Понятие этноцентризма и его признаки. Благожелательный и воинствующий этноцентризм. Культурный релятивизм. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Понятие этноцентризма и его признаки. Благожелательный и воинствующий этноцентризм. Культурный релятивизм.

2020-05-07 1948
Понятие этноцентризма и его признаки. Благожелательный и воинствующий этноцентризм. Культурный релятивизм. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Культура обладает определенными типологическими характеристиками. Одной из таких характеристик является этноцентризм. Это одна из самых естественных и одновременно противоречивых характеристик культуры. Этноцентризм – это убеждение во врожденном превосходстве одной этничес­кой группы или культуры (чаще всего собственно) над другой; тенденция оценивать иную культуру по нормам, принятым в своей культуре.

Этноцентри́зм (греч. ἔθνος — народ, племя, лат. centrum — центр круга, средоточие): механизм межэтнического восприятия, заключающийся в склонности оценивать явления окружающего мира сквозь призму традиций и норм своей этнической группы, рассматриваемой в качестве всеобщего эталона; отношение предубеждения или недоверия к посторонним, которые могут существовать внутри социальной группы. Термин «этноцентризм» введён У. Самнером (1906) и Л. Гумпловичем (1883)[1].

Многие исследователи утверждают, что любое описание чужой культуры неизбежно является этноцентричным; оно является навязыванием своих культурных и теоретических предубеждений. Многие исследователи утверждают, что любое описание чужой куль­туры неизбежно является этноцентричным; оно является навязыванием сво­их культурных и теоретических предубеждений. Этноцентризм буквально означает "центральность культуры", это явление, при котором чья-либо культура рассматривается как центральная и ее жизненные ценности, убеждения, поведенческие нормы этой культуры воз­водятся в абсолют. Естественно, что при этом самой лучшей, правильной, непогрешимой, оказывается культура, к которой относится человек, делающий этноцентрические суждения. Принятые в этой культуре нормы вербального и невербального пове­дения, стандарты рассматриваются как единственно возможные. Родная культура воспринимается как нечто само собой разумеющееся, заведомо превосходящая культуры других народов, т.е. этноцент­ризм связан с чувством собственного культурного превосходства. Этноцентризм и его проявления могут препятствовать эффективной коммуникации.

Принято выделять несколько признаков этноцентризма: 1) узкое и оборонительное социальное чувство личности (identity); 2) стереотипическое восприятие других культур; 3) облагораживание своей собственной культуры и уничижение других культур.

Обычно выделяют: благожелательный и воинствующий этноцентризм. Оба типа характеризуются тем, что иные культуры оцениваются с точки зрения собственной культуры. Проявление благожелательного этноцентризма сопровождается терпимым отношением к иным культурам и их специфическим чертам. Воинствующий этноцентризм – это навязывание норм и ценности собственной культуры представителям иной культуры.

Этноцентризм может проявляться неосознанно для самих носителей культуры: они переносят нормы собственной культуры на иную культуру в процессе межкультурного общения, искренне полагая, что они обязательны для соблюдения всеми людьми, и так будет лучше для них. Всевозможные миссионеры, как правило, руководствуются воинствующим этноцентризмом, "помогая другим странам быть похожими на их страну" для их же блага. В наше время чаще на США или Великобританию, просто заимствуя ценности американского или британского общества ("макдональдизация", "поттеромания" и т.д.). Этноцентризм может не осознаваться или носители культуры могут игнорировать его проявления по отношению к иной культуре, однако, представители этих культур чутко ощущают малейшие его проявления, в результате чего происходят коммуникативные сбои, не­удачи и межкультурные конфликты.

Этноцентризм строится на стереотипах, упрощенных, искаженных, как правило, негативных представлениях об иной культуре.

Он естественен и легко объясним, поскольку человеку свойственно выстраивать вербальное и невербальное поведение по моделям, принятым в его культуре и оценивать эти модели как лучшие, а часто и как единственно возможные.

Положительная сторона этноцентризма в том, что этноцентризм - выражение защитная реакция человека, контактирующего с иной культурой, на возможные посягательства на бытующие в его культуре нормы, обычаи, устои.

