Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2019-06-06 | 200 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
пишет прекрасный современный поэт Н.В.Карташова. И хотя нет здесь слов: «Бог», «Творец» или «Создатель», но Его присутствие очевидно; а дальше перед нами предстаёт образ неба – «золото и синь» - т.е. соединение неба видимого и невидимого, о котором писал Е.Н.Трубецкой в своих известных некогда всей России «Трёх очерках о русской иконе». К этому «сияющему трону» подходит и лирический герой оды, чтобы, как написано в тех же «Трёх очерках…» созерцать «очами умными», как делали это русские иконописцы. Ведь человек создан по Образу и Подобию Творца, а значит, по словам Отцов Церкви, является «иконой» Бога. И приближаясь, лирический герой делает вывод, к которому рано или поздно приходит человек, не желающий повторить путь отпавшего ангела Денницы:
«Но если славословить должно,
То слабым смертным невозможно
Тебя ничем иным почтить,
Как им к тебе лишь возвышаться,
В безмерной разности теряться
И благодарны слезы лить».
Благодарные, сладостные слёзы обретённого спасения льёт и лирический герой И.А.Бунина – поэта Серебряного века, по складу ума и мироощущению сильно отличающегося от Г.Р.Державина:
«И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет – Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив та в жизни земной?»
И забуду я всё – вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав -
И от сладостных слёз не успею ответить,
К милосердным коленям припав».
Это стихотворение без названия, созданное в 1918г., признано мировым шедевром. Мировым шедевром признано и произведение «Псалтирь», где лирический герой, тоже находясь на пороге вечности, с верой и надеждой обращается к Богу:
«Да возрадует дух мой Господь –
В свет и жизнь облечёт мою плоть…».
Как и у Г.Р.Державина, шедевр рождается, благодаря обращению к Создателю! И таких примеров великое множество.
Все приведённые примеры великой русской литературы говорят о том, что созданное в 1784г. великое произведение Г.Р.Державина является духовной основой, фундаментом, духовным источником для более поздних произведений, несмотря на быстротечность «реки времён». (Этот образ тоже создан в одном из произведений Г.Р.Державина).
Однако, нельзя, наверное, не остановиться отдельно на образе мышления, примером которого является это удивительное произведение, да и всё творчество писателя.
Упоминаемый уже П.А.Флоренский говорил о двух типах культуры: средневековом и возрожденческом. В центре первого стоит Бог, в центре второго - человек. Конечно, любое деление условно, но всё же ярким примером средневекового типа служит искусство Древней Руси, где и авторство практически неизвестно за редким исключением, именно потому, что создавшие эти произведения, прославляли Творца, а не своё имя. (Примером тому являются и иконы, и знаменный распев, и произведения древнерусской литературы).
|
При внимательном прочтении, изучении творчества именно великого Г.Р.Державина, а не вообще литературы 18 века, очевидно, можно говорить о связующем звене этих двух типов культуры вообще. Можно говорить и о связующем звене древнерусской литературы с более поздней, естественно, с точки зрения духовного начала. В русской поэзии, в духовной музыке, как и в православном богослужении, наряду с книгами Нового Завета большое место занимала Псалтирь. И если открыть любой сборник стихотворных переложений псалмов, то чаще всего среди авторов встречается имя Г.Р.Державина. Один из ярких примеров тому - хорошо всем известное произведение «Властителям и судиям», во много связанное с одой «Бог». А такие названия, как, «Доказательство Творческого бытия», «Бессмертие души», поэма «Христос», созданная уже на основе Евангелие от Иоанна, - говорят сами за себя. Все эти произведения, хоть и не столь известные, как поэма «Бог», но тоже проникнуты не только благочестием, но и постоянным размышлением о вечности, устремлением к духовным высотам.
«Как червь, оставя паутину
И в бабочке взяв новый вид,
В лазурну воздуха равнину
На крыльях блещущих летит,
В прекрасном веселясь убранстве,
С цветов садится на цветы:
Так и душа, небес в пространстве
Не будешь ли бессмертна ты?
О нет! бессмертие прямое —
В едином Боге вечно жить,
Покой и счастие святое
В Его блаженном свете чтить.
