покупателю такие права.

В трудовой договор можно включить также положение о том, кому будут принадлежать исключительные права на все, что будет создано работником в рамках служебных обязанностей, и прописать, будет ли работник за это получать дополнительное вознаграждение.

Первая форма.   Договор об отчуждении исключительного права на произведение (ст. 1285 ГК РФ)

По договору об отчуждении исключительного права на произведение автор или иной правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права.

Вторая форма.   Лицензионный договор о предоставлении права использования произведения (ст. 1286 ГК РФ)

По лицензионному договору одна сторона – автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах.

Лицензионный договор заключается в письменной форме. Договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании может быть заключен в устной форме.

Заключение лицензионных договоров о предоставлении права использования программы для ЭВМ или базы данных допускается путем заключения каждым пользователем с соответствующим правообладателем договора присоединения, условия которого изложены на приобретаемом экземпляре таких программы или базы данных либо на упаковке этого экземпляра. Начало использования таких программы или базы данных пользователем, как оно определяется этими условиями, означает его согласие на заключение договора.

В возмездном лицензионном договоре должен быть указан размер вознаграждения за использование произведения или порядок исчисления такого вознаграждения.

Из статьи 1286 ГК РФ следует, что все права, прямо не указанные как переданные лицензиату по договору, считаются сохранившимися за правообладателем. В соглашении необходимо точно и подробно перечислить переданные права.

Третья форма.   Договор авторского заказа (ст. 1288 ГК РФ)  

По договору авторского заказа одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме.

Материальный носитель произведения передается заказчику в собственность, если соглашением сторон не предусмотрена его передача заказчику во временное пользование.

Договор авторского заказа является возмездным, если соглашением сторон не предусмотрено иное. Договором авторского заказа может быть предусмотрено отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, или предоставление заказчику права использования этого произведения в установленных договором пределах.

В случае, когда договор авторского заказа предусматривает отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, к такому договору соответственно применяются правила Гражданского кодекса РФ о договоре об отчуждении исключительного права, если из существа договора не вытекает иное.

Если договор авторского заказа заключен с условием о предоставлении заказчику права использования произведения в установленных договором пределах, к такому договору соответственно применяются положения, предусмотренные статьями 1286 и 1287 ГК РФ.

 

 

...

РЕКОМЕНДАЦИЯ

Разработка оригинального дизайна рекламных плакатов, наклеек, бумажных или полиэтиленовых пакетов, сувенирной продукции, кино‑, видео– и радиороликов, эффектных слоганов может быть заказана по вышеуказанному договору.

 

Заметим, что существует практика, когда работодатель пытается заменить данный договор трудовым в целях снижения оплаты автору, большей его подчиненности и перевода отношений в другое правовое поле (из гражданских в трудовые отношения).

Поскольку рекламодатель использует в своей рекламе произведения, то он несет ответственность в случае нарушения авторских прав в большей степени, чем рекламопроизводитель. Поэтому в договоре заказа на производство рекламного продукта рекламодателю рекомендуется переложить свою долю ответственности на рекламопроизводителя, который в таком случае вряд ли станет заимствовать чужие произведения при выполнении заказа.

 

 

...

ПРИМЕР. Типичные нарушения авторских прав

Несанкционированное использование произведений, права на которые принадлежат треть им лицам.

Проблема в том, что в России нет единой базы авторских прав и компания никогда не может быть абсолютно уверена в том, что, используя какую‑то фотографию, музыку, текст, она не нарушает чьих‑то прав. Участники рекламы могут проводить предварительное исследование, используя базу данных организаций по коллективному управлению авторскими правами, либо осуществить самостоятельный поиск в сети «Интернет», либо заказывать произведения.

• Использование в рекламе произведений в более широком объеме, чем это согласовано в авторском договоре.

Например, существенный фрагмент фотографии несогласованно внесен на рекламный щит или узнаваемый голос актера, снявшегося в телерекламе, несогласованно использован в радиоролике.

• Переработка творческого продукта без разрешения автора.

Если, например, автор не передал право на переработку произведения, это означает, что его можно использовать лишь в первоначальном варианте, и даже изменение деталей рисунка или музыкального фрагмента будет противозаконно, и рекламопроизводителю могут предъявить иск.

• Нарушение личных неимущественных авторских прав, что выражается в необозначении имени творца при использовании продукта его творчества или указании другого имени.

 

Следует отметить, что участники гражданского оборота предпринимают попытки представить передачу авторских прав как выполнение подрядных работ, аренду технических средств и оборудования. В этом можно усмотреть наличие притворной сделки, которая определяется в статье 170 ГК РФ как сделка, со вершенная с целью прикрыть другую сделку, и относится граж данским законодательством к ничтожным сделкам.

 

 

...

