Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Вопрос 4. Педагогический процесс как система и целостное явление.

2017-06-26 425
Вопрос 4. Педагогический процесс как система и целостное явление. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Педагогический процесс — это направленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, воспитателей и воспитанников, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы. Это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности. Неполным синонимом тер­мина «педагогический процесс» является учебно-воспитатель­ный процесс — совокупность урочных и внеклассных занятий, совместной развивающей деятельности учителей и учеников. Воспитание и обучение в школе образуют единый педагогический процесс, но имеют свою специфику. Содержание обучения состав­ляют в основном научные знания о мире. В содержании воспита­ния преобладают нормы, правила, ценности, идеалы. Обучение влияет преимущественно на интеллект, воспитание обращено в первую очередь к потребностно-мотивационной сфере личности. Оба процесса влияют на сознание, поведение, эмоции личности и ведут к ее развитию.

Поскольку при всей близости это специфические процессы, наука рассматривает их отдельно в теории воспитания и в дидак­тике. При этом целостность педагогического процесса, единство воспитания и обучения, является методологическим принципом, что особенно актуально в настоящих условиях. На практике этот принцип реализуется комплексом задач урока, содержанием обучения, деятельностью учителя и учащихся, сочетанием различных форм, методов и средств обучения.

Функциями педагогического процесса являются: информационная (просвещение); развающая; воспитательная; ценностная ориентация (аксиологическая); социальная адаптация и др.

Структура педагогического процесса — это совокупность со­ставляющих его частей, соответствующих компонентам педагоги­ческой системы. Компоненты педагогического процесса таковы: целевой — определение целей воспитания, обучения; содержатель­ный — разработка содержания образования; операционно-деятельностный — процедуры по обучению, воспитанию и взаимодействию участников процесса; оценочно-результативный — проверка, оцен­ка и анализ результатов воспитания, обучения, суждение об эффек­тивности процесса. Структура педагогического процесса и деятельности отражает реальную работу педагогов. Между компонентами педагогического процесса могут существовать информационные, организационно-деятельностные, коммуникативные, причинно-следственные, генетические связи, связи управления и самоуправления. Специфика педагогического процесса в том, что труд учителя и ученика сливаются воедино, образуя педагогическое взаимодействие. Педагогический процесс включает в себя: объекты – развивающаяся личность, коллектив воспитуемых; предмет – формирование человека; духовные средства (орудия – то, что помещается между учителем и учеником) – знания, опыт учителя; виды деятельности – учение, игра, труд, общение; способы сотрудничества; продукты – воспитанный, подготовленный к жизни общественный человек, отдельные его качества. Знаниеструктуры педагогического процесса помогает учителю анализировать, осознавать и совершенствовать собственную деятельность, а ученым — разрабатывать новые технологии и системы обучения, воспитания.

Этапы педагогического процесса:

· Подготовительный (целеполагание; диагностика условий; прогнозирование достижений; проектирование; планирование развития процесса).

· Основной – осуществление педагогического процесса – (постановка и разъяснение целей и задач; взаимодействие учителя и ученика; использование намеченных форм, методов, средств; создание благоприятных условий; осуществление мер стимулирования деятельности школьников; обеспечение связи педагогического процесса с другими социальными процессами; оперативный контроль; обратная связь).

· Заключительный (анализ достигнутых результатов; выявление возникших отклонений; вычленение ошибок; анализ причин отклонений; проектирование мер по устранению ошибок).

Внутренней движущей силой (источником) педагогического процесса является противоречие между требованиями к ребенку, возникающими в его жизни, и его реальными возможностями, уровнем его развития. Это противоречие становится толчком к процессу воспитания и дальнейшему росту ребенка, если требо­вания соответствуют возрастным особенностям ребенка, не явля­ются слишком легкими или напротив слишком трудными.

Педагогическая наука открывает, устанавливает закономер­ности и на их основе формулирует принципы. Закономерности дают знание о том, как протекают процессы; принципы дают знание о том, как строить процесс, направляют педагогическую деятельность. Закономерности педагогического процесса — это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, суще­ственные связи между явлениями, отдельными сторонами педа­гогического процесса. Есть связи с внешними по отношению к процессу явлениями (социальной средой, например) и внутрен­ние связи (между методом и результатом). Ниже названы наибо­лее общие закономерности педагогического процесса.

1. Связь воспитания и социальной системы. Характер воспи­тания в конкретных исторических условиях определяется по­требностями общества, экономики, национально-культурными особенностями.

2. Связь между обучением и воспитанием, она обозначает взаимозависимость этих процессов, их разностороннее взаимо­влияние, единство.

3. Связь воспитания и деятельности. Один из основных законов педагогики гласит, что воспитывать значит включать ребенка и различные виды деятельности.

4. Связь воспитания и активности личности. Воспитание ус­пешно, если объект его (ребенок) является одновременно и субъектом. то есть обнаруживает активное поведение, проявляет собственную волю, самостоятельность, потребность в деятельности.

5. Связь воспитания и общения. Воспитание всегда протекает во взаимодействии людей: учителей, учеников и др. Ребенок формируется в зависимости от богатства межличностных связей.

Литература для самостоятельной подготовки:

1. Афонина Г. М. Педагогика. Ростов-на-Дону, 2002, стр.25

2. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997, стр.18

3. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 2001, стр.147, 174

4. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2000, стр.98

5. Пуйман С.А. Педагогика. Мн., 2001, стр.75

6. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002, стр.129, 145

7. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 2000, стр.329

8. Харламов И.Ф. Педагогика. Компактный учебный курс. Мн., 2001, стр.50

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.