О радость! о восторг любезный!
Сияй, надежда, луч лия,
Да на краю воскликну бездны:
|
Жив Бог — жива душа моя!» -
рассуждение и вывод, неоднократно звучавшие в приведённых выше произведениях, завершают и оду «Бессмертие души».
Живший ещё на рубеже 4- 5 веков Святой Василий Великий говорил, что псалмы – это «…тишина души, раздаяние мира…,прибежище от демонов и вступление под защиту ангелов»; что псалмопение дарит любовь в высшем смысле. Потому и лирический герой од Г.Р.Державина как будто восклицает вслед за Царём Давидом: «Всякое дыхание да хвалит Господа!»
С обращения к Псалтири князя в тяжёлой для Руси ситуации начинается и знаменитое «Поучение» Владимира Мономаха: «…взял Псалтирь, в печали разогнул её, и вот что мне вынулось: «О чём печалишься, душа моя? Что смущаешь меня?» и прочее». Это - основа мышления древнерусской литературы. Это - нравственная основа поступков и благочестивого князя Древней Руси, и благочестивого дворянина Г.Р.Державина, жившего на рубеже 18-19 веков.
Конечно, Г.Р.Державин обращался и к античной мифологии, изображая придворных Екатерины Второй; конечно, его стихи подписаны автором, в отличие от произведений древнерусской литературы. Однако главная тема большинства произведений, исключительное благочестие самого писателя позволяют говорить о его творчестве именно как о связующем звене. И очень важно для нас понять это –понять уже тогда, когда формируется личность человека.
Возвращаясь в финале к главному произведению, к созерцанию Величия Творца, хочется вспомнить, как уже в 20 веке в эмиграции тоже с детства воспитанный в крепкой вере И.С.Шмелёв в своих произведениях создавал образы взятых из реальной жизни людей, которые созерцали Величие Божие. В главной повести «Лето Господне» купец специально телескоп купил, чтобы на московские святыни с Воробьёвых гор смотреть! А в прощальной повести с говорящим названием «Пути Небесные» учёный – рационалист, посмотрев на звёздное небо, впервые задумался о мироздании и смысле человеческого бытия - и в финале произведения пришёл к настоящей, искренней вере. А для многих героев той же повести: юной Дариньки, простого урядника - то, что называют духовной реальностью, просто само собою разумеется. И исполняемый в финале знаменитый романс на слова поэмы А.К.Толстого «Иоанн Дамаскин», где Творца хвалит «…и каждая былинка в поле, и в небе каждая звезда», воспринимается как глубоко личное переживание. Недаром говорил дед писателя, что надо воспитывать народ – «с детства воспитывать» - и благочестивая русская литература играет в этом очень важную роль.
В сборнике «Я вглядываюсь в жизнь» того же И.А.Ильина говорится, что произведения искусства создаются эстетическими средствами, эстетическим образом; но главное, во имя чего всё совершается, - эстетический предмет. Это и есть духовная реальность, которая определяет смысл любого произведения, а, в конечном счёте, смысл жизни. Понятно, что поэма «Бог», Г.Р.Державина, как и более поздние упоминаемые здесь произведения, яркий тому пример!
|
Потому и не может, не имеет права изучение литературы быть формальным - и исходить оно должно не от созданных идеологией методик, а от замысла писателя, от духовного начала высокого искусства, к коему относится и литература. Надо помнить, что тот, кто не научится созерцать, размышлять, благоговеть, несчастен; потому что, как писал уже упоминаемый здесь философ Э.С.Менделевич, восторг делает человека «…причастным истине…». Конечно, эта мысль более чем где- нибудь, отразилась в одах великого Г.Р.Державина; и жизненный путь его - тоже один из лучших тому примеров!
«Конец – и Богу Слава» - этой мыслью завершали свои труды многие наши великие соотечественники. Поэтому и нам должно последовать их примеру – и завершить разговор на эту, конечно, неисчерпаемую тему финальными словами «Утреннего размышления о Божием Величестве», созданного великим М.В.Ломоносовым и созвучного финалу бессмертной оды Г.Р.Державина:
«Светило дневное блистает
Лишь только на поверхность тел;
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!