Глава 52 Правовой режим средств индивидуализации бизнеса — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Глава 52 Правовой режим средств индивидуализации бизнеса

2021-01-29 102
Глава 52 Правовой режим средств индивидуализации бизнеса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Средствами индивидуализации продукции, товаров, работ или услуг являются товарный знак, знак обслуживания и наименование места происхождения товара.

Товарный знак  (ст. 1477 ГК РФ) – это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, на которое признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (ст. 481 ГК РФ).

Виды товарных знаков: словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.

Знак обслуживания  (ст. 1477 ГК РФ) – это обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.

Правила законодательства  На товарный знак и знак обслуживания распространяются общие правила:

их обладателями могут быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель;

государственная регистрация данных знаков осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (Государственный реестр товарных знаков) в порядке, установленном статьями 1503 и 1505 ГК РФ. На товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков, выдается свидетельство на товарный знак, которое удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве;

оба знака идентичны в гражданском обороте;

они несут аналогичные функции:

идентификационную (обеспечение выделения товара среди других подобных);

рекламную (обеспечение стабильного спроса и популярности товара и его марки);

просветительскую (донесение до потребителей информации о качестве продукта, способствование возрастанию спроса на другие товары, маркированные тем же товарным знаком);

коммерческую (участие в гражданском обороте и принесение дохода владельцам).

В статье 1483 ГК РФ установлены основания для отказа в государственной регистрации товарного знака.

Статья 1483. Основания для отказа в государственной регистрации товарного знака 1. Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:

1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;

2) являющихся общепринятыми символами и терминами;

3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;

4) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.

Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.

Положения настоящего пункта не применяются в отношении обозначений, которые приобрели различительную способность в результате их использования.

2. В соответствии с международным договором Российской Федерации не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, состоящих только из элементов, представляющих собой:

1) государственные гербы, флаги и другие государственные символы и знаки;

2) сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их гербы, флаги, другие символы и знаки;

3) официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия;

4) обозначения, сходные до степени смешения с элементами, указанными в подпунктах 1–3 настоящего пункта.

Такие элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа.

3. Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы:

1) являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя;

2) противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

4. Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов РФ либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками, без согласия собственников или лиц, уполномоченных собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков.

5. В соответствии с международным договором Российской Федерации не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, которые охраняются в одном из государств – участников этого международного договора в качестве обозначений, позволяющих идентифицировать вина или спиртные напитки как происходящие с его территории (производимые в границах географического объекта этого государства) и имеющие особое качество, репутацию или другие характеристики, которые главным образом определяются их происхождением, если товарный знак предназначен для обозначения вин или спиртных напитков, не происходящих с территории данного географического объекта.

6. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с:

1) товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию (ст. 1492) в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет, если заявка на государственную регистрацию товарного знака не отозвана или не признана отозванной;

2) товарными знаками другихлиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет;

3) товарными знаками другихлиц, признанными вустановленном настоящим Кодексом порядке общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками, в отношении однородных товаров.

Регистрация в качестве товарного знака в отношении однородных товаров обозначения, сходного до степени смешения с каким‑либо из товарных знаков, указанных в настоящем пункте, допускается только с согласия правообладателя.

7. Не могут быть зарегистрированы в качестве то варныхзнаков вотношении любых товаров обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с наименованием места происхождения товаров, охраняемым в соответствии с настоящим Кодексом, за исключением случая, когда такое обозначение включено как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего исключительное право на такое наименование, если регистрация товарного знака осуществляется в отношении тех же товаров, для индивидуализации которых зарегистрировано наименование места происхождения товара.

8. Не могут быть вотношении однородных то варов зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с охраняемым в Российской Федерации фирменным наименованием или коммерческим обозначением (отдельными элементами таких наименования или обозначения) либо с наименованием селекционного достижения, зарегистрированного в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений, права на которые в Российской Федерации возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.

9. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные:

1) названию известного в Российской Федерации на дату подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака (ст. 1492) произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту, без согласия правообладателя, если права на соответствующее произведение возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака;

2) имени (ст. 19), псевдониму (п. 1ст. 1265) или производному от них обозначению, портрету или факсимиле известного в Российской Федерации на дату подачи заявки лица, без согласия этого лица или его наследника;

3) промышленному образцу, знаку соответствия, доменному имени, права на которые возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.

