Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Вопрос 33. Педагогические технологии воспитания.

2017-06-26 2960
Вопрос 33. Педагогические технологии воспитания. 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Педагогическая технология воспитания (по Н.Е. Щурковой) – это естественный набор различных приёмов педагогического воздействия как естественного и гармоничного поведения педагога на уровне его высокой духовности и психолого-педагогического понимания воспитательной ситуации.

Область педагогики, изучающая технологии, называется прикладной педагогикой. Педагог должен быть подготовлен содержательно, методически и технологически.

Характерные признаки всех технологий:

1. Концептуальное, научное обоснование (теоретические идеи, положения, в воспитании – личностно-ориентированная, гуманистическая педагогика).

2. Они отвечают на вопрос «как?» – предлагают конкретный алгоритм действий педагога (в виде правил, направлений, реплик, приёмов).

3. Предполагается комфортное состояние и педагога, и воспитанника.

4. Тесная взаимосвязь педагогики и психологии.

5. Должен обеспечиваться предполагаемый результат.

В современной педагогике выделяют три уровня понятия «педагогическая технология». Видимо, это относится и к воспитательным технологиям.

1. Общепедагогическая технология, характеризующая целостный общевоспита­тельный процесс в данном регионе, учебном заведе­нии.…

Например, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили; система воспитания в Павлышской школе В.А. Сухомлинского; модель трудового воспитания А.А. Католикова по си­стеме коммуны А.С. Макаренко; школа как воспитательная система В.А. Караковсого; авторская модель «Русская школа» (И.Ф. Гончаров, Л.Н. Погодина) и др.

2. Частнометодическая педагогическая технология, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета либо направления воспитания, класса, учителя, авторской школы... Например, выявление и развитие творческих способностей детей в разнообразной внеурочной деятельности детей в «твор­ческой комнате» И.П. Волкова; технология воспитания общественного творчества в условиях коллективной творческой деятельности И.П. Иванова и др.

3. Локальная (модульная) педагогическая технология выступает, как технология отдельных частей учебно-воспитатель­ного процесса, технология решения дидактических и воспитательных задач.

Например, технология предъявления педагогического требования, технология информационного воздействия, создания воспитывающей среды, организации групповой деятельности, технология педагогической оценки, тех­нология этической защиты и другие.

В основу современных технологий вос­питания положены некоторые веду­щие идеи, характеризующие их:

· переход в современных условиях преобразований, проис­ходящих в обществе и в образовании, от парадигмы вос­питания как формирования личности в командно-адми­нистративной системе отношений к парадигме воспита­ния как создания условий для самоактуализации личности;

· гуманизация и демократизация учебно-воспитательного процесса в управлении школой, в отношениях адми­нистрации и педагогов, педагога и учащихся, в отно­шениях учащихся между собой;

· возможность ситуации выбора концептуальных идей, педагогических позиций, воспитательных технологий, вариативных педагогических приемов, средств и орга­низационных форм воспитания, технологических ре­шений воспитательных проблем и т.д.;

· возможность экспериментальной и опытно-педагоги­ческой деятельности педагогов и школ, создания ав­торских концепций и школ обучения и воспитания;

· коллективный характер педагогических инноваций, бо­гатые возможности для творческой деятельности кол­лектива педагогов-единомышленников.

В Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь технология воспитания рассматривается в широком и в узком смыслах.В широком – как система последовательного развертывания педагогического мышления и педагогической деятельности, направленных на достижение поставленной цели. В узком – как проявление мастерства конкретного педагога в реализации им оптимальных средств, форм и методов воздействия на развитиеличности в конкретной ситуации. В качестве основной в Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь названа гуманистическая технология воспитания.

Таким образом, мы определяем воспитательную технологию как совокупность средств и методов осуществления воспитательного процесса для достижения поставленной цели научно-педагогического обоснования характера педагогического воздействия на ребенка в процессе взаимодействия.

Поскольку ведущими в воспитательном процессе являются гуманистическая и личностно-ориентированная технологии, то целесообразно выделить их ключевые составляющие, то есть составные элементы (по Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в РБ):

· Учет актуальных потребностей детей разного возраста. Чтобы понять внутренний мир ребенка, необходимо знать структуру потребностей, которая у него сложилась.

