Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2017-06-26 | 359 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Образовательный процесс – это профессионально организованный процесс развития и воспитания ребенка. В центре образовательного процесса стоит не педагог, а каждый ребенок.
Основная цель образовательного процесса – развитие личности ребенка. Развитие личности воспитанника есть развитие различных видов его деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной и др.
Планирование образовательного процесса – это распределение содержания деятельности с детьми (возможно и с их родителями) в течение определенного промежутка времени (дня, недели, месяца, года).
Модели образовательного процесса дошкольной организации – это профессионально схематизированная характеристика особенностей образовательной работы. В данной характеристике учитываются стиль образовательной работы, позиция педагога, характер организации предметной среды.
В детском саду используются четыре модели организации образовательного процесса (Н.Я. Михайленко): 1. Учебная; 2. Комплексно-тематическая; 3. Предметно-средовая; 4. Сборная [31]. Для каждой из них характерны определенные позиция (или стиль поведения) взрослого, соотношение инициативы и активности взрослого и ребенка, специфическая организация образовательного содержания.
Учебная модель организации образовательного процесса – это классическая модель. Знания сообщаются детям регламентированно, по логике предметов. Позиция взрослого – позиция учителя, который ставит перед детьми определенные задачи, предлагает конкретные способы или средства их разрешения, оценивает правильность действий. Форма организации занятий – фронтальная. Учебная модель образования сосредоточена на систематической передаче обучающимся знаний, умений, навыков в рамках сложившихся академических предметов.
|
Комплексно-тематическая модель организации образовательного процесса строится по тематическому принципу. Темы проецируются на интересы детей. Тема проживается детьми и взрослыми. Допускается произвольный выбор тем. Педагог занимает позицию равного партнера, включенного в совместную с детьми деятельности. Педагог «изнутри» этой деятельности вводит свои предложения и принимает замыслы детей, демонстрирует разнообразные способы действий, решает возникающие проблемы вместе с детьми, не делая жестких оценок. Комплексно-тематическая модель организации образовательного процесса дает детям возможность познавать мир в его целостности, творить и свободно придумывать, однако не всегда может обеспечить системность знаний.
Предметно-средовая модель. Образование, его содержание проецируется через предметы, пособия среды опосредованно. Взрослый задает направление образования подбором оборудования среды, занимает позицию создателя развивающей среды. При таком подходе взрослый непосредственно не включен в детскую деятельность, а создает образовательную среду, которая позволяет детям действовать свободно и самостоятельно. Предметно-средовая модель организации образовательного процесса воплощает «средовой» подход в образовании и обеспечивает лишь «косвенное» присутствие взрослого в детской деятельности.
Планирование образовательного процесса с детьми дошкольного возраста зависит от той модели его организации, которая реализуется в каждом детском саду.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования образовательный процесс включает в себя: совместную деятельность педагога и детей дошкольного возраста и самостоятельную деятельность детей.
Поэтому в планировании образовательного процесса могут присутствовать эти два компонента.
|
Учебная модель в настоящее время в «чистом виде» в дошкольных образовательных организациях практически не встречается. Однако авторы ряда программ придерживаются при организации образовательного процесса с детьми «предметного принципа».
Так, например, авторы программы «От рождения до школы» предлагают следующий вариант примерного планирования образовательного процесса по пятидневной неделе, который включает в себя организованную образовательную деятельность, взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности, самостоятельную деятельность детей, оздоровительную работу[32].