  Принято выделять воинственный и гибкий этноцентризм. Воинственный этноцентризм выражается в ненависти, недоверии, страхе и обвинении других этнических групп в собственных неудачах. Оба типа характеризуются тем, что иные культуры оцениваются с точки зрения собственной культуры. Однако если при гибком этноцентризме наблю­дается терпимые отношение к инокультурным отличиям, то при воинственном нор­мы и ценности собственной культуры навязываются представителям иной культуры.

Оба типа этноцентризма основаны на оценке вербального и невер­бального поведения представителей иной культуры и его причин.

Крайняя степень этноцентризма выражается в форме делегитимизации – рассмотрении группы или групп в качестве сверхнегативных социальных категорий, исключаемых из реальности приемлемых норм и ценностей. Делегитимизация максимизирует межгрупповые различия и включает в себя осознание подавляющего превосходства своей группы (подчеркиваются различия во внешности, а также в нормах, языке, религии и других аспектах культуры). Ее целью является полное разделение своей и чужой групп, вплоть до исключения последней из рода человеческого. Вторая разновидность этноцентризма - гибкий этноцентризм, при котором люди могут научиться обуздывать, хотя бы на время, свой этноцентризм, восприятие реальности и реакции на нее, основанные на своих культурных фильтрах, и интерпретировать поведение других со своей точки зрения.      

Большинство людей в той или иной степени этноцентричны, поэтому каждый человек, осознавая собственный этноцентризм, должен стремиться вырабатывать в себе гибкость при взаимодействии с другими людьми. Достигается это в процессе развития межкультурной компетентности, то есть не только позитивного отношения к наличию в обществе различных этнических групп, но и умения понимать их представителей и взаимодействовать с партнерами из других культур.

Часто этноцентризм проявляется имплицитно, скрыто, поскольку но­сители одной культуры, не задумываясь, переносят нормы, регламентации собственной культуры на иную культуру в процессе межкультурного обще­ния. В наше время чаще всего ценностей американского или британского общества ("макдольнади­зация", "поттеромания" и т.д.)

Этноцентризм носителей одной культуры по отношению к иной культу­ре обычно не ощущается первыми и болезненно воспринимается вторыми, и неизбежно влечет за собой коммуникативные сбои, неудачи и может при­вести к межкультурным конфликтам. В основе этноцентризма - стереотипы, упрощенные и искаженные представления об иной культуре.

Этноцентризм естественен: для представителя той или иной культуры естественно, не задумываясь, строить свое вербальное и невербальное по­ведение так, как он привык это делать, подчиняясь нормам своей культу­ры; также как естественно считать, что такое поведение не только пра­вильное, но и самое лучшее. Этноцентризм - это проявление защитного механизма человека, контактирующего с иной культурой, от возможных по­сягательств на разрушение бытующих в его культуре норм, обычаев, усто­ев.

Однако при межкультурной коммуникации необходимо осознанное уп­равление этноцентрическим поведением, поскольку, как утверждают многие исследователи, в настоящее время народы и государства разделены, прежде всего, культурными, а не экономическими, политическими и идеологически­ми различиями.

Противоположное этноцентризму явление получило название культурного релятивизма. Под культурным релятивизмом понимается принцип, принятый в антропологических исследованиях, согласно которому убеждения и действия человека следует трактовать в рамках его культуры. Под культурным релятивизмом понимается утверждение равноправности всех типов культур, отказ от выделенных систем культурных ценностей. По утверждению известного американского культурного антрополога Р. Бенедикт любая культура должна пониматься не только собственных предпосылок, но и рассматриваться в своей целостности. Она полагала, что обычаи, правила, традиции не могут быть адекватно поняты или оценены вне рамок своей культуры. Главная идея культурного релятивизма состоит в признании равноправия культурных ценностей, созданных и создаваемых разными народами. Согласно культурному релятивизму не существует элитарных или неполноценных культур, все культуры по своему неповторимы, и ошибочно сравнивать их друг с другом. Иными словами, культуры всех народов одинаково ценны, но о ценности каждой из них можно судить лишь в рамках данной культуры. Тем самым культурный релятивизм означает признание самостоятельности и полноценности каждой культуры, принципиальный отказ от этноцентризма при сравнении культур разных народов. Этнорелятивизм или культурный релятивизм

Мы рассмотрели понятие этноцентризма и связанные с ним понятия когнитивного замешательства, легкого культурного столкновения, культурного шока и его этапы. Противоположным этноцентризму понятием является этнорелятивизм (понимаемый часто как культурный релятивизм). Этнорелятивизм определяется как понимание инокультуры (или отдельных ее составляющих) в контексте этой культуры.