10. По основаниям, предусмотренным в настоящей статье, правовая охрана также не предоставляется обозначениям, признаваемым товарными знаками в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Интересны примеры технологий так называемого «паразитического маркетинга», который построен на копировании чужой марки для продвижения собственной, как правило, менее известной марки или незаконного использования чужих товарных знаков. Товарные знаки подражателей начинают выполнять не свойственную им функцию аналогий, подмены, копирования, внесения путаницы, что зачастую противоречит нормам Закона о защите конкуренции и Гражданского кодекса РФ. При этом «марки‑паразиты» никогда не подделывают бренд полностью (тогда судебного процесса не избежать), а используют лишь отдельные элементы‑идентификаторы, те опознавательные знаки, с которыми у большинства потребителей ассоциируется данный продукт. Число подделываемых элементов поистине безгранично: товарный знак или фирменное наименование, элементы стиля и рекламы конкурента, дизайн упаковки, графические элементы и т. п. Главное, что учитывают технологии «паразитического маркетинга», это не перейти границу закона, в данном случае границу допустимого копирования чужой марки до степени смешения.

Фирмы, которые проводят имитацию товарного знака, при обладании значительными ресурсами, способны «отхватить» у конкурента значительную долю рынка, более того, в дальнейшем на основе «марки‑оригинала» они создают свои бренды и регистрируют их.

Скажем, известен современный опыт подражания российских производителей продуктов питания новым технологиям французского концерна Danone (упаковка, цвет, дизайн и т. п.). Скорее это тупиковый путь, если фирма не разрабатывает стратегий индивидуализации: не вкладывает средства в собственные инновации, в развитие своего имиджа и в разработку и популяризацию своих товарных знаков.

Замечательный пример продуманной брендовой политики демонстрирует ОАО «Вимм‑Билль‑Данн».

Причины незаконного использования товарного знака, принадлежащего другому лицу:

неосведомленность рекламодателя о наличии у третьего лица прав на представленное в рекламе обозначение;

рекламодатель сознательно стремится воспользоваться известностью и популярностью чужого товарного знака, рекламируя товар со сходным обозначением.

Нарушением прав владельца товарного знака признается любое несанкционированное им введение в хозяйственный оборот товара, обозначенного точно таким же или сходным с ним до степени смешения обозначением, или самого обозначения в отношении однородных с указанными в свидетельстве товарами.

Таким образом, если товарный знак или сходное с ним обозначение используется кем‑либо в рекламе без разрешения правообладателя, то сама реклама будет являться самостоятельным нарушением исключительных прав. За такие действия может наступить гражданско‑правовая, а в некоторых случаях административная и уголовная ответственность. При этом нарушителем будет являться рекламодатель (даже если он сам не производит товары), поскольку именно он вводит товарный знак и товар в хозяйственный оборот и по закону о рекламе отвечает за содержание информации, предоставляемой для создания рекламы. Но если какое‑либо обозначение было незаконно введено и появилось уже в процессе подготовки и оформления рекламы, то нельзя исключать возможность привлечения к ответственности рекламопроизводителя. В случае нарушения владелец товарного знака вправе требовать от нарушителя прекращения нарушения, возмещения убытков, публикации судебного решения в целях восстановления деловой репутации и осуществления некоторых иных действий.

Следует также отметить, что все указанные действия, кроме того, что они нарушают Закон о рекламе и Гражданский кодекс РФ, могут быть признаны недобросовестной конкуренцией на основании Закона о защите конкуренции. В связи с вышесказанным, понятно, что законодательство по данному аспекту вполне достаточно и определенно.

 

 

...

ПРИМЕР. Грамотная работа с товарным знаком

Компания «Петросоюз» приобрела у ведущего телепередачи «Моя семья» Валерия Комиссарова право на производство под этим товарным знаком ряда продуктов (майонез, кетчуп, пельмени и т. д.). Причем «Петросоюз» решил отгородить бренд от телепрограммы, чтобы потребители не связывали его с данной коммуникацией. Под данный бренд в «Петросоюзе» определили линейку качественных продуктов, придумали соответствующий логотип, провели рекламную кампанию.

 

 

 

...

