Модели культуры, субъективная и объективная культура — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Модели культуры, субъективная и объективная культура

2020-05-07 1356
Модели культуры, субъективная и объективная культура 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

   В культурологии известны несколько моделей культуры, мы остановимся на трех из них: модель айсберга, модель лестницы, модели американских горок.

   Одной из наиболее распространенных моделей является модель айсберга. В соответствии с этой моделью культуру сравнивают с айсбергом, состоящим из видимой и невидимой частей. Как известно, невидимая часть айсберга значительно больше, чем видимая (примерно они соотносятся как одна часть к восьми). Исследователи утверждают, что культура, подобно айсбергу, состоит из видимой, наблюдаемой и достаточно легко поддающейся изучению и описанию части, невидимой, значительно превышающей ее по объему и трудно доступной для наблюдения и анализа. Обе части представляют собой единое целое, дополняя и влияя, друг на друга.

   Меньшую, видимую часть – верхушку айсберга, составляют осязаемые и видимые (наблюдаемые) элементы культуры. В число этих элементов входят музыка, архитектура, литература, поведение, жесты, выражение лица, текст.  Невидимую, непосредственно ненаблюдаемую часть культуры  составляют ценности, концепты – в том числе, времени, пространства, справедливости, дружбы, составляющие национальную картину мира.

   Непосредственно ненаблюдаемая и с трудом поддающаяся исследованию часть культуры, оказывает значительное влияние на ее видимую часть.

   В другой известной модели культура представляется в виде лестницы. В ее основе – отношение к ценностям, например, контроль человеком окружающей его действительности. По этой модели человек с нижней ступени лестницы поднимается по лестнице вверх, одолевая ступеньку за ступенькой благодаря собственному упорному труду. Человек при этом рассматривается как хозяин собственной судьбы, способный достичь выбранной им цели.

По третьей модели культура представляется в виде американских горок (Roller-Coaster Model). По этой модели человек рассматривается как игрушка в руках судьбы, он лишь в очень незначительной степени контролирует окружающую действительность и управляет своей жизнью.

Выделяют субъективную и объективную культуру. Под субъективной культурой понимается типичный способ восприятия той части окружающей среды, которая создана человеком, какой-либо культурной группой.

Элементы этого способа восприятия (субъективной культуры) неуловимы, невидимы, ненаблюдаемы. Можно лишь ощущать их влияние.

К субъективным элементам культуры относят культурные роли, цели, нормы, идеалы, когнитивные структуры, ценности, оценки. На них оказывают большое влияние основные процессы познания и категоризации мира. Влияние это осуществляется через профессию, социальные ситуации, язык и религию; которые испытывают воздействием физической среды, ресурсов и исторических событий.

Субъективная культура формируется под воздействием экономической деятельности, социальных и политических организаций. Субъективная культура включает убеждения, ценности, модели мышления. Она рассматривается как подсознательный процесс, влияющий на восприятие, мышление, память.

К субъективной культуре относят верования, концепты, обычаи, правила социального поведения.

К элементам объективной культуры относятся артефакты, здания, памятники архитектуры, произведения живописи, скульптуры, литературы, продукты питания – все то, что доступно наблюдению и анализу. К объективной культуре относят также общественные институты, экономическую систему, социальные обычаи, политические структуры и процессы.

Объективная культура является внешним выражением субъективной культуры, которая с ее помощью усиливается, т.е. институты, которые рассматриваются как выражение деятельности человека, приобретают независимый статус внешних сущностей, их человеческое происхождение забывается. Элементы объективной культуры осязаемы, а субъективной культуры – неосязаемы, неуловимы.

Кроме того, выделяют скрытые (имплицитные) и внешние (эксплицитные) аспекты культуры. Они во многом совпадают с субъективной и объективной культурой, но в некоторых чертах отличаются от них.

Под скрытыми чертами культуры подразумеваются такие ее черты, которые редко признаются теми, кто ими обладает.

В любом обществе существует тенденция игнорировать или подавлять определенное отношение к чему-либо и определенные модели поведения таким же образом, как человек игнорирует или подавляет определенный личный опыт или мотивы.

В случае скрытой (covert) культуры то, что подавляется, характерно для многих членов общества. Возможно, эти скрытые элементы передаются таким же неформальным образом, как передаются базовые элементы культуры открытой (overt) культуры.

Скрытые и открытые черты культуры равным образом характеризуют отношение людей к чему-либо и их поведение.

О скрытой (имплицитной) культуре можно говорить тогда, когда большинство членов общества проявляется некую непоследовательность действий, но сопротивляются всяким попыткам примирить свои действия с выраженными убеждениями в течение довольно длительного времени.

Выделяют бюрократические, технические и управленческие культуры. 

Бюрократическая культура, типична для протекционистских и развивающихся (developing) стран, и чаще всего характерна для компаний, работающих в странах со стабильным рынком. Она характеризуется безличным стилем управления и абсолютно полагается на стандарты, нормы и другие, строго предписанные процедуры. 

Управленческая культура типична для стран, ведущих торговлю, имеющих давнюю традицию открытой свободной конкуренции (Нидерланды, Швейцария), стран с высококонкурентной и инновационной промышленностью. Она характеризуется подлинным управленческим стилем и четко ориентирована на производство (performance oriented). Функционирует в странах с гибкой и адаптивной организацией.

Техническая культура типична для стран с давней традицией технического знания (Германия, Великобритания), стран со стабильной и традиционной промышленностью. Она характеризуется некоторого рода патерналистическим стилем и значительно зависит от технологических наработок (ноу-хау). Находя поддержку в четко функционирующих организациях, компании строят настоящие империи вокруг своих ноу-хау, что ведет к жесткой конкуренции, власть и признание принадлежат знающим техническую сторону.

 

Контрольные вопросы:  

1. Какие модели культуры вы можете назвать и охарактеризовать?

2. Перечислите, какие элементы культуры поддаются непосредственному наблюдению.

3. Назовите скрытые элементы культуры.

4. Какова роль человека при восприятии культуры в виде американских горок?

5. Насколько человек «сам хозяин своей судьбы» при восприятии культуры в виде лестницы.

6. Какие элементы культуры можно отнести к объективным, и какие к субъективным?

 

     

    

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.