Формы невербальной коммуникации — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Формы невербальной коммуникации

2020-05-07 1912
Формы невербальной коммуникации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Коммуникация осуществляется с помощью разнообразных средств, не тождественных в разных лингвокультурах. Невербальными средствами кодирования передается значительное количество сведений о мире, суммарно превышающее долю сведений, закодированных вербально. Информация, закодированная невербально, в целом ряде случаев противоречит той сумме знаний, которые коммуникант извлекает из вербально посланной ему информации. В силу своих когнитивных особенностей человек более склонен доверять интерпретации, основывающейся на невербальных сигналах, поскольку они в наименьшей степени подвержены сознательному контролю со стороны коммуниканта, а в ряде случаев и вообще не поддаются какому-либо контролю.

Невербальные сигналы могут быть неадекватно интерпретированы при межкультурном общении, поскольку невербальным знакам может приписываться содержание, закрепленное за этими знаками в «своей» культуре.

     Основные формы невербальной коммуникации: кинесика, мимика, такесика, сенсорика, проксемика, хронемика, окулесика, ольфакция. Кинесика (англ. kinesics <греч. kinetikos – подвиж­ный) – зрительно воспринимаемый диапазон движений, выполняющих экспрессивно-регулятивную функцию в коммуникации. Кинесика – это не только язык тела (жесты, мимика, позы, взгляд), но также манера ходить, одеваться, причесываться. К кинесике относятся такие движения, которые свя­заны с использованием предметов: почерк, хлопанье дверью, поскрипывание стулом. Единицей невербальной коммуникации является кинема (греч. kinema – движение) — значимый жест, мимическое и пантомимическое движение, входя­щие в коммуникацию в качестве невербального компонента при непосредственном общении коммуникантов. Под мимикой (англ. facial movements; греч. mimikos – подражательный) понимаются выразительные движения мышц лица, обнаруживающие психическое состояние человека, в основном его чувства, например улыбка (англ. smiling) или взгляд (англ. eye movements). Это основной канал передачи человеческих эмоций.

Под такесикой (лат. tactus – прикасание) понимается вид невербальной коммуникации, связанный с тактильной системой восприятия; включает разнообразные прикосновения – рукопожатия, поцелуи, поглаживание, похлопывание, объятия.Под сенсорикой (англ. Sensory interaction <nat. Sensorium – ощущение) понимается разновидность невербальной коммуникации, основывающаяся на чувственном восприятии собеседника (запах, тепло тела, ощущение цветовых и звуковых сочетаний). Сенсорика лежит в основе взаимооценки как одной из составляющих общения.

  Под проксемикой понимается пространственная организация коммуникации в разных культурах мира, а также влияния территорий, расстояний, дистанций между людьми на характер межличностного общения; знаковое использование пространства при коммуникации. Выделяют четыре пространственные зоны коммуникации (англ. Proxemic di­mensions): интимная (англ. intimate distance), личная (англ. personal distance), социальная (англ. social distance), публичная (англ. public distance). Термин введен американским антропологом Эдвардом Холлом в 1959 г. в книге "The Silent Language". Он выделил нормы приближения к партнеру по общению, свойственные американской культуре. Интимная зона общения – пространство, в пределах которого человек чувствует себя в безопасности. По Э.Холлу в американской культуре расстояние в половину вытянутой руки (не менее 45 см). В разных культурах протяженность интимной зоны различна от 60 см в Западной Европе, 45 см в Восточной Европе и 30 см в странах Средиземноморья. В эту зону допускаются только близкие, хорошо знакомые люди.Вторжение в эту зону воспринимается как покушение на неприкосновенность.

Следующая зона – персональная (личная), т.е.пространство, в котором происходя различные формы обыденного или делового общения (беседа, деловые переговоры, прием посетителей, предполагающие визуальный контакт между участниками общения (от 45 до 120 см). При таком общении его участники часто «разделяют один стол», воспринимая «свой сектор стола» как собственную интимную зону. Персональное пространство у разных людей разное. Чем больше персональное пространство, тем больший эмоциональный стресс испытывает человек в условиях скученности, что приводит к раздражительности, конфликтам.