РЕКОМЕНДАЦИЯ

Законодательство предоставляет достаточно большие возможности для разработки своих брендов или приобретения чужих, защиты законных интересов предпринимателей, поскольку в качестве товарных знаков могут регистрироваться не только логотипы, названия, этикетки, изображения, но и рекламные слоганы, звуковые обозначения, фирменные наименования, коммерческие обозначения. Это позволяет производителям рекламировать бренды для наиболее эффективного продвижения своего товара на рынок, а затем и коммерческого использования бренда.

 

 

 

...

ПРИМЕР. Использование известных брендов конкуренте для развития своего бренда

1. Компания «Нидан‑Фудс» производит сок «Моя семья»;

2. «Вимм‑Билль‑Данн» – сок J7;

3. «Лебедянский» – сок «Я».

Если попытаться объединить элементы трехтоварныхзнаков, чтобы за счет их известности поднять продажи своего продукта, какой известный знак может получиться и при каких условиях не будут нарушены права ни одного из указанных производителей?

Компания «Бородино» зарегистрировала знак «7Я» и под такой маркой выпускает свой сок. Вероятно, определенная категория покупателей либо приобретет соки «7Я» по ошибке, либо решит, что это новая марка тех же известных производителей.

• В России достаточно популярна зубная паста «Новый жемчуг» (ЗАО «Невская косметика»), которая и своим названием, и первой упаковкой напоминает сохранившуюся с советских времен марку «Жемчуг» (ОАО «Косметическое объединение «Свобода»). Сейчас «Новый жемчуг» является лидером на рынке, а «Жемчуг» занимает одно из последних мест.

• «Самостоятельное плавание» в мире брендов, где парусник превращается в крейсер.

Весь мир знает и ценит знаменитые немецкие бренды – Mercedes и BMW. Трехконечная звезда Mercedes призвана символизировать превосходство в трех стихиях: воздухе, земле и воде. А поделенный на разноцветные части круг BMW – не что иное, как самолетный пропеллер на фоне голубого неба – это дань истории компании.

 

Отличие товарного знака от знака обслуживания  

Различие состоит в следующем. Если товарные знаки индивидуализируют и рекламируют товары определенных производителей (например, «Домик в деревне», «Наша Дарья», «Толстяк», «Старый мельник»), то знаки обслуживания предназначены для различения однородных услуг (например, «Хилтон»). Таким образом, если «Домик в деревне» может быть установлен на разных продуктах, например молоке и сметане, то «Хилтон» как название отеля не может быть передан на обозначение автомастерских.

Отличие товарного знака от маркировки  Во избежание путаницы заметим, что законодательство о защите прав потребителей указывает на необходимость маркировки товара, обозначающей словесное описание товара, помещаемое на товаре или его упаковке и включающее в себя фирменное наименование изготовителя, его адрес, товарный знак (если есть), название товара, ссылку на стандарты (в том числе сертификацию), перечень свойств товара и ряд других данных.

Можно сказать, что маркировка и товарный знак, в сущности, преследуют одну и ту же цель: связать изделие с конкретным производителем, обеспечивая потребителю выбор нужной ему продукции. Однако решается эта задача разными путями: при маркировке продукции до потребителя доводится весь объем необходимых сведений, а при проставлении на изделии товарного знака потребитель извещается об изготовителе условным обозначением. Главное отличие: маркировка – информационно объемна, абсолютно очевидна и подробна, а товарный знак – зарегистрирован, условен и краток.

Наименование места происхождения товара  Наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На использование этого наименования может быть признано исключительное право (ст. 1229 и 1519 ГК РФ) производителей такого товара.

Не признается наименованием места происхождения товара обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее наименование географического объекта, но вошедшее в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства (ст. 1516 ГК РФ).

К специфическим признакам данного объекта следует отнести:

указание на то, что товар происходит из конкретной страны, населенного пункта, местности (в том числе с учетом исторических названий);

связь обозначения товара с его особыми свойствами, которые определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и/или социальным фактором;

признание и устойчивый спрос у потребителей;

общественно значимый характер наименования.

Например, практически любая сыроварня в Швейцарии –

это, как правило, семейное дело под старинным и почетным товарным знаком. В каждом кантоне сыровары имеют свои вековые секреты. Технология приготовления сыров передается из поколения в поколение. И никому в голову не приходит снизить затраты и сделать некачественный продукт под известным брендом.

Благодаря сохранению традиций во всем мире известны швейцарские сыры: Gruyere, Emmental, Sbrinz, Friboureois, Tilsi‑ter, Tete‑de‑Moine и Raclette.