Организованная образовательная деятельность | |||||
Базовый вид деятельности | Периодичность | ||||
С 2 до 3 лет (первая младшая группа) | С 3 до 4 лет (вторая младшая группа) | С 4 до 5 лет (средняя группа) | С 5 до 6 лет (старшая группа | С 6 до 7 лет (подготовительная группа) | |
Физическая культура в помещении | 2 раза в неделю | 2 раза в неделю | 2 раза в неделю | 2 раза в неделю | 1 раз в неделю |
Физическая культура на воздухе | 1 раз в неделю | 1 раз в неделю | 1 раз в неделю | 1 раз в неделю | 1 раз в неделю |
Ознакомление с окружающим миром | 1 раз в неделю | 1 раз в неделю | 1 раз в неделю | 1 раз в неделю | 1 раз в неделю |
Формирование элементарных математических представлений | 1 раз в неделю (во второй половине дня) | 1 раз в неделю | 1 раз в неделю | 1 раз в неделю | 2 раза в неделю |
Развитие речи | 2 раза в неделю | 1 раз в неделю | 1 раз в неделю | 2 раза в неделю | 2 раза в неделю |
Рисование | 1 раз в неделю | 1 раз в неделю | 1 раз в неделю | 2 раза в неделю | 2 раза в неделю |
Лепка | 1 раз в неделю | 1 раз в 2 недели | 1 раз в 2 недели | 1 раз в 2 недели | 1 раз в 2 недели |
Аппликация | - | 1 раз в 2 недели | 1 раз в 2 недели | 1 раз в 2 недели | 1 раз в 2 недели |
Музыка | 2 раза в неделю | 2 раза в неделю | 2 раза в неделю | 2 раза в неделю | 2 раза в неделю |
Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности | |||||
Чтение художественной литературы | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно |
Конструктивно-модельная деятельность | 1 раз в неделю | 1 раз в неделю | 1 раз в неделю | 1 раз в неделю | 1 раз в неделю |
Игровая деятельность | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно |
Общение при проведении режимных моментов | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно |
Дежурства | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно |
Прогулки | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно |
Самостоятельная деятельность детей | |||||
Самостоятельная игра | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно |
Познавательно-исследовательская деятельность | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно |
Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно |
Оздоровительаня работа | |||||
Утренняя гимнастика | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно |
Комплексы закаливающих процедур | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно |
Гигиенические процедуры | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно |
|
Предметно-средовая модель организации образовательного процесса совсем не предполагает его планирования, поскольку деятельность детей разорачивается в предметной среде и педагог уже будет действовать в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями каждого ребенка. Для разворачивания детской деятельности необходима предметная среда - современная, содержательно-насыщенная, трансформируемая, безопасная и соответствующая уровню развития детей данной возрастной группы.
В детских садах на сегодняшний день в большей степени получила распространение модель организации образовательного процесса на основе комплексно-тематического принципа планирования.
Так, например авторы программы «От рождения до школы» ведут речь о том, что[33]:
§ «построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом;
§ выделение основной темы периода не означает, что абсолютно вся деятельность детей должна быть посвящена этой теме. Цель введения основной темы периода – интегрировать образовательную деятельность и избежать неоправданного дробления детской деятельности по образовательным областям
|
§ одной теме следует уделять не менее 1 недели. Оптимальный период – 2-3 недели. Тем должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе и в центрах активности
§ тематический принцип построения образовательного процесса позволяет органично вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения».
