Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Как евреи оказались в Вавилоне?

2020-11-19 199
Как евреи оказались в Вавилоне? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

Утром 16 марта 597 г. до Р. Х. Иехония, восемнадцатилетний царь Иудеи, увидел, что Иерусалим окружен армией вавилонского царя Навуходоносора II. Вот как описывается это в Библии:

 

8Восемнадцати лет от роду Иехония стал царем; три месяца царствовал он в Иерусалиме; имя его матери – Нехушта́, дочь Элната́на, из Иерусалима. 9Его дела были так же ненавистны Господу, как и дела его отца. 10Тем временем военачальники Навуходоносора, царя вавилонского, двинулись на Иерусалим и осадили его. 11Когда прибыл Навуходоносор, царь Вавилона, – город уже был в осаде – 12Иехония, царь Иудеи, сдался царю Вавилона вместе со своей матерью, сановниками, военачальниками и придворными. Царь Вавилона взял его в плен на восьмой год своего царствования. 13Навуходоносор унес из Храма Господа и из царского дворца все сокровища, разломав на части всю золотую утварь, сделанную Соломоном для Храма Господа. Сбылось слово Господа! 14Он выселил всех жителей Иерусалима: всех сановников и всех видных людей, общим числом десять тысяч человек, а также всех ремесленников и кузнецов. Осталась одна беднота. 15Он увел Иехонию в Вавилон и переселил из Иерусалима в Вавилон царицу-мать, царских жен, придворных, всю знать страны. 16Семь тысяч зажиточных людей, тысячу ремесленников и кузнецов, всех воинов переселил он из Иерусалима в Вавилон. 17Вместо Иехонии вавилонский царь возвел на престол Матта́нию, его дядю, и дал ему новое имя Седекия.

4 Царств 24: 8-17; см. также 2 Паралипоменон 36: 9-10 [133]

 

Территория Иудеи имела большое стратегическое значение, так как это маленькое царство было зажато между двумя супердержавами – Египтом и Вавилоном; поэтому цель военных действий Навуходоносора была намного шире, чем просто войти в библейскую историю.

С капитуляции юного Иехонии начался первый этап Вавилонского пленения евреев – события, имевшего далеко идущие последствия. Можно без преувеличения сказать, что оно повлияло на дальнейшее течение истории и развитие человечества.

Низложив Иехонию, вавилоняне поставили на царство его дядю Седекию, но через несколько лет Седекия переметнулся к египетскому фараону; тогда Навуходоносор вторично пошел против Иудеи и после многомесячной осады взял Иерусалим в 586 г. до Р. Х., а затем послал карательные отряды под руководством Набузарадана. Храм был разграблен и разрушен[134], город превращен в развалины, а все жители уведены в плен, начиная с царской семьи и всего правящего сословия и кончая армией и ремесленниками. Страна лишилась всех носителей знаний и культуры и всех, кто обладал умением в каком-нибудь деле.

Для вавилонян эта военная операция была вполне стандартной: опустошить царские сундуки, покончить с неспокойной династией местных правителей, а свое собственное царство обогатить значительными человеческими ресурсами для дальнейшего укрепления своей армии, строительной индустрии и ремесел. Совершив весьма тяжелый путь, первая, а затем вторая волна депортированных жителей Иудеи встретилась с древней имперской культурой своих победителей. Эта встреча должна была повлиять на все аспекты их жизни. Последующая жизнь в изгнании (по традиции определяемая как семьдесят лет, хотя на самом деле всего пятьдесят восемь – с 597 по 539 гг. до Р. Х.) была временем их ознакомления с новым миром и его верованиями, а главное – с клинописной письменностью и литературой. В частности, именно в это время они познакомились с вавилонской историей о Потопе, о Ковчеге и о его строителе.

 

Табличка царских анналов Навуходоносора, оборотная сторона: описание взятия Иерусалима

 

Кроме приведенной выше цитаты из еврейской Библии, до нас дошло собственное описание Навуходоносором его первой иерусалимской кампании, представляющее собой обычные царские анналы, в которых одно за другим описывались все важные события с указанием дня, месяца и года [100]. Эта табличка охватывает период от воцарения Навуходоносора до одиннадцатого года его царствования. В ней дается вавилонский взгляд на события первой иерусалимской кампании, относящиеся к седьмому году (597 г. до Р. Х.) и описанные в последних главах библейских книг 4 Царств и 2 Паралипоменон:

 

Седьмой год: в месяц Кислев царь Аккада [т. е. Вавилона] собрал свое войско и двинулся к Хатти [т. е. на Сирию]. Город Иудеи он осадил и на второй день месяца Адара город он захватил (и) царя его [Иоакима] захватил. Царем по своему выбору [Седекию] в городе он назначил, (и), приняв богатую дань, в Вавилон он ее принес.

Хроника Навуходоносора II, rev. 11–13

 

Анналов Навуходоносора, описывающих его второй поход на Иерусалим, пока не найдено, но эти события подробно описывает пророк Иеремия:

 

