Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2017-10-11 | 414 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
1....Когда Карл стал единовластным правителем в западных странах мира, а занятия науками почти повсюду были забыты, и по- тому люди охладели к почитанию истинного – божества, случилось
так, что к берегам Галлии прибыли из Ирландии вместе с британски- ми купцами два скотта1 – люди несравненной осведомленности в светских науках и Священных Писаниях. И хоть они и не выставля-
ли напоказ никакого продажного товара, все же имели обыкновение зазывать толпу, стекавшуюся для покупок: «Кто жаждет мудрости, подходи к нам и получай ее – у нас ее можно купить». Но, говорили они, продают они ее только потому, что видят, насколько охотнее на- род приобретает то, что продается, нежели то, что предлагается да- ром. Таким способом они намеревались или вызвать людей на по- купку мудрости, как и всякого товара, или, как подтвердилось в даль- нейшем, поразить и изумить их подобным объявлением. Словом, они кричали так до тех пор, пока удивленные или принявшие их за бе- зумцев люди не довели о них до слуха короля Карла, который всегда любил мудрость и стремился к ней. Он тотчас потребовал их к себе и спросил, верно ли молва донесла до него, будто они возят с собой мудрость? «Да, – отвечали они, – мы владеем ею и готовы поделить- ся с теми, кто именем Бога будет достойно просить об этом». Когда же он стал выведывать у них, что они за нее запросят, они сказали:
«Только удобное помещение, восприимчивые души и то, без чего
1 Скотты – латиноязычное название жителей Ирландии и Шотландии, по этни- ческой принадлежности – кельтов.
нельзя обойтись в странствии – пищу и одежду». Услыхав это, он очень обрадовался и тут же задержал обоих ненадолго у себя. А за- тем, когда ему пришлось отправиться в военный поход, одному из них, по имени Климент1; он приказал остаться в Галлии и поручил
|
ему довольно много мальчиков знатного, среднего и низкого проис- хождения, распорядившись предоставить им необходимое продо- вольствие и подходящие для занятий жилища. Другого же, по имени [Дунгал], он направил в Италию и вверил ему монастырь святого Ав- густина близ города Тицены, чтобы там могли собираться у него для обучения все, кто пожелает.
2. Тут и Альбин2родом из англов3; прослышав, с какою охотой благочестивый король Карл принимает мудрых людей, сел на ко-
рабль и прибыл к нему; а он знал Священное Писание от начала до конца, как никто другой из современных ученых, и был учеником уче- нейшего Беды4, наиболее сведущего толкователя Священного Писа- ния после святого Григория5. Карл держал его при себе постоянно до конца своей жизни, за исключением времени, когда он отправлялся на войну; он хотел, чтобы его считали учеником Альбина, а Альбина
его учителем. Но он дал ему аббатство святого Мартина в Туре, что- бы, когда он сам отсутствует, мог бы Альбин там отдыхать и обучать стекавшихся к нему учеников. Его обучение принесло столь богатые плоды, что нынешние галлы, или франки, могут сравниваться с древними римлянами и афинянами.
3. Вернувшись после долгого отсутствия в Галлию, непобедимый Карл приказал, дабы явились к нему мальчики, которых он поручил Клименту, и представили ему свои письма и стихи. Дети среднего и низшего сословия сверх ожидания принесли работы, услащенные всеми приправами мудрости, знатные же представили убогие и не- лепые. Тогда мудрейший Карл, подражая справедливости вечного судии, отделил хорошо трудившихся и, поставив их по правую руку от себя, обратился к ним с такими словами: «Я очень признателен вам, дети мои, за то, что вы постарались по мере сил своих выполнить мое приказание для вашей же пользы. Старайтесь же теперь достиг- нуть совершенства, и я дам вам великолепные епископства и мона- стыри, и вы всегда будете в моих глазах людьми, достойными уваже-
|
1 Климент – Климент Скотт, грамматик, известен своими сочинениями в этой об- ласти.
2 Альбин Флакк, или Алкуин (730–804) (см. выше).
3 Англы – одно из германских племен, заселивших в V в. с континента часть Бри- тании, получившей от них свое новое название.
4 Учителем Алкуина был ученик Беды – Эгберт Йоркский (см. выше).
5 Григорий Великий (540–604), папа Римский.
ния». Обратив затем свое лицо с видом величайшего порицания к стоящим налево и встревожив их совесть огненным взглядом, он бросил им, скорее прогремев, чем промолвив, такие вот грозные и насмешливые слова: «Вы, высокородные, вы, сынки знатных, вы, избалованные красавчики! полагаясь на свое происхождение и со- стояние, вы пренебрегли моим повелением и своей доброй славой, и с равнодушием отнеслись к образованию, предаваясь утехам, иг- рам, лености и всяческим пустякам». После этого вступления он, вознося к небу державную свою голов и непобедимую десницу, пора- зил их своей обычной клятвой, «Клянусь царем небесным, я ни во что не ставлю ваше знатное происхождение и смазливые лица – пусть восторгаются вами другие, но знайте одно: если вы немедлен-
но не искупите прежней вашей беспечности неутомимым прилежа- нием, никогда никакой милости1не дождаться вам от Карла». <…>
7. Рассказывая... я забыл сказать о порядке церковного чтения; об этом я позволю себе вкратце сообщить здесь дополнительно. В церкви ученейшего Карла никто не знал заранее, что именно ему придется читать, никто не мог отметить конец отрывка воском, или хотя бы сделать какую-нибудь отметинку ногтем, но каждый старался выучить все, что надлежало читать, так, что, когда бы его неожидан- но ни заставили читать, он исполнял это безукоризненно. Король сам указывал того, кто должен читать, пальцем или протянутым жезлом, или же посылая кого-либо из сидящих подле него к сидящим по- одаль; а конец чтения отмечал покашливанием. К нему все так вни- мательно прислушивались, что, подавал ли он знак в конце предло- жения, или в середине отрывка или даже фразы, никто из следую- щих чтецов не осмеливался начать выше или ниже, каким бы бес- смысленным ни казались ему конец или начало. И так получилось, что при его дворе все были отменными чтецами, даже если они и не понимали того, что читали. Никакой посторонний и никакой даже из- вестный ему человек, не умей он читать и петь, не осмеливался вступить в его хор. <…>
|
9. Таким образом, прославленный Карл видел, что науки во всем его государстве процветают, но все же очень огорчался, что плоды их еще не столь созрели, как при прежних Отцах Церкви, хотя он и при- лагал к тому прямо нечеловеческие усилия. С досады у него как-то раз вырвались слова: «Ах, если бы у меня было хотя бы двенадцать клириков, столь образованных во всех областях знаний, какими были Иероним и Августин!» На это высокоученый Альбин, который спра- ведливо считал себя невеждой по сравнению с названными мужами,
1 То есть войти в его ближайшее окружение.
охваченный крайним негодованием (обнаруженным, впрочем, лишь на мгновение), отвечал со смелостью, на какую не отважился бы ни- кто из смертных пред очами грозного Карла: «Создатель небес и земли не имел более им подобных, а ты их хочешь иметь двена- дцать!»
Печ. по кн.: Антология педагогической мысли христиан- ского Средневековья. Т. 1. М., 1994. С. 346–349.
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!