ПРИМЕР. Споры по авторским правам

В Москве был подписан и нотариально заверен авторский договор между Хаитом А. и Резниковым А., по которому автор передал режиссеру исключительные права на использование литературного произведения «Приключения кота Леопольда» (воспроизведение произведения; распространение любым способом; импорт; публичный показ; публичное исполнение; передача в эфир; сообщение для всеобщего сведения по кабелю; перевод; аранжировка, переделка и другая переработка произведения). Как установлено в договоре, вышеуказанные права были переданы без ограничения срока, на территорию всего мира и безвозмездно.

После смерти А. Хаита вдова и наследница автора обратилась в Пресненский суд г. Москвы с иском о признании договора недействительным на основании статьи 168 Гражданского кодекса РФ, поскольку стороны не договорились о размере авторского вознаграждения за передачу прав и порядке его выплаты.

В судебном заседании ответчик иск не признал. Режиссер ссылался на свободу договора, полагая, что стороны вправе были договориться о любых условиях, в том числе о безвозмездной передаче прав.

Решением Пресненского суда г. Москвы вдове А. Хаита в удовлетворении иска было отказано. Суд решил, что договор признанию недействительным не подлежит, поскольку в договоре «соблюдены все необходимые условия в части авторского вознаграждения – безвозмездно, т. е. 0 рублей».

В соответствии с Федеральным законом «Об авторском договоре и смежных правах» авторский договор является возмездной сделкой, следовательно, в оспариваемом договоре необходимо было определить размер и порядок выплаты авторского вознаграждения в виде процента от дохода за каждый способ использования произведения «Приключения кота Леопольда» (в том числе проценты за передачу прав на воспроизведение произведения, на публичное исполнение произведения и т. д.).

Данное существенное условие авторского договора сторонами не было согласовано, а в соответствии со статьей 432 ГК РФ договор считается заключенным, когда между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным его условиям. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида.

Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна и не влечет юридических последствий.

 

 

 

...

ВЫВОД

Если авторский договор о передаче исключительных авторских прав заключен как безвозмездный, то это противоречит требованиям законодательства, и поэтому договор не может считаться заключенным. (Источник: www.allpravo.ru.)

 

По поводу одного из результатов интеллектуальной деятельности между двумя коллегами по работе возник спор, причем один из них участия в творчестве не принимал, но оказывал другому техническое, консультационное и организационное содействие, а также помощь.

Можно ли признать второго коллегу автором? Нет. Согласно статье 1228 ГК РФ автор результата интеллектуальной деятельности – это гражданин, творческим трудом которого создан результат интеллектуальной деятельности, вследствие чего у него первоначально возникает исключительное право на этот результат.

Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использование, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ. Совместного творческого труда (соавторства) в данном случае не было.

• По договору подряда исполнителем были созданы программные продукты и базы данных, которые были в соглашении прямо не предусмотрены.

После окончания работ исполнитель потребовал от заказчика возмещения за использование последним созданных интеллектуальных продуктов.

Прав ли исполнитель? Нет. Как следует из пункта 1 ст. 1297 ГК РФ, исключительные права на программные продукты и базы данных, полученные в результате выполнения договора подряда или договора на выполнение научно‑исследовательских, опытно‑конструкторских или технологических работ, принадлежат исполнителю, если в соглашении прямо не предусмотрено создание программ или баз данных.

• Рекламное агентство при создании наружной рекламы использовало существенный фрагмент фотографии, взятой из сети «Интернет».

Есть ли у фотографии автор, а если есть, нужно ли с ним согласовывать внесение на рекламный щит указанного фрагмента фотографии? Рекламное агентство нарушило авторские права на фотографию.

• Телерадиокомпания обратилась в арбитражный суд с иском к редакции еженедельника о конфискации тиража издания с программой ее передач и взыскании компенсации за убытки, причиненные систематической перепечаткой таких программ из газеты, которой эта информация передается компанией по возмездному договору. Истец полагал, что программа теле– и радиопередач является результатом интеллектуальной деятельности сотрудников компании, поэтому у него в силу пункта 2 ст. 14 Федерального закона «Об авторском договоре и смежных правах» возникло исключительное право на использование программы как служебного произведения, и любая ее публикация без его ведома является нарушением авторских прав. После удовлетворения иска судом первой инстанции следующий суд в порядке надзора отменил решение, указав, что предметом спора между истцом и ответчиком является программа как доводимая до зрителей (слушателей) информация о времени выхода в эфир скомпонованных определенным образом теле– и радиопередач. Такая информация, опубликованная ранее в другой газете, стала общедоступной, и, кроме того, изложенная в обычной (неоригинальной) форме, она не образует самостоятельного произведения.

 

 

...

