Гл. 1. Расселение варваров. С. 9–40. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Гл. 1. Расселение варваров. С. 9–40.

2017-10-11 354
Гл. 1. Расселение варваров. С. 9–40. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


Лукашова А.Н. История варварских народов раннего Средневеко- вья в трудах современных западноевропейских ученых // Историче- ское знание в системе политики и культуры. Волгоград, 2005. С. 62-68.

Монгайт А.Л. Археология Западной Европы. Бронзовый и желез- ный век. М., 1974.

Моравский С.П. Германцы до великого переселения народов // Книга для чтения по истории средних веков / под ред. проф. П.Г. Виноградова. Вып. 1. М., 1896.

Неусыхин А.И. Дофеодальный период как переходная стадия развития от родоплеменного строя к раннефеодальному: (на мате- риале истории Западной Европы раннего средневековья) // Пробле- мы истории докапиталистических обществ. М., 1968, с. 596–604 (на- чало), а также: Вопросы истории. 1967. № 1.

Неусыхин А.И. Общественный строй древних германцев. М., 2001 [ 1-е изд.: М.: РАНИОН, 1929].

Неусыхин А.И. Проблемы европейского феодализма. М., 1974: гл. Древние германцы. С. 218–225; [статья] Военные союзы германских племен около начала нашей эры. С. 390–412.

Петрушевский Д.М. Очерки из истории средневекового общества и государства. Очерк 2. Общественный и политический строй древ- них германцев. 5-е изд. М., 1922. С. 152–169.

Попова А.М. Варварский мир в «Истории готов, вандалов и све- вов» Исидора Севильского [Ок. 560–636] // Мир истории и история мира в раннесредневековой Европе. Иваново, 2005. С. 41-60.

Ронин В.К. Франки, вестготы, лангобарды в VI–VIII вв.: политиче- ские аспекты самосознания // Одиссей. Человек в истории. М., 1989.

Серовайский Я.Д. Сообщения Цезаря об аграрном строе гер- манцев в соотношении с данными новейших археологических иссле- дований // СВ. Вып. 60. М., 1997. С. 5–36.

Учебно-методический комплекс по истории средних веков. Кн. 2.

Лекции по раннему средневековью. Под ред. С.А. Васютина. М., 2008.

Филип Я. Кельтская цивилизация и её наследие. Прага, 1961.

Шкаренков П.П. Римская традиция в варварском мире: Флавий Кассиодор и его эпоха. М., 2004.

Энгельс Ф. К истории древних германцев // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19. С. 442–494.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. Гл. VII (или любое отдельное издание).

***


История средних веков. Книга для чтения / под ред. В.П. Бу- дановой. М., 1999 [см.: Буданова В.П. 1) Мир кельтов, легких на подъ- ем. 2)»Покой этому народу не по душе». 3) Гунны – гроза трех импе- рий. С. 18–62].

 

 

Гай Юлий Цезарь

Гай Юлий Цезарь (100–44 гг. до н. э.) – знаменитый римский полити- ческий деятель и полководец (фактический диктатор с 48 по 44 г.), с 58 по 52 г. – наместник Галлии, ход завоевания которой он изобразил в своих

«Commentarii de bello gallico», представляющих собой литературную обра- ботку его ежегодных донесений римскому сенату.

ЗАПИСКИ О ГАЛЛЬСКОЙ ВОЙНЕ

Книга I. Гл. 48....На следующий день он [Ариовист] провел свое войско мимо лагеря Цезаря и устроил свой в двух тысячах шагов за

ним с тем умыслом, чтобы отрезать Цезаря от хлеба и продовольст- вия, которые доставляли ему эдуи и секваны1. С этого дня в течение пяти дней кряду Цезарь выводил свои войска и ставил их перед ла-

герем в боевом порядке для того, чтобы, если Ариовист захочет по- мериться силой в сражении, у него была возможность к этому. Одна- ко Ариовист все эти дни удерживал свою пехоту в лагере, но еже- дневно состязался в кавалерийском бою. Этот был тот род сраже- ния, в котором германцы усовершенствовались. Их было 6 тысяч всадников и столько же пехотинцев, самых храбрых и проворных, которых каждый всадник выбирал себе по одному из всего войска для своей защиты. Они сопровождали всадников во время сражений; под их прикрытием всадники отступали; они сбегались [на их защи- ту], когда всадникам приходилось туго; если кто-нибудь падал с ло- шади, получивши тяжелую рану, они его окружали. В случаях про- движения на необычно далекое расстояние или особенно быстрого отступления их скорость благодаря упражнению оказывалась такой большой, что, держась за гриву лошадей, они не отставали от всад- ников.

