Классификация культур на основе «культурного измерения» Гирта Хофстеде — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Классификация культур на основе «культурного измерения» Гирта Хофстеде

2020-05-07 643
Классификация культур на основе «культурного измерения» Гирта Хофстеде 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

  Следующая классификация культур предложена известным социологом и специалист по теории управления Гиртом Хофстеде (Hofstede 1980) на основе проведенного им в конце 70-х гг. обширного исследования. Он рассматривал культуры с точки зрения "культурного измерения". Исследование базируется на результатах анкетирования более 1000 сотрудников и менеджеров филиалов корпорации IBM в шестидесяти четырех странах мира, выявившего их отношение к работе и поведение на рабочем месте, что позволило проанализировать жизненные ценности этих людей. Обработав данные этих анкет, Хофстеде выделил четыре основных параметра описания и сопоставления культур или четыре "оси культурных противопоставлений".

       Степень неравенства в распределении власти или дистанция власти (power distance). Под дистанцией власти имеется в виду степень неравенства в распределении власти на различных организационных уровнях, а также степень принятия неравенства в распределении власти в качестве нормы членами общества. Исследователи отмечают, что в культурах с низкой дистанцией власти (например, в Скандинавии) коммуникативный стиль политиков заметно отличен от, например, Турции, где политик должен излучать значительность, властность и могущество.

     Степень терпимости к неопределенности или избегание неопределенности (uncertainty avoidance). Под избеганием неопределенности или терпимостью к ней понимается степень неуверенности членов общества в нештатных, неструктурированных ситуациях; каким образом они пытаются избежать их, вырабатывая правила, формулы и ритуалы и насколько они готовы мириться с поведением, отклоняющимся от стандарта. Общества с высокой степенью избегания неопределенности боятся инноваций, приветствуют поиски абсолютной истины. На производстве и в образовательном процессе участники предпочитают хорошо структурированные ситуации.

     Степень противопоставления (дифференциации) полов (masculinity vs. feminity) и соревновательность. Под дифференциацией полов понимается ориентация на доминирующие "мужские" или "женские" жизненные ценности. К "мужским" ценностям относят стремление к успеху, самоутверждению. К "женским" – солидарность, забота о слабых, близкие межличностные отношения. К "мужским" относят степень, в которой общество ориентировано на достижение успеха, напористость, решение задач, приобретение вещей. С "женскими" ценностями связывают идеи качества жизни – заботе о других, солидарности с группой, помощи менее удачливым. Высокосоревновательные культуры отчетливо противопоставляют традиционные мужские и женские социальные роли. Успех, в том числе и для женщин, ассоциируется с проявлением "мужских" качеств. К высокосоревновательным культурам относятся противопоставленные во многих других отношениях США и Япония. К низкосоревновательным - Скандинавские страны. В работах Хофстеде 80-х гг. этот параметр имел другое, более тяжеловесное название – маскулинность (masculinity/femininity dimension). Позднее во многих работах проявления этого параметра стали называться ориентацией общества на соревнование.

     Степень ориентации на индивидуализм или коллективизм "индивидуализм - коллективизм" (individualism vs. collectivism), т.е. степень стремления членов общества действовать индивидуально или коллективно. Степень, в которой общество терпимо к тому, что взгляды и поступки отдельной личности могут быть не совпадать с коллективными или групповыми убеждениями и действиями. Выраженная индивидуалистская культура США рассматривает успех личности как ее индивидуальные достижения, одновременно подчеркивается индивидуальная ответственность за какие-либо действия. В культурах коллективистского типа, считается, что отдельная личность обязана считаться с взглядами моделями поведения группы, коллектива (семьи, организации, партии), не может высказываться и действовать, не оглядываясь на них, роль и влияние коллектива на индивидуума очень велика. К таким культурам относят культуры стран Латинской Америки, Арабского Востока, Юго-Восточной Азии. При этом в культурах первого типа превалирует ориентация на выполнение задачи, а в культурах второго типа на взаимоотношения членов группы, коллектива (семьи, организации, партии).

    Позже было выделено пятое измерение: ориентация на время (short-term orientation vs. long-term orientation – кратковременная ориентация – долговременная ориентация).

    

  Контрольные вопросы:

1. Кто и когда предложил подразделять культуры на основе «культурного измерения»?

2.Какие критерии лежат в основе этой классификации?

3. В чем заключаются особенности теории культурных измерений Г. Хофштеде и в чем ее важность для теории межкультурной коммуни­кации?

4. Проиллюстрируйте примерами из собственной практики общения, художественной литературы или кинофильмов действие этих критериев в культурах разного типа.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.