ВЫВОД

В соответствии со статьей 8 Федерального закона «Об авторском договоре и смежных правах» сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права, поэтому программа теле– и радиопередач как информация о времени их выхода в эфир не является объектом авторского права.

 

• Акционерное общество обратилось в арбитражный суд с иском к издательству о запрещении ответчику использовать в качестве наименования выпущенной в свет серии книг название «Энциклопедия для детей и юношества». Истец полагал, что использование этого названия нарушает его авторские права на часть (название) произведения, опубликованного истцом раньше, чем ответчиком, и состоящего из нескольких томов под общим названием «Энциклопедия для детей».

Арбитражный суд отказал в иске. Согласно статье 6 Федерального закона «Об авторском договоре и смежных правах» к объектам авторского права относится и часть произведения (включая его название), которая является результатом творческой деятельности и может использоваться самостоятельно. Однако истец не доказал творческого (оригинального) характера названия, использованного им для серии книг.

 

 

...

ВЫВОД

Название произведения подлежит охране как объект авторского права в случае, если является результатом творческой деятельности автора, оригинально и может использоваться самостоятельно.

 

Товарищество обратилось в арбитражный суд с иском к издательству о конфискации сборника рассказов, изданного ответчиком, и взыскании убытков. Суд, признав истца обладателем исключительных прав на сборник и его распространение, установил факт нарушения этих прав и удовлетворил иск.

Обжалуя это решение, ответчик ссылался на пункт 4 ст. 30 Федерального закона «Об авторском договоре и смежных правах», предусматривающий, что права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное. В авторском договоре нет прямого (дословного) указания на передачу автором исключительных прав товариществу, следовательно, полученные товариществом права являются неисключительными, что лишает его возможности предъявить иск о защите этих прав к третьим лицам в соответствии со статьей 49 названного Закона.

Суд отклонил доводы ответчика, поскольку в тексте договора указано, что автором передаются товариществу права на опубликование и распространение рассказов, включенных в сборник, в течение четырех лет, а поэтому автор не имеет права использовать эти произведения двумя названными способами и разрешать такое использование третьим лицам. То обстоятельство, что в договоре нет словосочетания «исключительные права» для обозначения предмета договора, не дает основания считать приобретенные права неисключительными. Буквальное значение содержащихся в договоре слов и выражений, сопоставление отдельных его условий между собой, смысл договора в целом и его цель, т. е. толкование договора, проведенное судом в соответствии со статьей 431 ГК РФ, не оставляют сомнений, что права, полученные истцом, – исключительные.

 

 

...

ВЫВОД

Если в договоре о передаче авторских прав при обозначении предмета договора прямо не использовано словосочетание «исключительные права», то характер передаваемых прав определяется исходя из содержания всего договора.

 

• АО «Телекомпания» обратилось в арбитражный суд с иском к государственной телерадиокомпании о понуждении к исполнению обязательств по договору в части выпуска в эфир восьми созданных истцом телепрограмм.

Истец указал на свою договорную обязанность подготовить восемь телепрограмм определенного цикла и передать их на определенных материальных носителях и на обязанность ответчика принять и оплатить эти телепрограммы по согласованным ценам.

Ответчик возражал против иска, указывая, что его обязанность выпустить телепрограммы в эфир сторонами не предусмотрена. В связи с изменением концепции вещания у ответчика не имеется возможности выпустить их в эфир.

Суд первой инстанции своим решением отверг довод ответчика и обязал его выпустить в эфир указанные телепрограммы, полагая, что при приобретении исключительных прав на эти произведения телерадиокомпания получила и обязанность использовать их определенным способом.

Суд кассационной инстанции отменил решение суда.

Согласно пункту 1 ст. 31 Федерального закона «Об авторском договоре и смежных правах» авторский договор должен предусматривать:

– способ использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору);

– срок, на который передается право; территорию, на которой может осуществляться использование;

– размер вознаграждения и (или) порядок его определения за каждый способ использования;

– сроки выплаты вознаграждения;

– другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора.

Таким образом, Федеральный закон «Об авторском договоре и смежных правах» не устанавливает обязанности правообладателя использовать произведение каким‑либо способом, предусмотренным пунктом 2 ст. 16 этого Закона.

Однако такое условие может быть включено в договор, если стороны сочтут его существенным.

Судом установлено, что в авторском договоре между сторонами нет условия об обязанности фактически использовать произведения, исключительные права на которые перешли к телерадиокомпании.

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не было оснований для удовлетворения искового требования.

 

 

...

ВЫВОД

Если в авторском договоре о передаче исключительных прав на произведение не предусмотрено обязанности пользователя фактически использовать полученное произведение, то бывший правообладатель не вправе этого требовать.

 

Источник: Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 сентября 1999 г. N 47 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах»// Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1999. № 11.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.