Во имя божие. Начинаются главы Салического закона. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Во имя божие. Начинаются главы Салического закона.

2017-10-11 418
Во имя божие. Начинаются главы Салического закона. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

О первой главе Салического закона

Об этой главе решили, чтобы тот, кого вызывают на суд, имел срок для явки в 40 суток; и если граф в течение вышеназванных су-

 

 

1 Имена законодателей явно мифичны и образованы искусственно из названий различных местностей.

2 Капитулярий VII относится к периоду Каролингов. Датируется 819 г. или пятым годом правления императора Людовика, сына Карла Великого.


ток не будет держать своего суда, надлежит тот срок расширить до суда графа. И затем надо дать ему срок в 7 суток. В дальнейшем же предоставлять [время] не по суткам, а до ближайшего суда графа.

 

О XII главе1Салического закона т.е. с вызова на суд

Если кто лишит жизни, продаст или отпустит на волю чужого ра- ба, повинен уплатить 1400 ден., что составляет 35 сол., не считая стоимости и возмещения убытков. Об этой главе решено всеми, что если несправедливо проданный или отпущенный на волю раб объя- вится, не следует отдавать за него и вместо него другого; ибо некото- рые говорили, что раб, отпущенный на свободу, не должен потом возвращаться в неволю. Однако порешили, что он должен быть воз- вращен прежнему господину и в состояние несвободы.

 

О XIV главе2Салического закона

Если кто из свободных возьмёт замуж чужую рабыню, сам вме- сте с ней переходит в рабство. Об этой главе решено всеми, что если свободная женщина возьмёт какого-либо раба в мужья, не только она должна пребывать с этим рабом в рабстве, но даже все имуще- ство, которым владеет, если она поделила его с своими родственни- ками, должно перейти к господину того раба, за которого она вышла замуж. Если же с родственниками своими отцовское или материн- ское имущество не поделила, она не может ни отвечать ни по какому иску, ни вступать вместе со своими сонаследниками во владение отцовским наследством, кроме того, что [уже] выделено. То же поре- шили соблюдать и в том случае, если свободный человек возьмёт замуж чужую рабыню.

 

Еще о той же главе3

Если кто возьмёт чужую жену при живом муже, повинен упла- тить 8000 ден., что составляет 200 сол. Об этой главе порешили, чтобы тот, кто несправедливо ее взял, вернул ее живому мужу, у ко- торого эта жена противозаконно уведена, вместе с вышеобозначен- ной пеней, т.е. 200 сол.

 

 

1 Здесь имеет место расширенное толкование титула X Салической правды (“О краже рабов”, приб. 1 “О лишении жизни, продаже или отпуске на волю чужого раба”).

2 Данный раздел совпадает с титулом XIII, § 9 Салической правды, а также ти-

тулом XXV, § 5, 6, но в расширенном варианте добавлены положения о переходе собственности свободного супруга (супруги) к господину раба (рабыни).

3 Ср.: Салическая правда. Титул XV, § 1.


О XXVI главе1

Если какой либо мальчик возрастом ниже 12 лет совершит какую вину, fretus с него не взыскивать. Об этой главе порешили, что если дитя, возрастом ниже 12 лет, несправедливо захватит чужое имуще- ство, должен платить за них положенную пеню, за исключением fretus'а, и так же вызывается в суд, как может быть вызван тот, кому он учинил беззаконие, и так же приводится графом в свой маллюс, как может быть приведен тот, кому он учинил беззаконие. Что же ка- сается отцовского или материнского наследства, то порешили, что если кто захочет вчинить ему иск, должен ждать до исполнения 12 лет.

 

6.

Решено всеми, что если свободный человек или свободная женщина добровольно отдадутся в рабство, имуществом его, кото- рое он законно подарил церкви или кому-либо [другому], может сво- бодно владеть тот, кому оно подарено. И если он породил сыновей и дочерей, пока еще был в своем свободном состоянии, пусть они ос- таются свободными.