Гл. 49. Видя, что Ариовист все время держится в своем лагере, и не желая, чтобы он продолжал мешать подвозу припасов, Цезарь выбрал удобную позицию на расстоянии 600 шагов2от лагеря гер- манцев и вывел на нее свое войско, построенное в три линии; пер-

 

 

1 Галльские племена.

2 900 м.


вым двум он велел оставаться в боевой готовности, а третьей – строить укрепленный лагерь. Это место, как выше сказано, находи- лось на расстоянии 600 шагов от неприятеля. Ариовист выслал про- тив римлян туда же 16000 легковооруженных воинов и всю свою кон- ницу, чтобы они устрашали римлян и мешали им возводить укрепле- ния; несмотря на это, Цезарь приказал, согласно своему прежнему решению, двум боевым линиям отбиваться от неприятеля, а третьей

– заканчивать работу...

Гл. 50....Когда Цезарь стал расспрашивать пленных, почему Ариовист не вступал в сражение, он узнал, что причиной этого был существующий у германцев обычай, [а именно:] матери семейств на основании гаданий по жеребьевым палочкам и прорицаний провоз- глашают, целесообразно ли вступать в битву или нет, и они сказали так: не дозволено германцам победить, если они вступят в сражение до наступления новолуния.

Гл. 51....[Германцы] вывели из лагеря свое войско и построили его по племенам так, что все племена – гаруды, маркоманны, трибо- ки, вангионы, неметы, седузии, свевы – находились на равном рас- стоянии друг от друга; они окружили всю свою боевую линию дорож- ными повозками и телегами, чтобы не оставалось никакой надежды на бегство. На них они посадили женщин, которые, простирая к ним руки, со слезами умоляли идущих в битву воинов не отдавать их в рабство римлянам.

Книга IV. Гл. 1. Следующей зимой, в год консульства Гнея Пом- пея и Марка Красса1, германские племена узипетов и тенктеров большими массами перешли Рейн недалеко от впадения его в море. Причиной перехода было то обстоятельство, что их в течение многих

лет тревожили свевы, которые теснили их войной и мешали им воз- делывать поля.

Племя свевов – самое большое и воинственное из всех герман- ских племен. Говорят, что у них сто* округов, и каждый [округ] ежегод- но высылает из своих пределов на войну по тысяче вооруженных воинов. Остальные, оставаясь дома, кормят себя и их; через год эти [последние] в свою очередь отправляются на войну, а те остаются дома. Благодаря этому не прерываются ни земледельческие работы, ни военное дело. Но земля у них не разделена и не находится в ча- стной собственности, и им нельзя больше года оставаться на одном и том же месте для возделывания земли.

Они питаются не столько хлебом, сколько – и главным образом –

молоком, и за счет скота; они много охотятся. Все это, вместе взятое, а


также свойства пищи, ежедневные военные упражнения, свободный образ жизни, в силу которого они, не приучаясь с самого детства ни к повиновению, ни к порядку, ничего не делают против своей воли, – [все это] укрепляет их силы и порождает людей столь огромного роста. Кроме того, они приучили себя, [живя] в странах с очень холодным [климатом], не носить никакой другой одежды, кроме звериных шкур, которые вследствие их небольших размеров оставляют значительную часть тела открытой, а также привыкли купаться в реках.

Гл. 2. Купцам они открывают доступ к себе больше для того, что- бы иметь кому продать захваченное на войне, чем потому, что они сами нуждаются в каком бы то ни было ввозе. Германцы не пользу- ются даже привозными лошадьми, которыми галлы так дорожат и которых они приобретают за высокую цену, а используют своих ту- земных лошадей, низкорослых и невзрачных, и доводят их ежеднев- ными упражнениями до величайшей выносливости. Во время конных боев они часто соскакивают с коней и сражаются пешие; коней же они приучили оставаться на том же месте, а в случае надобности они быстро вновь садятся на них; по их понятиям нет ничего более по- стыдного и малодушного, как пользоваться седлами. Поэтому они осмеливаются – даже будучи в незначительном количестве – делать нападения на какое угодно число всадников, употребляющих седла. Вино они вовсе не позволяют к себе ввозить, так как полагают, что оно изнеживает людей и делает их неспособными к труду.

