Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2018-01-13 | 486 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
(1898 – 1904).
Первые попытки установления Россией международных контактов по вопросам противодействия террористической деятельности относятся к 60-м годам XIX века. С этого времени, и до второй половины 1890-х годов в Российской империи постепенно формировались основы антитеррористической политики и предпринимались некоторые меры по организации международного сотрудничества в этой сфере.
В 60-е – 90-е годы XIX века происходило постепенное развитие международных связей между террористами, организационное и идейное оформление терроризма, приобретение им черт тактики политической борьбы, и, следовательно, регулярности. Определились главные объекты террористической деятельности, которыми стали лидеры государств и представители политических элит.
Опасность этого явления для правительства России обусловливалась тем, что именно на ее территории образовалась одна из первых в Европе организаций, избравших террор в качестве средства борьбы с государственной властью («Народная воля»). Идеи террора против правительства широко распространились среди молодежи. Другой составляющей базы развития террористической деятельности против самодержавного государства являлась русская политическая эмиграция, что было не менее опасно в условиях слабого контроля над ее деятельностью.
В период 1860-х – второй половины 1890-х годов определились специфические задачи антитеррористической политики, российским государством был накоплен определенный опыт международного сотрудничества. К положительным достижениям в сфере сотрудничества следует отнести заключение с рядом стран конвенций об экстрадиции, негласное содействие властей некоторых государств в организации розыска и наблюдения за деятельностью террористов.
|
В конце 70-х – 90-е годы XIX века по Европе и США прокатилась волна террористических актов, совершавшихся анархистами и направленных, прежде всего, против глав государств и правительств. Так, в 1878 и 1879 годах были совершены два покушения на испанского короля, в 1896 году был убит президент Франции Карно, в 1897 году в Швейцарии итальянский анархист убил императрицу Австрии. Анархистский терроризм был не только вызовом системам безопасности государств, которые часто не могли предотвратить угрозу жизни людей, находящихся у власти, но и свидетельством нерешенности многих социальных проблем. Обострению террористической угрозы со стороны анархистов способствовали такие факторы, как развитие боевых технических средств, активная деятельность оппозиционной, и в частности анархистской, прессы, тесные международные связи анархистов.
В 90-е годы наметилось два пути развития противодействия террористической деятельности анархистов: 1) совершенствование национальных систем безопасности и законодательной базы преследования анархизма с целью сведения к минимуму опасности террористической деятельности внутри государства; 2) развитие международного сотрудничества по противодействию террористическим проявлениям анархизма. Первый путь реализовывался в действиях правительств и парламентов Франции и Швейцарии, разработавших и принявших ряд антианархистских законов. Второй путь обозначился в конце 90-х годов, в связи с созывом, по инициативе правительства Италии, международной конференции по проблемам противодействия анархизму. Конференция состоялась в Риме в 1898 году и разработала ряд рекомендаций для осуществления преследования анархизма на международном уровне.
В работе конференции принимали участие и представители Российской империи. Отмечая этот факт, нужно учитывать, что, по мнению отечественных исследователей анархизма и терроризма, анархистских организаций на территории империи в 80-е – 90-е годы не было, а иностранные анархисты террористической деятельности в России не вели. Российское государство, однако, имело к тому времени определенный опыт не только в противодействии терроризму, но и в организации международных усилий в этой сфере.
|
Нужно учитывать и другие факторы, определявшие положение России на рубеже веков. Среди них можно, на мой взгляд, отметить: 1) кризисную ситуацию в политической и социально-экономической сферах жизни страны; 2) развитие оппозиционных, прежде всего, революционно-демократических, организаций, центры которых часто находились за границей; 3) нежелание многих европейских государств выдавать России лиц, преследуемых ею по политическим мотивам.
Инициатива созыва антианархистской конференции принадлежала Италии. Правительство этой страны активизировало борьбу с анархистами после убийства австрийской императрицы, совершенного в 1897 году в Женеве итальянским анархистом. При выработке позиции, которую должна была отстаивать на конференции российская делегация, учитывались следующие моменты.
Во-первых, позиция основывалась как на анализе существующей практики выработки и применения внутренних уголовных законоположений, так и на оценке действующих международных договоров Российской империи об экстрадиции.
Во-вторых, при выработке своей позиции российское правительство стремилось акцентировать внимание на антигосударственном характере анархистского терроризма как на его главном признаке.
В-третьих, террористическая деятельность рассматривалась как возможная производная от любой радикальной антиправительственной идеи. Это вело к восприятию деятельности оппозиционных, прежде всего, социалистических, организаций в качестве основного объекта противодействия; именно эта деятельность рассматривалась как главное условие формирования террористических замыслов и осуществления террористических акций.
В-четвертых, рассуждения о возможностях организации международного сотрудничества по противодействию анархистскому терроризму строились на представлениях об уголовной сущности всякого деяния, угрожающего общественному порядку и государственному строю. Признавалась независимость этой сущности от характера побуждений человека, совершившего подобное действие.
|
Какие из позиций российской делегации удалось отстоять в ходе конференции? На основании анализа текста итогового протокола от 21 декабря 1898 года можно сделать следующие выводы. Предложение не рассматривать анархизм в качестве политической доктрины соответствовало представлениям об этом явлении, которые отстаивала российская делегация на конференции; само принятие данного тезиса было, судя по сообщениям А.И.Нелидова (глава делегации), следствием усилий представителей Российской империи. Россия и ее союзники на конференции не сумели добиться включения в понятие анархистского преступления деятельности, направленной на пропаганду и апологию этого учения. Вместе с тем, тезис об антисоциальной направленности таких преступлений являлся центральным в определении, данном конференцией.