Не вызывает сомнения, что "не существует высокоразвитых и низкоразвитых культур: культуры нельзя подвергать оценочному сравнению" и ни одна культурная черта не может рассматриваться как "правильная" или "неправильная" – она просто другая.

При переходе от этноцентрического восприятия культуры к этнорелятивному, важнейшая роль отводится выработке у индивида межкультурной компетенции (cultural competence). Большое значение придается знанию "культурно-исторических коннотаций в семантической структуре лексичес­ких единиц" целевого языка, что является "необходимым условием успешности акта коммуникации". В процессе развития межкультурной компетенции принято выделять три этноцентрические и три этнорелятивист­ские стадии, завершающиеся выработкой у индивида межкультурной чувс­твительности (cultural awareness). Все стадии выделяются на основе отношения к культурным различиям, и каждая стадия имеет только ей присущие черты.

Известно, что одна из основных целей образования – это научить человека думать, анализировать, а одной из основных мыслительных операций является сравнение. Оценить что-либо можно только в сравнении, отталкиваясь от чего - то знакомого. Осознать и оценить собственную и иную культуру, принятые в ней установки, нормы поведения и т.д. можно, сравнивая их с иными представлениями, предписаниями, стандартами. Очень важно при этом также знать бытующие в той или иной культуре сте­реотипы, упрощенные представления и суждения, не для того, чтобы их опровергнуть, а для более успешного процесса коммуникации, а также для того, чтобы невольно не подтверждать негативные стереотипы.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое этноцентризм?

2. Какие разновидности этноцентризма вы знаете?\

3. Каковы функции этноцентризма?

 4. Каковы признаки этноцентризма?

  5. Что такое этнический (культурный) релятивизм?

 

 

  3.2 Роль этнических стереотипов в межкультурной коммуникации

       Под этническим стереотипом понимается относительно устойчивые представления о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей. В содержании этнических стереотипов, как правило, зафиксированы оценочные мнения об указанных качествах. Помимо этого в содержании этнических стереотипов могут присутствовать и предписания к действию в отношении людей данной национальности. Стереотипы, складывающиеся в процессе познавательной деятельности как единичного, так и коллективного субъекта познания и коммуникации, имеют разнообразную сферу бытования и оказывают как позитивное, так и негативное влияние и при внутрикультурном, и при межкультурном общении. Однако без когнитивной стереотипии восприятие, кодирование и декодирование поступающей извне в головной мозг информации вообще не могут осуществляться.

Положительное влияние стереотипов связано с тем, что они минимизируют усилия по обработке информации, поступающей из внеязыковой реальности, поскольку стереотипы суть генерализации опыта познания мира человеком.

Отрицательной стороной стереотипии является то, что в основу генерализации нередко может быть положен несущественный признак, что приводит не только к некорректным суждениям и выводам, но и к искаженному восприятию того или иного явления.

Стереотипы – положительные, отрицательные, нейтральные – регулируют взаимодействие коммуникантов как при межкультурном общении, так и при внутрикультурном общении.

Под этнокультурным стереотипом принято понимать некое обобщенное представление о типичных чертах, характеризующих какой-либо народ. Существование таких представлений – несомненно "немецкая аккуратность", "французская галантность", "русский авось", "китайские церемонии", "африканский темперамент", распространенные в англоязычном мире – "горячность ирландцев", "прижимистость и обостренное чувство справед­ливости шотландцев", "сдержанность и внешняя холодность англичан" в этих расхожих выражениях воплощаются распространенные этнокультурные стереотипы. Стереотипными являются представления о вспыльчивости итальянцев, холодности англичан, упрямстве финнов, гостеприимстве гру­зин, скрытности латышей, широте души, неорганизованности, доброте русских. Стереотипы понимаются как характеристики народа в целом, но вместе тем они обычно распространяются на любого представителя того народа и предопределяют образ его личности.

