И хор светил, живой и дружный, — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

И хор светил, живой и дружный,

2019-06-06 200
И хор светил, живой и дружный, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кругом раскинувшись, дрожал.                       

 

Лирический герой, чей взор обращён к полной звёзд небесной тверди, совершает духовный подъём и становится причастным Вечному мирозданию. Перед ним единый, слаженный хор, ангельский хор, поющий Славу Создателю. На небе, как и на иконе, всё живое - потому и приводит образ звёздного неба к мысли о Творце и лирического героя, и мыслящего человека вообще.

Земля, как смутный сон, немая.

Безвестно уносилась прочь,

И я, как первый житель рая,

Один в лицо увидел ночь.

Всё здесь, в ином измерении, в иной – духовной реальности. И снова обратимся к упоминаемым уже рассуждениям Э.С.Менделевича: «…Сознание мгновенно пробегает тысячи воспоминаний, сообщая им ту же окраску восторга. Мы задыхаемся от этого потока ощущений, но чувствуем в них замечательную стройность, какой вовсе не замечали ранее. Человек, объятый чувством восторга, обретает с ним некую проницательность, причастность истине…».

И лирический герой как будто присутствует при Начале Дней Творения, всё сильнее ощущая свою причастность к Вечному Мирозданию, нераздельную связь    с «Творцом Всяческих», как писал русский мыслитель А.И.Ильин.

Я ль нёсся к бездне полуночной,

Иль сонмы звёзд ко мне неслись…

Казалось, будто в длани мощной

Над этой бездной я завис.

Привычное время и пространство как будто исчезают, ведь они важны только на земле, в нашей бренной жизни, а после Второго Пришествия их значение будет исчерпано.

И с замираньем и смятеньем

Я взором мерил глубину,

В которой с каждым я мгновеньем

Всё невозвратнее тону.

   Трепет и смятение, благоговение перед величием Творца,  но не   безысходность  и страх – ведь лирический герой на самом деле не тонет, не погружается в небытие, а сливается с Вечным  Мирозданием, приходит к своему Создателю!

                                

Воспевая Величие Творца, обращаются к образу природы, и, в частности звёздного неба, конечно, и писатели эпохи классицизма, являющие иной образ мышления.

Светил возженных миллионы

В неизмеримости текут,

Твои они творят законы,

     Лучи животворящи льют

         (Ода «Бог» Г.Р.Державина)

                                                  или

                      Открылась бездна, звезд полна;
                      Звездам числа нет, бездне дна.

(«Вечернее Размышление о  Божием Величестве при случае Великого Северного сияния» М.В.Ломоносова)
(Эти примеры приводились в статье«Творчество Гавриила Романовича Державина (1743 – 1816) – яркий пример духовного начала русской литературы и отражение русского мышления»).

    Даже в годы официального атеизма известный математик Б.В.Раушенбах            и некоторые другие учёные прекрасно понимали, что мир создан Единым Началом, иначе выводы были бы слишком страшными. И образ звёздного неба, наверное, – одно из самых убедительных тому доказательств, о чём упоминалось выше.

      Если же говорить о духовном подъёме, то, конечно, нельзя не вспомнить о Празднике, который приходит через сорок дней после Пасхи – Вознесении Господнем.

   Вознесение  – и радость, и смятение, и тревога.В отличие от нас, для апостолов это были дни тревожного ожидания. Учитель вознёсся на небо и стал невидимым. Невидимым, но не неощутимым!

                                      

Но, наверное, и у нас, уже знающих, что на землю был послан Утешитель – Святой Дух, прикосновения к неизведанному, невместимому повреждённым человеческим сознанием вызывает чувство трепета, смятения. И наша русская литература передаёт это через образ звёздного неба на уровне почти физического ощущения, о чём было сказано ранее. Достаточно ещё раз внимательно прочитать приведённые выше примеры. И не только.

  В статье уже упоминалось имя поэта Серебряного века М.А.Волошина. Природа Крыма, с которой он был связан всю жизнь, конечно, несколько иная внешне, чем русская,но духовное начало способен узреть любой благочестивый взгляд:

Жемчугами расшит простор,

И венец лучей над горами –

Словно вынос Святых даров

Совершается в тёмном храме.

Вижу к небу в лиловой мгле

Возносящиеся ступени…

        

Сложно не увидеть сходство ощущений лирического героя с тем, что испытывал тот, кто «один в лицо увидел ночь и нёсся к бездне полуночной» у А.А.Фета.

Потому и в финале «осеняют земной алтарь огневеющие воскрылья».

А в другом произведении сначала «жёлтою жемчужиной Юпитер над седым возносится холмом», а потом «возносится» и сам лирический герой, как «переполненная светами чаша». Эти образы отнюдь не языческие, как может показаться на первый взгляд. Вовсе не благочестивые и не особенно любящие людей языческие боги не позволят обычному человеку вознестись к ним, да и «чаша» - скорее всего, - благочестивый, творческий человек, преисполненный Благодати Божией. Ведь у него «гудит в душе певучий пламень в синеве сияющих лампад».                        

                            

Потому, наверное, всё это тоже можно назвать Образом Вознесения.                Хотя, конечно, ассоциации произведений М.А.Волошина более сложные, чем              у большинства поэтов 18и19 веков, но сам поэт - благочестивый, верующий христианин, что даёт возможность говорить об отражении Двунадесятых Праздников в его творчестве.