· Позитивное восприятие ребенка педагогом. Смысл позитивного восприятия заключается в том, чтобы понять и воспринять внутренний мир учащегося, выявить, раскрыть и дать проявление всему тому, что заложила природа в ребенке, верить в его силы и способности.

· Воспитание без принуждения, психического и физического насилия. Этика ненасилия – основа гуманизма. Ненасилие в процессе воспитания проявляется в ненасилии над мышлением, в признании прав ребенка как полноценного человека, в представлении ему возможности выбирать, высказывать свою точку зрения, занимать свое место в коллективе, право на собственное мнение, свою дорогу к истине (воспитательные ситуации).

· Принятие ребенка таким, какой он есть (ребенок – высшая ценность). Для этого нужно знать его интересы, потребности, мотивы, возможности, потому что не может быть воспитания вообще, есть только воспитание крайне конкретное и в конкретных условиях.

· Доверие ребенку. В этом суть настоящей гуманистической позиции. Она связана с созданием в коллективе благоприятного морального климата и атмосферы доверия; воспитатель выражает свое гуманистическое отношение при помощи веры в своих воспитанников, в их стремление к самоусовершенствованию.

· Признание ребенка как соучастника, соорганизатора воспитательного процесса.

· Поддерживать ребенка в сложных жизненных ситуациях. Ребенок имеет право и должен рассчитывать на педагогическую поддержку воспитателя. Основой поддержки является настоящий духовный контакт педагога и воспитанника.

· Прощать воспитаннику его ошибки, просчеты, неудачи. Воспитанник должен признать наказание как результат избавления от своих проступков.

· Обращение личности ребенка к самой себе. Процесс жизнедеятельности строится так, чтобы имел характер достижения самим ребенком поставленных целей.

· Свобода и творчество – основа гуманистической технологии воспитания. Весь процесс воспитания носит творческий характер.

Можно сделать вывод, что выше перечисленные составные элементы являются основой любой технологии воспитания, впоследствии они могут заложить фундамент для возникновения новых технологий.

Подводя итог, целесообразно отметить условия эффективного применения технологий воспитания:

· воспитательный процесс должен организовываться на диагностическом и прогностическом основании (диагностика потребностей, уровня развития, сформированости навыков поведения);

· учет личного опыта воспитанников, в том числе и негативного (отношение к окружающему миру, людям, к себе, степень активности, природный потенциал, навыки и приемы действий, эмоциональные реакции, ценности и потребности);

· воспитание происходит во взаимодействии и во взаимоотношениях между субъектами (роль морального авторитета воспитателя, педагогическое управление системой внутриколлективных отношений, создание успешного эмоционального и психологического климата в группе);

· организация разнообразных видов деятельности, способность удовлетворить и обогатить потребности детей в желаемых взаимоотношениях, творческом самовыражении, переживании успеха, уважении окружающих);

· взаимосвязь и единство обучения и воспитания как основа процесса формирования личности (знания формируют взгляды, убеждения, чувства, черты личности, потребности, привычки поведения);

· взаимосвязь воспитания и самовоспитания (воспитательное воздействие и взаимодействие приводят к желанию работать над собой, совершенствоваться; результаты самовоспитания облегчают воспитательное воздействие);

· осуществление индивидуального подхода к воспитанию личности (учет особенностей личности, познавательной, эмоционально-волевой сферы, жизненного опыта);

· профилактика негативных проявлений в жизнедеятельности воспитанника.

Таким образом, чтобы организовать воспитательную работу по той или иной технологии, нужно обязательно учитывать условия ее успешной реализации на практике.

Литература для самостоятельной подготовки:

1. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997, стр.30, 41

2. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 2001, стр.167

3. Педагогика под ред. П.И.Пидкасистого. М., 1998, стр.179

4. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002, стр.369

5. Педагогические технологии. Уч. пособие под ред. В.С. Кукушина. Ростов-на-Дону, 2002, 320с.

6. Концепция воспитания детей и учащейся молодёжи в РБ. Глава 4.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.