Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2017-06-26 | 2960 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Педагогическая технология воспитания (по Н.Е. Щурковой) – это естественный набор различных приёмов педагогического воздействия как естественного и гармоничного поведения педагога на уровне его высокой духовности и психолого-педагогического понимания воспитательной ситуации.
Область педагогики, изучающая технологии, называется прикладной педагогикой. Педагог должен быть подготовлен содержательно, методически и технологически.
Характерные признаки всех технологий:
1. Концептуальное, научное обоснование (теоретические идеи, положения, в воспитании – личностно-ориентированная, гуманистическая педагогика).
2. Они отвечают на вопрос «как?» – предлагают конкретный алгоритм действий педагога (в виде правил, направлений, реплик, приёмов).
3. Предполагается комфортное состояние и педагога, и воспитанника.
4. Тесная взаимосвязь педагогики и психологии.
5. Должен обеспечиваться предполагаемый результат.
В современной педагогике выделяют три уровня понятия «педагогическая технология». Видимо, это относится и к воспитательным технологиям.
1. Общепедагогическая технология, характеризующая целостный общевоспитательный процесс в данном регионе, учебном заведении.…
Например, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили; система воспитания в Павлышской школе В.А. Сухомлинского; модель трудового воспитания А.А. Католикова по системе коммуны А.С. Макаренко; школа как воспитательная система В.А. Караковсого; авторская модель «Русская школа» (И.Ф. Гончаров, Л.Н. Погодина) и др.
2. Частнометодическая педагогическая технология, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета либо направления воспитания, класса, учителя, авторской школы... Например, выявление и развитие творческих способностей детей в разнообразной внеурочной деятельности детей в «творческой комнате» И.П. Волкова; технология воспитания общественного творчества в условиях коллективной творческой деятельности И.П. Иванова и др.
|
3. Локальная (модульная) педагогическая технология выступает, как технология отдельных частей учебно-воспитательного процесса, технология решения дидактических и воспитательных задач.
Например, технология предъявления педагогического требования, технология информационного воздействия, создания воспитывающей среды, организации групповой деятельности, технология педагогической оценки, технология этической защиты и другие.
В основу современных технологий воспитания положены некоторые ведущие идеи, характеризующие их:
· переход в современных условиях преобразований, происходящих в обществе и в образовании, от парадигмы воспитания как формирования личности в командно-административной системе отношений к парадигме воспитания как создания условий для самоактуализации личности;
· гуманизация и демократизация учебно-воспитательного процесса в управлении школой, в отношениях администрации и педагогов, педагога и учащихся, в отношениях учащихся между собой;
· возможность ситуации выбора концептуальных идей, педагогических позиций, воспитательных технологий, вариативных педагогических приемов, средств и организационных форм воспитания, технологических решений воспитательных проблем и т.д.;
· возможность экспериментальной и опытно-педагогической деятельности педагогов и школ, создания авторских концепций и школ обучения и воспитания;
· коллективный характер педагогических инноваций, богатые возможности для творческой деятельности коллектива педагогов-единомышленников.
В Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь технология воспитания рассматривается в широком и в узком смыслах.В широком – как система последовательного развертывания педагогического мышления и педагогической деятельности, направленных на достижение поставленной цели. В узком – как проявление мастерства конкретного педагога в реализации им оптимальных средств, форм и методов воздействия на развитиеличности в конкретной ситуации. В качестве основной в Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь названа гуманистическая технология воспитания.
|
Таким образом, мы определяем воспитательную технологию как совокупность средств и методов осуществления воспитательного процесса для достижения поставленной цели научно-педагогического обоснования характера педагогического воздействия на ребенка в процессе взаимодействия.
Поскольку ведущими в воспитательном процессе являются гуманистическая и личностно-ориентированная технологии, то целесообразно выделить их ключевые составляющие, то есть составные элементы (по Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в РБ):
· Учет актуальных потребностей детей разного возраста. Чтобы понять внутренний мир ребенка, необходимо знать структуру потребностей, которая у него сложилась.