Гл. 3. Они видят самую большую славу для народа в том, чтобы как можно более обширные территории вокруг его границ оставались ненаселенными и невозделанными: это обозначает, по их мнению, что многие племена не смогли противостоять силе этого народа. Так,

в одном направлении от границ области свевов пустует, как говорят, территория шириной около 600 тысяч шагов1[900 км ]. С другой сто- роны к ним примыкают убии; их страна была, по понятиям герман-

цев, обширной и цветущей, а народ несколько более культурным, чем прочие германцы, так как убии живут на берегу Рейна, к ним за- ходит много купцов и благодаря близости к галлам они усвоили их нравы. Свевы часто мерялись с ними силами в многочисленных вой- нах; и хотя они благодаря значительности и могуществу [убиев] не смогли изгнать [этих последних] из их страны, они превратили их, однако, в своих данников и сделали их гораздо более слабыми и ма- лосильными.

Книга VI. Гл. 21 [Быт] германцев сильно отличается от... образа жизни [галлов]. Ибо у них [германцев] нет друидов, руководящих об-


 

 


1 То есть в 55 г. до н.э.


1 Очевидно, эта цифра преувеличена.


рядами богослужения, и они не особенно усердствуют в жертвопри- ношениях. В качестве богов они почитают лишь солнце, огонь и луну, т.е. только те [силы природы], которые они видят [собственными гла- зами] и в благоприятном влиянии которых имеют возможность во- очию убедиться; об остальных богах они даже не слышали. Вся их жизнь проходит в охоте и военных занятиях: с раннего детства они [закаляются], приучаясь к тяготам их сурового образа жизни.

Гл. 22. Они не особенно усердно занимаются земледелием и пи- таются главным образом молоком, сыром и мясом. И никто из них не имеет точно отмеренного земельного участка или владений в част- ной собственности1, но должностные лица и старейшины ежегодно

отводят родам и группам живущих вместе родственников, где и сколько они найдут нужным земли, а через год принуждают их перей- ти на другое место. Приводят многочисленные основания [для объ- яснения] такого порядка: [по их словам], он не дает им прельститься оседлым образом жизни и променять войну на земледельческую ра- боту; благодаря ему никто не стремится к расширению своих владе- ний, более могущественные не сгоняют [с земли] более слабых, и никто не посвящает слишком много забот постройке жилищ для за- щиты от холода и зноя; [наконец, этот порядок] препятствует возник- новению жадности до денег, из-за которой происходят партийные распри и раздоры, и [помогает] поддерживать спокойствие в простом народе ощущением имущественного равенства его с самыми могу- щественными людьми.

Гл. 23. Величайшей славой пользуется у них то племя, которое, разорив ряд соседних областей, окружает себя как можно более об- ширными пустырями. [Германцы] считают отличительным признаком доблести [данного племени] то обстоятельство, что изгнанные из своих владений соседи его отступают и никто не осмеливается посе- литься вблизи этого племени; вместе с тем оно может считать себя [благодаря этому] в большей безопасности на будущее время и не бояться внезапных неприятельских вторжений. Когда племя ведет наступательную или оборонительную войну, то избираются должно- стные лица, несущие обязанности военачальников и имеющие право распоряжаться жизнью и смертью [членов племени]. В мирное время у племени нет общего правительства; старейшины отдельных облас- тей и округов творят там суд и улаживают споры. Разбойничьи набе- ги, если только они ведутся вне территории данного племени, не счи- таются позором; [германцы] выставляют на вид их необходимость как

 

 

1 Вариант перевода: и никто из них не имеет в собственности точно отмеренного земельного участка (agri) или с определенными границами.


упражнения для юношества и как средства против праздности. И вот, когда кто-либо из первых лиц в племени заявляет в народном собра- нии о своем намерении предводительствовать [в военном предпри- ятии] и призывает тех, кто хочет следовать за ним, изъявить свою готовность к этому, – тогда подымаются те, кто одобряет и предпри- ятие и вождя, и, приветствуемые собравшимися, обещают ему свою помощь; те из обещавших, которые не последовали [за вождем], счи- таются беглецами и изменниками и лишаются впоследствии всякого доверия. Оскорбить гостя [германцы] считают грехом; по какой бы причине не явились к ним [гости], они защищают их от обиды, счита- ют их личность как бы священной и неприкосновенной, предостав- ляют в их распоряжение свой дом и разделяют с ними свою пищу.

 

 

Страбон

Страбон (64/63 г. до н.э. – 23/24 г. н.э., по др. сведениям 19 г. н.э.) – древнегреческий историк и географ. Автор «Географии» (в 17 книгах), являющейся сводом географических знаний античности, и «Исторических записок» (до нас не дошли). Страбон лично с германским миром знаком не был, черпал сведения о нем из произведений других авторов (III–I вв. до н.э.). Данные Страбона о германцах имеют значение лишь в сравнении с други- ми источниками.