                     И вот к людям приходит Утешитель – Святой Дух.                                   Это – Праздник Святой Троицы или Пятидесятницы!

                                                 

 И мы со звёздного неба спускаемся на землю. 

«Я знаю. Это самый весёлый образ. Сидят три Святые с посошками, а перед ними яблочки на столе. Когда я гляжу на этот образ, мне вспоминаются почему-то гости, именины. - Верно. Завтра вся земля именинница. Потому – Господь её посетит. У тебя Иван- Богослов ангел, а мой Михаил – Архангел. У каждого свой.  А у земли- матушки сам Господь бог, во Святой Троице…Троицын день. «Пойду,- скажет Господь,- погляжу во Святой Троице, навещу. Адам согрешил. Господь-то чего сказал? «Через тебя вся земля безвинно проклята, вот что ты сделал!» И пойдёт. Земля Ему всякие цветочки взрастила, берёзки, травки всякие…Вот и понесём ему, как Авраам-Царь. И молиться будем: «Пошли, Господи, лето благоприятное!»

Вот Господь завтра посетит её, благословит. А на Духов день, может, и дожжок пошлёт…божью благодать» -   так с помощью образа цветущей земли  в хорошо известной всем повести И.С.Шмелёва «Лето Господне» старенький плотник Горкин объясняет  маленькому Ване суть Праздника Святой Троицы

   И. конечно, образ берёзы играет здесь самую важную роль. Именно берёзами украшают храмы на Троицын День.

А вот похожий поэтический образ:

«Всё темней и кудрявей берёзовый лес зеленеет,

Колокольчики ландышей в чащах зелёных цветут…»

Любуясь этим берёзовым лесом, лирический герой И.А.Бунина думает о тои, что «скоро Троицын День…», а в другом произведении вместе с «гирляндой молодых берёзовых ветвей» в храм приносятся «молитва и смиренье» - главная христианская добродетель!

                                     

             Берёза – ещё и образ России, а точнее будет сказать в данном контексте,- Святой Руси, сохранённой благочестивыми душами, о чём красноречиво свидетельствуют приведённые в статье примеры литературных произведений.

   Но Троица не только Двунадесятый Праздник. Это – основа мироздания!

«Да воззрением на Святую Троицу побеждается страх ненавистной розни мира сего» - говорил Святой Сергий Радонежский. И   сказаны эти   слова задолго до   воплощения Образа Андреем Рублёвым. А убиенный отец Даниил Сысоев показал, что Троичность во всём:  ручье, солнце, трилистнике и т.д.   

«Предстоял» пред Святой Троицей в своих научных трудах и упоминаемый уже учёный   Б.В.Раушенбах. А наши благочестивые прародители в 15 веке создали икону «Отечество», осмысливая Родину как Образ Святой Троицы!

    Неслучайно, выступая в 1888г. в Париже В.С. Соловьёв сказал, что русская идея в том, чтобы «восстановить на земле этот образ божественной Троицы».

(В связи со всем сказанным выше стоит, наверное, задуматься, какой праздник считать Днём России).

                               

       На этом завершается первая часть статьи об отражении образа «Лета Господня» в русской литературе. В ней были рассмотрены образы Пасхи, Вознесения Господня, Святой Троицы, Преображения Господня, Рождества и Благовещенья Пресвятой Богородицы.

Во второй части будут рассмотрены другие Двунадесятые Праздники, также составляющие Круг «Лета Господня».                                                                                                

                                                                       

                 Литература.

1.Сборник поэзии «Слово и дух»

2.Сборник «Светлое Воскресенье Христово»

3 Сборник произведений М.А.Волошина – циклы: «Блуждания» и «Киммерийская весна»

4. Э.С. Менделевич «Пойми простой урок моей земли»

5. В.С.Соловьёв «Русская идея»

6. И.А.Ильин Сборник статей о России

7. И.А.Ильин «Путь духовного обновления»

8. И.С.Шмелёв «Лето Господне»

9. И.С.Шмелёв «Пути небесные»

10. Е.Н.Трубецкой «Смысл жизни».

11. Е.Н.Трубецкой «Три очерка о русской иконе»

12. П.А.Флоренский «Столп и утверждение Истины» - глава «Свет Истины».

13. О.Даниил Сысоев «Простыми словами о тайне Пресвятой Троицы»

14 Н.М.Тарабукин «Философия иконы» - глава «Философия пейзажа».

15 Журнал «Даниловский благовестник».

16 И.А.Бунин сборники: «Свет незакатный» и «Тропами потаёнными».

17 Сборник произведений архидиакона Романа «Русская дорога».

18 Святитель Николай Сербский «Моление на озере».

19 М.М.Дунаев «Вера в горниле сомнений».

20 Рукова Н.С. «Руководство по церковному пению».

21. Сборники поучений Отцов Церкви о Двунадесятых Праздниках из серии «Библиотечка пастыря».

22. Программа цикла «Библейский сюжет» канала «Культура», посвящённая Б.В.Раушенбаху.                                                                                                      

             

Россия, «чающая движения воды»

(Пророчества хроники «Соборяне», других произведений Н.С.Лескова … и не только)


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.