 

 

...

ПРИМЕР. Нарушения правового режима товарных знаков

Известны «вирусные атаки на известные бренды», сопровождаемые «непрофильным паразитированием». Например, N‑я птицефабрика выпустила яйца под логотипом МТС, а ликеро‑водочный завод – пиво и тоник под брендом Windows’99.

Приведенные примеры демострируют, как можно использовать несовершенство законодательства: бренд, зарегистрированный только в одной товарной категории, можно использовать в других категориях без лицензионного договора.

Как предотвратить вирусную атаку на бренд, спасти бренд от копирования?

 

 

 

...

РЕКОМЕНДАЦИЯ

– Лучшая защита бренда от копирования – регистрация во всех товарных классах. Впрочем, у подобной регистрации есть и очевидный минус: если за три года владелец торговой марки не выпустил на рынок товар в соответствующей категории, регистрацию можно будет успешно оспорить в суде. Поэтому ее необходимо своевременно обновлять.

– Признание общеизвестности бренда. Тогда бренд запрещено копировать во всех товарных категориях Доказательства этой известности могут включать историю товарного знака, географию его использования, объемы реализации, положение на рынке, затраты на рекламу, опросы потребителей, проведенные независимым исследовательским агентством. Так, Роспатент считает общеизвестным бренд, который знают 70–80 % жителей 13 крупных городов России. Большинство общеизвестных знаков зарегистрировали либо компании, поднаторевшие в вопросах интеллектуальной собственности, например, соперничающие бренды водки Smirnoff и «Смирновъ», либо известные российские бренды «Известия», «Газпром», ЛУКОЙЛ, КамАЗ, «Из рук в руки» и др. Из иностранных же производителей в списке Роспатента только четыре компании: Coca‑Cola, Intel, Tiffany и Nestle (товарные знаки Nestle, Nescafe и Maggi).

– Защита авторских прав на дизайн логотипа. Эксперты оценят степень схожести изображения на продукции N‑й птицефабрики с товарным знаком МТС, и если это изображение будет признано «сходным до степени смешения», то принимаются меры по защите товарного знака.

Однако чтобы защитить дизайн авторским правом, нужно доказать его оригинальность. На красный квадрат, яйцо и текст авторское право не может распространяться.

• Подольская фабрика «Метатабак» выпустила сигареты «Балтика № 3» и «Балтика № 9». На упаковке красовался слегка видоизмененный логотип пивной «Балтики», а в ходе своей промоакции компания «Метатабак» предложила купившим блок сигарет в подарок бутылку пива «Балтика» с соответствующим номером. ОАО «Балтика» обратилось в суд о незаконном использовании товарного знака и… выиграла дело.

Почему? Какой аргумент учел суд? Бренд «Балтика» уникален как своей историей и архитектурой, так и портфелем суббрендов. «Балтика» была зарегистрирована по классу 34 (табачные изделия), причем в четырех комбинациях названия и дизайна. Суд обязал «Метатабак» за свой счет разместить в прессе и на телевидении информацию о прекращении незаконного производства сигарет.

• ОАО «Автодом» потребовал от ЗАО «Автодом» прекратить использование обозначения «Автодом», так как оно являлось зарегистрированным товарным знаком истца. Истец указал, что во всех печатных изданиях и рекламах ЗАО использует не фирменное наименование ЗАО «Автодом», а обозначение «Автодом», сходное до степени смешения с товарными знаками истца.

Ответчик обосновал свою позицию тем, что, указывая в рекламе свое фирменное наименование, пользовался своим исключительным правом.

Кто прав в данной ситуации? Дело выиграл ответчик. Судебная практика пошла по тому пути, что добросовестное использование фирменного наименования в том виде, в котором оно зарегистрировано, не признается нарушением прав на знак обслуживания. Суды, понимая, что при разрешении таких споров нужно исходить из принципа недопущения смешения организаций, их товаров и услуг, пытаются обосновывать отсутствие сходства до степени смешения сравниваемых обозначений. А в оценку обстоятельств возникновения прав на товарный знак и фирменное наименования суды не входят.

• Одна недобросовестная компания решила зарегистрировать товарный знак «Корус», схожий по звучанию словесного обозначения с фирменным наименованием другой известной фирмы – «Конус».