ГЕОГРАФИЯ

Книга IV, гл. IV, 2....Мы берем эти сведения о них [т.е. о герман- цах] из былых времен, из тех обычаев, которые до сего времени держатся у германцев. Ведь они похожи между собой по природе и государственному устройству и родственны друг с другом, а также живут в стране, разделенной рекою Рейном и почти одинаковой по своим основным свойствам. Германия лежит севернее, причем ее южная часть совпадает с южной, а северная – с северною частью [Галлии]. Вследствие этого бывает, что они легко переселяются; при этом они идут ордой, собрав всеобщее ополчение; чаще даже под- нимаются все жители, когда их вытесняют другие более сильные племена.

Книга VII, гл. I, 2. Итак, в местах, лежащих сейчас же за Рейном на восток, обитают германцы, немного отличающиеся от кельтского народа большею дикостью, высоким ростом и русым цветом [волос]; в остальном они почти одинаковы, а по наружности, нраву и образу жизни таковы же, как мы описали кельтов...


Гл. I, 3....Здесь находится Герцинский лес и обитают племена свевов, частью живущие в самом лесу, как племя квадов... Племена свевов, как я говорил, частью живут в самом этом лесу, частью вне его. по соседству с гетами. Итак, самое большое племя – это свевы, так как оно распространяется от Рейна до Альбия.

...Всем обитателям этой страны одинаково свойственна легкость подниматься для переселения. [Причиной этого являются] простота их образа жизни и то, что они не занимаются земледелием и не со- бирают сокровищ, а живут в хижинах и обеспечивают себя только на данный день. Их пропитание получается главным образом от скота, как у кочевников; поэтому они, подражая этим последним, склады- вают весь домашний скарб на телеги и уходят, куда решат, со своим скотом...

Гл. II, 1. О кимврах кое-что рассказывают неправильно, а кое-что является недостаточно достоверным. Ведь никто, пожалуй, не пове- рит, будто бы причиной их превращения в бродяг и разбойников бы- ло то, что с полуострова, где они жили, их выгнал большой прилив. Они и теперь живут в той же области, которой владели прежде... Смешно думать, что они рассердились на природное и вечное явле- ние, которое бывает каждый день два раза, и ушли из этого места.

Гл. II, 3. Рассказывают о следующем обычае кимвров: их жен, следовавших с ними в поход, сопровождали жрицы-предсказа- тельницы, седовласые, в белых одеждах, в полотняных, застегнутых [фибулами] мантиях, в медных поясах и босые. Они выходили на- встречу пленным с обнаженными мечами, надевали на них венки и вели их к медному кратеру вместимостью в 20 амфор. Там была ле- стница, по ней всходила [одна из них] и, распростёршись над котлом, перерезала горло каждому из них, подняв его на воздух. По натекав- шей в кратер крови они совершали какое-то гадание. Другие рассе- кали их трупы и по внутренностям предрешали своим победу. Во время сражений они ударяли по кожам, натянутым на плетенку телег, чтобы производить необычайные звуки.

Печ. по кн.: Практикум по истории средних веков /

сост. М.Л. Абрамсон и др. М., 1971. С. 15–16.

 

 

Гай Плиний Старший

Гай Плиний Старший (ок. 24 – 79 гг. н.э.) – известный римский гео- граф, автор «Естественной истории» в 37 книгах (77 г. н.э.) – энциклопе- дии античных знаний о природе. Источники его информации о германцах – не только ранние сведения других авторов, но и собственные наблюдения


в 47–51 гг., когда он сражался против племени хавков, а затем служил в прирейнских провинциях.

ЕСТЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Книга IV. Гл. 99–101. Германские племена распадаются на пять групп:

1) вандилиев, часть которых составляют бургундионы, варины, харины, гутоны; 2) ингвэонов, к которым принадлежат кимвры, тевто- ны и племена хавков; 3) иствэонов, ближе всего живущих к Рейну и включающих в себя сикамбров; 4) живущих внутри страны гермио- нов, к которым относятся свевы, гермундуры, хатты, херуски; 5) пя- тую группу – певкинов и бастарнов, которые граничат с вышеназван-

ными даками1....В дельте самого Рейна расположен знаменитый остров батавов и каннинефатов, имеющий в длину около 100 тысяч

шагов [150 км ], и другие острова – фризов, хавков, фризиавонов, стуриев, марсаков, которые тянутся между Гелинием и Флевум. Так называются устья, которыми Рейн изливается в море.

Книга XI. Гл. 126. Северные варвары пьют из рогов зубра, нали- вая [напиток] из сосудов в оба рога, взятые с головы одного животного. Книга XVI. Гл. 2–4....На севере... мы видели племена, которые зовутся большими и малыми хавками. Здесь вода в Океане подни- мается дважды в течение суток через равные промежутки времени и

заливает огромные пространства...