Выделяют автостереотипы (т.е. подобные обобщенные представления людей о своем собственном народе), и гетеростереотипы (представления о других народах). Оба эти вида этнокультурных стереотипов складываются и укореняются в обществе в качестве общеизвестных традиционных взгля­дов. Нетрудно догадаться, что гетеростереотипы значительно критичнее автостереотипов. Составляя важную часть национального самосознания, "автостереотипы способствуют объединению и самоутверждению народа". С помощью автостереотипов формируются общие нормативы поведения. Им должен следовать человек как представитель своего народа (<мы - такие>, значит и я должен быть <таким>, поскольку мое <я> входит в это <мы>). Они способствуют идеализации и возвышению себя, позитивных способствующих выживанию в данных социально-географических условиях (трудолюбие, храбрость, взаимопомощь и т. п.).

В то же время ссылка на автостереотип служит самооправданием ка­ких-либо отрицательных черт.

Так, мы (как и все другие народы мира) искренне убеждены, что мы самые храбрые, справедливые, открытые, добрые, гостеприимные, девушки у нас самые красивые в мире, мы очень изобретательны, "Россия, Великобритания, Германия, Япония и т.д. – родина слонов". Каждый народ уверен, что ему принадлежит большинство значительных изобретений, открытий, приспособлений, технологий изготовления, рецептов. Так, мы говорим о русских или сибирских пельменях, в то время как это блюдо пришло в Сибирь из Китая, считаем самовар русским изобретением, а он был известен с древности у многих кочевых народов, в том числе у арабов. У американцев есть поговорка "as American as apple pie", в то время как яблочный пирог или пирожки с яблоками пекли и пекут всюду, где растут яблоки, грузины считают, что лаваш, это национальная гру­зинская разновидность пресного хлеба, однако пресная лепешка – это древнейший вид хлеба у многих народов. Этот список можно продолжать и продолжать.

Гетеростереотипы, обычно значительно более критичны, чем автостереотипы, могут служить «источником национальных предрассудков и предубеждений. Встречаясь с представителями иного народа, люди имеют естественную склонность воспринимать их поведение с позиций своей культуры, "мерить их на свой аршин". Непонимание их языка, символики жестов, мимики и других элементов их поведения при этом ведет к искаженному истолкованию смысла их действий, что легко может породить целый ряд негативных чувств – настороженность, презрение, враждебность. "Они не такие как мы" – они ведут себя не по-нашему, странно, нелепо, т. е., короче говоря, плохо».

Известно, например, что принятый в англоязычной культуре вежливый вопрос является скорее формулой вежливости и не предполагает полного ответа: "How are you?" Ожидаемый ответ: "Thanks, fine. How are You?" или "Just fine". Развернутый ответ, да еще и полный жалоб на неблагоприятные жизненные обстоятельства, типа: "Really lousy. I feel bad. I've lost my job. My dog has flees" шокирует как англичан, так и американцев.

Дистанция общения (расстояние между коммуникантами) в русской культуре значительно меньше, чем в американской. Поэтому американка, жив­шая и работавшая в Москве, жаловалась, что первое время, когда она стояла в очереди в магазине, кто-нибудь обязательно вставал перед ней. Она возмущалась тем, что люди беспардонно пролазят без очереди (queue jump, line jump), а затем поняла, что она по русским мерках стоит вне очереди.

Стереотипическое восприятие иных культур выражается, например, в стереотипных представлениях о людях других национальностей (облагораживающих собственную культуру и уничижающих иные культуры): людям раз­ных национальностей приписываются отрицательные черты характера. Как по отношению к нациям, проживающим в одной стране, так и к иным народам. Стереотипы обычно довольно противоречивы: у англичан бытует стереотипное представление о шотландцах как о людях прижимистых и рассу­дительных, и одновременно справедливых; об ирландцах как о драчунах, любителях спиртного, и в то же время как о нации поэтической, обладающей живым воображение и склонностью к литературному творчеству. Известно, что британцы с подозрением относятся к иностранцам, в том числе к французам, которых называют "лягушатниками" (frog eaters), американцев считают шумными, безвкусно одетыми, малокультурными, щеголяющими своим богатством; американцы и канадцы считают британский акцент неестественным и жеманным, а британцев всегда знающими как себя вести. Иногда демонстрируют манеру британца пить чай, утрированно и жеманно оттопырив мизинец. В то же время любят пригласить в гости англичанина и с удовольствием слушать, как он говорит.

