Меры поощрения и порядок их применения регламентируются статьей 191 ТК РФ. Работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрения за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.
3. Нарушение трудовой дисциплины и причины.
Причины отклонения от трудовой дисциплины делятся на следующие группы:
I. Производственно-технологические
Основные виды и проявления нарушений дисциплины:
- отклонение от утвержденной технологии;
- несоблюдение регламентов по времени;
- невыполнение обязательных работ;
- игнорирование значимых сигналов;
- нерациональное выполнение работ;
- перерасход материалов, энергии, ГСМ.
Причины нарушений:
- плохое знание регламентов;
- слабый контроль со стороны непосредственного руководителя;
- отсутствие навыков у исполнителя;
- невнимание, утомление работника;
- недостатки условий труда (освещение, шум…);
- устаревшие нормы, технологии;
- устаревшее оборудование, инструменты;
- недостатки воспитательной работы;
- недостатки системы стимулирования;
- психология «временщика».
Методы профилактики и борьбы с нарушениями:
- обучение и «сопровождение» регламентов
- усиление контроля со стороны руководителей
- обучение и отработка навыков
- учет закономерностей психофизиологии, эргономики при организации рабочего места, разработке режимов
- оптимизация условий труда
- отбор и обучение персонала на сложные РМ
- ревизия технологий, норм, оборудования
- анализ ограничений системы стимулирования
- формирование ценностей сопричастности в значимой для людей, Общества деятельности, высокой ответственности за ее безопасность и надежность.
II. Организационно-трудовые
Основные виды и проявления нарушений дисциплины:
1.
· прогул:
· невольный;
· осознанный;
· пьянство на рабочем месте, приход на работу в нетрезвом состоянии;
· приход на работу в состоянии наркотического опьянения, употребление психотропных активных веществ на работе, продажа психотропных активных веществ на рабочем месте.
Причины нарушений:
- недостатки информированности;
- сложившееся трудовое поведение работника;
- бытовое пьянство или алкоголизм;
- семейные, бытовые проблемы;
- отсутствие надлежащего контроля;
- психофизиологическая зависимость.
2. курение в неположенных местах
Причины нарушений:
- отсутствие мест, отведенных для курения.
3. опоздание или преждевременный уход, отсутствие на рабочем месте.
Причины нарушений:
- слабое нормирование труда, невысокая напряженность;
- проявление нелояльности к фирме, руководству.
4.
- невыполнение качественных нормативов исполнения должностных обязанностей;
- невыполнение количественны нормативов исполнения должностных обязанностей;
- нарушение сроков исполнения должностных обязанностей.
Причины нарушений:
- недостаточный профессионализм исполнителя;
- слабое управление (планирование, контроль, мотивация, коммуникация);
- недостатки материально-технического снабжения и финансирования;
- недостатки системы оплаты и стимулирования труда;
- проявление нелояльности к фирме, руководству.
5.
- невыполнение, некачественное, неполное или несвоевременное исполнение действий,
предписанных приказом, распоряжением, другим организационно-распорядительным документом или устным указанием;
- прямое игнорирование власти начальника;
- категорическое непослушание или отказ подчиняться приказам начальника;
- преднамеренное неповиновение ясно обозначенной политике предприятия, правилам, инструкциям и процедурам;
- демонстрация неуважения, высказывание и отражение этих чувств во время работы.
Причины нарушений:
- недостатки системы информационного и документооборота на предприятии;
- недостатки системы контроля исполнения;
- недостаточный профессионализм исполнителя;
- недостаточный профессионализм руководителей;
- недостатки системы премирования;
- проявление нелояльности к фирме, руководству;
- психологические особенности личности;
- нездоровый социально-психологический климат;
- особенности сложившейся корпоративной культуры;
- трудность переключения на другие виды работы;
- несогласие с методами воздействия;
- следование за группой;
- несогласие с методом работы.
6.
