Три формы коммуникативного понимания — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Три формы коммуникативного понимания

2020-05-07 465
Три формы коммуникативного понимания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Коммуникационное понимание может иметь три формы: коммуникационное познание; коммуникационным восприятием; псевдокоммуникация. Коммуникационное познание является творческим познавательным актом, потому что реципиент не только осознает поверхностный и глубинный смыслы сообщения, но и оценивает их с точки зрения этического долженствования и прагматической пользы.

Дело в том, что глубокое понимание включает сопереживание, т. е. нужно не только узнать знаки и уяснить поверхностный и глубинный смысл сообщения, но также открыть и пережить, то эмоциональное состояние, которое владело автором в процессе творчества. Конечно, не каждый человек обладает даром заново воссоздавать произведения искусства в своей душе. Проблему понимания усугубляет еще и тот факт, что оно всегда сопровождается "приписыванием смысла" со стороны реципиента. Получается ситуация "суперпонимания", которую А.А. Потебня описал так: "Слушающий может гораздо лучше говорящего понимать то, что скрыто за словом, и читатель может лучше самого поэта постичь идею его произведения, сущность, сила такого произведения не в том, что разумел под ним автор, а в том, как оно действует на читателя". Механизм восприятия каждого человека своеобразен и неповторим, однако это совсем не означает, что способность воспринимать мир определенным образом дается человеку от рождения. Восприятие формируется через активное взаимодействие человека с окружающей его культурной и естественной средой и зависит от целого ряда факторов, таких, как пол, опыт, воспитание, образование, потребности и т.д. Но не только эти характеристики оказывают влияние на формирование восприятия. Культурная и социальная среда, в которой проходит становление человека, играет значительную роль в способе восприятия им окружающей действительности. Влияние культурной составляющей восприятия можно видеть особенно отчетливо, когда мы общаемся с людьми, принадлежащими к другим культурам. Другой культурной детерминантой, определяющей восприятие человеком реальности, является язык, на котором он говорит и выражает свои мысли. В свое время ученые задались вопросом: действительно ли люди одной языковой культуры видят мир иначе, чем другой? В результате наблюдений и исследований этого вопроса сложились две точки зрения: номиналистская и релятивистская. Номиналистская позиция – восприятие человеком окружающего мира осуществляется без помощи языка, на котором мы говорим. Язык является просто внешней «формой мысли». Поэтому в ходе мыслительной деятельности в сознании всех людей формируются одинаковые образы реальности, которые могут быть выражены различными путями на разных языках. Релятивистская позиция - структура языка определяет особенности мышления, восприятие реальности, структурные образцы культуры, стереотипы поведения. Эта позиция хорошо представлена уже упоминавшейся гипотезой Э. Сепира и Б. Уорфа, согласно которой любая языковая система является не только инструментом для воспроизведения мыслей, но и фактором, формирующим человеческую мысль, становится программой и руководством мыслительной деятельности индивидуума. То есть формирование мыслей является частью того или иного языка и различается в различных культурах. Язык имеет первостепенное значение по отношению к культуре, однако существует и другой под­ход, который заключается в том, что именно культура оказывает влияние на выражение понятий и категорий в языке, то есть ей (культуре) отдается первостепенное значение. По мнению Э. Холла, парадокс культуры заключается в том, что язык – это система понятий, наиболее часто используемая для описания культуры.

Контрольные вопросы:

1. Являются ли компетентность и толерантность врожденными качествами личности?

2. Что понимается под культурной компетенцией?

3. Какие виды компетенции вам известны?

4. Какие уровни межкультурной компетенции вы знаете?

5. Каковы способы повышения межкультурной компетенции?

6. Каковы способы формирования толерантного отношения к другой культуре?

7.3. Влияние атрибуции на переработку информации в процессе межкультурной коммуникации. Понятие и сущность атрибуции

Человек воспринимает другого вместе с его действиями и через действия. От адекватности понимания действий и их причин во многом зависит построение взаимодействия с другим человеком и, в конечном счете, успешность общения с ним. Попытки объяснить причины поведения людей ученые назвали атрибуциями. Атрибуция рассматривается как процесс интерпретации, посредством которого индивид приписывает наблюдаемым и переживаемым событиям или действиям определенные причины. Интерпретация причин поведения человека предпринимается в первую очередь тогда, когда оно не укладывается в те представления и логические объяснения, которыми пользуется в своей жизни объясняющий. Именно в ситуации межкультурных контактов существование атрибуций прослеживается особенно отчетливо, так как постоянно приходится объяснять «необычное» поведение.

Под атрибуцией понимается оценка позиции общающихся в процессе их восприятия друг другом. Этот процесс предполагает ряд этапов: эмоциональная оценка друг друга, попытка понять поступки партнера, построение стратегии поведения и др.

 

Контрольные вопросы:

1. Что влияет на восприятие в процессе общения?

2. Что такое аттракция и атрибуция?

3. Какие типы коммуникативных неудач вы знаете?

4. Почему могут возникнуть межкультурные коммуникативные конфликты?

5. Что такое стереотип, и какие виды стереотипов вы знаете?

 6. Оставьте перечень черт национального характера британцев, шотландцев, валлийцев, ирландцев, жителей Новой Англии, южан, жителей среднего запада и запада США, канадцев, австралийцев, новозеландцев (по выбору).

7. Составьте перечень черт русского национального характера и сопоставьте его с чертами характера британцев, американцев и т.д. (по выбору).

8. Определите, какие, по вашему мнению, стереотипные представление о британцах, американцах в целом, о жителях Новой Англии, американцах-южанах, жителях среднего запада, жителях запада США, австралийцах, канадцах, новозеландцах бытуют в нашем обществе (по выбору).

9. Приведите примеры из книг, фильмов, опыта личного общения, подтверждающие или опровергающие стереотипные представления об одной из перечисленных выше нациях.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.