Здесь живет это убогое племя, занимая либо высокие бугры, ли- бо возвышения, сооруженные руками человеческими на уровне наи- большей высоты, которой когда-либо достигал прилив. На этих [вы- соких местах] расположены их хижины; когда вся окрестность покры- та водой, их обитатели похожи на мореходов, плывущих на кораблях, а когда вода отступает, они становятся похожими на потерпевших кораблекрушение. Тогда они ловят вблизи своих хижин уплывающую вместе с морской водой рыбу. У них нет возможности держать скот и питаться молоком, как это могут делать их соседи; они не в состоя- нии даже охотиться на диких зверей, ибо возле них нет вообще ника- кой древесной поросли. Из тростника и болотного камыша плетут они веревки и сети для рыбной ловли; они собирают руками ил, су- шат его – более при помощи ветра, чем солнца, – и употребляют эту землю в качестве топлива для приготовления пищи и для согревания иззябшего от северных ветров тела. У них нет никаких напитков, кро-

 

 

 

1 Фракийское племя на Дунае.


ме дождевой воды, которую они собирают в ямах, устроенных в преддвериях домов...

Гл. 5. Другое поразительное явление представляют собою леса: они покрывают всю остальную Германию и увеличивают холод своей тенью; самые высокие из этих лесов находятся не очень далеко от вышеупомянутых хавков, преимущественно в окрестностях двух озер. Их берега покрывают дубы, которые особенно склонны быстро и буйно разрастаться. Подмываемые волнами и вырываемые с кор- нем ветрами, они увлекают за собой благодаря широко разветвлен- ным корням большие куски земли, как бы островки, на которых они плывут стоя. Своими огромными ветвями они похожи на оснастку корабля и потому не раз повергали в ужас наш флот. Иногда волны как бы нарочно направляли их против носа наших кораблей, стояв- ших ночью неподвижно; и так как [наши моряки] не знали, как защи- щаться от них, то они вступали в морской бой с деревьями.

Гл. 6. В той же северной стране света буйная растительная сила девственной чащи Герцинского леса, которая стара, как мир, и оста- ется нетронутой в течение столетий, своей почти бессмертной дли- тельностью превосходит все чудеса. Оставляя в стороне многое, что показалось бы невероятным, все же можно утверждать, что перепле- тающиеся корни этих деревьев образуют возвышения наподобие холмов, а там, где земля не поддается давлению корней, они поды- маются дутою до самых ветвей, сталкиваются с ними и, изгибаясь, образуют нечто вроде открытых ворот, сквозь которые может пройти эскадрон римской конницы.

Гл. 203. Германские пираты предпринимают плавания на лодках из целых выдолбленных стволов; некоторые лодки [такого типа] мо- гут вместить до 30 человек.

Книга XVII. Гл. 47. Из всех племен, нам известных, одни только убии1, хотя и возделывают плодороднейшую почву, тем не менее вскапывают каждый участок земли до глубины 3-х футов и посыпают землю слоем [мергеля] толщиной в фут, делая ее таким образом еще

более плодородной. Но это [удобрение] действительно не более, чем на 10 лет. Эдуи и пиктоны2достигают большого плодородия почвы путем удобрения ее известью, которая оказывает самое благотвор-

ное влияние и на произрастание слив и винограда.

Книга XVIII. Гл. 121. Бобы растут и без посева [и притом] во мно- гих местностях, как, например, на островах Северного моря, которые наши соотечественники называют поэтому бобовыми.

 

 

1 Германское племя на Рейне.

2 Галльское племя в Аквитании.


Книга XIX. Гл. 8–9....Вся Галлия носит льняные ткани, да и наши зарейнские враги – тоже; [более того]: германские женщины считают такую одежду самой красивой...

...В Германии [женщины] занимаются прядением, скрываясь в подземных помещениях.

Книга XXXVII. Гл. 42. Установлено, что [янтарь] происходит с ост- ровов Северного моря и у германцев носит название «глез», ввиду этого и наши соотечественники, участвовавшие в военных операциях флота Цезаря Германика, назвали один из этих островов «Глезария».

Печ. по кн.: Практикум по истории средних веков

/ сост. М.Л. Абрамсон и др. М., 1971. С. 17–19.

