Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Вопрос 3. Научно-педагогическое знание. Методологические основы и методы исследования педагогики.

2017-06-26 1625
Вопрос 3. Научно-педагогическое знание. Методологические основы и методы исследования педагогики. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Научно-педагогическое знание — это воспроизведение в языко­вой или символической форме обобщенных представлений о за­кономерных связях и отношениях, существующих между педаго­гическими фактами и явлениями.

Педагогическое знание существует в виде научных представле­ний и понятий, идей и гипотез, законов и педагогических теорий. Оно является продуктом познавательной и общественной деятель­ности людей, результатом проводимых учеными исследований.

Выделяют следующие виды научно-педагогических исследований:

· фундаментальные — направлены на разработку основных педагогических категорий, определение сущности педагогиче­ских фактов и явлений, позволяют дать им научное объяснение. В результате таких исследований создаются педагогические теории (теория обучения, теория методов и организационных форм и т.д.). Результаты фундаментальных исследований со­ставляют теоретическую основу для проведения прикладных исследований;

· прикладные — проводятся в области частных методик и на­правлены на решение вопросов, связанных с педагогической практикой;

· методические разработки — конечные результаты исследо­ваний, непосредственно применяемые на практике (учебные программы, учебники и учебные пособия, методические реко­мендации и т.п.).

Важное значение при научной разработке педагогических проблем и проведении педагогических исследований имеет ме­тодология.

Методология — это философское учение о построении чело­веческой деятельности, о методах познания и преобразования окружающей действительности.

Общая функция методологии базируется на применении обоб­щенной системы философских представлений и взглядов чело­века к процессу познания и преобразования окружающего мира. В этой связи под методологическими основами педагогической науки следует понимать те философские идеи и положения, ко­торые выступают в качестве исходных при разработке педагоги­ческих проблем.

Частная функция методологии определяет те методы, кото­рые используются в процессе научно-педагогического исследо­вания.

Конечная цель любого педагогического исследования - выявление порядка, регулярности в изучаемом процессе, т. е. установление закономерности. Она мо­жет быть определена как факт наличия постоянной и необхо­димой взаимосвязи между явлениями.

Методы педагогического исследования — это способы изуче­ния опыта педагогической деятельности, а также педагогических фактов и явлений, установления между ними закономерных свя­зей и отношений с целью дальнейшей научной разработки тео­рии воспитания и совершенствования его практики.

Эти методы можно объединить в следующие группы:

· эмпирические методы — беседа, наблюдение, изучение до­кументации и результатов деятельности, педагогический экспе­римент (констатирующий, формирующий, контрольный), есте­ственный эксперимент, социологические методы (социометрия, анкетирование, метод независимых характеристик и т.д.);

· теоретическиеметоды — моделирование педагогических ситуаций и процессов, теоретический анализ педагогических фактов и явлений;

· методы количественной и качественной обработки педагоги­ческой информации — методы математической статистики, шка­лирование, ранжирование и т.д.

Традиционными будем называть методы, доставшиеся со­временной педагогике по наследству от исследователей, стояв­ших у истоков педагогической науки. К традиционным ме­тодам педагогических исследований относятся наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной докумен­тации, изучение ученического творчества, беседы.

Наблюдение - наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики. Под научным на­блюдением понимается специально организованное воспри­ятие исследуемого объекта, процесса или явления в естествен­ных условиях. Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объектив­ным и массовым.

Изучение опыта - означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. Тесно смыкается с другим методом - изучением пер­воисточников. Тщательному науч­ному анализу подвергаются памятники древней письменности, законодательные акты, проекты, циркуляры, отчеты, доклады, постановления, материалы съездов и конференций и т. д. Изу­чаются также учебные и воспитательные программы, уставы, учебные книги, расписания занятий - словом, все материалы, помогающие понять сущность, истоки и последовательность развития той или иной проблемы.

Научно-педагогические исследования не проходят без ана­лиза школьной документации, характеризующей учебно-воспита­тельный процесс. Источники информации - классные журна­лы, книги протоколов собраний и заседаний, расписания учеб­ных занятий, правила внутреннего распорядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты, стенограммы уроков и т. п.

К традиционным методам педагогических исследований от­носятся беседы. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Педагогическая беседа как метод исследования отлича­ется целенаправленными попытками исследователя проник­нуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков.

Разновидность беседы, ее новая модификация - ин­тервьюирование, перенесенное в педагогику из социологии. Оно используется редко и не находит широкой поддержки сре­ди исследователей. Интервьюирование обычно предполагает публичное обсуждение; исследователь придерживается заранее подготовленных вопросов, ставит их в определенной последо­вательности.

Педагогический экспери­мент - это научно поставленный опыт преобразования педаго­гического процесса в точно учитываемых условиях. Эксперимент - это по сути строго контролируемое педаго­гическое наблюдение, с той лишь разницей, что эксперимента­тор наблюдает процесс, который он сам целесообразно и пла­номерно осуществляет.

Педагогический эксперимент может охватывать группу уче­ников, класс, школу или несколько школ. Исследования могут быть длительными или краткосрочными в зависимости от темы и цели.

Педагогический эксперимент требует обоснования рабочей гипотезы, разработки исследуемого вопроса, составления де­тального плана проведения эксперимента, строгого соблюдения намеченного плана, точной фиксации результатов, тща­тельного анализа полученных данных, формулировки оконча­тельных выводов. Научной гипотезе, т. е. предположению, под­вергающемуся опытной проверке, принадлежит определяющая роль. Эксперимент замышляется и проводится для того, чтобы проверить возникшую гипотезу. Исследования «очищают» ги­потезы, устраняют некоторые из них, корректируют другие. Исследование гипотезы - это форма перехода от наблюдения явлений к раскрытию законов их развития.

В зависимости от цели, которую преследует экспери­мент, различают: 1) констатирующий эксперимент, при кото­ром изучаются существующие педагогические явления; 2) про­верочный, уточняющий эксперимент, когда проверяется гипоте­за, созданная в процессе осмысления проблемы; 3) созидатель­ный, преобразующий, формирующий эксперимент, в процессе ко­торого конструируются новые педагогические явления.

По месту проведения различают естественный и лабораторный педагогический эксперимент. Естественный представляет собой научно организованный опыт проверки вы­двинутой гипотезы без нарушения учебно-воспитательного процесса.

Тестирование - целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контро­лируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучае­мые характеристики педагогического процесса. От других спо­собов обследования тестирование отличается точностью, про­стотой, доступностью, возможностью автоматизации.

Широко применяются тесты элементарных умений, та­ких, как чтение, письмо, простейшие арифметические опера­ции, а также различные тесты для диагностики уровня обученности - выявления степени усвоения знаний, умений по всем учебным предметам.

Анкетирование - метод массового сбора материала с по­мощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы.

Обогащение и совершенствование методов исследования яв­ляется одним из факторов развития педагогической науки.

Литература для самостоятельной подготовки:

1. Афонина Г. М. Педагогика. Ростов-на-Дону, 2002, стр.20

2. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997, стр.12

3. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 2001, стр.12, 124

4. Педагогика под ред. П.И.Пидкасистого. М., 1998, стр.44

5. Прокопьев И.И., Михалкович Н.В. Педагогика. Мн., 2002, стр.59

6. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002, стр.80

7. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 2000, стр.57, 74

8. Харламов И.Ф. Педагогика. Компактный учебный курс. Мн., 2001, стр.19


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.