Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

I. Беседа о жизни и творчестве Распутина.

2017-09-10 476
I. Беседа о жизни и творчестве Распутина. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Учитель. Панкеев утверждал: «Современники часто не понимают своих писателей или не осознают их истинного места в литературе, предоставляя будущему давать оценки, определять вклад, расставлять акценты. Примеров тому достаточно. Но в нынешней литературе есть имена несомненные, без которых представить её уже не можем ни мы, ни потомки. Одно из таких имен – Валентин Григорьевич Распутин».

Родился Валентин Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области, в поселке Усть-Уда, расположенном на берегу Ангары.

Ученик.В первый класс будущий писатель пошел в 1944 году. Научившись читать, Распутин навсегда полюбил книгу. Библиотека начальной школы была очень маленькой – всего две полки книг. Чтобы сохранить хотя бы этот «фонд», читать разрешали только в школе. Писатель вспоминал: «Свое знакомство с книгами я начал… с воровства. Мы с приятелем одно лето частенько забирались в библиотеку. Вынимали стеклину, влазили в комнату и брали книги. Потом приходили, возвращали прочитанные и брали новые».

Учитель.Окончив четыре класса, Распутин захотел продолжить обучение. Школа находилась в 50 километрах от дома. «Так, в 11 лет, началась моя самостоятельная жизнь», – писал о сорок восьмом годе Валентин Распутин в рассказе «Уроки французского».

Учиться было сложно: нужно было преодолеть себя, преодолеть голод (мать с оказией передавала раз в неделю хлеб и картошку, но их всегда не хватало). Распутин учился на совесть. («Что мне оставалось? – затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было… Едва ли осмелился я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок».) Оценивали его знания только на отлично, кроме разве что французского языка – не давалось произношение.

Родных мест писатель не покидал до поступления на историко-филологический факультет Иркутского университета, который окончил в 1959 году. Вначале не думал о писательском призвании – просто однажды оказался без денег (не стали выдавать стипендию), ему предложили поработать, не порывая с учебой. Он публиковался много, писал о том, что было необходимо редакции иркутской газеты «Советская молодежь». Репортажи, заметки, очерки – здесь Распутин «набил руку», научился слушать людей, вести с ними беседы, вдумываться в их чаяния. Все это так необходимо большому писателю.

В качестве разъездного корреспондента молодой журналист обошел пешком и исколесил междуречье Енисея, Ангары и Лены. Работая специальным корреспондентом «Красноярского комсомольца», Распутин писал статьи о строительстве железной дороги Абакан – Тайшет, о Братской и Красноярской ГЭС.

Ученик. В 1967 году в альманахе «Ангара» была опубликована повесть «Деньги для Марии». К этому времени Распутин был принят в Союз писателей СССР и выпустил три книги очерков и рассказов. Однако не с предшествующими, хотя и очень удачными в большинстве случаев публикациями, а именно с повестью «Деньги для Марии» связывает критика появление в литературе большого, самобытного писателя; её же, первую свою повесть, считает началом нового этапа в творчестве и сам автор. Повесть принесла Распутину всесоюзную и всемирную славу: она не раз переиздавалась, по ней была создана пьеса, поставленная в Москве, а затем в ГДР, книга выходила в Софии, Праге, Барселоне, Братиславе, Хельсинки, Токио.

Сам Распутин в середине 70-х годов так отзывался о своей повести: «В простую семью, как миллионы, ворвалось событие, заставляющее обнажиться все нравственные связи, увидеть все в свете, который озаряет самые сокровенные уголки людских характеров».

Учитель.Повесть «Прощание с Матерой» появилась в журнале «Наш современник» в 1976 году, затем выходила отдельными изданиями, как на русском, так и на других языках народов СССР. Лариса Шепитько и Элем Климов сняли по ней фильм «Прощание», вышедший на экраны в 1983 году.

Почти сразу после журнальной публикации повести «Прощание с Матерой», рассказывающей о затоплении деревень в период строительства ГЭС, Распутин говорил журналистам о духовных потерях, которые понес наш народ: «Не стоит обольщаться, нам уже не вернуть многие добрые традиции. Теперь речь идет о том, чтобы сохранить оставшиеся, не отказываться от них с той же легкостью и бесшабашностью, как это было до недавних пор».

«Пожар» – повесть, вышедшая в 1985 году, «по сути, это прямое продолжение Матеры» (Распутин). Матеру уже затопили, и люди перебрались в новый поселок. Каково им в новом поселке? Что стало с ними?

Ученик.В одном из интервью Распутин говорил: «Сама жизнь заставила писать продолжение «Матеры»… Работая над «Пожаром», я чувствовал его прерывистое и горячее дыхание. Вернее, не чувствовал, а сознательно добивался. Этого требовал материал. При спокойном, плавном его изложении он бы ничего не сказал: когда твой дом горит – не молитву творят, а бегут тушить… Героя моей повести и искать не пришлось. Это мой сосед по деревне Иван Егорович Слободчиков. Когда-то в рассказе «Уроки французского» я упоминал его, там это шофер, как оно и было в действительности, единственной в колхозе полуторки, человек внимательный и добрый к герою рассказа. Таким он и остался с переездом деревни и с переменойеё уклада. Без совести, без любви к земле при любом укладе нельзя».

Учитель.Для Распутина любовь к земле не абстрактное понятие, она подкреплена конкретными делами. Как истинный русский писатель, он очень хорошо понимал свой долг перед родиной и совершил свой нравственный подвиг – стал писать статьи в защиту Байкала, бороться за его спасение.

Страстно и горячо доказывал писатель, что «Байкал создан как венец природы не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него вволю воду, главное и бесценное его богатство, любоваться державной его красотой и дышать его заповедным воздухом. И это, прежде всего, необходимо нам».

Ученик-чтец. Лесистых гор полуотвалы,

Касанье голубых лекал,

И скалы, срезанные валом,

И небо, павшее в Байкал.

И сам он величав и вечен

В гранитной раме вырезной.

И весь – до донышка – просвечен,

И весь до капельки родной.

И Ангары полет строптивый,

И ветра крик и гул турбин,

И птицы – сосны над обрывом,

И дикий ветер – баргузин –

Все это, без чего не в силах

Быть далью даль и ширью ширь,

И ты немыслима, Россия,

И ты немыслима, Сибирь.

Марк Сергеев

Учитель.По материалам Всероссийского конкурса читательских симпатий «Золотой ключик-98», проведенного Российской государственной детской библиотекой, среди 50 самых популярных авторов подростки назвали Валентина Григорьевича Распутина. В марте 2007 года в стране среди читающей публики был широко отмечен 70-летний юбилей писателя.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.