Как можно было предотвратить такую ситуацию? Выбрать для названия своей фирмы, независимо от ее вида (коммерческая или нет), такое наименование, которое может быть зарегистрировано в качестве товарного знака в отношении определенных товаров фирмы. Тогда в случае конфликта право на наименование будет охраняться, с одной стороны, как товарный знак, а с другой – как фирменное наименование. Например, японская компания SONY зарегистрировала товарный знак SONY для своей продукции.

Ущемленная сторона может обратиться в Палату по патентным спорам. Однако палата прекратит регистрацию товарного знака только в том случае, если столкнувшиеся обозначения тождественны, т. е. равны (одинаковы), а не сходны до степени смешения.

• Компания Casio Computer Co. Ltd (Япония), являющаяся владельцем исключительных прав на товарный знак Casio, заявила иск к пользователю доменным именем casio.ru в Интернете, где требовала защиты своих прав на товарный знак путем запрещения ответчику администрирования и использования доменного имени casio.ru в Интернете.

Какое решение вынес арбитражный суд? Товарный знак Casio, имеет международную охрану, в том числе на территории России. Суд установил очевидное сходство наименования домена casio.ru и товарного знака Casio, а также факт злоупотребления ответчиком своим правом на администрирование доменного имени casio.ru.

Руководствуясь Законом Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» и Парижской конвенцией по охране промышленной собственности, суд запретил ответчику использовать доменное имя casio.ru в Интернете.

• Одной стороне принадлежит словесный товарный знак (или комбинированное обозначение с охраняемым словесным элементом), а другая сторона, являясь юридическим лицом, имеет фирменное наименование с этим словесным элементом. Заметно сходство до степени смешения сравниваемых обозначений. При этом сфера их деятельности совпадает. В таких спорах обычно владелец товарного знака предъявляет иск, а юридическое лицо строит свою защиту на утверждении, что оно не использует чужой товарный знак, а использует свое фирменное наименование.

Владелец товарного знака «ФарМакон» предъявил иск о нарушении прав на этот товарный знак к производителю лекарственных препаратов ООО «Фирма «Фармаком», который указывал это свое наименование на упаковке.

Суд указал, что ответчик использовал не товарный знак истца, а свое фирменное наименование, которое оно должно иметь (ст. 54 ГК РФ) и указывать на своей продукции в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». Но думается, что если из обстоятельств использования ответчиком фирменного наименования будет ясно видно, что он пытается индивидуализировать свою продукцию с помощью произвольной части наименования (например, помещает фирменное наименование в центр этикетки с явным выделением произвольной части), то суд должен признать нарушение прав на товарный знак третьего лица.

• АО «Компания «Профиль» обратилось в суд с иском об аннулировании регистрации товарного знака «Профиль», оформленного на имя одного предпринимателя, ведущего схожий род деятельности, поскольку знак был зарегистрирован позже, чем фирменное наименование АО «Компания «Профиль».

На чьей стороне был суд? Суд удовлетворил иск, указав, что:

– у истца и ответчика однородные услуги;

– «известность на территории Российской Федерации части фирменного наименования «Профиль», принадлежащего ЗАО «Компания «Профиль» и совпадающего с доминирующим словесным элементом «Профиль» товарного знака, подтверждается доказательствами по выпуску и распространению журнала «Профиль», начиная с 1996 года, договорами с другими хозяйствующими субъектами». Хотя товарному знаку может противостоять не только известное фирменное наименование, а хотя бы просто охраняемое.

Законодатель предусмотрел правовую норму, в соответствии с которой не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные охраняемому в Российской Федерации фирменному наименованию (его части) в отношении однородных товаров, если право на фирменное наименование возникло ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.

• Обвинение в киберсквоттинге домена ntv.ru.

В 2002 году Арбитражный Суд г. Москвы рассмотрел иск ОАО «Телекомпания НТВ» к РосНИИРОС о защите исключительных прав на товарный знак «ntv.ru», обязании ответчика прекратить введение в хозяйственный обороттоварного знака «ntv. ги» посредством делегирования доменного имени «ntv.ru» третьим лицам; и передаче (переделегированию) доменного имени «ntv.ru» истцу.

Ответчик иск не признал, ссылаясь на действующую систему регистрации наименований доменов и вину владельца домена, заявил ходатайство о замене его надлежащим ответчиком, которым является компания Rowe Warenhandels CmbH, либо привлечении указанной компании – администратора домена в качестве другого ответчика.