 

О XXXVI главе2

Если кто из рабов лишит жизни свободного человека, сам убий- ца отдается родственникам убитого человека в качестве половины виры, а господин раба уплачивает другую половину, или если он зна- ет закон, может искать на суде о том, чтобы не платить виры. Так как закон не делает никакого различия между церковным или королев- ским рабом и рабом другого [частного] лица, постановили предоста- вить решению государя императора, следует ли церковных и коро- левских рабов так же, как и рабов [частных] свободных лиц, выда- вать, или же отпускать [на волю].

 

О ХLVI главе3

Именно о том, кто хочет взять замуж вдову, все порешили, чтобы брал не так, как написано в Салическом законе, но с согласия и по воле родителей, как до сих пор делали предки их, пусть берет ее се- бе в жены.

 

 

1 Ср.: там же. Титул XXIV, § 5. 2 Ср.: там же. Титул XXXV, § 5. 3 Ср.: там же. Титул XLIV.


О ХLVII главе1

О том, кто займет чужую виллу. Об этом титуле постановили, что никто не может годами пользоваться или владеть чужою виллою, или чужим имуществом по причине переселения; но когда бы захватив- ший это имущество ни был вызван на суд, пусть вернет его истцу или, если сможет, пусть доказывает свое право на него по закону.

 

10. О передаче имущества, сказали, чтобы было [простым]

Дарением2

Об этой главе решили, чтобы подобно тому, как в силу долгого обычая предки их поступали, также и все, кто живет по Салическому закону, впредь поступали.

 

11.

Порешили и о том, что если раб предъявит грамоту освобожде- ния и не сможет указать законного составителя этой грамоты, госпо- дин раба может считать эту грамоту недействительной.

 

12.

И о том порешили, чтобы всякий, кто вчиняет к другому какой- либо иск, прежде всего имел разрешение представить против него свои свидетельства. И если тот, к кому предъявлен иск, скажет, что по закону владеет тем, чем владеет, и [у него] будут свидетели, которые смогут подтвердить истину этого, порешили, чтобы правда по этому делу определялась согласно капитуляриям государя императора, которые он издал раньше в целях соблюдения закона.

 

 

Тезаурус

Аллод (др.-герм. Allod, от al – полноый, весь и od – владение) – инидвидуально-семейная земельная собственность в варварских королевствах на территории бывшей Западной Римской империи, в раннефеод. государствах Западной Европы. Различают ранний и поздний (полный) аллод. Ранний аллод – собственность на движи- мое имущество и ограниченное право наследования (по мужской линии) на недвижимое имущество (пахотная земля). Земля находи- лась в наследственном частном пользовании, но право распоря- жаться ею принадлежало общине. Поздний аллод – это полная, сво-

 

 

1 Ср.: там же. Титул XLV, § 3.

2 Ср.: там же. Титул XLVI.


бодно отчуждаемая собственность малых семей. Собственностью стала земля; она могла быть предметом завещаний, дарений, затем

– купли-продажи.

Альменда (нем. Allmende – принадлежащее всем ) – в странах средневековой Западной Европы земельные угодья (пастбища, леса, луга, пустоши, места рыбной ловли), находящиеся в общем пользо- вании (неподеленные земли) всех членов одной или нескольких об- щин. Альменда пользовались совместно феодал и сельская община, но с развитием феодализма альменду нередко захватывали феода- лы. Альмендой не разрешалось пользоваться с целью наживы: на- пример, ловить рыбу на продажу и т.п.

Варварские правды – записи обычного права германских на- родов, составленные в V–X вв. Играли роль судебников, т.е. переч- ней штрафов и др. наказаний за те или иные преступления. Латин- ское название: Lex (т.е. закон) с добавлением названия племени или народа (напр., Lex Salica). Варварские правды дают ценный матери- ал для изучения уровня производительных сил, форм собственности, дифференциации общества в период зарождения феодализма. Большинство варварских правд сохранилось до нашего времени; они отражают и некоторые элементы родового уклада, являясь важней- шим источником для изучения развития герм. народов в период ран- него феодализма.

Вилла (лат. villa – поместье, усадьба) – в Западной Европе на- звание различных форм поселений, общин, деревень; позже вилла – это феодальная деревня, поместье.