Так, например, авторы программы «От рождения до школы» предлагают следующие варианты комплексно-тематического планирования образовательного процесса:
§ планирование образовательного процесса на год:
Примерное комплексно-тематическое планирование работы с детьми 3-4 лет [34]
Тема | Педагогические задачи | Примерные варианты итоговых мероприятий |
До свидания, лето, здравствуй, детский сад! (4-ая неделя августа – 1-я неделя сентября) | Вызвать у детей радость от возвращения в детский сад. Продолжать знакомство с детским садом как ближайшим социальным окружением реебнка: профессии сотрудников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, врач, музыкальный руководитель и др.), предметное окружение, правила поведения в детском саду, взаимоотношения со сверстниками. Продолжать знакомство с оружающей средой группы, помещениями детского сада. Предлагать рассматривать игрушки….. | Развлечение для детей, организованное сотрудниками детского сада с участием родителей |
Осень (2-я – 4-я неделя сентября) | Расширять представления детей об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада), о времени сбора урожая, о некоторых фруктах, овощах, ягодах. Разучивать стихотворения об осени. Развивать умение замечать красоту осенней природы, вести наблюдения за погодой…. | Праздник «Осень». Выставка детского творчества. |
Я и моя семья (1 и 2 неделя октября) | Формировать начальные представления о здоровье и здоровом образе жизни. Формировать образ Я. Формировать элементарные навыки ухода за своим лицом и телом. Развивать представления о своем внешнем облике…. | Открытый день здоровья. Спортивное развлечение |
И таким образом предлагаются темы на весь год. |
§ планирование образовательного процесса на определенный промежуток времени (неделю) [35]:
ОКТЯБРЬ. Первая неделя | ||
Тема периода «Я вырасту здоровым» | ||
Задачи периода: Расширение представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Воспитание стремления вести здоровый образ жизни. Формирование положительной самооценки. Закрепление знания домашнего адреса и телефона, имен и отчеств родителей, их профессий. Расширений знаний детей о самих себе, о своей семье, о том, где работают родители, как важен для общества их труд. | ||
ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ||
Вид деятельности | Тема / Репертуар / Материалы | Задачи / Программное содержание |
ПОНЕДЕЛЬНИК | ||
Развитие речи | Лексические упражнения. Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель» | Активизировать в речи детей существительные и прилагательные, познакомить с произведением-перевертышем. |
Рисование | «Идет дождь». Материалы: Простой (графический) карандаш, цветные карандаши или цветные восковые мелки, альбомные личты на каждого ребенка. | Упражнять в рисовании простым графитным и цветными карандашами (укольным карандашом, сангиной). Закреплять умение строить композицию рисунка….. |
Физическая культура | 1 часть. Ходьба в колонне по одному, бег колонной по одному, переход на ходьбу. 2 часть. Общеразивающие упражнения без предметов. Основные виды движений (ходьбя по гимнастической скамейке боком приставным шагом, руки на пояс; прыжки на двух ногах чере короткие шнуры…..) 3 часть. Игра малой подвижности «Найди и промолчи». | Упражять детей в беге, в ходьбе приставным шагом по скамейке, в прыжках и перебрасывании мяча. |
Аналогичным обьразом описывается содержание организованной образовательной деятельности в течение вторника, среды, четверга и пятницы | ||
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И В ПРОЦЕССЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ (планируется на всю неделю) | ||
Конструктивно-модельная деятельность | «Машины». Материалы: фломастеры, ножницы, геометрические фигуры, коробочки, строительный материал…), набор Лего-Дупло или другие строительные материалы Цель: Формировать представления о различных машинах, их функциональном назначении, строении, упражнять в плоскостном моделировании, в умении самостятельно строить элеметнатрные схемы с несложных образцов построек…. | |
Чтение | С. Маршак «Пудель», М. Яснов «Мирная считалка»; чтение по выбору детей | |
В помещении | Беседы о ценности здорового образа жизни, о его составляющих (правильное питание, физические упражнения и др.). Закрепление гигиенических навыков… | |
На прогулке | Сезонные наблюдения, привлечение детей к уборке листьев на территории участка, организация подвижных игр «Лягушата», «Удочка» и др. | |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ | ||
Оформление родительского уголка по теме «Я вырасту здоровым». Информирование родителей в ходе образовательного процесса. Беседы с родителями о том, как образ жизни семьи воздействуют на здоровье ребенка. Рекмендации родителей по домашнему чтению и др. |
Возможен и несколько иной вариант планирования образовательного процесса на определенный промежуток времени, предложенный О.А. Скоролуповой и Н.В. Фединой[36]:
|
Планирование воспитательно-образовательной работы
Группа____________________________________________________________
Тема проекта_______________________________________________________
Цель проекта_______________________________________________________
Название итогового мероприятия (события, праздника и т.д.)______________
Форма итогового мероприятия (праздник, конкурс, выставка, коллаж, акция и др.)_______________________________________________________________
Дата проведения итогового мероприятия_______________________________
ФИО воспитателя, ответственного за итоговое мероприятие______________
День недели/дата | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/социальными партнерами (театрами, спортивными и художественными школами, общеобразовательными учреждениями) |
Возможен и такой вариант комплексно-тематического планирования с детьми дошкольного возраста, который представлен ниже.