 

 

Публий Корнелий Тацит

Публий Корнелий Тацит (ок. 54 – ок. 120 гг. н.э.) – один из извест- нейших римских историков, оставивший подробные сведения о германцах конца I в. н.э. Будучи наместником провинции Бельгика, Тацит сталкивался с германцами, использовал рассказы солдат и купцов, знакомых с герман- ским бытом. В 98 г. он свел всю доступную ему информацию в сочинение

«О происхождении и местожительстве германцев» («Германия»).

ГЕРМАНИЯ

Гл. II. Я думаю, что сами германцы являются коренными жите- лями [своей страны], совсем не смешанными с другими народами вследствие ли переселения [их] или мирных сношений [с ними], так как в прежние времена те, кто хотел переселяться, прибывали не сухим путем, а на кораблях. Океан же, простирающийся по ту сторо- ну Германии на огромное пространство и, так сказать, противопо- ложный нам, редко посещается кораблями с нашей стороны. При- том, не говоря уж об опасностях плавания по страшному и неизвест- ному морю, кто же оставит Азию, Африку или Италию для того, что- бы устремиться в Германию с ее некрасивыми ландшафтами, суро- вым климатом и наводящим тоску видом вследствие невозделанно- сти, если только она не его родина?

В своих старинных песнях, являющихся у германцев единствен- ным видом исторических преданий и летописей, они славят рожден- ного землей бога Туискона и его сына Манна как основателей своего племени, от которых оно происходит. Они приписывают Манну трех


сыновей, по имени которых ближайшие к Океану1германцы называ- ются ингевонами, живущие внутри страны – герминонами, а осталь- ные – истевонами. Впрочем, как это бывает, когда дело касается очень давних времен, некоторые утверждают, что у бога было боль- ше сыновей, от которых произошло больше названий племен, – мар- сы, гимбривии, свевы, вандилии, – и что все это действительно под- линные и древние имена. Имя же «Германия» новое и недавно во- шедшее в употребление...

Гл. III. Рассказывают, что у них был и Геркулес2, которого они, идя в битву, воспевают прежде всех героев. С ним связаны и сущест- вующие у них песни, исполнением которых, называемым «бардит»,

они воспламеняют свои сердца; по самому же звуку они гадают об исхвде предстоящей битвы: в зависимости от того, как бардит про- звучит в рядах войска, они или устрашают [неприятеля], или сами пугаются; при этом обращается внимание не столько на стройность голосов, сколько на единодушие в выражении мужества. Особая свирепость придается звуку [этого клича], имеющего характер пре- рывистого гула, тем, что ко рту прикладывается щит, отчего голос делается сильнее и глуше...

Гл. IV. Сам я присоединяюсь к мнению тех, кто думает, что наро- ды Германии не смешивались посредством браков ни с какими дру- гими народами и представляют собой особое, чистое и только на себя похожее племя; вследствие этого у них у всех одинаковый внешний вид, насколько это возможно в таком большом количестве людей: свирепые темно-голубые глаза, золотистого цвета волосы, большое тело, но сильное только при нападении, а для напряженной деятельности и трудов недостаточно выносливое; жажды и зноя они совсем не могут переносить, к холоду же и голоду они приучены [своим] климатом и почвой.

Гл. V. Хотя [их] страна и различна до некоторой степени по сво- ему виду, но в общем она представляет собой или страшный лес, или отвратительное болото. Та часть ее, которая обращена к Галлии,

– более сырая, а в части, примыкающей к Норику и Паннонии, боль- ше ветров; для посевов она плодородна, но не годится для разведе- ния фруктовых деревьев; скотом изобильна, но он большей частью малорослый; даже рабочий скот не имеет внушительного вида и не может похвастаться рогами. Германцы любят, чтобы скота было мно- го: в этом единственный и самый приятный для них вид богатства. В золоте и серебре боги им отказали, не знаю уж по благосклонности к


ним или же потому, что разгневались на них. Я, однако, не утвер- ждаю, что в Германии совсем нет месторождений серебра и золота; но кто их разведывал? Впрочем, германцы и не одержимы такой страстью к обладанию [драгоценными металлами] и к пользованию ими [как другие народы]; у них можно видеть подаренные их послам и старейшинам серебряные сосуды не в меньшем пренебрежении, чем глиняные. Впрочем, ближайшие [к Рейну и Дунаю племена] це- нят золото и серебро для употребления в торговле: они ценят неко- торые виды наших монет и отдают им предпочтение; живущие же внутри страны пользуются более простой и древней формой торгов-

ли, а именно – меновой. Из монет они больше всего одобряют ста- ринные и давно известные – серраты и бигаты1, вообще они домога-

ются больше серебра, чем золота, не из любви к нему, а потому, что при торговле обыкновенными и дешевыми предметами удобнее иметь запас серебряных монет.

