Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2019-06-06 | 186 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Через эту синеву человек делается причастным вечности!
(Поэзия И.А.Бунина, особенно цветовая гамма пейзажа, тоже заслуживает более внимательного и углублённого рассмотрения, потому этой теме будет посвящена отдельная статья).
Конечно, с мыслями и образами «Часовни» перекликается и стихотворение «Свет незакатный», из которого взят эпиграф. Погост среди старой берёзовой рощи за полем тоже располагает к серьёзному размышлению о вечности и, возможно, быстротечности земного бытия. Только перед нами не дети, а немолодой уже человек, вспоминающий прошедшую жизнь и безвременно ушедшую возлюбленную:
Летний вечер мотает
Зелень длинных ветвей,
А ко мне долетает
Свет улыбки твоей.
Не плита, не распятье
Предо мной до сих пор –
Институтское платье
И сияющий взор.
Это – тоже соединение людей через что-то нематериальное, через память, через то, что выше земной жизни; хотя и не показана здесь Литургия, как в рассказе «Преображение».
Разве ты одинока,
Разве ты не со мной
В нашем прошлом далёком
Где и я был иной? –
восклицает лирический герой, мысленно соединяясь с ней, наверное, со своей единственной любовью в жизни.
Похожее воспоминание лирического героя присутствует и в другом стихотворении без названия, написанном через несколько лет:
Печаль ресниц, сияющих и чёрных,
Алмазы слёз, обильных, непокорных,
И вновь огонь небесных глаз –
Счастливых, радостных, смиренных.
Всё помню я, но нет уж в мире вас,
Когда-то юных и блаженных.
Воспоминание, память, поминовение – это нерушимая связь людей, времён, разных реальностей бытия. Один мудрый человек сказал, что память – «вечная жизнь для неверующих». Конечно, нельзя говорить о неверии лирического героя приведённых выше произведений. Но совершенно очевидно, что писатель в большинстве произведений обращается именно к человеческой памяти и, наверное, можно говорить о «переживании» этой памяти. А духовный уровень этого «переживания», в разных произведениях, конечно тоже разный.
К.Д.Паустовский, случайно нашедший никому на тот момент неизвестное стихотворение И.А.Бунина «Печаль ресниц, сияющих и чёрных», сказал, что оно по красоте не уступает любовной лирике А.А.Фета. И хотелось бы сказать о преемственности двух великих поэтов именно в контексте данной статьи. Вот строки хорошо известного произведения, при чтении которого нельзя не сострадать разлучённым жизнью возлюбленным:
|
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь –
И веет, как тогда во вздохах этих звучных,
Что ты одна - вся жизнь, что ты одна – любовь.
(Стихотворение «Сияла ночь…».)
Сходство переживаний очевидно, только у А.А.Фета больше трагизма, как и самой его жизни; а ещё у него присутствует образ музыки, объемлющий всё произведение, к которому следует ещё возвратиться.
Невольно вспоминаются слова героя из рассказа «Натали» И.А.Бунина: «…забывал только так, как забываешь, что живешь, дышишь», и даже тогда, когда возлюбленной уже нет в этом мире.
Разделяет эти чувства и лирический герой А.А.Фета в другом произведении:
И поющим отдаваться мукам
Было слаще обаянья дня –
Умереть хотелось с каждым звуком,
Сердцу грудь казалася тесна.
Но с зарёй потухнул жар напевный,
И душа затихнула до дна…
(Стихотворение Романс «Злая песнь…»)
Снова музыка, обостряющая воспоминания - и снова слова рассказа главной героини «Натали», только произносит их главная героиня: «Хотя разве бывает несчастная любовь?... Разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья?» Наверное, эта мысль в той или иной мере звучит в произведениях обоих писателей.
Говоря о преемственности поэзии И.А.Бунина с классической русской литературой, можно вспомнить и пронзительные строки Ф.И.Тютчева, созданные после смерти Елены Денисьевой и обращённые к ушедшей возлюбленной:
Ангел мой, где б души ни витали,
Ангел мой, ты видишь ли меня?
И, конечно, при осмыслении неразрывной связи людей, разделённых временем и пространством, нельзя не вспомнить стихотворения в прозе И.С.Тургенева, особенно «Как хороши, как свежи были розы». Лирический герой - пожилой человек, глядя на догорающую свечу, вспоминает всю свою жизнь, всех ушедших близких, любимых людей: «Мне холодно, я зябну… И все они умерли, умерли…». Очевидно, свеча символизирует жизнь, а, может быть, единение близких людей в окружающей мгле.
|
И само название символизирует память и единение, а точнее - единение через память. Вообще, мне кажется, что между творчеством двух писателей много общего, что выходит за рамки данной статьи.
Но, завершая разговор о преемственности поэзии 19-20 веков, хочется ещё раз сказать о единении душ в вечности, о любви, которая, по слова апостола Павла, «никогда не перестанет».
В озарённой глубине душевной
Лишь улыбка уст твоих видна –
Эти завершающие строки упоминаемого выше стихотворения А.А.Фета «Романс», наверное, удивительное единство образа быстротечной любви земной и ожидания встречи там – в вечности. И это единство присутствует во многих произведениях классической русской поэзии, независимо от эпохи.
Очевидно, присутствует это единство и в финале другого упоминаемого, более трагического произведения А.А.Фета «Сияла ночь»:
…Что нет судьбы обид, а сердца жгучей муки,
А жизни нет конца – и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки –
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
А вот финал упоминаемого уже стихотворения И.А.Бунина «Печаль ресниц, сияющих и чёрных»:
…И дивно повторяется восторг -
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!