Стереотипные представления о русских также довольно противоречивы – непредсказуемы, несомненно, умны и изобретательны, в том числе и подозрительно изобретательны, русские – это мафия, криминал, пьянство, все умеют играть в шахматы. Помню, как обидно было, когда на стажировке в Великобритании, где я была с группой студентов 3-4 курса (19 – 20-летных девушек), на следующий после приезда день мы увидели объявление: "There is a group of Russian students in our school. You can come and have a glass of vodka for breakfast with them". Стереотипы, как правило, носят негативный характер, чаше всего, они несправедливы.

Любопытно, что наше русское неграмотное выражение "лицо кав­казской национальности" теряет обидный смысл при переводе на английс­кий язык. "А Caucasian" – кавказец - это человек белой расы. В одном из рассказов С. Довлатов повествует о том, как эмигрант из СССР, бывший житель Кавказа, открыл на Брайтон Бич ресторан и назвал его "Caucasian Cuisine" (т.е. как он считал, "Кавказская кухня"). Этот район Нью-Йорка населяют не только бывшие граждане нашей страны, но и афроамериканцы, пуэрториканцы, люди различного этнического и расового происхождения. Они сочли, что название ресторана расистским и избили его владельца.

Как часто представители одной национальности говорят о другой, что уровень гигиены у нее ниже. Так, Сью Таунсенд описывается как английский подросток, ожидая приезда своего американского сверстника, особенно тщательно убирает квартиру, особенно, ванную и туалет, отмывает собаку, поскольку в представлении англичан, у американцев особенно высокие стандарты чистоты. Неоднократно описывалось, как русских шокирует, когда англичане моют посуду моющим средством и, не споласкивая, ставят ее сушиться, умываются, заткнув раковину затычкой и смешивая в ней горячую и холодную воду. Японцев шокирует привычка европейцев сморкаться в носовой платок, который затем они кладут в карман и носят при себе в течение дня.

Стереотипы обычно эмоционально окрашены симпатиями и антипатиями, в зависимости от которых одно и то же поведение получает разную оцен­ку. То, в чем у своего народа видят проявление ума, у другого народа считают проявлением хитрости. То, что применительно к себе называют настойчивостью, для чужака расценивается как упрямство.

И, наоборот, для многих людей характерно критическое отношение к собственной национальной культуре и положительная оценка чужой вплоть до принижения собственной и благоговения перед чужой, нечто вроде комплекса неполноценности.

Эта явление отмечается во многих культурах, особенно отчетливо оно проявляется сейчас у нас по отношению к собственной культуре.

Этнокультурные стереотипы – это обыденные, поверхностные и, как правило, несправедливые представления о народах и их культурах: строятся на личностно-психологической трактовке национального характера и нуждаются в критическом анализе и интерпретации с позиций его культурнонормативного понимания.

Однако эти стереотипы являются культурным феноменом, играющим существенную роль в общественном сознании и самосознании народов.

Этнокультурные стереотипы часто рассматриваются людьми "как образцы, которым надо соответствовать, чтобы быть таким, каким <положено> быть представителю своего народа", "стимулируя у них формирование тех черт характера, которые отражены в стереотипе". Они играют важную роль в межкультурной коммуникации и "заслуживают внимательного отноше­ния и изучения".

      Авто и гетеро - стереотипы содержат комплекс оценочных суждений и могут быть как положительными, так и отрицательными, в зависимости от бытующих предрассудках, суевериях и предубеждениях. Предрассудок, буквально - мнение, предшествующее рассудку, усвоенное некритически, без размышления. Иррациональные компоненты общественного и индивидуального сознания - суеверия, связанные с религией, и предубеждения. Предубеждение - это неблагоприятная социальная установка к какому-либо явлению; не основанное на критически проверенном опыте, стереотипное и эмоционально окрашенное, оно весьма устойчиво и плохо поддаётся изменению под влиянием рациональной информации. Особенно живучи национальные и расовые предубеждения.

В содержании этнических стереотипов существует относительно устойчивое ядро - комплекс представлений о внешнем облике представителей данного народа, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни и трудовых навыках — и ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных качеств данного народа. Неосознанное или преднамеренное проявление этноцентризма влечет за собой сбои коммуникации, приводит к конфликтам как при межкультур­ном, так и внутрикультурном общении.

Контрольные вопросы

1. Что такое этнический стереотип? Проиллюстрируйте примерами.

2. Какие виды этнических стереотипов обычно выделяют? Проиллюстрируйте примерами. 

3. Какие этнические стереотипы обычно более критичны: автостереотипы или гетеростереотипы?


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.