Граф – в период Раннего Средневековья должностное лицо, представлявшее короля в графстве (административная единица) и наделенное судебными, административными и военными полномо- чиями. В VII в. должность графа стала наследственной. Далее, в пе- риод феодальной раздробленности, графы превратились в незави- симых крупных феодалов.

Гуфа – земельный надел сначала свободного общинника, затем зависимого крестьянина в средневековой Германии. В каждый надел входили: крестьянский двор с домом и надворными постройками, иногда огород, сад и виноградник, примыкавшие к двору, и пахотный надел, состоявший из отдельных полос пашни, разбросанных черес- полосно с земельными участками др. крестьян и самого вотчинника.

Деревня – преобладающая форма поселений запдноевропей- ского крестьянства. Территория деревни состояла из трех частей: внутренней (место поселения), пахотной земли и альменды. Средняя численность деревни – 200-400 человек.


Капитулярии (от лат. capitula – глава) – законы и распоряжения (указы) франкских королей. Составлялись на латинском языке, раз- делялись на небольшие главы и парграфы. Текст капитуляриев ог- лашался королем на собрании высших должностных лиц. Капитуля- рий сочетал в себе черты публичного и частного (вотчинного) права. Он содержал разнообразную информацию о хозяйстве, политиче- ских институтах, социальном строе, об управлении завоеванными землями.

Картулярии (от лат charta – грамота) – сборники западноевроп. документов, сохранившихся, как правило, не в подлинниках, а в ко- пиях, переписанных иногда с сокращениями и вставками.

Манс (позднелат. mansus – жилище) – наиболее распростра- ненный тип крестьянских держаний в западной части Франкского го- сударства, сложный комплекс жилых и хозяйственных построек, зе- мельных владений, составлявших в совокупности крестьянское хо- зяйство. Дом с приусадебным участком находился в деревне; пахот- ные земли были разбросаны отдельными участками чересполосно в 3–4 полях, принадлежавших данной общине. Каждый владелец ман- са мог пользоваться неподеленными общинными лесами и пастби- щами.

Марка (от сред.-верх.-нем. Marke – граница, пограничная об- ласть). 1. германская сельская или территориальная община, для которой характерны индивидуальная частная собственность малых семей на надельные пахотные земли, общинная собственность на пастбища, леса, луга и пр. угодья, а также моногамный брак. Стала складываться в V-VI вв. в государствах, основанных германцами.

2. Во Франкском государстве Каролингов – укрепленный админист- ративны пограничный округ, управляемый маркграфом и созданный с военными целями.

Обычное право – неписаные правовые нормы, сложившиеся в ходе развития общества в результате их неоднократного традицион- ного применения.

Салическая правда – одна из германских варварских правд, сборник обычного права салических франков. Древнейший текст су- дебника (не сохранившийся и дошедший до нас в рукописях VIII–IX вв.) был составлен и записан, вероятно, между 507 и 511 г., т.е. еще при жизни (а возможно, и по приказу) франкского короля Хлодвига I. Судебник написан на варваризованной латыни и содержит в ранних редакциях большое число франкских терминов; римское влияние незначительно – только латинский язык и штрафы в римских денеж- ных единицах. Вместе с дополнениями к «Салической провде», сде-


ланными франкскими королями позднее, она позволяет проследить эволюцию франкского общества от первобытнообщинного строя к феодализму.

Сацебарон – термин, встречающийся в Салической правде и ряде франкских грамот VII в. 1. Знаток законов и обычаев, следящий за их соблюдением в суде графа. 2. Королевский агент в графском суде для сбора судебных пошлин. 3. Агент графа, собирающий суд. пошлину в пользу графа.

Формулы (лат. formula – форма, предписание) – письменный источник по истории Раннего Средневековья. Это образцы для со- ставления документов, грамот, использовавшихся в светских и цер- ковных канцеляриях и составленных в абстрактной форме. Формулы дают представление о распространенных случаях реально совер- шавшихся сделок: дарений, завещаний, актов купли-продажи, ком- мендаций, патроната, кабальных прекарных грамот освобождения раба и т.д. Формулы – ценный источник для исследования отношений собственности, возникновения личной зависимости крестьян, обще- ственных отношений, полит институтов, верований.


 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.