Перспективы профессионального развития педагога — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Перспективы профессионального развития педагога

2017-06-26 1515
Перспективы профессионального развития педагога 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(по материалам: Дружилов С.А. Обучение и стадии профессиональной компетентности/Непрерывное образование как условие развития творческой личности. – Новокузнецк, 2010.; Освоение педагогами новых компетенций в исследовательски ориентированном повышении квалификации: Пособие для учителей, ориентированных на освоение исследовательской деятельности в процессе повышения квалификации / Под общ. Ред. Л.Н.Горбуновой. – М., 2010).

Под профессиональным развитием, ростом понимается постоянное движение педагога от незнания к знанию, от репродукции к мастерству, отправной точкой которого является столкновение с проблемой в поле своей деятельности. Причем темп продвижения зависит от уровня профессиональной компетенции и профессионального мастерства педагога.

Такой подход позволяет выделить векторные направляющие в модели профессионального развития педагога: (педагогическое мастерство и профессиональная компетентность). Составляющими элементами являются формы повышения педагогического мастерства, определяющие динамику профессионального развития.

Основными критериями профессионального роста являются:

эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образования, воспитанности и социальности уобучающихся),

творческий рост педагогов, внедрение новых педагогических технологий.

Основные функции методического обеспечения:

- Функция внедрения результатов научных исследований в практику, которая предполагает:

анализ научной и методической литературы, выявление в ней рекомендаций, которые соответствуют возникающим в практике проблемам;

детализацию рекомендаций с целью облегчить их внедрение в реальную практику;

оценка эффективности применения рекомендаций, разработанных на основе научных исследований.

- Функция обобщения и трансляции педагогического опыта. Она означает:

анализ практики решения педагогических задач;

выявление педагогических средств, обеспечивающих наилучший педагогический результат;

анализ наиболее типичных трудностей, встречающихся в педагогической практике.

- Функция текущей методической помощи. Она предусматривает:

консультирование педагогов с целью помощи им в выборе литературы для решения педагогических задач;

анализ возникающих у педагогов затруднений и трудностей, оказание им помощи в решении профессиональных проблем;

разработку текущих методических материалов для проведения с обучающимися и студентами разнообразных занятий и мероприятий.

Чтобы оценить перспективы профессионального роста педагогических работников, необходимо выделить критерии. Их количество может быть разным и зависит от конкретного образовательного заведения.

- Первый критерий результативности педагогических кадров можно считать достигнутым, если результаты профессионального роста педагога, достигая оптимального уровня для каждого в отдельности или приближаясь к нему, за отведённое время будут показаны в повышении квалификационной категории.

- Второй критерий рациональных затрат времени, экономичности педагогической и методической работы достигается там, где рост мастерства педагогов происходит при разумных затратах времени и усилий на методическую работу и самообразование.

- Третий критерий заключается в том, что в коллективе наблюдается улучшение психологического климата, рост творческой активности педагогов и их удовлетворение результатами своего труда.

Таким образом, совместная работа с педагогами по повышению профессиональной компетентности позволяет полностью обеспечить целостность воспитательно-образовательного процесса и гарантирует разностороннее, полноценное развитие обучающихся, формируя у них способности соответствующие требованиям современного общества.

Направления, способствующие профессиональному росту педагогических работников, являются:

1.Диагностика и мониторинг профессиональных проблем педагогов и проецирование методистами результатов на их собственную деятельность. Методист оценивает собственную профессиональную компетентность с позиции выявленных профессиональных проблем педагогов. Опросы выявляют уровень профессиональных знаний, умений педагогов по актуальным направлениям развития образования. Степень удовлетворенности профессиональных потребностей педагогов и оценка ими качества методической работы является обоснованием необходимости развития профессиональной компетентности методистов и педагогических работников.

2.Самодиагностика и самоанализ управленческой деятельности педагогических работников. Позволяет выявить профессиональные возможности и потребности по актуальным аспектам управленческой деятельности. Данное направление способствует инициированию профессиональных запросов в развитии собственной профессиональной компетентности.

3.Изучение и анализ состояния деятельности педагогических работников. Для управления собственной деятельностью необходимо осознание механизма ее протекания. Изучение и анализ состояния работы позволяют понять обусловленность (контекст) управленческой деятельности методистов и самостоятельно методистам выявить с учетом этой информации перспективы развития собственной профессиональной компетентности.

