II. Практика анализа поэтического текста. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

II. Практика анализа поэтического текста.

2017-09-10 451
II. Практика анализа поэтического текста. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Напомнить план анализа поэтического текста.

2. Предупредить об ошибках в таком виде работы.

Чтобы избежать недостатков в анализе лирического произведения, стоит прежде всего думать о нахождении сквозных, центральных образов стихотворения. Надо искать единства, рассматривать стихотворение как поэтическое целое.

Лирика – самый субъективный род литературы. Открыть настроение произведения, обнаружить «переливы» чувств, найти причины изменчивости эмоций поэта – в этом, пожалуй, состоит один из основных путей в постижении мысли стихотворения. Осмысление поэтических образов, раскрытие художественных средств должно быть подчинено поискам смысла, определению настроения, проявлению течения чувств в стихе.

3. Самостоятельная работа в группах. Анализируются произведения, рекомендованные программой: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня….»). В ходе работы обсуждаются получившиеся анализы стихотворений.

III. Итог урока.

– Можно ли утверждать, что и в лирике не только раскрывается внутреннее состояние автора, но и отражается окружающий его мир? Подтвердите свою мысль знаниями о творчестве Иосифа Бродского.

Уроки 92–93
Особенности звучания современной
авторской песни

Цели: рассмотреть основные темы современной авторской песни; выявить особенности творчества Булата Окуджавы и Владимира Высоцкого как своеобразных авторов-исполнителей.

Ход уроков

I. Вступительная беседа.

«Бард», «менестрель», «актер-певец», «самодеятельная песня» – такие определения давались и даются, в одних случаях возвышая художественную личность, в других принижая. Песенное выявление поэзии законно, имеет свои традиции и многообразие форм.

– Каких поэтов-бардов вы знаете? Какие песни бардов привлекли ваше внимание? Почему?

Фольклорные корни авторской песни известны: это лирическая песня и городской романс. Изначальная камерность исполнения в эпоху советской массовой песни отодвинула этот жанр на второй план, но только не в сердцах людей. Песни военных лет – самое яркое тому подтверждение. Первая «авторская песня» Михаила Анчарова появилась в 1941 году: «О моем друге – художнике».

Начиная со второй половины 50-х годов песни М. Анчарова, Ю. Визбора, А. Галича, А Городницкого, Ю. Кима, Н. Матвеевой, Б. Окуджавы, В. Высоцкого и других бардов пользовались огромным успехом, особенно у молодежи. Расцвет авторской песни пришелся на 60–70-е годы. Её социальный подтекст был понятен всем.

– Расскажите о своих любимых поэтах-бардах.

Учащиеся могут исполнить любимые песни под гитару.

Примерный рассказ.

Одним из тех, кто стоял у истоков авторской песни конца 50-х, был Юрий Визбор, овладевший сердцами и вниманием сотен слушателей. Магнитофонные ленты с его записями передавались из дома в дом, а его песни пели (и до сих пор поют) у костров. Он был изумительно, прирожденно артистичен, многогранно талантлив, полон жизненной энергии. Свою позицию он определял так: «Нытье – вещь поверхностная, это проще всего: у кого нет неприятностей? Нужно выявить более сложное, более глубокое. Нужно заразить людей светлым, хорошим. Вот, элементарно говоря, мое кредо».

Радостный свет, тепло окрашивают каждую песню Ю. Визбора, даже самую грустную. Визбор был и остается поэтом интеллигенции, в первую очередь того поколения, времен «оттепели», которое на всю жизнь сумело сохранить юношескую мечтательность. Вечная молодость, неуспокоенность поэта, стремление в дорогу – близки молодым людям и нашего времени.

В чем обаяние песен Визбора? В особенной задушевности, умении проникнуть в самую суть человеческих переживаний, понять, поддержать.

Спокойно, дружище, спокойно!

У нас еще все впереди.

Пусть шпилем ночной колокольни

Беда ковыряет в груди.

Не путай конец и кончину,

Рассветы, как прежде, трубят.

Кручина твоя не причина,

А только ступень для тебя.

1962

В чувстве товарищества, которое соединяет героев его произведений. Альпинисты, туристы, летчики, моряки, полярники, космонавты… «Вот это для мужчин…» Визбора можно назвать певцом мужской доблести, солидарности, дружбы.

Отыщешь ты в горах

Победу над собой, –

это не только об альпинистах, а о преодолении самых разных испытаний, которые готовит жизнь. За простыми, на первый взгляд незамысловатыми строчками скрыт подтекст, понятный каждому, кому «знакомо щемящее чувство дороги».

Ведь дело мужчин пересилить тревогу,

Надежно держать чуть дрожащий штурвал

И молча глядеть на ночную дорогу,

Чтоб компас души верный путь указал.

1976

Визбор – поэт-романтик, понимавший красоту, умевший увидеть её и на экзотическом «плато Расминчор», и в подмосковном крае, где «над Подлипками льют дожди». Этот замечательный человек, что «бродил по Заполярью», «сердце оставил в Фанских горах» и исколесил сотни других дорог, остается преданным Москве, России и может сказать с полным правом:

И нету оправданья

Не любящим тебя.

Тонким лиризмом окрашены песни о любви, о женщине, о счастье.

Звучит аудиозапись песни «Ты у меня одна…».

«Милая моя, солнышко лесное», – мог сказать только Визбор. Его чувство светлое, ласковое, чуть грустное, с ноткой сожаления о несбывшемся, несостоявшемся счастье. По мысли поэта, любовь, вера согревают души людей, позволяют мечтать и надеяться на лучшее.

Песня «Ты у меня одна…» (1964) воплотила мечту о единственной любви, о неповторимости встречи двух людей. Это песня о таинстве человеческих отношений, когда для влюбленного «она» становится необходимой, как воздух, вода, красота мира.

Юрий Визбор ведет откровенный разговор со слушателем об очень важном, о вопросах, волновавших всех и всегда. Не случайно самые драматичные песни написаны в форме диалога («Телефон», «Поминки») или с включением ответных реплик собеседника («Серега Санин»), обращений «мой друг», «дружище», «милая моя».

Слушающий песни Визбора понимает, что их сочинил человек необыкновенной доброты, в котором за внешней мужественностью, сдержанностью скрываются ранимая душа, чистое сердце большого ребенка.

Творческое наследие Ю. Визбора велико – около 400 песен. А ведь он был не только поэтом, но и прозаиком, сценаристом, журналистом, киноактером, в юности готовился стать летчиком, занимался горными лыжами и альпинизмом, замечательно рисовал. «Мой друг рисует горы, далекие, как сон» Ады Якушевой – о нем.

Юрий Визбор прожил недолгую жизнь (1934–1984), но оставил прекрасные песни, кинофильмы… К сожалению, уже после его смерти было издано несколько его книг и книг о нем, создан диск «Наполним музыкой сердца», а его песни не перестают петь все новые и новые молодые люди, чьи сердца не могут остаться равнодушными к Музе замечательного человека и поэта.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.