Многие пожелания российской делегации были учтены в пунктах протокола, касавшихся административных мер противодействия анархизму. Так, в документе были сформулированы предложения, касавшиеся организации взаимодействия между полицейскими органами разных государств по наблюдению за анархистами. Относительно экстрадиции существенных подвижек в желаемом властями России направлении не состоялось: рекомендации конференции предполагали ряд изменений, но их реализация не могла быть гарантирована.
В этой связи чрезвычайно важна для интересов руководства Российской империи была конкретизация и детализация правил высылки анархистов, что в условиях отсутствия выгодных для российского государства правил экстрадиции имело большое практическое значение. Большинство пунктов протокола относительно законодательного преследования анархистов содержали формулировки, соответствовавшие намерениям российского государства. Главная проблема заключалась в том, что, за исключением России, Германии и Австро-Венгрии, представители других стран в ходе конференции не высказали серьезных намерений в плане внесения изменений в свои законодательства в предложенном конференцией смысле.
Российская империя стала одним из государств, декларировавших свое присоединение к итоговому акту Римской конференции. Представители Департамента полиции, во исполнение достигнутой на конференции негласной договоренности, активно развивали контакты с полицейскими органами других стран. Вопрос о реализации положений итогового протокола конференции 1898 года не поднимался в течение более полутора лет после ее окончания. В 1900 году инициатором обсуждения проблем, связанных с осуществлением предложений Римской конференции, выступил МИД Российской империи.
|
В 1900 – 1904 гг. происходил процесс закрытого (не публичного, материалы и ход обсуждения держались в секрете) обсуждения и подготовки международного соглашения по противодействию террористическим проявлениям анархизма. Инициатива исходила от правительств Российской империи и Германии.
Российская империя и Германия предлагали, в порядке негласных контактов между правительствами, обсудить возможность заключения такого соглашения на основании решений Римской конференции 1898 года. Предполагавшийся международный договор должен был включать меры как административного, так и законодательного характера. Провозглашалась необходимость «единообразных административных мер» с целью установления надзора за анархистами, обмена информацией об их деятельности, и регламентации порядка высылки анархистов на родину. В части законодательных мер предполагалось, во-первых, ужесточение уголовных законов против анархистов, последствий их деятельности, прессы, пропагандирующей анархистские идеи или защищающей их преступную деятельность, во-вторых, включение в законодательства разных стран более четкого и полного определения анархистских преступлений.
Реакция большинства государств, которым было представлено совместное обращение России и Германии, была в основном положительной. Все правительства признавали необходимость противодействия анархизму и важность дальнейшего развития средств этого противодействия. Была выражена готовность к обсуждению способов международного сотрудничества в этой сфере, хотя круг вопросов, выносимых на обсуждение, представлялся в целом менее широким, чем очерченный в предложениях России и Германии.
В принципе возможным заключение соглашения по всем вопросам, затронутым в русско-германском обращении, считали Австро-Венгрия, Румыния, Швеция и Норвегия, Швейцария. Однако даже представители этих государств заявляли о трудностях, которые могут породить попытки проведения изменений во внутренних законах. По различным причинам отказывались обсуждать на международном уровне вопросы законодательного характера Франция, Великобритания, Италия, Бельгия.
|
Секретный протокол был подписан 1(14) марта 1904 года в Санкт-Петербурге представителями России, Германии, Австро-Венгрии, Швеции и Норвегии, Турции, Сербии, Болгарии, Румынии, Дании. Предполагавшиеся первоначально меры законодательного характера не были внесены в текст протокола, и документ стал, по сути, чисто административным соглашением, предполагавшим исключительно полицейские меры противодействия анархистам.
Представители ряда стран настояли на внесение в текст протокола добавлений, касавшихся намерений относительно его соблюдения. Турция делала оговорку о том, что протокол никоим образом не касается существующих соглашений с Россией относительно возвращения некоторых категорий армянских эмигрантов, находящихся в Российской империи. Румынское правительство оставляло за собой исключительное право определять принадлежность к анархистскому движению всякого человека, в отношении которого оно намерено применять подписанные правила. Представители Дании, а также Швеции и Норвегии заявили, что функции центральных бюро в их странах будут исполняться полицейскими управлениями в столицах.
Некоторые страны выразили желание принять все административные меры, предусмотренные протоколом, то есть присоединиться к исполнению всех его статей, за исключением пункта 1. Способом такого присоединения стали декларации, подобные тем, которые выражали отношение государств к решениям Римской конференции. Эти декларации не связывали издававшие их государства никакими формальными обязательствами по соблюдению мер противодействия анархизму, а выражали лишь общее положительное отношение к ним и готовность в тех или иных случаях их применять. На таких условиях в течение 1904 года присоединились к протоколу Швейцария, Испания, Португалия и Люксембург.
На рубеже XIX – XX веков Российская империя предприняла серьезные шаги в решении проблемы противодействия терроризму на международном уровне. Активное участие представителей России в работе Римской конференции 1898 года и в подготовке антианархистского соглашения 1904 года продемонстрировали стремление властей империи к решению проблем борьбы с терроризмом путем международного сотрудничества.
Римская конференция рассматривалась властями Российской империи как первый шаг в процессе организации системы международного противодействия терроризму. Решения конференции предполагалось положить, в качестве общих принципов, в основу международных соглашений по этому вопросу. Такая оценка стала причиной, а анархистские покушения 1899 – 1900 гг. – поводом для инициативы России, оформленной секретным протоколом МИД в августе 1900 года. Эта инициатива послужила толчком к обсуждению и подписанию в марте 1904 года секретного международного соглашения против анархизма.
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!