Планирование образовательного процесса с детьми 4–5 лет
(по программе «От рождения до школы»)[37]
Тема «Осень»
Период проживания: 10 сентября – 15 октября.
Итоговое мероприятие: «Праздник Осени» (содержание праздника: чтение стихотворений, танцевально-ритмические движения, игры и драматизации, хороводные игры, песенное творчество, художественное творчество).
Задачи:
расширять представления детей об осени на основе интеграции всех образовательных областей;
развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения;
расширять знания об овощах и фруктах, грибах и ягодах;
расширять представления о правилах безопасного поведения в природе;
воспитывать бережное отношение кприроде;
формировать элементарные экологические представления и др.
Содержание образовательной работы
Виды детской деятельности | Формы совместной деятельности педагога с детьми | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами | |
в процессе организации образовательной деятельности | в процессе режимных моментов | |||
Игровая | Сюжетно-ролевые игры: «Собираем урожай», «Фруктовый киоск», «Магазин овощей и фруктов». Театрализованные игры: упражнения на развитие исполнительских навыков (ролевое перевоплощение); драматизация русской народной сказки «Репка» с помощью масок и кукол бибабо; инсценировка сказки В. Сутеева «Под грибом». Игровые ситуации: с использованием макета «Улица. Светофор. Автомобили», модели «Прогулка по осеннему лесу». Дидактические игры: «Найди овощ», «Собери овощи», «Угадай, что унес зайка», «Узнай, чей лист», «Что лишнее», «Найди такой же гриб», «Чудесный мешочек», «Когда это бывает?». Игры с речевым сопровождением: «Рябинка», «Хорошо гулять в лесу», «Листопад», «Зонтик поскорей раскроем, От дождя себя укроем», «Зайка серый скачет ловко», «Хитрая плутовка, рыжая головка». Логоритмика: «Листья осенние», «Осень, холод на дворе». Пальчиковые игры: «Вырос у нас чесночок», «Мы капустку рубим», «Ежик» | Организация развивающей среды в центрах активности. «Играй-ка»: игровые наборы овощей и фруктов, предметные картинки по темам «Овощи», «Фрукты», настольные и дидактические игры. «Выступай-ка»: маски, куклы бибабо к русской народной сказке «Репка», настольный театр «Репка», «Под грибом», элементы костюмов. Уголок «Правила дорожного движения»: макет «Улица. Светофор. Автомобили», дорожные знаки | ||
Познавательно-исследовательская | Моделирование по теме «Улица». Цель: актуализация имеющихся знаний о правилах дорожного движения. Решение проблемных ситуаций: – «Хватит ли ежикам грибочков, а белочкам орешков?». Цель: формирование умения уравнивать неравные группы предметов. – «С какого дерева листочек/шишка?». Цель: совершенствование умения сравнивать два предмета по величине. – «Когда это бывает?». Цель: расширение представлений о частях суток и их характерных особенностях. – «Поможем лесным зверям попасть в домики». Цель: знакомство с пространственными отношениями «далеко — близко». Решение проблемных ситуаций «Приметы осени». Цель: формирование умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, отцвели цветы и т.д.). Исследование «Что необходимо комнатным растениям». Цель: знакомство со способами ухода за комнатными растениями осенью | Наблюдения (за деревьями, цветами на клумбах, погодными явлениями, трудом дворников, изменениями в одежде людей). Игры-экспериментирование с осенними листьями (дифференциация по размеру, цвету, форме), с овощами и фруктами (закрепление названий овощей, фруктов, их дифференциация, обобщающие понятия). Рассматривание иллюстраций, репродукций пейзажных картин на осеннюю тематику (закрепление признаков осени). Создание алгоритма последовательности ухода за комнатными растениями | Организация развивающей среды в центрах активности. «Знай-ка»: предметные картинки по темам «Одежда», «Обувь», «Орудия труда», Транспорт», альбомы с фотографиями грибов и ягод, модели «Вода», «Ветер», «Солнце». «Умей-ка»: трафареты листьев, грибов, фруктов, овощей, их муляжи, цветовое лото, дощечки с основными цветами, плоскостной конструктор. «Играй-ка»: развивающие игры («Лото», «Мозаика», «Пазлы», «Найди пару», «Когда это бывает?»), формочки для игры с песком и водой | Оформление с родителями альбомов «Витамины из леса», «Витамины с грядки», «Грузовой транспорт в нашей жизни». Экскурсия в осенний парк пешком в сопровождении взрослых |