    Затем социальная зона – расстояние от 120 до 400 см, обычно соблюдаемое в служебных помещениями при общении между людьми, не слишком хорошо или вовсе незнакомыми друг с другом (совещание, дискуссия, семинар, конференция, пресс-конференция). В пределах этой зоны различимы жесты и мимика партнеров, однако в подобных ситуациях общения в основном происходит рассмотрение безличностных дел. И, наконец, публичная зона – это расстояние при общении с большой группой людей (с трибуны на митинге, с кафедры в лекционной аудитории, со сцены в театре). При таком расстоянии не улавливаются мелкие движения или мимика. Голос выступающего приобретает особое значение – он должен быть достаточно громким, слова должны выговариваться четко. Размеры этой зоны ограничены только возможностями фото-, кино- или видео - съемки. Иногда публичную зону называют также открытой зоной.

Еще один вид невербальной коммуникации – окулесика. Под окулесикой понимаются различные культурно-значимые способы рассматривания людьми их партнеров по общению. Г.Е. Крейдлин отмечает, что хотя глаза и зрение важны в физиологическом, психологическом, социальном, религиозном, сексуальном и других отношениях, каждая культура вырабатывает типовые модели визуального поведения и языковые способы их именования. Для обозначения разных типов визуального взаимодействия в русской культуре Г.Е. Крейдлин обращается к богатому языковому материалу. Он выделяет основные функции визуальной коммуникации (когнитивную, эмотивную, контролирующую, регулятивную) и такие кинемы, как сощурить глаза, подмигивать, широко раскрытые глаза, глаза лезут на лоб (вылезают из орбит, горят, блестят, бегают по сторонам), делать круглые (квадратные страшные, большие) глаза, вылупить (вытаращить, выкатить, выпучить) глаза, понимающий (прямой, отсутствующий) взгляд, поднятые вверх брови, смотреть поверх (из-под) очков, отвести глаза в сторону. Под ольфакцией понимаются культурно-значимое восприятие запахов в той или иной культуре (интенсивность и допустимость запахов, восприятие их как приятные или неприятные).

Контрольные вопросы:

1. Вспомните, как вы учились /вас учили невербальному поведению.

2. Знаете ли вы пословицы, поговорки устойчивые выражения, касающиеся невербальной коммуникации? Каким образом они трактуют невербальное поведение? Можно ли иностранцам их рассматривать их как правила?

3. Какую информацию о характере человека и его состоянии могут нести невербальные сигналы? Может ли эта информация повлиять на исход коммуникации? Каким образом?

4. С какими особенностями невербального поведения, принятого в вашей родной культуре, вы бы порекомендовали иностранцам ознакомиться заранее?

5. В чем состоят отличия между вербальной, невербальной и паравербальной коммуника­цией?

6. Что изучают кинесика, такесика, сенсорика, проксемика, хронемика?

7. Какие формы невербальной коммуникации вы знаете?

8. Приведите примеры несовпадения форм невербальной коммуникации при межкультурном общении.

9. Каковы особенности использования средств невербальной коммуникации в разных странах?

10. Каковы основные компоненты невербальной коммуникации?

11. Каково соотношение вербального и невербаль­ного видов коммуникации?

12. В чем заключается суть понятия «невербальная ком­муникация»?

13. Охарактеризуйте основные формы невербальной коммуникации:    а) кинесика; б) мимика; в) такесика; г) сенсорика; д) проксемика; е) хронемика; ж) одорика.

14. Проиллюстрируйте примерами важность каждой из приведенных выше форм  невербальной коммуникации в процессе межкультурной коммуникации.

15. В чем заключается сущность понятия «паравербальная ком­муникация»?

16. Каковы основные компоненты паравербальной коммуникации?

17. Опишите ситуации общения, в которых коммуниканты – представители разных культур, испытывают трудности достижения понимания из-за различий в коммуникативных стилях общения.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.