- наличие больничного листа слабо связанно с реальными проблемами здоровья сотрудников;
- частые административные отпуска независимо от положения дел в компании;
- практика оформления административных отпусков «задним числом», чтобы закрыть реальные прогулы.
Причины нарушений:
- отсутствие заинтересованности сотрудника в делах компании, приверженности и патриотизма;
- отсутствие системы поощрения работы без больничных листов и административных отпусков;
- недостаточно четко прописан организационный порядок.
7.
- простои;
- нечеткость зон ответственности, дублирование функций;
- отсутствие регламентов взаимодействия;
- межфункциональная несогласованность;
- личные антипатии руководителей и сотрудников.
Причины нарушений:
- отсутствие системы стимулирования работы без потерь рабочего времени;
- устаревшее оборудование;
- недостатки материально – технического снабжения;
- недостатки организации труда;
- недостатки контроля.
8.
- зафиксированная утечка информации, нарушение стандартов хранения и эксплуатации носителей информации;
- использование «закрытой» информации в личных целях, в т.ч. с целью обогащения или получения иной выгоды.
Причины нарушений:
- недостатки системы защиты информационного и документооборота на предприятии;
- недостатки системы контроля;
- недостаточный профессионализм сотрудников;
- нелояльность, личные обиды, неудовлетворенность сотрудника.
9. «разборки» между подразделениями, «отфутболивание» и «спихотехника» дел и ответственности.
Причины нарушений:
- нечеткость зон ответственности, дублирование функций;
- отсутствие регламентов взаимодействия;
- межфункциональная несогласованность;
- личные антипатии руководителей и сотрудников;
- столкновение привычек и нового распределения.
Методы профилактики и борьбы с нарушениями:
- четкая кадровая политика, прописанная и реализуемая в части беспощадного увольнения пьяниц, прогульщиков, наркоманов, воров;
- знание семейно-бытового состояния своих работников, помощь в решении их проблем (от наличия социальных программ к возможности требовать лояльности и ответственности);
- организация мест курения и регламентация перерывов для табакокурящих работников;
- формирование корпоративной культуры разделяемых ценностей высокого профессионализма, напряженного коллективного труда в компании, имеющей славную историю, добрые традиции и хорошие рыночные перспективы;
- внедрение практики регулярной оценки персонала, его профессионализма и соответствия требованиям должности, в т.ч. для формирования качественного резерва и требовательности к руководящему составу;
- повышение управленческих компетенций руководителей, прежде всего среднего звена;
- освоение и внедрение новых технологий управления, в т.ч. с целью повышения эффективности систем стимулирования;
- анализ системы информатизации документооборота;
- анализ системы контроля исполнения;
- повышение управленческих компетенций руководителей и обучение рабочих и специалистов;
- отсев на стадии приема личностей с признаками асоциального поведения;
- формирование мониторинга состояния социально-психологического климата и элементов корпоративной культуры в обществе;
- привлечение к разработке Кодекса корпоративного поведения неформальных лидеров коллектива, представителей трудового коллектива;
- разработка показателей стимулирования коллективов, работающих без потерь рабочего времени и следующих принципам здорового образа жизни;
- поддержка культурных и спортивных традиций, соревнований, коллективов
- поддержка традиций организованного семейного отдыха;
- формирование семейных династий работников;
- привлечение потенциала профсоюза для формирования и развития корпоративной культуры;
- анализ потерь рабочего времени, выявление факторов, приводящих к потерям и обоснованное внесение в планы технических, ремонтных, снабжающих служб необходимых изменений;
- при необходимости разработка организационного порядка, обеспечивающего контроль и снижение необоснованных потерь;
- инвентаризация системы защиты информации, экспертиза и контроль «узких» мест
- регламент работы с потенциальными и реальными увольняющимися сотрудниками;
- регламент уровней допусков к информации;
- контроль состояния удовлетворенности трудом и социально-психологического климата в подразделении;
- повышение квалификации специалистов по защите информации регламентация взаимодействия, выделение показателей ответственности;
- координация со стороны вышестоящего руководителя;
- формирование межфункциональных проектных групп.