Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2019-06-06 | 220 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
И вздохи неба принесло
Из растворённых врат эдема -
Весна же - победа над смертью, открывшая Рай всем людям. Искупительная Жертва Спасителя сделала возможным теперь для каждого войти в Царствие Небесное, в Жизнь Вечную! «Смерть, где твоё жало, ад, где твоя победа?!» - говорится в Священном Писании. Но возможность эта зависит от доброй воли, от чистоты сердца каждого из нас. Спаситель не может спасти «нас без нас», как учат Отцы Церкви.
Грехопадение изменило и весь тварный мир, принеся боль, страдания и смерть, – а теперь вся обновленная природа радуется, торжествует:
Как весел мелких туч поход!
И в торжестве неизъяснимом
Сквозных деревьев хоровод
Зеленоватым пышет дымом.
И это торжество, эта радость приходит с неба и одухотворяет природу:
Поёт сверкающий ручей,
А с неба песня, как бывало,
Как будто говорится в ней:
Всё, что бывало, - миновало.
У Святителя 20-века Николая Сербского есть прекрасные слова: «Что свершилось на небе, свершилось и на земле, что свершилось в Вечности, свершилось и во времени». И, кажется, произведение А.А.Фета, написанное задолго до того, как Святитель пришёл в этот мир, воплощает высказанное им – мысль вне времени и пространства. И «вздохи неба … из растворённых врат эдема», и «с неба песня» пробуждают и ручей, который вторит этой песне, и деревья, которые стоят в хороводе, и весело идущие по небу тучки. И все радуются – радуются песне неба! Всё здесь живое, как на иконе, отражающей «грядущий, прославленный мир», как писал князь Е.Н.Трубецкой в своих знаменитых «Трёх очерках о русской иконе».
И вот –финал стихотворения:
Нельзя заботы мелочной
Хотя на миг не устыдиться…
По сути, это – слова Херувимской песни, исполняемой во время главной православной службы – Литургии: «Всякое ныне житейское отложим попечение». Слова эти поют херувимы, как будто говоря нам о том, что всё, пусть самое прекрасное, на земле, в нашей бренной жизни закончится, а главное – Там, в Вечности.
«…И вот то, что однажды свершилось на небе и не земле, должно свершиться и в тебе» - т.е. в каждом из нас. Как слова Великого Святителя Николая Сербского, обобщающие духовный опыт созерцающего сердца, завершают всё сказанное ранее, так и последнее четверостишие стихотворение А.А.Фета являет нам духовный вывод и лирического героя, и каждого человека, уверовавшего в Жизнь Вечную.
(При этом неважно, на какой духовной высоте был сам поэт, потому что все великие произведения всегда шире и глубже любой жизненной ситуации - в них раскрывается «сверхвременное созерцание временной последовательности», как писал упоминаемый уже князь Е.Н.Трубецкой в книге «Смысл жизни»).
|
И вот апогей всего произведения - вершиной духовной лествицы. Эта духовная лествица воплощена также и в осмогласии православного духовного пения, где каждая ступень – шаг, приближающий к Творцу, а последняя - слияние с Ним:
Нельзя пред вечной красотой
Не петь, не славить, не молиться.
Это – гимн Творцу, звучащий отовсюду: «Всякое дыхание да хвалит Господа» (150 псалом).
Невольно вспоминаются слова послов Святого Князя Владимира после посещения Литургии в византийском храме о том, что они не знали, где находятся: на небе или на земле. Эта сокральная идея соединения неба и земли символически воплощается и в архитектуре Православного Храма, и в Нерукотворном Храме Творца, коим является природа. Недаром М.В.Ломоносов говорил о природе как о Книге Величия Божьего. Этой мыслью пронизано и радостное, весеннее произведение А.А.Фета. И, конечно, не только оно.
Вот посвящённое Главному Празднику произведение «Хвала Воскресшему» поэта Серебряного века - К.К.Романова, из скромности подписывавшегося К.Р. В отличие от А.А.Фета, К.Р. создал своё произведение на основе библейского текста:
Хвалите Господа с небес
И пойте непрестанно:
Исполнен мир Его чудес
И славы несказанной.
Хвалите сонм безплотных сил
И ангельские лики:
Из свода мрачного могил
Свет воссиял великий.
Конечно, поэзия К.Р. в целом более высокодуховная, чем А.А.Фета, но пасхальная тема звучит повсюду, в творчестве практически всех писателей, как весенняя песнь, как Хвала Создателю!
|
Соединение неба и земли показано в произведении К.Р. происходит уже в самом начале. А далее пасхальная радость одухотворяет природу – и она поёт гимн Творцу, как и в произведении А.А.Фета:
Хвалите Господа с небес,
Холмы, утёсы и горы!
Осанна! Смерти страх исчез,
Светлеют наши взоры.
Хвалите Бога моря гладь
И океан безбрежный!
Да смолкнут всякая печаль
И ропот безнадежный!
«Слава в Вышних Богу, и не земли мир, в человецах благоволение» - вот главная мысль, воплощённая в стихотворении Великим Князем и глубоко верующим человеком. И финал этого произведения, как и предыдущего, является апогеем, вершиной духовной лествицы, о которой говорилось ранее:
Хвалите Господа с небес
И славьте, человеки!
Воскрес Христос! Христос Воскрес!
И смерть попрал навеки!
При углублении в русскую поэзию становится совершенно очевидным, что образ весны – это не только весенняя природа. Это - и образ обновления, о чём говорилось ранее, это и - «победы песнь, песнь конченного плена», как писал удивительный русский поэт - А.С.Хомяков. (Образ освобождения из плена присутствует и в приведённом выше произведении А.А.Фета).
Благословляет природу и Воскресший Спаситель в произведении писателя, религиозное восприятие которого, как и финал приводимого здесь произведения, весьма неоднозначны. Это - «Христова ночь» М.Е.Салтыкова-Щедрина: «Равнина ещё цепенеет, но среди глубокого безмолвия ночи под снежной пеленою уже слышится говор пробуждающихся ручьёв…Глубокая тайна почуялась в этом внезапном перерыве начавшегося движения, как будто за наступившим молчанием надвигалось чудо, долженствующее вдохнуть жизнь и возрождение. Не успел ещё заалеть восток, как желанное чудо свершилось. Воскрес поруганный и распятый Бог! …Воскрес Бог и наполнил собой вселенную. Широкая степь встала навстречу ему всеми своими снегами и буранами. За степью потянулся могучий лес и тоже почуял приближение воскресшего… все почуяли, что из глубины грядёт нечто светлое, сильное, источающее свет и тепло и все вопияли: «Господи! Ты ли?» Господь благословил землю и воды, зверей и птиц и сказал им:… Мир вам, степи и леса, звери и пернатые! И да согреют и оживят вас лучи моего воскресения».
В другом же хорошо известном произведении природу как вечное мироздание, как Нерукотворный Храм Творца благословляет древний святой Иоанн Дамаскин. Наверное, нет человека, который не знает этих строк:
Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, вода,
Благословляю я свободу
И голубые небеса.
И посох свой благословляю,
|
И эту нищую суму,
И степь от края и до края,
И солнца свет, и ночи тьму.
И одинокую тропинку,
По коей, нищий, я иду,
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду.
А дальше происходит слияние с вечным мирозданием через молитву, как и в приведённых ранее произведениях:
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!