4.Формирование индивидуальной траектории развития профессиональной компетентности педагогических работников. Разрабатываемая модель сетевого взаимодействия региональном позволяет увеличить потенциал для развития профессиональной компетентности педагога.

Литература

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность"

2. Рекомендации по проведению аттестации педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессиональноо образованияи дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства

3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ (Mинздравсоцразвития России) № 761н от 26.08.2010 г. "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"

4. Постановление Правительства РФ № 678 от 08.08.2013 г. "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организация, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций"

5. Письмо от 3 декабря 2014 года № 08-1933/505 Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ и Профсоюзом работников народного образования и науки РФ (Разъяснения по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 года № 276)

6. Дружилов С.А. Обучение и стадии профессиональной компетентности/Непрерывное образование как условие развития творческой личности. – Новокузнецк, 2010.

7. Освоение педагогами новых компетенций в исследовательски ориентированном повышении квалификации: Пособие для учителей, ориентированных на освоение исследовательской деятельности в процессе повышения квалификации / Под общ. Ред. Л.Н.Горбуновой. – М., 2010.


Примерный перечень экзаменационных вопросов

 

1. Обзор приоритетных направлений государственной политики в области образования (государственные программы, стратегии, концепции, стандарты, направления модернизации).

2. Федеральный Закон «Об Образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012: основные изменения и новации.

3. Общая характеристика структуры и содержания программы педагога (на выбор: системы общего (дошкольное, начальное, основное, среднее), профессионального или дополнительного образования).

4. Структура и содержание федеральных государственных образовательных стандартов (на выбор: на примере ФГОС ДО, НОО, ООО, СОО, СПО).

5. Характеристика концепции духовно-нравственного развития и воспитания.

6. Характеристика синдрома эмоционального (профессионального выгорания педагога) и его предотвращение.

7. Характеристика контрольно-оценочной деятельности педагога.

8. Профессиональная компетентность педагога: структура, основные направления и их характеристика.

9. Возрастная периодизация развития ребенка и характеристика основных новообразований (одного из периодов – на выбор).

10. Характеристика понятия «Личность» и ее структурные компоненты.

11. Характеристика понятия «Деятельность» и ее элементы.

12. Характеристика понятия «Психические процессы» и их виды.

13. Возникновение педагогики как науки. Основоположники педагогических течений.

14. Дополнительное образование, понятие, виды, направленности.

15. Характеристика понятия «психологическая безопасность личности».

16. Психологическое здоровье в разные периоды детства: характеристика условий для здорового развития.

17. Характеристика здоровьесберегающих технологий.

18. Особенности адресной работы с различными категориями учащихся: дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.

19. Особенности взаимодействия со специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.

20. Методы обучения как способы организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

21. Характеристика процесса воспитания: цели, средства, функции, мтеоды.

22. Методы воспитания и их содержание.

23. Особенности воспитательной работы с подростками.

24. Основные направления и формы воспитательной работы с молодежью.

25. Соотношение методики и технологии обучения, характеристики, примеры.

26. Алгоритм построения урока/занятия

27. Характеристика педагогической технологии (по выбору).

28. Характеристика применения ИКТ-технологии в выбранной области (по уровню образования: общее (дошкольное, начальное, основное, среднее), профессиональное или дополнительное образование).

29. Характеристика феномена социализации: цели, функции, направления.

30. Понятие и виды адаптации детей к обучению.

31. Характерные особенности педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста.

32. Формы и виды организации детской деятельности в ДОО.

33. Характерные особенности педагогической деятельности с детьми младшего школьного возраста.

34. Особенности современной семьи и её социальные проблемы.

35. Особенности работы педагога с различными категориями семей.

36. Характеристика ИКТ-компетентности педагога.

37. Характеристика педагогического целеполагания.

38. Характеристика системно-деятельностного подхода в образовании.

39. Понятие, функции, состав и характеристика универсальных учебных действий.

40. Характеристика метапредметных результатов обучения

 


[1] Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – С.7-8.

[2] Турченко В.И. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие. – М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСУ», 2014. – С. 29.

[3] Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – С. 31-33.

[4] Турченко В.И. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие. – М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСУ», 2014. – С. 28.

