Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Вопрос 25. Контроль и оценка знаний учащихся

2017-06-26 672
Вопрос 25. Контроль и оценка знаний учащихся 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Контроль и проверка учебной деятельности учащихся являются важным этапом педагогического процесса. В условиях реформирования образования проверка призвана выполнять в первую очередь свою диагностическую функцию: выявлять и искоренять недочёты и ошибки в знаниях учащихся, а не констатировать факты и формально выставлять отметки.

Контроль – это выявление, измерение, оценивание ЗУНов обучаемых; это способ получения учителем информации о качественном состоянии учебного процесса. Контроль проводится в целях надзора, проверки и выявления отклонений от заданной цели и их причины. Он выполняет функцию управления, устанавливающую степень соответствия принятых решений фактическому состоянию дел.

Проверка – это выявление и измерение ЗУНов учащихся. Проверка является составным компонентом контроля, и её дидактическая функция - обеспечение обратной связи между учителем и учеником, получение объективной информации о степени освоения учебного материала.

Оценивание выступает как процесс проверки, а оценка - как результат проверки и проявляется в оценочных суждениях. Оценка - это качественный показатель работы учащихся. Отметка - это условное обозначение, кодовые сигналы, памятные знаки (количественный показатель).

Контроль выполняет следующие функции:

1) контролирующая (установление обратной связи, учёт результатов контроля);

2) обучающая (даётся с профилактико-предупредительной целью, с целью активизации работы учащихся по усвоению знаний, корректировки, совершенствования, систематизации знаний; учащиеся слушают дополнительные объяснения, задают вопросы, отвечают, у них формируются навыки и умения)

3) воспитывающая (в приучении учащихся к систематической работе, в формировании нравственных качеств, самооценки).

4) развивающая (в развитии памяти, внимания, интереса к предмету, творчества).

5) мотивационная (развитие мотива и потребности в учёбе).

6) диагностирующая и прогнозирующая (по реализации целей контроля) и др.

Традиционно в педагогической литературе выделяют следующие виды контроля:

1. предварительный (исходный) - выявление ЗУНов по теме, которая будет изучаться.

2. текущий – проверка усвоения и оценка результатов каждого урока. Осуществляется в повседневной работе с помощью систематического наблюдения, тестовых заданий и др.

3. тематический (периодический) - осуществляется периодически по мере прохождения раздела или темы, проверяет степень усвоения за длительный период с целью систематизации знаний учащихся. Проходит на повторительно-обобщающих уроках и готовит к контрольной работе.

4. итоговый – проводится накануне перевода в следующий класс или в конце четверти, полугодия, учебного года. Его задача – зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение.

Ю.К. Бабанский метод контроля определяет как способ, с помощью которого выявляется состояние знаний, умений и навыков обучаемых в данный момент времени. Несмотря на некоторые расхождения учёных-дидактов в отношении методов и форм контроля, их можно свести в определённую систему:

1. Метод наблюдения – это систематическое получение данных о знаниях и развитии ученика, ежедневное изучение учащихся в процессе обучения. Результаты наблюдения не фиксируются в официальных документах, а учитываются учителем при работе и общей оценке ученика.

2. Методы устного контроля - в их основе – вопросно-ответная форма (ответы учеников на вопросы учителя на уроках, экзаменах, зачётах) или монологический ответ учащегося. Устный контроль как текущий проводится ежеурочно в индивидуальной, групповой, фронтальной или комбинированной форме. Это такие методы, как опрос; беседа; рассказ ученика; объяснение; чтение текста, технологической карты, схемы; сообщение об опыте; зачёт; устный экзамен и др. зачёт и экзамен являются наиболее активной и обстоятельной проверкой знаний за определённый период обучения.

3. Методы письменного контроля - характеризуются высокой экономичностью и эффективностью; позволяет глубоко и объективно проверить знания учащихся. Дополняется программированным контролем. В письменной работе ученику нужно показать и теоретические знания, и умения применять их для решения конкретных задач. К этим методам относятся: контрольные работы; проверочные работы; изложения; сочинения; диктанты; рефераты и др.

4. Методы практического контроля - имеют целью проверить практические умения и навыки учеников, способность применять знания при решении конкретных задач. Они представляют собой проведение лабораторных опытов, составление таблиц, схем, карт, чертежей, изготовление приборов, создание изделий, монтаж аппарата, ситуационная деловая игра, имитация. Эти методы удовлетворяют требования принципа связи обучения с практикой, ориентируют учеников на применение знаний.

5. Дидактические тесты - набор стандартизированных заданий по определённому материалу, устанавливающий степень его усвоения учениками. Это серия вопросов, к каждому из которых надо выбрать правильный из предложенных 3-5 ответов; или это утверждения, в которые надо вставить пропущенные слова, незаконченные предложения, которые надо закончить. Преимущества – объективность, быстрота обработки результатов, оперативность, экономия времени.

А также в педагогической литературе выделяют метод графического контроля (Г.И.Щукина), метод программированного и лабораторного контроля (Ю.К.Бабанский), метод пользования книгой, проблемной ситуации (В. Оконь).

Литература для самостоятельной подготовки:

  1. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997, стр.114
  2. Педагогика под ред. П.И.Пидкасистого. М., 1998, стр.352
  3. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2000, стр.354
  4. Прокопьев И.И., Михалкович Н.В. Педагогика. Мн., 2002, стр.486
  5. Пуйман С.А. Педагогика. Мн., 2001, стр.144
  6. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002, стр.277
  7. Харламов И.Ф. Педагогика. Компактный учебный курс. Мн., 2001, стр.120

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.