На основании статей 1–4, 22 Закона Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров», статьи 138 ГК РФ Суд пришел к выводу об отказе в иске по следующим основаниям. Согласно Свидетельству от 18 апреля 2001 года на товарный знак истец является владельцем товарного знака «ntv. ги» с приоритетом в отношении услуг 38 класса: «связь; передача сообщений и изображений с использованием средств вычислительной техники, в том числе с использованием системы «Интернет», связь с использованием компьютерных терминалов».

Ответчиком 8 января 1998 года зарегистрировано наименование домена «ntv.ru», владельцем которого в настоящее время является компания Rowe Warenhandels CmbH, т. е. регистрация и внесение в базу данных доменного имени произведена до того, как истец стал владельцем товарного знака «ntv.ru».

Регистрация доменного имени «ntv.ru» произведена ответчиком на основании «Регламента и тарифов на услуги по регистрации доменов второго уровня в 30He.RU», которым установлен заявительный порядок регистрации – домены регистрируются в порядке поступления заявок и заключения договора с заявителем.

Лицо, для которого регистрируется домен, самостоятельно выбирает наименование домена и определяет порядок его использования.

По мнению суда, истец не представил доказательства введения ответчика в хозяйственный обороттоварного знака «ntv. ги», использования ответчиком результатов интеллектуальной деятельности не подтвердил.

Суд счел, что функция ответчика по регистрации домена заключается в занесении информации, содержащейся в заявке, в базу данных доменных имен второго уровня зоны «RU», что не является введением в хозяйственный оборот того или иного товарного знака и использованием результатов интеллектуальной деятельности. Не может быть признан обоснованным довод истца о том, что действия ответчика относятся к недобросовестной конкуренции, ущемляет права истца на предпринимательскую деятельность.

Из представленного на обозрение суда устава РосНИИ‑РОС является некоммерческой организацией, созданной для выполнения научно‑исследовательской и опытно‑конструкторской деятельности в области информатики. Ответчик создан в целях содействия развитию общественных компьютерных сетей, развитию инфраструктуры в обществе, развитию и внедрению новейших информационных технологий и государственных образовательных и научных организаций.

Из этого судом был сделан вывод, что цели, задачи и виды деятельности ответчика и истца различны, деятельность ответчика, как хозяйствующего субъекта, не может быть признана состязательной, конкурентной деятельности истца.

Далее, отказ ответчика делегировать истцу доменное имя «ntv.ru» не может быть признан нарушением права на товарный знак, так как при регистрации пользователя осуществляется проверка выбранного им наименования с целью исключения совпадения с наименованием заранее зарегистрированных в данном домене пользователей. Запрашиваемое истцом наименование домена уже существует с 8 января 1998 года и зарегистрировано на другую организацию, которая, являясь владельцем домена, использует и вводит в хозяйственный оборот его наименование.

Источник: http://cybersquatting.ru.

 

Как защитить свои права фирме, на товарном знаке которой кто‑то паразитирует?

 

 

...

РЕКОМЕНДАЦИЯ

В этом случае рекомендуется действовать в нескольких направлениях.

Во‑первых, начать нужно с выявления сходства и сроков регистрации сравниваемых товарных знаков. Можно произвести информационный поиск по базе данных Роспатента.

Такой поиск проводит Федеральный институт промышленной собственности по заявлению любого лица, причем не только в отношении зарегистрированных товарных знаков, но и в отношении обозначений, находящихся на стадии экспертизы заявки.

Во‑вторых, в целях досудебного урегулирования целесообразно направить нарушителю претензию, в которой потребовать от него прекратить незаконное использование знака.

В‑третьих, чтобы сформировать доказательственную базу для возможного будущего судебного разбирательства, следует закупить контрафактный товар и получить чеки, в которых указана организация или предприниматель‑продавец.

В‑четвертых, обратиться в антимонопольные органы.

В‑пятых, оспорить регистрацию в Палате по патентным спорам.

В‑шестых, обратиться в прокуратуру с заявлением о возбуждении уголовного дела по факту незаконного использования товарного знака (ст. 180 УК РФ).

Согласно статье 180 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб.

В‑седьмых, обратиться с исковым заявлением в арбитражный суд, где выразить требование о возмещении убытков.

 

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.111 с.