Гл. VI. Железа у них тоже немного, как это можно заключить по характеру их наступательного оружия. Они редко пользуются мечами или длинными копьями, а действуют дротиком*, или, как они его на- зывают, фрамеей*, с узким и коротким железным наконечником, ору- жием настолько острым и удобным, что одним и тем же дротиком они, смотря по обстоятельствам, сражаются и в рукопашную и изда- ли. Даже всадники довольствуются фрамеей и щитом, пехотинцы же пускают и метательные копья, каждый по нескольку штук, причем они, голые или в коротком плаще, мечут их на огромное расстояние. У германцев совсем нет хвастовства роскошью [оружия]; только щи- ты они расцвечивают изысканнейшими красками. У немногих [имеет- ся] панцирь, а шлем, металлический или кожаный, едва [найдется] у одного или двух. Их лошади не отличаются ни внешней красотой, ни быстротой; да германцы и не научились делать разные эволюции по нашему обычаю: они гонят [своих лошадей] или прямо, или вправо с таким сомкнутым кругом, чтобы никто не оставался последним.

Вообще они считают, что пехота сильнее [конницы], и поэтому сражаются смешанными отрядами, вводя в кавалерийское сражение и пехоту, быстротой своей приспособленную к этому и согласованную с конницей; таких пехотинцев выбирают из всей молодежи и ставя* их впереди боевой линии. Число их определенное – по сотне из каж- дого округа; они так и называются у германцев [«сотнями»]; а то, что раньше действительно обозначало количество, теперь стало назва- нием [отряда] и почетным именем.


 

 


1 Северное море.


1 Серраты – римские серебряные монеты с зазубринами;бигаты – с изображе-


Боевой строй [германцев] составляется из клиньев. Отступить, но с тем, чтобы вновь наступать, [у них] считается не трусостью, а благоразумием. Тела своих [убитых и раненых] они уносят с поля битвы даже тогда, когда исход ее сомнителен. Оставить свой щит – особенно позорный поступок: обесчестившему себя таким образом нельзя присутствовать при богослужении или участвовать в народ- ном собрании, и многие, вышедшие живыми из битвы, кончают свою позорную жизнь петлей.

Гл. VII. Королей они выбирают по знатности, а военачальников – по доблести. [При этом] у королей нет неограниченной или произ- вольной власти, а вожди главенствуют скорее [тем, что являются] примером, чем на основании права приказывать, тем, что они смелы, выделяются [в бою], сражаются впереди строя и этим возбуждают удивление. Однако казнить, заключать в оковы и подвергать телес- ному наказанию не позволяется никому, кроме жрецов, да и то не в виде наказания и по приказу вождя, но как бы по повелению бога, который, как они верят, присутствует среди сражающихся: в битву они приносят взятые из рощ священные изображения и значки. Но

что является особенным возбудителем их храбрости, это то, что их турмы1и клинья представляют собой не случайные скопления лю- дей, а составляются из семейств и родов, а вблизи находятся милые

их сердцу существа, и оттуда они слышат вопль женщин и плач мла- денцев; для каждого это самые священные свидетели, самые цен- ные хвалители: свои раны они несут к матерям и женам, а те не бо- ятся считать их и осматривать; они же носят сражающимся пищу, а также поощряют их.

Гл. VIII. Рассказывают, что иногда колеблющиеся и расстроен- ные ряды восстанавливались женщинами, благодаря их неумолчным мольбам и тому, что они подставляли свои груди [бегущим] и указы- вали на неизбежный плен, которого германцы боятся, особенно для своих женщин, до такой степени, что крепче связаны бывают своими обязательствами те германские племена, которые вынуждены в чис- ле своих заложников давать также знатных девушек. Они думают, что в женщинах есть нечто священное и вещее, не отвергают с пренеб- режением их советов и не оставляют без внимания их прорицаний...

Гл. IX. Из богов германцы больше всего почитают Меркурия2, ко- торому в известные дни разрешается приносить также и человече-

ские жертвы. Геркулеса и Марса3они умилостивляют назначенными

 

 

1 Кавалерийские отряды. 2 Германский бог Водан. 3 Германский бог Циу.


для этого животными. Часть свевов приносит жертвы также Изиде1. Я недостаточно осведомлен, откуда и как появился этот чужеземный культ, но то, что символ этой богини изображается в виде барки, по- казывает, что культ этот привезен из-за моря. Однако германцы счи- тают не соответствующим величию божественных существ заклю- чать их в стены храмов, а также изображать их в каком-либо челове- ческом виде; они посвящают им рощи и дубравы и именами богов называют то сокровенное, что созерцают только с благоговением.