[5] Образовательная программа дошкольного образования «Радуга» (сайт Федерального института развития образования - http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Raduga.pdf

 

[6] Турченко В.И. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие. – М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСУ», 2014. – С. 31-33.

[7] Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» № 1155 от 17.10.2013 года

[8] Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» № 1155 от 17.10.2013 года

 

[9] Педагогическая диагностика – оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования.

 

[10] Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» № 1155 от 17.10.2013 года (пункт 3.2.5)

 

 

[11] На основе содержания Приказа Минобрнауки России «Об утверждении федерального государствевнного образовательного стандарта дошкольного образования» № 1155 от 17.10.2013 года

 

[12] Турченко В.И. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие. – М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСУ», 2014. – С. 123-125.

 

[13] Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100». Сб. материалов в 3-х ч. Ч. 1. Образовательные программы развития и воспитания детей младенческого, раннего и дошкольного возраста / Под науч. ред. Р.Н. Бунеева. – Изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс, 2016. – С. 380-381 (Образовательная система «Школа 2100»)

[14] Воспитание – специально организуемая в системе образования деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации детей дошкольного возраста на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

[15] Турченко В.И. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие. – М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСУ», 2014. – С. 62-63.

[16] Развитие – процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

 

[17] Успех. Методические рекомендации: пособие для педагогов / Н.О. Березина, О.Е. Веннецкая, Е.Н. Герасимова и др. – М.: Просвещение, 2011. – С. 4-5.

[18] Болотина Л.Р., Комарова Т.С, Баранов С.П. М етоды воспитания детей дошкольного возраста. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие. - М.: Академия, 1998. - 240 с.

[19] Турченко В.И. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие. – М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСУ», 2014. – С. 66-67.

 

[20] Содержание взято из основной образовательной программы дошокльного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – С. 145-152.

 

[21] Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – С.9.

 

[22] Образовательная программа дошкольного образования «Радуга» (сайт Федерального института развития образования - http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Raduga.pdf

[23] Содержание данного раздела составлено на основе статьи: Хабарова Т.В. Рабочая программа – стоит ли ее писать педагогу детского сада? / Детский сад: теория и практика. – 2015. - № 1. – С. 16-25;

[24] Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

[25] Там же

[26] Там же

[27] Там же

[28] Приказ от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», п. 2.11

[29] Там же

[30] Там же

[31] Турченко В.И. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие. – М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСУ», 2014. – С. 62-63.

 

[32] ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – С. 206-207.

 

[33] ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – С. 205-205.

[34] ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – С. 264-265.

 

[35] Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Старшая группа / В.В. Гербова, Н.Ф. Губанова, О.В. Дыбина и др. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – С. 29-33.

[36] Хабарова Т.В. Проблемы планирования образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении / Детский сад: теория и практика. – 2013. - № 1. – С.88-99.

 

[37] Хабарова Т.В. Проблемы планирования образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении / Детский сад: теория и практика. – 2013. - № 1. – С.88-99.

 

 

[38] Технология группового сбора и возможности ее реализации в условиях дошкольного образовательного учреждения: учебно-методическое пособие / Авт-сост. М. А. Пазюкова. – Иркутск: ОГОБУ СПО «ИРКПО», 2011. – 198 с.

 

[39] Дошкольник 4-5 лет в детсокм саду. Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / Т.И. Бабаева, М.В. Крулехт, З.А. Михайлова. – Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – С. 403- 409.

[40] Дошкольник 4-5 лет в детсокм саду. Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / Т.И. Бабаева, М.В. Крулехт, З.А. Михайлова. – Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – С. 431- 434.

 

[41] Дошкольник 4-5 лет в детсокм саду. Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / Т.И. Бабаева, М.В. Крулехт, З.А. Михайлова. – Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – С. 198- 200.

 

[42] Римашевская Л. Как развивать сотрудничество дошкольников со сверстниками в процессе совместной деятельности / Детский сад от А до Я. – 2013. - № 4. – С. 4-19

[43] Хабарова Т.В. Проектирование содержания непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста / Дошкольная педагогика. – 2013. - № 6. - С. 10-11.

[44] Разработчики - Суровцева Оксана Александровна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 6» г. Емвы, Щекотилова Ольга Степановна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 68 общеразвивающего вида», г. Сыктывкара; Научный консультант – Хабарова Т.В.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.