· Позитивное восприятие ребенка педагогом. Смысл позитивного восприятия заключается в том, чтобы понять и воспринять внутренний мир учащегося, выявить, раскрыть и дать проявление всему тому, что заложила природа в ребенке, верить в его силы и способности.
· Воспитание без принуждения, психического и физического насилия. Этика ненасилия – основа гуманизма. Ненасилие в процессе воспитания проявляется в ненасилии над мышлением, в признании прав ребенка как полноценного человека, в представлении ему возможности выбирать, высказывать свою точку зрения, занимать свое место в коллективе, право на собственное мнение, свою дорогу к истине (воспитательные ситуации).
· Принятие ребенка таким, какой он есть (ребенок – высшая ценность). Для этого нужно знать его интересы, потребности, мотивы, возможности, потому что не может быть воспитания вообще, есть только воспитание крайне конкретное и в конкретных условиях.
· Доверие ребенку. В этом суть настоящей гуманистической позиции. Она связана с созданием в коллективе благоприятного морального климата и атмосферы доверия; воспитатель выражает свое гуманистическое отношение при помощи веры в своих воспитанников, в их стремление к самоусовершенствованию.
|
· Признание ребенка как соучастника, соорганизатора воспитательного процесса.
· Поддерживать ребенка в сложных жизненных ситуациях. Ребенок имеет право и должен рассчитывать на педагогическую поддержку воспитателя. Основой поддержки является настоящий духовный контакт педагога и воспитанника.
· Прощать воспитаннику его ошибки, просчеты, неудачи. Воспитанник должен признать наказание как результат избавления от своих проступков.
· Обращение личности ребенка к самой себе. Процесс жизнедеятельности строится так, чтобы имел характер достижения самим ребенком поставленных целей.
· Свобода и творчество – основа гуманистической технологии воспитания. Весь процесс воспитания носит творческий характер.
Можно сделать вывод, что выше перечисленные составные элементы являются основой любой технологии воспитания, впоследствии они могут заложить фундамент для возникновения новых технологий.
Подводя итог, целесообразно отметить условия эффективного применения технологий воспитания:
· воспитательный процесс должен организовываться на диагностическом и прогностическом основании (диагностика потребностей, уровня развития, сформированости навыков поведения);
· учет личного опыта воспитанников, в том числе и негативного (отношение к окружающему миру, людям, к себе, степень активности, природный потенциал, навыки и приемы действий, эмоциональные реакции, ценности и потребности);
· воспитание происходит во взаимодействии и во взаимоотношениях между субъектами (роль морального авторитета воспитателя, педагогическое управление системой внутриколлективных отношений, создание успешного эмоционального и психологического климата в группе);
· организация разнообразных видов деятельности, способность удовлетворить и обогатить потребности детей в желаемых взаимоотношениях, творческом самовыражении, переживании успеха, уважении окружающих);
|
· взаимосвязь и единство обучения и воспитания как основа процесса формирования личности (знания формируют взгляды, убеждения, чувства, черты личности, потребности, привычки поведения);
· взаимосвязь воспитания и самовоспитания (воспитательное воздействие и взаимодействие приводят к желанию работать над собой, совершенствоваться; результаты самовоспитания облегчают воспитательное воздействие);
· осуществление индивидуального подхода к воспитанию личности (учет особенностей личности, познавательной, эмоционально-волевой сферы, жизненного опыта);
· профилактика негативных проявлений в жизнедеятельности воспитанника.
Таким образом, чтобы организовать воспитательную работу по той или иной технологии, нужно обязательно учитывать условия ее успешной реализации на практике.
Литература для самостоятельной подготовки:
1. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997, стр.30, 41
2. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 2001, стр.167
3. Педагогика под ред. П.И.Пидкасистого. М., 1998, стр.179
4. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002, стр.369
5. Педагогические технологии. Уч. пособие под ред. В.С. Кукушина. Ростов-на-Дону, 2002, 320с.
6. Концепция воспитания детей и учащейся молодёжи в РБ. Глава 4.
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!