Чтение художественной литературы | Чтение русской народной сказки «Война грибов с ягодами» в обработке В. Даля. Цель: формирование умения правильно воспринимать содержание произведения и способности сопереживать его героям. Литературный калейдоскоп. Цель: развитие литературной речи, умения наизусть читать стихотворения | Чтение литературных произведений на осеннюю тематику (Ю. Тувим «Овощи», пер. С. Михалкова, А. Майков «Осенние листья по ветру кружат…», А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» и др.). Разучивание стихотворений на тему «Осень». Чтение рассказов о правилах поведения на улице (Н. Носов «Автомобиль», «Милиционер» и др.). Чтение цикла сказок Т. Шорыгиной «Осторожные сказки». Конкурсы загадок по теме «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Ягоды», «Дорожное движение». Театрализованные игры («Прогулка по осеннему лесу», «Зонтик поскорей раскроем, От дождя себя укроем», «Зайка серый скачет ловко», «Хитрая плутовка, рыжая головка») | Организация развивающей среды в центрах активности. «Почитай-ка»: книги разных литературных жанров по теме, портреты авторов произведений (С. Михалков, Н. Носов и др.). «Выступай-ка»: маски овощей, фруктов, животных, элементы костюмов | Разучивание с родителями стихотворений на тему «Осень» (к литературному калейдоскопу). Оформление с участием родителей книжного уголка на тему «Осень». Посещение с родителями музыкального спектакля по пьесе С. Маршака «Кошкин дом» в Театре оперы и балета Республики Коми |
Продуктивная, конструирование | Рисование: – Оформление выставки «Наш яблоневый сад». Цель: формирование умения правильно передавать расположение веток на дереве и соотносить их по величине. – Рисование украшений для оформления группы «Красивые цветы». Цель: привлечение внимания детей к многоцветию окружающего мира. – Художественная мастерская «Золотая осень». Цель: развитие желания использовать в рисовании разнообразные цвета при передаче осеннего пейзажа. – Изготовление декораций «Сказочные деревья». Цель: развитие образных представлений и воображения. Лепка: – Игровая ситуация «Поможем бабушке собрать огурцы и свеклу». Цель: совершенствование умения передавать овальную и круглую форму при лепке овощей. – Коллективная композиция «Грибы в лесу». Цель: закрепление умения лепить предметы из двух частей конструктивным способом. Аппликация: – Создание натюрморта «Яблоки большие и маленькие». Цель: развитие умения составлять композиции, группируя фрукты по величине. – Игровая ситуация «Угощение на блюдце». Цель: развитие умения составлять узор из ягод, чередуя их по цвету. Конструирование: – из плоскостных фигур «Грузовые автомобили» (везем урожай). Цель: развитие умения устанавливать пространственное расположение частей грузовика относительно друг друга по образцу; – из природного материала «Ежик». Цель: приобщение детей к изготовлению поделок из природного материала; – из строительного материала «Загородки и заборы» (вокруг огорода и сада). Цель: совершенствование умения использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина); – из бумаги «Домик для медведя». Цель: знакомство с приемами конструирования из бумаги | Рассматривание иллюстраций на тему «Осень», репродукций осенних пейзажных картин, муляжей овощей, фруктов и грибов. Рисование мелками на асфальте, палочками на песке. Сбор листьев, букетов, природного материала для продуктивной деятельности (ветки, шишки, плоды, семена). Конструирование из различного строительного материала, конструкторов, бумаги. Раскрашивание картинок на осеннюю тематику | Организация развивающей среды в центрах активности. «Умей-ка»: различные материалы для рисования (мелки для рисования на асфальте, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры, краски и пр.), отпечатки листьев, трафареты, раскраски, репродукции осенних пейзажных картин, иллюстрации (палочки Кюизенера по темам «Фрукты», «Животные леса», «Дома»). «Уголок природы»: листья, шишки, плоды, семена, ветки, поделки из природного материала, альбомы, календари с изображением природы в разные периоды осени для рассматривания. «Построй-ка»: различный строительный материал, конструкторы, интеллектуальные игры (блоки Дьенеша, игры Воскобовича, палочки Кюизенера) | Организация с родителями выставки осенних композиций из листьев и поделок из природного материала и овощей («Дары леса», «Чудо-овощи») |
Коммуникативная | Составление рассказов по пейзажным картинам с изображением листопада. Чтение отрывка из стихотворения И. Бунина «Листопад». Цель: развитие умения рассказывать по картине. Звуковая культура речи: звуки [З] и [Зʹ]. Цель: закрепление правильного произношение согласных звуков, развитие фонематического слуха. Ситуативный разговор «Что нам помогает?». Цель: формирование элементарных представлений о предметах труда в саду и огороде с опорой на опыт детей. Беседа «Грузовой транспорт». Цель: расширение знаний детей о назначении грузового транспорта. Беседа о правилах пожарной безопасности. Цель: уточнение правил поведения при пожаре | Речевые ситуации: «Забывчивый покупатель» (описание фруктов и овощей: вкус, цвет, форма), «Назови одним словом» (сок капусты — капустный), «Что сажают в огороде» (дифференциация фруктов и овощей). Отгадывание загадок про осень, составление простейших загадок про сезонные изменения в природе осенью. Экологические беседы: «О пользе овощей и фруктов», «Как я забочусь о своем здоровье», «Чистота и здоровье». Ситуативные разговоры: «Поможем птицам», «Зачем готовиться к зиме?». Нравственные беседы об охране растений и животных | Организация развивающей среды в центрах активности. «Умей-ка»: репродукции осенних пейзажных картин. «Знай-ка»: сюжетные картинки, отражающие события, происходящие в природе и жизни людей осенью | |
Аналогичным образом описывается содержание двигательной, трудовой и музыкально-художественной деятельности детей |
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
«ПЛАН – ДЕЛО – АНАЛИЗ» [38]
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предлагается модель организации образовательного процесса «План – дело – анализ». Данная модель является пока недостаточно распространенной в детских садах, но она рассматривается, как основная при организации образовательного процесса с детьми 3-7 лет.
Ранее данная модель организации образовательного процесса была описана в технологии «Групповой сбор», обе модели идентичны друг другу.
Групповой сбор в детском саду – время и место обмена опытом, применения знаний, планирования практических действий, осмысления и оценки результатов, себя самого и других по их словам и делам.
Основная идея технологии группового сбора – ребенок наилучшим образом развивается тогда, когда он действительно увлечен процессом обучения, активно включен в деятельность. В самом широком понимании групповой сбор предназначен для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного, познавательно-делового развития детей
в ситуации естественного социально-эмоционального общения со сверстниками и взрослыми, для формирования навыков понимания себя и других, согласования целенаправленной деятельности всей группы и каждого в отдельности.
Технология группового сбора помогает «запустить» активную образовательную развивающую совместную деятельность детей и взрослых в течение 1-1,5 часов в день в цикле «План – дело – оценка», в ходе которой решается весь комплекс воспитательно-образовательных задач.
Цикл «План – дело – оценка» создает для воспитателя технологическую возможность перманентного ведения образовательной, воспитательной работы, педагогического наблюдения и дифференцированной или индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми.