1В девятый год правления Седекии, царя Иудеи, в десятом месяце, Навуходоносор, царь Вавилона, со всем своим войском подошел к Иерусалиму и осадил его. 2В одиннадцатый год правления Седекии, в девятый день четвертого месяца, городская стена была проломлена. 3Вельможи царя вавилонского вошли в город и воссели у Средних ворот. Это были: Нерга́л-сар-э́цер из Самга́ра, Неву́-сарсехим, начальник евнухов, Нергал-сар-эцер, военачальник, и все остальные вельможи царя вавилонского. 4Увидев это, Седекия, царь Иудеи, и все воины бежали – ночью они вышли из города возле царского сада, через Ворота Двух Стен, и пошли по дороге на Араву́. 5Войско халдеев пустилось за ними в погоню и настигло Седекию в пустыне близ Иерихона. Схватили Седекию и привели к Навуходоносору, царю Вавилона, в Ривлу́, что в земле Хама́т, и там Навуходоносор устроил над ним суд. 6В Ривле, на глазах у Седекии, царь Вавилона зарезал его сыновей, и всю знать Иудеи перебил царь вавилонский. 7Затем он ослепил Седекию, заковал его в кандалы и увел в Вавилон. 8Царский дворец и дома простолюдинов халдеи сожгли дотла, а стены Иерусалима разрушили. 9Всех, кто еще уцелел в городе, включая перебежчиков, перешедших на сторону вавилонского царя, – всех, кто уцелел, Навузарада́н, начальник телохранителей, отправил в Вавилон. 10Лишь часть бедняков, тех, у кого ничего не было, Навузарадан, начальник телохранителей, оставил в Иудее и дал им тогда виноградники и поля. 11Навуходоносор, царь Вавилона, отдал Навузарадану, начальнику телохранителей, такой приказ об Иеремии: 12«Забери его и позаботься о нем. Не делай ему никакого зла; как он тебе скажет, так и поступи с ним». 13Навузарадан, начальник телохранителей, а также Неву́-шаз-ба́н, начальник евнухов, Нергал-сар-эцер, военачальник, и остальные вельможи царя вавилонского 14послали за Иеремией. Они забрали его со двора стражи и передали Гедалии, сыну Ахикама, сына Шафана, чтобы тот отправил Иеремию домой. Так Иеремия остался среди своего народа.

Иеремия 39:1-14; см. также Иеремия 52:3-23 [135]

 

В 2007 г. Михаэль Юрса (Michael Jursa), ассириолог из Венского университета, сделал в Британском музее на моих глазах потрясающее открытие, копаясь в ящиках, заполненных невыразительно выглядящими табличками со скучнейшими, надо признаться, деловыми документами эпохи Навуходоносора.

 

Набу-шарруссу-укин сдает свое золото

 

Вот перевод этой новонайденной таблички:

 

Что касается 1,5 мин (0,75 кг) золота, собственности Набу-шарруссу-укина, главного евнуха, которое он доверил Арад-Баниту, евнуху, которого он послал в [храм] Эсагилу: Арад-Баниту доставил [его] в Эсагилу. В присутствии Бел-усата, сына Аплайи, царского телохранителя, [и] Надина, сына Мардук-зер-ибни.

Месяц XI, день 18, 10 год Навуходоносора, царя Вавилона.

 

При дворе Навуходоносора служило много евнухов, но одновременно двух «начальников евнухов» быть не могло. Поэтому Набу-шарруссу-укин, упоминаемый на приведенной табличке как начальник евнухов Навуходоносора, не может быть никем иным, кроме как Неву-сарсехимом у пророка Иеремии. Можно с уверенностью сказать, что указываемый Иеремией титул, традиционно переводимый как «начальник», следует перевести как «начальник евнухов»[136], поскольку rab-šārīs в древнееврейском тексте соответствует аккадскому rab ša rēši, «главный евнух».

Вот как была обнаружена и обнародована эта табличка. Михаэль Юрса – мой давний друг и коллега, и каждый раз, когда он приезжает к нам поработать в Студенческом зале (величественной викторианской библиотеке, где мы храним все наши таблички), я, проходя мимо его стола, по-отечески спрашиваю, нашел ли он за эту неделю хоть что-нибудь интересное, или, может быть, он не может прочесть какой-то редкий клинописный знак и нуждается в помощи более опытного коллеги. В ответ Михаэль обычно только вздыхает, но тут он спокойно заявил, что нашел на одной табличке упоминание о раб-сарисе Неву-сар-сехиме, одном из вельмож Навуходоносора, о котором пишет пророк Иеремия. Это известие могло бы разбудить и мертвого; я же немедленно забил во все колокола королевства, чтобы каждый, кто хоть раз открывал Библию, узнал, что один из библейских персонажей упомянут на глиняной табличке, обнаруженной в Британском музее. Вскоре Михаэлю пришлось предстать перед репортерскими камерами [101].

Самое замечательное в этой табличке – то, что в ней неожиданно появляется как реальная личность некий третьестепенный библейский персонаж, отнюдь не царского звания и вообще до сих пор не привлекавший никакого внимания. Мы застаем этого человека занятым своими личными делами, посылающим какого-то мелкого подчиненного с полутора минами золота внести вклад в Эсагилу, главный вавилонский храм. Происходит это в 595 г. до Р. Х., за четырнадцать лет до второго иерусалимского похода Навуходоносора, когда этот персонаж, в силу своего высокого служебного положения, несомненно, столкнулся лицом к лицу с назойливым и беспокойным Иеремией.

Сопоставляя различные клинописные свидетельства, в том числе удивительный документ, хранящийся в Стамбуле, – Дворцовый календарь Навуходоносора, – мы можем сегодня предложить более точный список пяти самых старших чиновников Навуходоносора, чем тот, что смог составить пророк Иеремия, со всеми подобающими извинениями почитателям древнего автора [102]. Вот этот список, по ассириологическим данным:

 

Нергал-шар-уцур

Набу-закир

Набу-шарруссу-укин

Набу-зер-иддин

Набу-шузибанни

 

Имена и титулы этих вельмож, вероятно, странно звучавшие для уха пророка, были по понятным причинам переданы им с искажениями. В данном эпизоде следует отметить желание жителей Иерусалима поименно перечислить для будущих поколений всех, кто был лично ответственен за разрушение их храма и города.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.