К милосердным коленям припав. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

К милосердным коленям припав.

2019-06-06 147
К милосердным коленям припав. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Образ природы предстаёт не только как нерукотворный храм Творца, что присуще многим великим произведениям искусства; это – и символ жизненного пути человека, пути к Нашему Общему Отцу. Кажется, что эти прекрасные строки пишет человек, который скоро уйдёт в мир иной, но И.А.Бунин создал их, пройдя немногим больше половины жизненного пути. Возможно, повлияла на это скорая вынужденная, разлука с Россией, но, скорее всего, это – обобщение духовного опыта человечества!

И, понятно, что этот духовный опыт всего мира, всех людей более всего ощущается в произведениях, созданных вслед путешествия по Святой Земле. Самый яркий пример переживания библейских событий, «физического» ощущения святыни – небольшой рассказ «Геннисарет». Вифлеем с серебряной звездой в храме Рождества Христова, Назарет с узкими улочками, по которым ступала сама Матерь Божия, страна Геннисаретская, море Галилейское, Капернаум – всё проникнуто присутствием Христа, Богородицы, апостолов. Не прошлыми историческими событиями, а именно живым присутствием, на чём и зиждется Христианство.

«Проходя близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев, Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающего сети в море…». Цитаты Священного Писания, особенно в этом рассказе, органически связаны с самим повествованием, как жизнь верующего человека с Библией.

«Помню темные весенние сумерки, черных коз, бегущих по каменистым уличкам, тот первобытно-грубый каменный водоем, к которому когда-то приходила она, помню ее жилище, маленькое, тесное, пещерное, полное вечерней тьмы, пустующее уже две тысячи лет... Как полевой цветок, мало кому ведомый, выросший из случайно занесенного ветром семени в углу покинутого дома, расцвела и здесь легенда, может быть самая прекрасная, самая трогательная: без огня, по бедности родителей, засыпал Божественный младенец; мать сидела у его постельки, тихо заговаривая, убаюкивая его; а чтобы не было скучно и жутко ему в наступающей ночи, светящиеся мушки по очереди прилетали радовать его своим зеленым огоньком». Писатель называет легендой всё происходящее не оттого, что сомневается в истинности библейского повествования, иначе не было бы дальнейшего описания, а потому, наверное, что его интересует земная жизнь Христа и Богородицы. И это очень важно именно для того, чтобы ещё сильнее ощутить причастность каждого человека к тому, о чём говорится в Главной Книге всего мира. Потому и рыбаки, живущие в 20-м веке, для писателя также органично связаны с апостолами: «Разве не мог призвать он и этих?» Наверное, этот вопрос главный во всём произведении, и не только.

И вот, кажется, две эпохи встречаются здесь, на берегу озера: «Тишина, солнце, блеск воды. Сухо, жарко, радостно. И вот он, с раскрытой головою, в белой одежде, идет по берегу, мимо таких же рыбаков, как наши гребцы... Симон и Петр, «оставив лодку и отца своего, тотчас последовали за ним...».

Главные «герои» произведения, конечно, не путешественники и рыбаки, а Христос, Богоматерь и апостолы. Это – самый яркий пример образа Вечной Жизни!  

Снова невольно вспоминаются стихотворения в прозе И.С.Тургенева,                а именно - произведение «Христос», в котором простые крестьяне стоят в храме во время пасхальной службы. Лирическому герою кажется, что в храме среди людей появляется Сам Христос. Это вовсе не наваждение, а ощущение верующей души: «Только тогда я понял, что именно такое лицо – лицо похожее на все человеческие лица, оно и есть лицо Христа…». Этот финал выражает самую суть Христианства!

Недаром, философ, живший уже во второй половине 20-века, - Э.С.Менделевич написал: «Самая личностная из всех религий - Христианство». Этой же мыслью, похожим чувством проникнут и весь рассказ «Геннисарет» -               и это чувство передаётся читателю.

     Как уже было сказано выше, все приведённые в статье произведения написаны в разные годы – от 1911 до 1944, а, по сути, в разные эпохи, если вспомнить жизнь самого писателя, но главное в них не погружение в творящиеся вокруг катаклизмы, а размышление о вечном.  И способен на это только великий писатель, выстрадавший свой духовный опыт, несмотря на свойственные человеку заблуждения. (Не «Окаянные дни» и не «Господин из Сан-Франциско» сделали бессмертным имя нашего великого соотечественника. Вообще непонятно изучение школьниками «Господина из Сан-Франциско». Уж если только как пример того, к чему ведёт цивилизация, забывшая о духовном начале и как при этом обесценивается человеческая жизнь).

«Как ни грустен этот непонятный мир, он всё же прекрасен» - сказал когда-то И.А.Бунин. Это – мир, созданный Мудрым и Любящим Творцом.

Как восемь гласов русской духовной музыки – это не только канон мелодий,         но и восхождение к Творцу, соединение с Ним, так и в приведённых выше произведениях великого русского писателя можно увидеть, ощутить восхождение.           И лёгким оно быть не может.

                                  Там в недоступных небесах

За Русь свершается молитва –

И, светлым облаком покрыта,

Россия всё-таки жива.

(Иеродьякон Роман стихотворение «Русь называют Святой»).

Россия, душа народа жива верой, духовным началом, которое не смогли уничтожить даже озверевшие богоборцы. Духовное начало - это основа жизни русского человека и основа классической русской литературы, к коей принадлежит и творчество И.А.Бунина.

Разговор о вечном был начат с чтения Псалтири над усопшей матерью -         с одной из самых важных христианских традиций, поэтому и завершить его следует одним из шедевров писателя - стихотворением «Псалтирь»:

       Бледно-синий загадочный лик

На увядшие розы поник.

И светильники гроб золотят.

И прозрачно дымится их чад.

- Дни мои отошли, отцвели,

Я бездомный, я чуждый земли:


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.