Гл. X. Гадание по птицам и по жеребьевым палочкам они почи- тают, как никто. Способ гадания по жеребьевым палочкам простой: отрубивши ветку плодоносящего дерева, они разрезают ее на куски, которые отмечают какими-то знаками и разбрасывают как попало по белому покрывалу. Затем жрец племени, если вопрошают по поводу общественных дел, или же сам отец семейства, если вопрошают о делах частных, помолившись богам и смотря на небо, трижды берет по одной палочке и на основании сделанных раньше значков дает толкование. Если получилось запрещение, то в этот день о том же самом деле нельзя было вопрошать никаким образом; если же раз- решение, то требовалось удостоверить его гадание по птицам. И это также им известно – гадать по голосам и полету птиц. Особенностью же этого народа является то, что он ищет предзнаменований и пре- достережений также и от лошадей. В тех же рощах и дубравах [кото- рые посвящены богам] на общественный счет содержатся [такие ло- шади], белые и не оскверненные никакой работой для смертных. Их, запряженных в священную колесницу, сопровождают жрец вместе с королем или вождем племени и примечают их ржание и фырканье; и ни к какому гаданию германцы не относятся с большей верой, и при- том не только простолюдины, но и знать; жрецы считают себя служи- телями богов, а коней – посвященными в их тайны. Есть у германцев и другой способ наблюдать за знамениями, при помощи которого они стараются узнать исход важных войн. Они сводят взятого каким- нибудь образом в плен воина того народа, с которым ведется война, с избранным из числа своих соплеменников, каждого со своим на- циональным оружием: и победа того или другого принимается как предзнаменование.

Гл. XI. О менее значительных делах совещаются старейшины, о более важных – все, причем те дела, о которых выносит решение народ, [предварительно] обсуждаются старейшинами. Сходятся в определенные дни, если только не произойдет чего-нибудь неожи- данного и внезапного, а именно в новолуние или полнолуние, так как

 

 

1 Германская богиня семьи Идис.


германцы верят, что эти дни являются самыми счастливыми для на- чала дела. Они ведут счет времени не по дням, как мы, а по ночам; так они делают при уговорах и уведомлениях; они думают, что ночь ведет за собой день. Из свободы у них вытекает тот недостаток, что они собираются не сразу, как бы по чьему-нибудь приказанию, но у них пропадает два и три дня из-за медлительности собирающихся. Когда толпе вздумается, они усаживаются вооруженные. Молчание водворяется жрецами, которые тогда имеют право наказывать. Затем выслушивается король или кто-либо из старейшин, сообразно с его возрастом, знатностью, военной славой, красноречием, не столько потому, что он имеет власть приказывать, сколько в силу убедитель- ности. Если мнение не нравится, его отвергают шумным ропотом, а если нравится, то потрясают фрамеями: восхвалять оружием явля- ется у них почетнейшим способом одобрения.

Гл. XII. Перед народным собранием можно также выступать с обвинением и предлагать на разбирательство дела, влекущие за со- бой смертную казнь. Наказания бывают различны, смотря по престу- плению: предателей и перебежчиков вешают на деревьях; трусов и дезертиров, а также осквернивших свое тело топят в грязи на болоте, заваливши сверху хворостом. Эта разница в способах казни зависит от того, что, по их понятиям, преступление надо при наказании вы- ставлять напоказ, позорные же деяния – прятать. Более легкие про- ступки также наказываются соответствующим образом: уличенные в них штрафуются известным количеством лошадей и скота; часть этой пени уплачивается королю или племени, часть – самому истцу или его родичам.

На этих же собраниях производятся также выборы старейшин, которые творят суд по округам и деревням. При каждом из них нахо- дится по 100 человек свиты из народа для совета и придания его решениям авторитета.

Гл. XIII. [Германцы] не решают никаких дел, ни общественных, ни частных, иначе как вооруженные. Но у них не в обычае, чтобы кто- нибудь начал носить оружие раньше, чем племя признает его дос- тойным этого. Тогда кто-нибудь из старейшин, или отец, или соро- дич в самом народном собрании вручает юноше щит и фрамею; это

у них заменяет тогу1, это является первой почестью юношей: до этого они были членами семьи, теперь стали членами государства.

Большая знатность или выдающиеся заслуги отцов доставляют звание вождя даже юношам; прочие присоединяются к более силь-

 

 

1 У римлян облячение юношей в мужской плащ – тогу являлось обрядом при- знания совершеннолетия.


ным и уже давно испытанным [в боях], и нет никакого стыда состоять в [чьей-нибудь] дружине


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.107 с.