Педагогические задачи, решаемые в процессе группового сбора:
создать положительный эмоциональный настрой на весь день – «задать тон»;
обеспечить условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых;
активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации, планирования и организации собственной деятельности;
выбрать совместно с детьми тему нового проекта;
разработать план реализации нового проекта;
подвести итоги проекта;
развивать эмпатию;
прививать навыки культуры общения (приветствия, комплименты и т. п.);
учить: – формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения; – выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично; – внимательно слушать, проявлять конструктивное отношение к высказываниям других; – объяснять словами своё эмоциональное состояние и корректировать его; – делать выбор; – планировать собственную деятельность;
поддерживать стремление договариваться о совместной деятельности.
Групповой сбор бывает утренним (проводится обычно после завтрака) и итоговым (проводится по окончании деятельности - или днем, или вечером).
Структура группового сбора выглядит так:
1. Приветствие (вариант: пожелания, комплименты, подарки) 1–3 мин
2. Игра (вариант: элементы тренинга, психогимнастика, пение, слушание)...2–5 мин
3. Обмен новостями............... 2–10 мин
4. Планирование дня (выбор темы проекта, планирование содержания, форм и видов деятельности на весь проект); презентация Центров активности (взрослыми и детьми) 5–12 мин.
Общая длительность группового сбора колеблется от 10 до 30 минут. Жёсткой рамки нет, равно как нет жёстко закреплённой структуры.
После этого дети начинают действовать по своему желанию в любом из Центров активности, созданных в группе (Центр книги, Центр изобразительного творчества, Центр сюжетно-ролевой игры, Центр науки и природы, Центр настольных игр и математики, Центр строительства, Спортивный центр, Центр песка и воды, Центр кулинарии)..
Групповой сбор не является жестко обязательной для присутствующего ребенка формой работы. Дети, особенно младшие по возрасту, могут продолжать самостоятельно начатую утром деятельность, игру, могут наблюдать за старшими со стороны. Позднее они включатся в работу в центрах вместе с другими детьми и воспитателем, или же продолжат свою работу. Как правило, ребенок, формально не включившийся в утренний сбор, хорошо слышит, о чем идет разговор и оказывается не менее информированным, чем остальные.
Для иллюстрации данной модели организации образовательного процесса можно обратиться к видеоролику, созданному по заказу Министерства образования и науки РФ и размещенному на сайте Федерального Института развития образования - Фильм 8. Планируем вместе с детьми; Фильм 9. Модель планирования «План – дело – анализ». Часть 1; Фильм 15. Модель планирования «План – дело – анализ». Часть 2. -http://www.firo.ru/?page_id=23489.
Моделирование урока/занятия
МОДЕЛИРОВАНИЕ УРОКА
Федеральные государственные образовательные стандарты направлены на развитие личности ребенка, на формирование гражданской идентичности. Гарантом достижения данных целевых установок является развивающее обучение, основанное на системно-деятельностном подходе (системно-деятельностный подход - методологическая основа ФГОС).
Основными характеристиками развивающего обучения являются: формирование/развитие учебного взаимодействия и формирование/развитие универсальных учебных действий.
В развивающем обучении термин «урок» приобретает принципиально иное значение, чем в традиционном. Это не отрезок времени определенной продолжительности, а фрагмент учебной деятельности по формированию конкретного учебного действия.
В учебной деятельности школьников выделяются пять основных компонентов: 1) учебно-познавательные мотивы, т.е. осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект», 2) действие целеполагания («что я должен сделать…»: выбор средств и методов, 3) планирование решения («как и в какой последовательности я должен решить задачу»), 4) решение задач и 5) рефлексивно-оценочные действия («все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть поставленной цели»).
При моделировании современных уроков необходимо опираться на систему дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Существуют различные классификации уроков. Поскольку в развивающем обучении урок определяется как фрагмент учебной деятельности по формированию конкретного учебного действия, рассмотрим классификации, наиболее близкие данному пониманию.
В зависимости от формирования того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности выделяются следующие типы урока (типология уроков А.К. Дусавицкого):
1. Урок постановки учебной задачи.
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!